Система дидактических игр, направленных на формирование сенсорной культуры детей четвёртого года жизни.
методическая разработка по математике (младшая группа)

Ефимова Ольга Григорьевна

Игры и упражнения, предлагаемые нами для детей четвёртого года жизни, рассчитаны главным образом на первоначальное ознакомление с шестью цветами спектра, пятью геометрическими формами, отношениями трёх – пяти однородных объектов по величине. Важно, чтобы дошкольники получили чёткие представления об этих свойствах, научились их узнавать в разных ситуациях и вариантах,  что предполагает обобщение цвета, формы, отношения величин и развитие перцептивных действий.

Особое внимание в этом возрасте мы уделили усвоению и правильному употреблению названий свойств предметов (цвета, формы, величины). Часть заданий направлена на то, чтобы научить детей применять полученные представления при обследовании и обозначении свойств реальных вещей.

После ознакомления с шестью цветами спектра дошкольники начинают знакомиться со светлотными оттенками цветов.

Ознакомление детей второй младшей группы с величиной предполагает, кроме усвоения отношений величин, развитие глазомера – умения подбирать на глаз предметы одинаковой величины.

Таким образом, все предполагаемые задания можно разделить на следующие типы:

-задания, направленные на формирование представлений о шести цветах, пяти формах, отношениях трёх-пяти величин и усвоение соответствующих названий;

-задания на использование усвоенных представлений для обследования и обозначения свойств реальных предметов;

-задания на формирование представлений о светлотных оттенках (два оттенка каждого цвета);

-задания на развитие глазомера. 

Кроме названных заданий рекомендуется комплексные, при выполнении которых необходимо учитывать одновременно два свойства предметов: форму и цвет.

Ребёнок должен научиться видеть все свойства предмета, ориентироваться на любое из них или на два-три одновременно в зависимости от стоящей перед ним задачи. Выработка такого умения и является целью комплексных заданий.

Той же цели служит и последовательность предлагаемых детям игр и упражнений. Дети знакомятся с разными свойствами предметов, чередуя их.

Подобранные игры и упражнения рассчитаны как на групповые, подгрупповые, так и на индивидуальные занятия. Они использовались нами  как отдельные дидактические единицы (в утреннее, вечернее время, на прогулке), так и включались как часть в занятия по математике, ознакомлению с окружающим и объединялись на занятиях по собственно сенсорному развитию.

Авторство игр принадлежит Л.А. Венгеру, Э.Г. Пилюгиной, Н. Б. Венгер, М. Монтессори, Л. Дьенешу, Г.С. Швайко. 

 Итак, для каждого вида восприятия (цвета, формы, величины) разработана, подобрана система дидактических игр, которые постепенно усложняются в соответствие с уровнем развития перцептивных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry.doc1.31 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевых игр детей четвёртого года жизни»

Сюжетно — ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни....

Статья "Педагогические условия развития просоциального поведения у детей четвёртого года жизни"

Так как в наше время общество требует воспитывать социализированного ребенка: самостоятельного, владеющего правилами взаимодействия и моралью общества, в котором он живет, проблема становления и разви...

"Как расширить словарный запас детей четвёртого года жизни"

Развитие словаря у детей - это важная задача развития речи. Для развития словарного запаса важно общение взрослых и детей. Сюжетно - ролевые игры , дидактические игры, загадки - всё это помогает накоп...

Методическая разработка совместной образовательной деятельности педагога и группы детей четвёртого года жизни. Тема: «Украсим рукавичку-домик"

Методическая разработка  совместной образовательной деятельности  педагога и группы детей четвёртого года жизни. Тема: «Украсим рукавичку-домик"...

Роль дидактических игр в экологической работе с детьми четвёртого года жизни.

Анализ лиетратуры по экологическому воспитанию детей четвертого года жизни через дидактические игры...

«Как использовать дидактические игры для формирования представлений о форме и величине у детей четвёртого года жизни?»

Уважаемые родители!Дидактическая игра – явление сложное, но очень интересное. Одним из элементов подобной игры является дидактическая задача. Вторым элементом является игровая задача, побуждающа...