Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП с детьми подготовительной логопедической группы на тему: «Число 10».
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП с детьми подготовительной логопедической группы на тему: «Число 10».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_matematika.docx | 179.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «Ивушка»
г. Минеральные Воды
Конспект
интегрированной непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП с детьми подготовительной логопедической группы «В» на тему: «Число 10».
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Воспитатель: Шаманова Е.Д.
2021-2022 учебный год
Тема: «Число 10»
Цель:
Сформировать представления о числе 10; его образовании, составе.
Задачи:
Познакомить с числом 10, образованием, графическим изображением.
Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, используя схему.
Развивать мышление, слуховое восприятие, внимательность.
Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, самостоятельность, умение сосредотачиваться на поставленных задачах.
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная инструкция.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: картинки с изображением птиц и зверей (лев, лиса, морж, слон, носорог, кенгуру, медведь, крокодил, журавль, воробей, дикобраз, сова, росомаха, черепаха, волк, попугай, лось и лосенок, бегемот); числовой отрезок; карточки с записью чисел 1-10.
Раздаточный: записью чисел 1-10.
Активизация словаря: числовой отрезок, решение задач, часть, целое.
Этапы проведения: организационно - мотивационный, деятельностный, заключительный (контрольно-рефлексивный).
Структура проведения и ход деятельности:
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1 этап – организационно-мотивационный | |
Ребята давайте с вами поиграем в игру «Разбегалочки». Назови соседей числа. | Выполняют по инструкции, дети ходят вокруг колец с числами, по команде становятся в кольцо и называют соседей числа, которое изображено нам карточке. |
- Ребята вы любите путешествовать? - А на чем можно путешествовать? Сегодня у нас новое путешествие - в зоопарк. А поможет нам туда попасть... Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи собирает, По полям кочует — Коноплю ворует. - Кто знает, как называют этого воришку? Присаживайтесь на стульчики перед доской. - Часто так и говорили: «Bopa бей!» Вот однажды воробей полетел на обед в зоопарк. Послушайте и постарайтесь запомнить, у кого обедал воробей. Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал воробей?» с паузами при перечислении животных. Где обедал, воробей? В зоопарке у зверей. Пообедал я сперва За решёткой у льва. Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы. Ел морковку у слона, С журавлем поел пшена. Погостил у носорога, Отрубей поел немного. Побывал я на пиру У хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде. У мохнатого медведя. А зубастый крокодил Чуть меня не проглотил. -Каких животных в зоопарке посетил воробей? -Сколько их было? Давайте отметим маршрут воробья на числовом отрезке. - Сколько всего животных? (9 животных.) - А самого воробья вы посчитали? Каким по счету стал воробей? (десятым) - Как получили число десять? (9 + 1) - Где расположить на числовом отрезке число десять? (На один шаг справа от числа 9) - А как записать число 10? - До сих пор для обозначения чисел мы пользовались одним значком. Но все значки закончились, можно использовать только те, что уже были. Десять обозначается двумя значками: 1 и 0. От 1 до 9 – это ЧИСЛА и ЦИФРЫ, а от 10 и далее только ЧИСЛА! - Как вы думаете, с каким числом мы сегодня познакомимся? Правильно число 10. | Ответы детей Ответы детей. (Воробей) Внизу под цифрами числового отрезка воспитатель располагает картинки. Ответы детей Ответы детей Ответы детей. Возможно, кто-либо из них уже знает запись числа 10. Ответы детей. |
2 этап - деятельностный | |
- Пройдите на ковер, присядьте. У вас в руках у каждого есть проволока, попробуйте из нее сделать число 10. Получается? Нет? Почему? - Правильно, ведь для того чтоб сделать число 10 нужно 2 цифры 1 и 0. Цифра вроде буквы О — Это ноль, иль ничего. Круглый ноль такой хорошенький, Но не значит ничегошеньки! Если ж слева рядом с ним Единицу примостим, Он побольше станет весить, Потому что это — десять. (С. Маршак) - Попробуйте сделать теперь в паре. Получилось? - Ребята проходите за столы. Что у вас на столах лежит? Правильно числовой отрезок. - Как вы думаете, что с ним можно делать? - Правильно составлять и решать задачи. - У вас у каждого лечит карточка с задачей. Составьте, пожалуйста, задачу при помощи числовой линейки и запишите решение на листике. Проверьте правильность решения у своего соседа. | Ответы детей. Составляют и решают задачи. 1 или 2 можно вызвать к доске, и записать решение своей задачи. |
3 этап – заключительный | |
- Ребята скажите, пожалуйста, где мы с вами сегодня побывали? Кто нам помогал путешествовать? Правильно, воробей. - С каким числом мы сегодня познакомились? - Что было сложного? - Что понравилось больше всего? - И в знак благодарности воробей предлагает вам отправиться на рыбалку. И половить рыбу. А рыбу не простую, что б в сумме улов составило число 10. | Ответы детей Ответы детей Дети «ловят» рыбу, чтоб в сумме составило число 10. Закрепление состава числа 10. |
Ход занятия:
І. Знакомство с числом 10.
1) Образование числа 10.
— Ребята скажите, на чем можно путешествовать? (ответы детей)
Сегодня у нас новое путешествие — в зоопарк. А поможет нам туда попасть...
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает,
По полям кочует —
Коноплю ворует.
— Кто знает, как называют этого воришку? (Воробей)
— Часто так и говорили: «Bopa бей!» Вот однажды воробей полетел на обед в зоопарк. Послушайте и постарайтесь запомнить, у кого обедал воробей. Посчитайте этих зверей, а чтобы не сбиться со счета, каждый раз кладите на стол по одному кружочку.
Воспитатель читает стихотворение С. Я. Маршака «Где обедал воробей?» с паузами при перечислении животных. Дети выкладывают на столах кружки красного и синего цвета.
Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решёткой у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде.
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил
-Каких животных в зоопарке посетил воробей?
-Сколько их было? Давайте отметим маршрут воробья на числовом отрезке.
Внизу под цифрами числового отрезка воспитатель располагает картинки.
- Сколько всего животных? 9 животных.)
- А самого воробья вы посчитали? Каким по счету стал воробей? (десятым)
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
— Как получили число десять? (9 + 1)
— Где расположить на числовом отрезке число десять? (На один шаг
справа от числа 9)
1) Запись число 10.
— А как записать число 10?
Дети высказываются. Возможно, кто-либо из них уже знает запись числа 10. В противном случае воспитатель поясняет сам:
— До сих пор для обозначения чисел мы пользовались одним значком. Но все значки закончились, можно использовать только те, что уже были. Десять обозначается двумя значками: 1 и 0.
Цифра вроде буквы О — Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький, Но не значит ничегошеньки!
3) № 1, cmp. 52.
Если ж слева рядом с ним Единицу примостим,
Он побольше станет весить, Потому что это — десять.
(С. Маршак)
— Найдите число, которое в ряду чисел следует за числом 9. Назовите его.
— Найдите число 10 на числовом отрезке. Какое число стоит перед
ним? (9)
— Как можно получить число 10? (9 + 1 —10.)
— Сравните числа 9 и 10. (9 < 10; 10 > 9.)
— Какой десятый месяц года?
— Кто из вас родился в октябре? Какое это время года? Чем оно интересно?
— Сколько пальцев на обеих руках у девочек? (5 + 5 — 10.)
— Сосчитайте цветы на полянке. На какие две части можно разбить все эти цветы? (3 + 7 — 10.)
Физкультминутка-пантомима «Загадки».
Дети отгадывают загадки и имитируют движения зверей.
Живет спокойно, не спешит, Ходит длинный, пасть с клыками, На всякий случай носит щит. Ноги кажутся столбами,
Под ним, не зная страха, Как гора, огромен он,
Гуляет... (Черепаха) Ты узнал, кто это?.. (Слон)
Формирование представлений о составе числа 10.
1) Знакомство с составом числа 10.
а) На столах у детей выложены по 10 кружков красного и синего цвета. Кружки нужно подобрать так, чтобы число красных и синих кружков было у всех разное. Воспитатель просит детей сосчитать кружки. Дети выставляют свои варианты на демонстрационной доске.
В завершение подводится итог:
— Каше пары чисел составляют число 10? (1 и 9; 2 и 8; 3 и 7; 4 и 6; 5 и 5.)
6) — А теперь составьте число 10 из игральных фишек и домино:
в) — В ряду чисел соедините пары чисел «волшебной ниточкой», что- бы получить число 10:
9
2) • 2, cтp. 52.
В задании закрепляются представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей. Оно выполняется с использованием демонстрационного материала. На доске из выставленных вариантов разбиения 10 кружков воспитатель оставляет вариант 7 + 3 и просит детей составить по этой картинке 4 равенства.
Дети выполняют задание в рабочей тетради с комментированием: а) 7 + 3 = 10. 7 и 3 — части, 10 — целое.
6) При перестановке частей результат не изменяется, поэтому 3 + 7 = 10.
в) Если из целого вычесть часть 7, то останется вторая часть — 3. По-
этому 10 — 7 = 3.
г) Если из целого вычесть часть 3, то останется другая часть — 7. Поэтому
10 — 3 = 7.
Аналогично выполняются второе и третье задания.
N. Физкультминутка «Зарядка».
Дети сначала маршируют на месте, потом выполняют те движения, о которых идет речь в стихотворении: поднимают вверх руки, приседают, встают, прыгают.
Каждый день по утрам делаем зарядку.
Очень нравится нам делать по порядку:
V. Повторение.
И.• 4, cтp. 53.
Весело шагать, Руки поднимать,
Приседать и вставать, Прыгать и скакать.
В задании закрепляются представления о треугольнике и четырехугольнике, развивается мелкая моторика руки.
- Как надо раскрасить треугольнике и четырехугольник?
- Что получилось? (Дом)
- Кому он больше подойдет: черепашке ши медведю? Почему?
- А сколько домов потребуется зверям, о которых идет речь в стихотворении:
Все, что вижу во дворе я, Все, что вижу на пути,
Я умею, я умею сосчитать до десяти. Еду с мамой в зоосад и считаю всех подряд. Пробегает дикобраз, Это — раз.
Чистит перышки сова, Это — два.
Третьей стала росомаха.
А четвертой — черепаха.
Серый волк улегся спать, Это — пять.
Попугай в листве густой, Он — шестой.
Вот лосенок рядом с лосем, Это будет семь и восемь.
Девять — это бегемот,
Рот, как бабушкин комод.
В клетке ходит лев косматый, Он последний, он десятый.
Дальше мне не сосчитать — Надо снова начинать.
Итог занятия.
Какое новое число узнали? (10)
Каше пары чисел составляют в сумме число 10? (11 и 9; 2 и 8 ; 3 и 7 ; 4 и 6; 5 и 5.) Молодцы!
Дома нарисуйте картинку про число 10. В задании N. 3, cmp. 53 до-пишите подходящие цифры в пустых клетках. Как их найти?
В клетках дорисуйте узоры. Что интересного в расположении фигур?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП с детьми шести лет на тему "Измерение длины" образовательная область "Познание"
Конспект открытого занятия по ФЭМП во время моей аттестации...
Конспект открытой организованной образовательной деятельности по ФЭМП с детьми подготовительной группы на тему: «Путешествие на созвездие великих математиков».
образовательной деятельности по ФЭМПс детьми подготовительной группы...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для подготовительной группы по теме: «Осень к нам пришла»
Закрепление с детьми знаний по теме "Осень"...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП во второй младшей группе на тему: «Число и цифра 3».
Конспект Нод по ФЭМП на тему "Число и цифра 3" дл второй младшей группы. Материал предлагается в игровой форме, с применением блоков Дьенеша, наглядности разного рода....
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП с детьми подготовительной логопедической группы на тему: «Число 20».
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП с детьми подготовительной логопедической группы на тему: «Число 20»....
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП с детьми подготовительной логопедической группы на тему: «Число 10».
Конспектинтегрированной непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП с детьми подготовительной логопедической группы на тему: «Число 10»....