Дополнительная образовательная программа по проведению занятий по развитию сенсорных способностей
рабочая программа по математике (младшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 56 «Северяночка»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
проведение занятий по развитию сенсорных способностей
детей дошкольного возраста с 3 до 4 лет
«Умнички»
Воспитатель
Смишко ОВ.
г. Нижневартовск
ОГЛАВЛЕНИЕ
|
| |
1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1.1 | Цели и задачи Программы | 4 |
1.1.2 | Принципы и подходы к формированию Программы | 5 |
1.2 | Планируемые результаты | 5 |
1.3 | Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы | 5 |
1.4 | Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе | 6 |
1.5 | Характеристики особенностей развития детей | 7 |
|
| |
2.1 | Описание образовательной деятельности по развитию сенсорных способностей у детей | 8 |
2.2 | Содержание деятельности и формы работы | 8 |
2.3 | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 10 |
|
| |
3.1 | Организация развивающей предметно-развивающей среды | 11 |
3.2 | Кадровые условия реализации Программы | 11 |
3.3 | Материально-техническое обеспечение Программы | 11 |
3.4 | Планирование образовательной деятельности | 12 |
3.4.1 | Учебный план | 12 |
3.4.2 | Расписание непосредственно образовательной деятельности | 12 |
3.4.3 | Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию сенсорных способностей | 13 |
4. | Перечень литературных источников | 27 |
I.Целевой раздел
1.Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видный ученый Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребенка.
Учитывая актуальность данной проблемы, было решено активизировать работу по сенсорному воспитанию детей в нашей группе. Был организован кружок «Умнички».
Новизна
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность сенсорного развития, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитие сенсорных способностей ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.
Программа «сенсорное развитие детей» разработана на основании:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями) «Об образовании в Российской Федерации».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей.
- В соответствии с санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»- Программа развития МБДОУ на 2015-2020гг.
Срок реализации Программы – 1 год.
1.1.1 Цели и задачи Программы
Цель программы: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия; развитию моторики рук; пониманию речи; гармоничному развитию детей.
Основные задачи:
- развивать тонкую моторику пальцев;
- развивать движения кистей рук;
- развивать понимание речи;
- знакомить со свойствами материалов;
- развивать конструктивное мышление;
- формировать умение наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости листа;
- обогащать чувственный опыт детей с целью максимальной оптимизации познавательной активности и творческого воображения;
- развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение.
В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина, красок. Игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы
- Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
- Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
- Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
- Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
- Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
1.2.Планируемые результаты
По окончании 1 года обучения:
1.Развитие мелкой моторики детей и координации пальцев рук.
2.Обогащение сенсорного опыта детей через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия
3.Овладение приемами работы с разными предметами.
1.3. Целевые ориентиры на этапе освоения Программы
Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в конструктивной деятельности. Стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.
Может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым.
1.4 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Для того чтобы добиться эффективного баланса между индивидуальными интересами и потребностями детей, с одной стороны, и образовательными задачами, которые ставит перед собой педагог, с другой стороны, нужно, как минимум, знать, каковы эти интересы и потребности, и как они изменяются со временем. У педагогов, работающих с детьми, должны быть ясные представления об индивидуальных особенностях каждого ребенка, специфическом характере развития каждого из них.
Программа ориентирована на ребенка и нацелена на индивидуальное раскрытие и развитие каждого ребенка.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики — диагностические карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с подгруппой, группой детей.
В ходе образовательной деятельности программа предполагает создание диагностических ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Основные используемые методы педагогической диагностики:
- наблюдение за ребенком,
- беседы.
Карта диагностического наблюдения для младшего дошкольного возраста
№ | Фамилия, имя ребенка | Умение правильно конструировать поделку по инструкциям педагога с последующим достраиванием | Умение правильно конструировать поделку по схеме | Умение правильно конструировать поделку по образцу
| Умение правильно конструировать поделку по замыслу
| Умение детей моделировать объекты по иллюстрациям и рисункам | |||||
Начало года( нг)
Конец года(кг) | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высокий уровень: ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
Средний уровень: ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;
Низкий уровень: ребенок не может выполнить все предложенные задания, только с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания
- Характеристика особенностей развития детей
1,5 г. – 3 г.
Учить группировать однородные предметы по одному из признаков (величина, форма или цвет), по образцу и слову взрослого (большой, маленький, такой, не такой). Можно использовать для обозначения формы названия предметов (прямоугольник — кирпичик, овал — яйцо, цилиндр — труба, трехгранная призма — крыша и т. д.). Различать и группировать предметы по цвету (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный), по форме (круг, квадрат, прямоугольник, призма, треугольник, овал).
Учить группировать однородные предметы, резко различные по величине (большой—маленький), форме (квадрат— круг треугольник—овал), цвету (красный—синий, желтый— черный); затем более близкие по величине, форме (круг- овал, прямоугольник—квадрат,), цвету (красный—желтый, синий—зеленый),
Давать задания на соотнесение предметов по одному из свойств: собирать бусы одного, а затем разного цвета и формы путем нанизывания; вставлять грибочки одного цвета в столик такого же цвета, геометрические вкладыши разной величины или формы вкладывать в соответствующие гнезда, складывать по образцу простые рисунки из геометрической мозаики. Соотносить вначале предметы резко различных, а затем более сходных свойств. Осуществлять выбор предметов заданного свойства из двух разновидностей (предметы одной формы, но разного цвета или разной формы, но одного цвета и т. п.). Развивать слуховые дифференцировки, речевой слух, слуховое внимание, мелкую моторику рук.
Проводить занятия: с пирамидами из 6—8 колец, вкладышами кубами (4—6), бочатами, многоместными матрешками (4—6); лото «Разноцветная посуда», «Цветные фоны», с разрезными картинками из 2 частей, складными, кубиками из 4 частей, с предметным лото, «Кто так кричит?", «Как кукушка кукует?», «Как звенит колокольчик?», "Послушай и назови, что слышно?». Занятия по аппликации без наклеивания: раскладывать на фланелеграфе готовые формы контрастных цветов — «Праздничный салют», изображение из геометрических фигур — котенок с мячом, шар, мяч; из фигур разной величины — самолеты, снеговик, пирамида, неваляшка.
3 г.– 4 г.
Закреплять умение соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине. Учить различать и называть цвет (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный); форму (круг, квадрат, прямоугольник, призма, треугольник, овал), заменяя названия формы названием соответствующих предметов; величину контрастную (большой, маленький) и менее контрастную (больше, меньше, очень большой, очень маленький, самый маленький). Предлагать задания на соотнесение предметов по 2—3 свойствам.
Используя мозаику геометрическую и мелкую, учить детей изображать простейшие предметы с соответствующими сенсорными свойствами, складывать рисунок, учитывая цвет, форму, величину по образцу и самостоятельно.
Продолжать развивать слуховые дифференцировки, речевой слух, слуховое внимание, мелкую моторику рук. Развивать первые числовые представления (много, мало, один, два, больше, меньше).
Проводить занятия: с пирамидками сложной формы из 8—12 колец, с лото «Разноцветная посуда», «Цветные фоны», разрезными картинками и складными кубиками из 4-6 частей, содержащими не более 4 элементов, с предметным лото, парными картинками; дидактические игры «Сделай, что нужно», «Чего не хватает», «Угадай, что изменилось», «Скажи, чего не стало», «Угадай па ощупь и назови», «Послушай и назови, что слышно», «Угадай и скажи, кто так кричит» и занятия: «Как звенит колокольчик?», «Кто, как кричит?» и др. Использовать природный материал на прогулке для развития восприятия цвета (ромашка — белая, василек — синий, мак — красный, одуванчик — желтый или белый, трава — зеленая и т. д.), величины, веса (наполнить песком ведра разных размеров и сравнить их по тяжести) и т. д.
Проводить занятия по аппликации без наклеивания — составлять изображения предметов из геометрических фигур, учитывая форму, величину, цвет («солнышко», «елочка», «домики», «забор», «праздничные флажки» и др.).
Для развития представлений о числе использовать пирамиды, грибочки, палочки, шарики, природный материал (камешки, шишки, желуди и др.).
II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности по развитию
познавательных способностей у детей
Занятия проводятся в кабинете дополнительного образования два раза в неделю по 10 мин: во второй половине дня.
Программа сенсорному развитию рассчитана на материал в объёме 21 часа по 2 занятия в неделю, длительностью 10 минут.
Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста (1,5-3 г).
Каждое занятие состоит из нескольких частей.
Вводная часть:
Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между детьми.
Основная часть:
Цель основной части занятия - развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться .
Завершающая часть:
Целью заключительной части занятия является создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.
Оптимальное количество детей – 10 человек. Занятия носят познавательный характер.
2.2. Содержание деятельности и формы работы
При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем.
Вспомогательная роль принадлежит словесному объяснению. Объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
После общего показа и объяснения воспитатель предлагает выполнить фрагмент из всего задания отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь. При самостоятельном выполнении задания каждым ребенком педагог дает единичные указания, оказывает периодическую помощь и в отдельных случаях проводит систематическое индивидуальное обучение. На начальных этапах обучения воспитателем используется развернутая инструкция. Так, при группировке предметов по величине ребенку предлагают:
посмотри внимательно на предмет, который дал воспитатель;
посмотри на два предмета, положенные в разные стороны (воспитателем): вначале на один, потом на другой;
снова посмотри на свой предмет;
найди глазами, где у воспитателя лежит такой же;
покажи его воспитателю;
положи свой предмет рядом с образцом.
Если ребенок понял задание, некоторые звенья развернутой инструкции могут быть опущены:
посмотри внимательно на свою игрушку;
теперь посмотри, какие у меня игрушки;
где у меня такая же игрушка, как твоя;
положи свою игрушку вместе с такой же моей.
По мере усвоения материала на занятиях инструкция постепенно может оказаться совсем свернутой:
возьми предмет;
посмотри на мои игрушки;
положи свою игрушку рядом с такой же.
- Используется самостоятельная и коллективная деятельность детей, исследование;
- Метод наблюдения, как основной – на занятиях, на прогулках, на участке.… У детей развивается наблюдательность, внимание, память.
Сенсорное развитие детей раннего возраста тесно связано с другими разделами программы воспитания и обучения детей в доме ребенка.
Формы организации детей по всем образовательным областям: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Виды организации детей: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьями воспитанников.
2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Ведущие цели взаимодействия группы с семьей — создание в группе необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Сотрудничество с родителями |
|
В течение года |
III. Организационный раздел
3.1 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Методические: информационный материал, конспекты, демонстрационный материал, раздаточный материал.
Необходимое оборудование
- игры Монтессори;
- игры с водой, песком, крупами и пр.
1.Формирование положительной мотивации к игровой и трудовой деятельности.
2. Пальчиковая гимнастика или самомассаж рук.
3. Рассматривание образцов, обсуждение.
5. Выбор материала.
6. Совместная работа детей и педагога (дидактическая игра).
7. Анализ готовых работ.
8. Игра с поделками или выставка работ.
3.2. Кадровые условия реализации Программы
Сведения о педагоге:
ФИО: Смишко Ольга Вячеславовна
Образование – высшее
Квалификационная категория соответствие занимаемой должности
3.3. Материально-техническое обеспечение Программы.
Материально-техническое обеспечение программы соответствует:
1) требованиям, определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
2) требованиям, определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;
3) требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
4) оснащенности помещения развивающей предметно-пространственной средой;
5) требованиям к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
3.4. Планирование образовательной деятельности
3.4.1 Учебный план
№ п/п | Наименование услуги | Форма проведения | Кол-во детей | длительность занятия (минуты) | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц | Количество занятий в год |
Проведение занятий по развитию сенсорных способностей у детей по программе | групповая | 10 | 10 | 2 | 8 | 64 |
3.4.2 Расписание непосредственно образовательной деятельности
№ | Наименование занятий | День недели | Время и место проведения | Исполнитель |
Проведение занятий по развитию сенсорных способностей у детей
| Вторник Четверг
Понедельник Среда | 1,3 неделя 17.00-17.30 17.00-17.30
2,4 неделя 17.00-17.30 17.00-17.30 | Воспитатель Квалификационная категория соответствие занимаемой должности
|
3.4.3 Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию творческих способностей у детей
Октябрь
1 неделя
Тема: «Спрячь мышку»
Цели: формировать у детей умение различать предметы по цвету с помощью операции сравнения разнородных предметов приёмом прикладывания и зрительного соотнесения; формировать представления о цвете (красный, зеленый, желтый, синий); активизировать словарь: такой же, не такой, названия цветов.
Материалы: плоскостные домики из картона основных цветов, посередине квадрат белого цвета с изображением мышки; квадраты тех же цветов – дверцы, большая резиновая игрушка – кошка.
Самомассаж пальчиков и ладошек: «Мы погладим наши ручки» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).
2 неделя
Тема: «Пирамидка из пуговиц».
Цели: формировать у детей умение выполнять простые действия с предметами: нанизывать и снимать пуговицы разной величины на палочку (зубочистку); обогащать сенсорный опыт детей при знакомстве с величиной и цветом: формировать представления о цвете предметов (красный, зеленый, желтый, синий), величине (большой, маленький); развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материал: зубочистки, пуговицы разной величины и цвета.
Пальчиковая гимнастика: «Пальчики – братики» (№1)
3 неделя
Тема: «Грузовик построим сами» (аппликация).
Цели: формировать знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат), продолжать формировать представления о цвете предметов (красный, зеленый, желтый, черный); закреплять знания о строении грузовика (кузов, кабина, колеса); формировать умение пользоваться клеем – карандашом, наклеивать детали, развивать конструктивное мышление – умение из частей собрать целое; мелкую моторику пальцев рук.
Материал: картон или плотная бумага - основа для аппликации, клей-карандаш, заготовки деталей грузовика из цветной бумаги, салфетки бумажные, клеенка на стол.
Пальчиковая гимнастика: «Машина» (№9)
4 неделя
Тема: «Цветные камешки».
Цели: формировать у детей умение подбирать и группировать однородные предметы (камни) в мешочек по признаку одинакового цвета; закреплять с детьми знание основных цветов (красный, зеленый, желтый, синий).
Материал: цветные камешки и цветные мешочки (коробочки).
Самомассаж пальчиков и ладошек: «Камешки» (катать по очереди каждым пальчиком по столу).
Ноябрь
1 неделя
Тема: «Две башни» (конструирование).
Цели: закреплять знания детей о величине предметов, умение выполнять знакомую постройку, используя крупный строительный материал, обыгрывать постройку; познакомить с понятиями: «высокий», «низкий», «одинаковые по высоте».
Материал: наборы строительного материала - кубики, игрушки для обыгрывания построек.
Самомассаж пальчиков и ладошек: «Шишки» (катаем между ладонями, сжимаем поочередно в каждой ладони).
2 неделя
Тема: «Шнуровки».
Цели: формировать умение шнуровать различные предметы; способствовать развитию действий рук и зрительный контроль; развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать волевые качества (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению конечного положительного результата).
Материал: дидактические игры « шнуровки».
Пальчиковая гимнастика: «Апельсин» (№3)
3 неделя
Тема: «Цветы для мамы» (аппликация).
Цели: создание красивых композиций совместными усилиями детей и педагога; продолжать закреплять представления о цвете предметов (красный, зеленый, желтый, синий), умение выбрать предметы соответствующего цвета по просьбе взрослого; формировать умение пользоваться клеем – карандашом, наклеивать цветы, вырезанные воспитателем (из цветной бумаги) и комочки мятой бумаги; развивать мелкую моторику пальцев рук
Материал: цветы из цветной бумаги, цветные бумажные салфетки, ваза из картона, клей - карандаш, салфетки бумажные, клеенка на стол.
Самомассаж пальчиков и ладошек: «Непослушные шарики» (сжимаем резиновый мячик поочередно в каждой ладони).
4 неделя
Тема: «Большой - маленький».
Цели: обратить внимание детей на различие предметов по величине, закреплять понимание слов: большой – маленький; побуждать детей к повторению общеупотребительных слов, к показу больших и маленьких предметов.
Материал: 2 игрушки – собачки, отличающиеся величиной; 2 домика, 2 мяча, 2 тарелки – соответствующие собачкам по величине.
Пальчиковая гимнастика: «Капуста» (№4)
Декабрь
1 неделя
Тема: «Поможем курочки найти своих цыплят» (аппликация).
Цели: формировать знания детей о геометрической фигуре (круг),продолжать закреплять представления о жёлтом цвете, величине предметов (большой - маленький); продолжать формировать умение пользоваться клеем – карандашом, наклеивать детали на контур (круг на шаблоне); развивать зрительный контроль, мелкую моторику пальцев рук, сенсорное восприятие.
Материал: картинка с прорисованными контурами солнышка и цыплят, большой круг для солнышка, 2 маленьких кружка для головок и 2 средних для туловищ цыплят, готовая фигурка курочки, клей - карандаш, салфетки бумажные, клеенка на стол.
Самомассаж пальчиков и ладошек: «Катаем карандашики» (катание поочерёдно гладкого и ребристого карандаша между ладонями).
2 неделя
Тема: «Лучики для солнышка» (с прищепками).
Цели: формировать у детей умение прищеплять прищепки к солнышку (кругу), чтобы получились лучики; развивать мускулатуру пальцев зрительный контроль.
Материал: заготовка солнышка из картона, прищепки.
Пальчиковая гимнастика: «Замок» (№5)
3 неделя
Тема: «Парные картинки» (игрушки)
Цели: развивать у детей наблюдательность, умение находить в предметах сходство и различие (цвет, форма, величина); активизировать словарь детей: одинаковые, похожие, разные.
Материал: парные картинки, специально подобранные по содержанию и художественному оформлению (составить разнообразный набор парных картинок можно, используя настольно — печатные игры: «Лото малышам», «Предметное лото» и др., картинки желательно подбирать сериями).
Самомассаж пальчиков: «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).
4 неделя
Тема: «Елочка – зеленые иголочки» (аппликация).
Цели: познакомить детей с новой геометрической фигурой – треугольник, закреплять знание зелёного цвета, знание величины «большой - маленький»,умение пользоваться клеем – карандашом, наклеивать детали; развивать зрительный контроль, мелкую моторику пальцев рук, сенсорное восприятие.
Материал: зеленые треугольники, вырезанные из цветной бумаги разного размера, клей - карандаш, салфетки бумажные, клеенка на стол.
Пальчиковая гимнастика: «Елочка» (№11)
Январь
1 неделя
Тема: «Лепим снеговика» (лепка).
Цели: формировать у детей умение раскатывать комочки пластилина круговыми движениями и ладоней обратить внимание детей на различие предметов по величине, развивать понимание слов – большой – маленький, мелкую моторику пальцев рук.
Материал: пластилин, досточки для лепки, салфетки.
Самомассаж пальчиков и ладошек: «Еловые шишки» (катаем поочередно руками по столу).
2 неделя
Тема: «Снег идет» (рисование).
Цели: формировать у детей умение пользоваться красками, применяя приём рисования ватными палочками, умение располагать изображение по всей поверхности листа; формировать представление о белом цвете; развивать чувство ритма.
Материал: ватные палочки, краски, альбомные листы с голубым фоном, бумажные салфетки
Пальчиковая гимнастика: «Прыг-прыг» (№7)
3 неделя
Тема: «Цветная посуда».
Цели: формировать у детей умение группировать разнородные предметы по признаку одинакового цвета (разложить приборы по цвету), продолжать закреплять представления о цвете предметов (красный, зеленый, желтый, синий).
Материал: наборы детской посуды разного цвета (тарелки, чашки, вилки, ложки), куколки.
Пальчиковая гимнастика: «Мышонок» (№8)
4 неделя
Тема: «Рыбалка».
Цели: формировать умение сравнивать предметы по длине (длинный - короткий), используя приём приложения предметов друг к другу (удочки); закреплять умение группировать предметы по признаку одинакового цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный) и величины (большой – маленький), используя приём зрительного соотнесения предметов в ходе дидактического упражнения «Поймай рыбку»; активизировать словарь: длинный, короткий, красный, жёлтый, синий, зелёный, разноцветные, много, такой же, не такой;
Материал: дидактическое пособие «Рыбалка» - море (имитация водоёма), разноцветные рыбки (по количеству детей и педагогу) и удочки с магнитами (одна длинная и короткие); большое и маленькое ведёрки для рыбок.Самомассаж пальчиков и ладошек: «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).
Февраль
1-2 неделя
Тема: «Знакомство с водой. Вылавливание шариков из воды».
Цели: знакомство детей со свойствами воды (холодная - тёплая), продолжать закреплять представления о цвете предметов (шарики - красный, зеленый, желтый, синий); формировать у детей умение вылавливать шарики, действовать с предметами – орудиями (ложка, черпачки, сачки…); развивать зрительный контроль, координацию движений рук; вызвать радостные эмоции от игр с водой.
Материал: 2 тазика с водой (холодная, теплая), шарики.
Самомассаж пальчиков и ладошек: «Крутим карандашом» (катание поочерёдно гладкого и ребристого карандаша между ладонями).
Пальчиковая гимнастика: «Мы во двор пошли гулять» (№18)
3 неделя
Тема: «Галстук для папы» (аппликация).
Цели: оформить галстук звездочками разного цвета, вырезанными воспитателем; закреплять умение пользоваться клеем – карандашом, наклеивать детали, располагая их по всей поверхности, знание основных цветов (звёздочки – красные, жёлтые, синие, зелёные); развивать зрительный контроль, мелкую моторику пальцев рук, сенсорное восприятие.
Материал: готовый шаблон галстука из картона, разноцветные звездочки из цветной бумаги, клей – карандаш, бумажные салфетки.
Самомассаж пальчиков и ладошек: «Покатай, покатай!» (катание карандаша по столу).
4 неделя
Тема: «Волшебные макароны».
Цели: формировать у детей умение нанизывать макароны на нитку, развивать зрительный контроль, координацию движений рук, мелкую моторику пальцев рук; воспитывать усидчивость, сосредоточенность.
Материал: макароны с большим отверстием, толстые нитки (тонкие верёвочки).
Самомассаж пальчиков и ладошек: «Мячики-ежики».
Март
1 неделя
Тема: «Подарок маме» (аппликация).
Цели: формировать у детей умение сминать бумажные салфетки пальчиками и скатывать их в шарики круговыми движениями ладоней; украшать корзину комочками мятой бумаги разного цвета; закреплять представления о цвете предметов (цветные шарики - красные, зеленые, желтые, синие); закреплять технику приклеивания, умение пользоваться клеем – карандашом.
Материал: корзина из картона, клей – карандаш, бумажные разноцветные салфетки.
Пальчиковая гимнастика: «Кошки - мышки» (№10)
2 неделя
Тема: «Волшебное ситечко» (просеивание круп через сито).
Цели: познакомить детей с крупой (пшено); формировать у детей умение действовать с предметами, просеивать крупу через сито; развивать мелкую моторику рук.
Материал: крупы, сито.
Самомассаж пальчиков и ладошек: «Покопаемся в крупе»
3 неделя
Тема: «Ловкие ручки».
Цели: продолжать формировать у детей умение застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать, расшнуровывать и застегивать замок; развивать внимание, усидчивость, мелкую моторику пальцев рук.
Материал: шнуровки, ботинок, молния, рубашка.
Пальчиковая гимнастика: «Моя семья» (№6)
4 неделя
Тема: «Гусеница».
Цели: формировать у детей умение распределять крышки разных цветов соответственно картинке; развивать воображение, творческие способности;закреплять знание цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный).
Материал: картинка с изображением гусеницы, разноцветные крышки от бутылок.
Пальчиковая гимнастика: «Зайчик» (№2)
Апрель
1-2 неделя
Тема: «Почки и листочки» (рисование + аппликация).
Цели: формировать представления у детей о том, что когда становится тепло, наступает весна и на веточках деревьев сначала появляются почки, а потом распускаются листочки; освоение детьми изобразительно-выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и наклеивание листочков; развивать умение пользоваться красками и кисточкой, используя приём примакивания; закреплять технику приклеивания, умение пользоваться клеем – карандашом; закреплять знание зелёного цвета; развивать зрительное восприятие, зрительный контроль, мелкую моторику пальцев рук.
Материал: альбомные листы с нарисованными заранее веточками деревьев, гуашь, кисти, вырезанные листочки из цветной бумаги (зелёные), клей – карандаш, бумажные салфетки.
Пальчиковая гимнастика: «Кот» (№12)
3 неделя
Тема: «Угощение для мишки (печенки и пряники)» (лепка).
Цели: продолжать формировать у детей умение раскатывать шар, легко сплющивать в диск для получения плоской формы печенья и пряников; развивать чувство формы, мелкую моторику пальцев рук.
Материал: пластилин, тарелочки, игрушка – медвежонок.
Самомассаж пальчиков и ладошек: «Потрём и похлопаем в ладоши»
4 неделя
Тема: «Положи шарик в свой домик».
Цели: побуждать детей обращать внимание на цвет предметов; формировать умение группировать однородные предметы по признаку одинакового цвета, сопоставлять по цвету разнородные объекты, закреплять знание основных цветов; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику пальцев рук.
Материал: лотки из-под яиц, выкрашенные в красный, желтый, синий, зеленый цвет; пластмассовые шарики такого же цвета, собранные в мешочек.
Самомассаж пальчиков и ладошек: «Шарики» (катаем между ладонями, сжимаем поочередно в каждой ладони).
Пальчиковая гимнастика: «Курочка» (снесла яички – шарики) (№13)
Май
1-2 неделя
Тема: «Отпустим рыбок в аквариум» (коллективная работа – аппликация).
Цели: формировать у детей умение заниматься коллективной совместной деятельностью со сверстниками и педагогом; ориентироваться на листе бумаги, располагая детали по всей поверхности листа; закреплять технику наклеивании, формировать умение пользоваться клеем и кистью; закреплять знание основных цветов (рыбки – красные, жёлтые, синие, зелёные); развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать взаимовыручку.
Материал: лист ватмана с голубым фоном и нарисованными водорослями, травкой и камешками, вырезанные рыбки из цветной бумаги, клей и кисточки для клея, бумажные салфетки.
Пальчиковая гимнастика: «Пирог», «Сорока» (№14, №15)
3-4 неделя
Тема: «В гости к игрушкам».
Цели: формировать у детей умение при сравнении двух предметов выделять параметры ширины (шире – уже) и высоты (выше - ниже), находить сходства и различия, используя приём прикладывания, накладывания, зрительного соотнесения; развивать мелкую моторику пальцев рук; формировать пространственно - образное мышление; закреплять знание основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный).
Материал: голубая бумага, имитирующая ручеек; две доски – короткая и длинная; бумажные цветы и бабочки четырёх цветов; игрушка – бычок; кукла Таня; игрушка – машина, игрушечные колеса разного размера; игрушка – мишка; две кроватки разных размеров.
Пальчиковая гимнастика: «Зайки», «Киска» (№16, №17)
Самомассаж пальчиков и ладошек: «Камешки» (катать по очереди каждым пальчиком по столу и между ладоней).
Содержание пальчиковых игр
1. «Пальчики – братики»
Этот пальчик хотел спать (загнуть мизинчик),
Этот пальчик шмыг в кровать (загнуть безымянный пальчик),
Этот пальчик лишь вздремнул (загнуть средний),
Этот пальчик в раз уснул (загнуть указательный),
Этот пальчик крепко спит (загнуть большой),
Никто больше не шумит!
Поочередно загибая пальчики, можно делать им легкий массаж, немного поглаживать, что станет хорошим сопровождением основного действия.
2. «Зайчик»
Зайчик-зайчик, где твой хвостик? (прыгать)
Здесь! (руки за спину)
Зайчик-зайчик, где твой носик? (прыгать)
Здесь! (показать нос)
Зайчик-зайчик, лапки где? (прыгать)
Здесь! (показать руки)
Зайчик-зайчик, а ушки где? (прыгать)
Здесь! (показать ушки)
3. «Апельсин»
Мы делили апельсин.
Много нас,
А он один.
(дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки)
Эта долька - для ежа.
Эта долька - для стрижа.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для котят.
Эта долька - для бобра
(по очереди загибают пальцы, начиная с большого)
А для волка - кожура.
(сжимают пальцы обеих рук в кулаки)
Он сердит на нас - беда;
Разбегайтесь!
(резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки)
Кто куда!
4. «Капуста»
Мы капусту рубим,
(резкие движения прямыми кистями вверх и вниз)
Мы морковку трем,
(трём кулаком о кулак)
Мы капусту солим,
(движения пальцев, имитирующие посыпание солью)
Мы капусту жмем.
(интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки)
5. «Замок»
На двери висит замок. (соединить пальцы обеих рук в замок)
Кто его открыть бы мог?
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
покрутили, (движения сцепленными пальцами от себя к себе)
потянули (пальцы сцеплены, руки потянуть в разные стороны)
и открыли. (расцепить пальцы)
6. «Моя семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
(руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья!
(энергично сжать руку в кулак несколько раз и разжать)
7. «Прыг-прыг»
Наши пальцы на ладошке
Пусть попрыгают немножко:
Прыг-прыг-прыг.
Наши пальцы на ладошке
Пусть потопают немножко:
Топ-топ-топ.
8. «Мышонок»
Этот мышонок в норке сидит,
Этот мышонок в поле бежит,
Этот мышонок колосья считает,
Этот мышонок зерно собирает,
Этот мышонок кричит: "Ура!
(руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого)
Все собирайтесь, обедать пора!
(энергично сжать руку в кулак)
9. «Машина»
Би - би - би - гудит машина.
(дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)
Тук - тук - тук - мотор стучит. (ритмично хлопают руками)
- Едем, едем, едем, едем -
Он так громко говорит.
(ритмично потопывают ногами)
Шины трутся о дорогу.
Шу - шу - шу - они шуршат. (потирают ладони)
Быстро катятся колеса.
Та - та - та - вперед спешат. (делают ритмичную «вертушку» руками)
10. «Кошки - мышки»
Кошка мышку цап - царап
(пальцы обеих рук сжимаются в кулаки)
Подержала, подержала - отпустила
(кулаки одновременно разжимаются)
Мышка побежала, побежала
(одновременно двигаются по плоскости стола пальцы обеих рук)
Хвостиком завиляла, завиляла
(указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону)
До свидания, мышка, до свидания!
(одновременные наклоны кистей рук вперед и вниз)
11. «Елочка»
Перед нами елочка, (сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»)
Шишечки, (показывают кулачки)
Иголочки, (показывают указательные пальцы)
Шарики, (пальцы сжимают в круг)
Фонарики, (показывают «фонарики»)
Зайчики, (показывают «ушки зайца»)
И свечки, (прижимают ладони и пальчики друг к другу)
Звезды, (прижимают ладони с раздвинутыми пальцами)
Человечки. (ставят средний и указательный пальцы на колени)
12. «Кот»
«Кот на печи (стучат кулачком о кулачок)
Сухари толчет,
Кошка в окошке (показывают, как шьют иголкой)
Полотенце шьет.
Маленькие котята (поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз)
На печке сидят, (и качают головой вправо-влево)
На печке сидят
Да на котика глядят.( показывают руками «очки»)
Все на котика глядят
И сухарики едят». (щелкают зубками)
13. «Курочка»
«Курочка - рябушечка
(не спеша «проходятся» указательным и средним)
По двору гуляла,
( пальцем по бедрам)
По двору гуляла,
Цыпляток считала.
- Раз, два, три, четыре, пять!
(загибают пальчики на одной руке)
Посчитаю их опять.
(грозят указательным пальцем)
Раз, два, три, четыре, пять!»
(загибают пальчики на другой руке)
Посчитаю их опять.
(грозят указательным пальцем)
14. «Пирог»
Падал снег на порог
(дети плавно опускают руки сверху вниз)
Кот слепил себе пирог
(показывают, как пекут пирог)
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек
(делают волнообразные движения руками)
Пирожки себе пеки!
(грозят указательным пальцем)
Не из снега – из муки!
(покачивают пальцем из стороны в сторону)
15. «Сорока»
Сорока – белобока (дети на ладошке «варят» кашу)
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала (поочередно загибают пальцы)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала! (показывают большой палец)
Ты воды не носил (грозят указательным пальцем большому пальцу)
Дров не рубил,
Каши не варил –
Тебе нет ничего! (разводят обе руки в стороны)
Вот тебе горшок пустой (сжимают пальцы в кулак)
Иди в угол и постой! (указательным пальцем показывают на угол)
16. «Зайки»
На лесной лужайке
(показываем «ушки зайчика»)
Разыгрались зайки:
Лапками хлопали, (хлопки)
Ножками топали, (топают ногами)
Ушками махали, (делаем «ушки зайчика» и махаем кистями рук)
Выше всех скакали, (прыжки на двух ногах)
Глазками глядели, (руки к глазам «хлопаем глазками»)
Песенку пропели:
Ля-ля-ля! Ля-ля-ля! (болтаем руками)
Ля-ля-ляйки!
Ах, какие мы веселые зайки!
17. «Киска»
Есть у киски глазки, (показывают свои глазки)
Есть у киски ушки, (показывают ушки и шевелят ими)
4. Перечень литературных источников.
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
- Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
- Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
- Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
- Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА дополнительно образовательной услуги по проведению занятий по развитию познавательных способностей «РУССКАЯ ИЗБА» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет «Звоночки»
ПРОГРАММА дополнительно образовательной услугипо проведению занятий по развитию познавательных способностей«РУССКАЯ ИЗБА» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет«Звоночки»...
Программа ДПОУ проведение занятий по развитию художественных способностей у детей 4 -5 лет «Цветные ладошки»
Как научить ребенка рисовать? У детей дошкольного возраста еще не сформированы художественно-изобразительные цели рисования. Они еще не умеют рисовать с натуры, не умеют правильно работать карандашом,...
Программа ДПОУ проведения занятия по развитию вокальных способностей у детей 4-7 лет
Программа разработанна для музыкальных руководителей, которые ведут дополнительные платные услуги по вокалу...
Дополнительная образовательная программа по проведению занятий по направлению «физическое развитие»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 56 «Северяночка»...
Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способностей у детей «Мир красок» (от 6 лет до прекращения образовательных отношений)
Программа ДПОУ проведение занятий по развитию художественных способностей у детей "Мир красок"...
Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способностей у детей «Пластилинография» для детей дошкольного возраста (от 6 лет до прекращения образовательных отношений)
Цель программы: Развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией...
Программа по дополнительной платной услуге по проведению занятий по развитию театральных способностей у детей дошкольного возраста 5л.-7л. «Золотой ключик».
Театр-это волшебный мир, в котором мальчики и девочки радуются играм, фантазируют, становятся более раскрепощенными, общительными.Сказка всегда , во все времена имела огромную власть над детским сердц...