Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6лет) « Сравнение по объему».(Петерсон)
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Мячина Валентина Ивановна

            познакомить с мерой объема.

  • сформировать представление о непосредственном сравнении сосудов по объему с помощью переливания, сформировать представления об измерении объема сосудов с помощью мерки ;
  • сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя»
  • закрепить  умение составлять и решать задачи на сложение , тренировать счетные умения;
  •  развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon peterson_sravnenie_po_obyomu.doc48 КБ
Microsoft Office document icon peterson_sravnenie_po_obyomu.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

для детей старшей группы (5-6лет)

« Сравнение по объему».(Петерсон)

Цель: познакомить с мерой объема.

Задачи: 

  • сформировать представление о непосредственном сравнении сосудов по объему с помощью переливания, сформировать представления об измерении объема сосудов с помощью мерки ;
  • сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя»
  • закрепить  умение составлять и решать задачи на сложение , тренировать счетные умения;
  •  развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление;

Ход деятельности:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя и предлагает послушать сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь. И была у него дочка - красавица. Посватался к ней царь из соседней страны- злой волшебник, но девушка не захотела выходить замуж за жадного и жестокого правителя. Рассердился тогда волшебник и превратил красавицу в камень.

Сильно опечалился царь, созвал со всей страны мудрецов, чтобы сказали, как расколдовать принцессу. Три дня думали мудрецы, листали свои волшебные книги ,и наконец сказали царю:

«Расколдовать принцессу может волшебная вода, которая хранится в Тридесятом царстве- тридевятом государстве.»

Хотите помочь царю и принцессе?

2. Актуализация знаний.

Игра «Переход через границу»

Дидактические задачи:

1) актуализировать алгоритм непосредственного сравнения предметов по высоте, закрепить умение использовать его для практических измерений;

2) развивать внимание, коммуникативные качества, речь, воображение.

Воспитатель  рассказывает, что попасть в тридесятое царство можно только пройдя через условную границу по пропуску.

На столах 4 столбика для 8 детей (столбики сделаны из Лего , высота всех столбиков  разная). Каждый ребенок получает полоску картона, длина которой равна высоте одного из столбиков. Полоски парные.

Воспитатель говорит, что для того, чтобы пройти через границу, надо найти место, где находится столбик такой же высоты, как и пропуск в руках ребенка.

Как вы будете искать это место?

Дети проговаривают алгоритм сравнения :

-приложить полоску так, чтобы один ее конец совпал с основанием столбика,

-определить, совпали ли вторые концы полоски и столбика.

Далее дети работают самостоятельно. Задание проверяется индивидуально.

Все перешли границу и оказались в тридесятом царстве.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Игра «Найди чашку»

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для формирования способа непосредственного сравнения сосудов по объему;

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;

3) тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение, развивать внимание, память, логическое мышление, речь.

Дети подходят к столу, на котором стоят кастрюля с водой и чашки. Разница в объемах чашек небольшая, более высокая чашка должна иметь меньший объем, имеются и чашки одинакового объема.

Воспитатель говорит, что для спасения принцессы нужно выбрать чашку, в которую поместится больше всего воды. Дети скорее всего выберут самую высокую чашку. Воспитатель наполняет чашку водой и рассказывает, что, когда эту чашку принесли мудрецам, те сказали, что дети ошиблись.

Как вы выбирали чашку ? (по высоте)

Почему не смогли выбрать нужную? (потому что не знаем, как выбрать самую вместительную)

Что нам нужно узнать?(надо узнать способ сравнения чашек по объему)

4.Открытие нового знания.

Игра «Найди чашку» продолжение.

Дидактические задачи:

1) сформировать представление о непосредственном сравнении сосудов по объему;

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия;

3) тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение, развивать внимание, память, логическое мышление, речь.

Как это узнать?

Выслушать все предложения детей. Должна возникнуть идея налить воду в одну чашку, потом перелить в другую.

После проведения экспериментов воспитатель подводит детей к выводу:

Если наполнить одну чашку до краев и перелить из нее воду в другую чашку, то:

*чашки равны по объему , если  вторая чашка наполнилась до краев;

*первая чашка больше, вода не вместилась во вторую чашку;

*первая чашка меньше, если во второй чашке осталось свободное место.

Воспитатель хвалит детей и говорит, что теперь они спасут принцессу.

5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.

Игра «Разные чашки».

Дидактические задачи:

1) закрепить представления о непосредственном сравнении сосудов по объему, умение выполнять практическое сравнение сосудов по объему на основе использования установленного алгоритма;

2) тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение,  развивать внимание, память, логическое мышление, речь.

Дети парами подходят к столам, на которых находятся емкость с водой и две кружки одинакового объема, но разной формы.

Воспитатель рассказывает, что два жадных медвежонка из сказки, узнав, что дети научились сравнивать по объёму, попросили детей помочь им  определить, в какую кружку войдёт больше берёзового сока. Сначала дети проговаривают алгоритм сравнения, затем приступают к выполнению задания и устанавливают, что кружки равны.

Воспитатель хвалит детей. Говорит, что мы смогли помочь королю и медвежатам, а теперь нам нужно возвращаться из тридесятого царства  в детский сад. Для этого произнесём волшебные слова:

«Потрудились мы как нужно!

Трудности прошли все дружно,

Вместе надо покружиться,

 В детском саде очутиться!»

Игра «Столько же».

Дидактические задачи:

 Закрепить счетные умения, развивать внимание, память.

Дети садятся за столы, на которых находятся вырезанные из картона квадраты. На отдельный стол воспитатель ставит десять чашек, которые потом загораживает ширмой.

Воспитатель говорит, что благодарные медвежата предлагают  детям проверить ,кто из них самый внимательный . Я  будут  в чашки класть ложечки, а дети должны по звуку определить, сколько ложек положили и столько же квадратов выложить перед собой.

Сначала воспитатель кладёт ложки в 2 чашки, затем в 4чашки.

В зависимости от подготовки детей количество ложек может быть увеличено до 10.

Задание проверяется визуально: воспитатель убирает ширму, и дети пересчитывают чашки, в которых есть ложки, а так же квадраты, которые они выложили у себя на столах.

- Кто выполнил задание правильно?

- Кто ошибся?

- Как  вы думаете, почему вы совершили ошибку?

В последнем задании в чашки должно быть положено 6 ложечек.

Игра «Составь задачу».

 Дидактические задачи:

-Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь между ними, умение составлять и решать простейшие задачи на сложение и вычитание;

-  Тренировать навыки самоконтроля, тренировать мыслительные операции- анализ и сравнение, развивать внимание, память, логическое мышление, речь.

Воспитатель предлагает подойти к столу, на котором стоят чашки:

На какие группы можно разделить чашки? Воспитатель сдвигает в одну сторону чашки с ложками, в другую- без ложек.

Сколько чашек с ложками?(6)

Сколько без ложек?(4)

Дети подходят к столу, на котором карточки с числами и знаками +,-,=.

На экране появляется аналогичная таблица (6 чашек с ложечками,4- без ложечек)

Воспитатель детям предлагает составить задачу по рисунку. Решение может осуществляться при помощи счетного материала.

6. Итог

Дидактическая задача:

Провести рефлексию деятельности на занятии.

Дети собираются около воспитателя.

-Ребята, где вы сегодня побывали?

-Кому смогли  помочь?

-Как вы думаете, почему вам удалось помочь королю и спасти заколдованную принцессу, помочь жадным медвежатам?

 (Потому что научились сравнивать чашки по объёму.)

Воспитатель предлагает детям дома сравнить по объёму чашки, из которых

обычно пьют члены семьи и определить, какая из чашек самая большая по объёму, а какая маленькая.

МБДОУ детский сад «Золотой петушок» с. Доброе

Добровского муниципального района, Липецкой области

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Тема: «Сравнение по объему.»

Воспитатели: Золотарева Л.В., Мячина В.И.

2022 г.



Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

для детей старшей группы (5-6лет)

« Сравнение по объему».(Петерсон)

Цель: познакомить с мерой объема.

Задачи: 

  • сформировать представление о непосредственном сравнении сосудов по объему с помощью переливания, сформировать представления об измерении объема сосудов с помощью мерки ;
  • сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя»
  • закрепить  умение составлять и решать задачи на сложение , тренировать счетные умения;
  •  развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление;

Ход деятельности:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя и предлагает послушать сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь. И была у него дочка - красавица. Посватался к ней царь из соседней страны- злой волшебник, но девушка не захотела выходить замуж за жадного и жестокого правителя. Рассердился тогда волшебник и превратил красавицу в камень.

Сильно опечалился царь, созвал со всей страны мудрецов, чтобы сказали, как расколдовать принцессу. Три дня думали мудрецы, листали свои волшебные книги ,и наконец сказали царю:

«Расколдовать принцессу может волшебная вода, которая хранится в Тридесятом царстве- тридевятом государстве.»

Хотите помочь царю и принцессе?

2. Актуализация знаний.

Игра «Переход через границу»

Дидактические задачи:

1) актуализировать алгоритм непосредственного сравнения предметов по высоте, закрепить умение использовать его для практических измерений;

2) развивать внимание, коммуникативные качества, речь, воображение.

Воспитатель  рассказывает, что попасть в тридесятое царство можно только пройдя через условную границу по пропуску.

На столах 4 столбика для 8 детей (столбики сделаны из Лего , высота всех столбиков  разная). Каждый ребенок получает полоску картона, длина которой равна высоте одного из столбиков. Полоски парные.

Воспитатель говорит, что для того, чтобы пройти через границу, надо найти место, где находится столбик такой же высоты, как и пропуск в руках ребенка.

Как вы будете искать это место?

Дети проговаривают алгоритм сравнения :

-приложить полоску так, чтобы один ее конец совпал с основанием столбика,

-определить, совпали ли вторые концы полоски и столбика.

Далее дети работают самостоятельно. Задание проверяется индивидуально.

Все перешли границу и оказались в тридесятом царстве.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Игра «Найди чашку»

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для формирования способа непосредственного сравнения сосудов по объему;

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;

3) тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение, развивать внимание, память, логическое мышление, речь.

Дети подходят к столу, на котором стоят кастрюля с водой и чашки. Разница в объемах чашек небольшая, более высокая чашка должна иметь меньший объем, имеются и чашки одинакового объема.

Воспитатель говорит, что для спасения принцессы нужно выбрать чашку, в которую поместится больше всего воды. Дети скорее всего выберут самую высокую чашку. Воспитатель наполняет чашку водой и рассказывает, что, когда эту чашку принесли мудрецам, те сказали, что дети ошиблись.

Как вы выбирали чашку ? (по высоте)

Почему не смогли выбрать нужную? (потому что не знаем, как выбрать самую вместительную)

Что нам нужно узнать?(надо узнать способ сравнения чашек по объему)

4.Открытие нового знания.

Игра «Найди чашку» продолжение.

Дидактические задачи:

1) сформировать представление о непосредственном сравнении сосудов по объему;

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия;

3) тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение, развивать внимание, память, логическое мышление, речь.

Как это узнать?

Выслушать все предложения детей. Должна возникнуть идея налить воду в одну чашку, потом перелить в другую.

После проведения экспериментов воспитатель подводит детей к выводу:

Если наполнить одну чашку до краев и перелить из нее воду в другую чашку, то:

*чашки равны по объему , если  вторая чашка наполнилась до краев;

*первая чашка больше, вода не вместилась во вторую чашку;

*первая чашка меньше, если во второй чашке осталось свободное место.

Воспитатель хвалит детей и говорит, что теперь они спасут принцессу.

5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.

Игра «Разные чашки».

Дидактические задачи:

1) закрепить представления о непосредственном сравнении сосудов по объему, умение выполнять практическое сравнение сосудов по объему на основе использования установленного алгоритма;

2) тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение,  развивать внимание, память, логическое мышление, речь.

Дети парами подходят к столам, на которых находятся емкость с водой и две кружки одинакового объема, но разной формы.

Воспитатель рассказывает, что два жадных медвежонка из сказки, узнав, что дети научились сравнивать по объёму, попросили детей помочь им  определить, в какую кружку войдёт больше берёзового сока. Сначала дети проговаривают алгоритм сравнения, затем приступают к выполнению задания и устанавливают, что кружки равны.

Воспитатель хвалит детей. Говорит, что мы смогли помочь королю и медвежатам, а теперь нам нужно возвращаться из тридесятого царства  в детский сад. Для этого произнесём волшебные слова:

«Потрудились мы как нужно!

Трудности прошли все дружно,

Вместе надо покружиться,

 В детском саде очутиться!»

Игра «Столько же».

Дидактические задачи:

 Закрепить счетные умения, развивать внимание, память.

Дети садятся за столы, на которых находятся вырезанные из картона квадраты. На отдельный стол воспитатель ставит десять чашек, которые потом загораживает ширмой.

Воспитатель говорит, что благодарные медвежата предлагают  детям проверить ,кто из них самый внимательный . Я  будут  в чашки класть ложечки, а дети должны по звуку определить, сколько ложек положили и столько же квадратов выложить перед собой.

Сначала воспитатель кладёт ложки в 2 чашки, затем в 4чашки.

В зависимости от подготовки детей количество ложек может быть увеличено до 10.

Задание проверяется визуально: воспитатель убирает ширму, и дети пересчитывают чашки, в которых есть ложки, а так же квадраты, которые они выложили у себя на столах.

- Кто выполнил задание правильно?

- Кто ошибся?

- Как  вы думаете, почему вы совершили ошибку?

В последнем задании в чашки должно быть положено 6 ложечек.

Игра «Составь задачу».

 Дидактические задачи:

-Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь между ними, умение составлять и решать простейшие задачи на сложение и вычитание;

-  Тренировать навыки самоконтроля, тренировать мыслительные операции- анализ и сравнение, развивать внимание, память, логическое мышление, речь.

Воспитатель предлагает подойти к столу, на котором стоят чашки:

На какие группы можно разделить чашки? Воспитатель сдвигает в одну сторону чашки с ложками, в другую- без ложек.

Сколько чашек с ложками?(6)

Сколько без ложек?(4)

Дети подходят к столу, на котором карточки с числами и знаками +,-,=.

На экране появляется аналогичная таблица (6 чашек с ложечками,4- без ложечек)

Воспитатель детям предлагает составить задачу по рисунку. Решение может осуществляться при помощи счетного материала.

6. Итог

Дидактическая задача:

Провести рефлексию деятельности на занятии.

Дети собираются около воспитателя.

-Ребята, где вы сегодня побывали?

-Кому смогли  помочь?

-Как вы думаете, почему вам удалось помочь королю и спасти заколдованную принцессу, помочь жадным медвежатам?

 (Потому что научились сравнивать чашки по объёму.)

Воспитатель предлагает детям дома сравнить по объёму чашки, из которых

обычно пьют члены семьи и определить, какая из чашек самая большая по объёму, а какая маленькая.

МБДОУ детский сад «Золотой петушок» с. Доброе

Добровского муниципального района, Липецкой области

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Тема: «Сравнение по объему.»

Воспитатели: Золотарева Л.В., Мячина В.И.

2022 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности детей старшей группы тема: «В гости к леснику»

Конспект образовательной деятельности детей старшей группы Тема: «В гости к леснику»Интеграция областей: познание, ознакомление с предметным и социальным окружением.Цель: Расширить знания детей о труд...

Конспект образовательной деятельности детей старшей группы на тему: «По страницам красной книги России»

Конспект  образовательной деятельности детей старшей группы на тему:                            «По страницам кра...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6лет) « Сравнение по объему»

Цель: познакомить с мерой объема.Задачи:сформировать представление о непосредственном сравнении сосудов по объему с помощью переливания, сформировать представления об измерении объема сосудов с помощь...

Конспект образовательной деятельности детей старшей группы в технологии ситуация деятельностного подхода Л. Г. Петерсон Тема: Зимние развлечения.

Тема: Зимние развлечения.Цель:·        закрепление знания детей о свойствах снега, зимних развлечениях и забавах;·...

Конспект образовательной деятельности детей старшей группы по художественно-эстетическому развитию Тема « Усатый -полосатый»

Цель:. развитие любознательности и активности в процессе собственной деятельности в создании выразительных и интересных образов в рисункахЗадачи:Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельнос...

Конспект образовательной деятельности детей старшей группы по познавательному развитию Тема «Путешествие в страну математики»

Цель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:1.Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке и ориентировке на листе бумаги, упорядочении по...

Конспект образовательной деятельности детей старшей группы по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «В осеннем лесу»

Конспект образовательной деятельности детей старшей группы по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «В осеннем лесу»...