Методическая разработка "Дружный хоровод матрешек"
презентация по математике
методическая разработка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsem_nam_znakoma_matreshka_avtosohranennyy.docx | 25.55 КБ |
druzhnyy_horovod_matreshek.pptx | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Всем нам знакома матрешка – деревянная раскладная кукла, давно уже ставшая символом России.
Матрешка проста, как и всё гениальное, но от этого не менее интересна для детей, а для их развития неоценимое подспорье. В своей работе я использую Матрешку как дидактический материал. В целях закрепления знаний у детей цветов, геометрических фигур, упражнения их в обследовательских действиях контура предметов я разработала дидактическую игру « Дружный хоровод Матрешек». Дидактическая игра включает в себя 7 Матрешек (силуэтов) - 7 цветов спектра, геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, разных размеров и разных цветов), которые я изготовила сама. Плоскостные фигуры отображают существенную для восприятия форму предмета - его контур.
На подготовительном этапе я знакомлю детей с народной игрушкой – Матрешкой. Матрешка привлекает ребенка своей яркостью, к 3-м годам ребенок должен уметь разбирать и собирать трехместную Матрешку. К удивлению некоторые дети не были знакомы с Матрешкой, есть дети, которые до сих пор Матрешку называют «Неваляшкой». Неваляшка - музыкальная игрушка, не валяется, качнешь ее в сторону, а она упрямо возвращается в вертикальное положение, а Матрешка- игрушка разборная, Показала на примере разницу между матрешкой и неваляшкой. Каждая встреча с народной игрушкой у детей вызывает радость, развивает тактильное и зрительное восприятие. Матрешек мы рассматриваем, трогаем, выясняем, что Матрешка, деревянная, гладкая, объемная, разборная. Дети легко разбирают Матрешку, но собирать не у всех детей хватает терпения, интереса, тут нужна моя помощь. Я направляю ребенка на нужные действия, (это деталь не подходит, попробуй другую) в случае ошибки помогаю заметить их (ты правильно сделал? кто поможет Полине?). Потихоньку у детей появляется интерес, ребенок работает на результат. Желание получить игрушку заставляет ребенка действовать снова, искать нужные детали, сравнивать, примеривать и т.д. Игра с матрешкой, развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы рук и пальцев, обогащает чувственный опыт детей. Каждую встречу с Матрешкой заканчиваю художественным словом или рассматриванием альбома «Русская матрешка – душа России».
Дидактическая игра « Дружный хоровод Матрешек» помогает мне в определенной системе учить детей полно и расчленено воспринимать предмет, его свойства (цвет, форму, величину) и овладеть способами обследования.
Утром, во время индивидуальной работы, раскладываю на столе 2 (маленькую и большую) силуэта Матрешек, отличающихся по размеру.
- Дети, кто к нам в гости пришел? (Матрешки)
- Сколько их? (две, много)
- Какие матрешки (красивые)
-Сарафан, какого цвета? (красного)
-Платок, какого цвета? (желтого)
-У Матрешек сарафан красного цвета, а платок – желтого.
-Глеб, покажи маленькую Матрешку.
-Амина, покажи большую Матрешку.
-Где маленькая Матрешка? (Прячу под большую).
-Спряталась под большую. Почему она спряталась? (Она маленькая).
-А большая Матрешка спрячется за маленькой? ( Нет). Почему? Потому что она большая. Используя прием наложения, показываю детям отличие между Матрешками.
-Матрешки разные по величине. (Раскладываю их рядом и показываю различие). Маленькая и большая. Величина - свойство относительное, оно познается только в сравнении с другой величиной. Сравнение помогает зрительно сопоставлять предметы.
Потрогайте Матрешек, обведите по контуру. Указательным пальцем правой руки снизу-вверх обводим Матрешку, сопровождая речью - туловище, голова, туловище. Большое значение имеет обучение детей приему обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки и сопровождении речи. Использование приема обведения контура предметов учит детей обследовательским действиям.
При следующей встрече с детьми в целях развития цветового восприятия раскладываю на столе семь Матрешек одинаковых по размеру, но в разных платочках (красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цветов).
-Дети, кто это? (матрешки).
-Как вы думаете, что они делают? (водят хоровод).
- Правильно, хоровод собрал подружек (показываю круг)
- Посмотрите, какие они? (нарядные, красивые).
- Сколько их? (много)
-Посмотрите внимательно, чем они отличаются? (Платочками). Задание сложное. Дети на глаз определяют отличие.
-У Матрешек платочки разного цвета.
-Амир, у этой матрешки платок, какого цвета? (красного, желтого …и т. д .)
- Анита, покажи мне Матрешку с зеленым платком.
- А у этой Матрешки какого цвета платок?(голубого)
-Скажите шепотом, какого цвета платок у этой Матрешки? (оранжевый, голубой, фиолетовый) Закрепляю в речи названия цветов: оранжевый, голубой, фиолетовый
-Чем похожи Матрешки? (Сарафаны белого цвета).
- Ещё чем? (Все Матрешки собираю в стопку).
-Матрешки одинакового размера, в одинаковых белых сарафанах.
Так я знакомлю детей с последовательностью расположения основных цветов спектра – эталонами цвета.
На четвертом этапе в целях развития сенсорного восприятия формы предметов (ощущения, восприятия, представления) я вношу Матрешек в сарафанах, украшенных контурами геометрических фигур - круг, квадрат, треугольник. Рассматриваем Матрешек, выясняем цвет, контур каких геометрических фигур использован для украшения сарафана. Задача детей найти нужную по размеру и цвету геометрическую фигуру и украсить сарафан. Обводим контур геометрических фигур, находим различие путем наложения и приложения. При обследовании геометрических фигур с помощью различных анализаторов (зрительного, двигательного осязательного) у детей развиваются восприятие, наблюдательность, глазомер, речь. Совместная работа анализаторов способствует более полному восприятию формы предметов. Сарафаны украшаем последовательно: круг, квадрат, треугольник.
Задание усложняю, предложив детям украсить сарафан геометрическими фигурами в возрастающем и убывающем порядке. Так дети подходят к усвоению отношений между величиной предметов, т.е. сериационного ряда.
Дидактическая игра - основное средство сенсорного развития, формирует у детей сенсорные процессы (ощущения, восприятия, представления), развивает представления о сенсорных эталонах, знакомит способами обследования предметов.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Деятельность Исследовательская деятельность – получение ответа на вопрос: «как?»и «почему?» Деятельность Истина Исследование Познание
Последовательность познания ребенком окружающего мира (чувственное восприятие, сенсорное восприятие, развитие психических процессов, познавательный интерес, речь)
Удачи, Вам, в развитии у детей исследовательских умений!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по аппликации на тему «Хоровод матрешек» в подготовительной к школе группе
Интеграция ОО: художественно-эстетическое развитие музыкальное развитие, познавательное развитие.Задачи: учить при наклеивании фигур на общий лист подбирать хорошо сочетающиеся по цвету;продолжать учи...
Конспект НОД по ФЭМП "Хоровод матрешек"
Подробный конспект занятия с детьми 2-3 лет по образовательной области познавательное развитие (формирование элементарных математических представлении)....
НОД по ФЭМП в первой младшей группе «Хоровод матрешек».
НОД по ФЭМП в первой младшей группе«Хоровод матрешек»Цель: привлечение внимания детей к предметам контрастных размеров.Задачи:1) учить детей выполнять действие с матрешкой; обращать в...
Конспект занятий по познавательному развитию в первой младшей группе Тема: «Хоровод матрешек».
Программное содержаниеРазвитие умения различать предметы контрастной величины и обозначать их словами: большой, маленький.Совершенствование предметных действий.Дидактический наглядный материал. Двухме...
Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе на тему: «Хоровод матрешек».
Цель: развитие предметной деятельности. Задачи:Образовательные:- формировать умение детей выполнять действие с матрешкой;- развивать умение различать предметы контрастной величины;- обращать...
Экскурсия в мини-музей "Хоровод Матрешек"
Краткая экскурсия для юных экскурсоводов в музей Матрешек...
- Мне нравится (1)