Математика в движении в младшем дошкольном возрасте
методическая разработка по математике (младшая группа)
Дошкольное детство - важный период в жизни человека, накладывающий отпечаток на всю его последующую жизнь, время не только интенсивного физического и психического роста, но и накопления социального опыта. Педагогические задачи в отношении детей раннего возраста реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
В основе цели воспитания лежит установка на высокий уровень здоровья, интеллекта, умственной и физической работоспособности, психологической надежности, толерантности и высоких социокультурных стандартов стиля жизнедеятельности и поведения.
В течение нескольких десятилетий система дошкольного образования была ориентирована на передачу детям знаний, умений и навыков по отдельным дисциплинам. Конечно, это хорошо, что ребенок овладевает определенными знаниями. Однако это привело к тому, что интеллектуальная нагрузка детей значительно превосходит физическую, вопреки знаниям о том, что двигательная активность ребенка обусловлена естественной биологической потребностью и законами растущего организма.
И, как следствие, по данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, около 90 % детей, поступающих в школу, имеют отклонения в физическом и психическом здоровье. Причины сложившегося неблагополучия самые различные. Одна из них состоит в недооценке значения двигательной активности в формировании физического и духовного здоровья.
Младший дошкольный возраст - это время, когда у ребенка начинает складываться интерес к средствам и способам практических действий, что представляет для педагогов уникальные возможности для обучения дошкольников через включение их в продуктивную деятельность. Дети, например, рисуют, лепят и выполняют одновременно задания по математике или развитию речи.
Но такая организация процесса обучения в младшем дошкольном возрасте может оказывать и негативное воздействие на развитие младших дошкольников. Продуктивная деятельность, как правило, выполняется, когда ребенок сидит за столом. Долго находясь в таком положении, дети быстро устают, их внимание рассеивается. Как известно, для этого возраста движение является естественной биологической потребностью детского организма. При проведении занятий по математике и логике предлагается сделать акцент на оздоровительно-развивающую их направленность, интегрировав в содержание материал по физической культуре.
В этом случае усвоение дидактической информации и решение воспитательных задач будет осуществляться не на фоне подавления двигательной активности детей, а, наоборот, как ее результат. То есть средства и методы физической культуры в дошкольном возрасте можно использовать не только для развития двигательных способностей, но и для совершенствования познавательной и преобразующей деятельности детей. Математика наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума. Изучение математики способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал, что так необходимо будущему школьнику.
Таким образом, в ходе интегрированных занятий по математике и логике осуществляется целенаправленная работа, направленная на укрепление здоровья дошкольников и развитие у них необходимых ключевых компетенций (социальной и эмоциональной), необходимых для возможности эффективно реализовывать свои внутренние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.
Разработанные занятия предполагают в ходе их проведения активную самостоятельную интеллектуальную деятельность детей. Результатом такого обучения и воспитания становятся новые знания, которые дети могут сразу использовать в практике повседневных жизненных ситуаций.
Содержание занятий основывается на двух видах задач:
- специфические - получение элементарных знаний по математике;
- общепедагогические - направленные на повышение уровня умственного, сенсорного развития дошкольников, развитие речи и обогащение словаря, воспитание волевых качеств, моральных ценностей, эстетической культуры.
Физические упражнения, включаемые в содержание занятий по математике, способствуют решению не только общепедагогических задач, но и специфических. Знакомиться с понятиями, предлагаемыми программным содержанием, такими, например, как длинный - короткий, высокий - низкий, большой - маленький, можно не только сидя за столом, сравнивая предметы из наборов конструктора или мозаики, но и «собирая» грибы или ягоды в игре «У медведя во бору», сравнивая затем их размер. В таких случаях подвижная игра приобретает дидактическую направленность.
Подвижные игры с дидактической направленностью представляют собой особую форму деятельности, в которой создаются условия для того, чтобы ребенок сам ставил перед собой задачи и получал удовольствие от процесса и результата своей деятельности. Особенностью данной категории игр является наличие связи дидактического содержания с движением, при этом роль движений ярко выражена при дидактическом содержании игры. Они мотивированы содержанием игры, ее темой и целью.
Главное достоинство занятий с использованием системы дидактических подвижных игр в том, что при выполнении дидактических заданий дети менее подвержены переутомляемо- сти, усваиваемые понятия приобретают системный характер. Поэтому самый эффективный путь, ведущий к прочному и быстрому усвоению материала, мы видим в использовании подвижной игры дидактической направленности, в процессе которой дети преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают двигательные способности, оттачивают интеллектуальные умения.
В структуру занятий тесно вплетены различные виды двигательной активности: физические упражнения для улучшения здоровья (формирование правильной осанки и свода стопы, укрепление тонуса скелетных мышц, совершенствование работы органов и систем), закрепления двигательного навыка (совершенствование двигательной сферы путем расширения запаса движений, являющихся базовыми в развитии ребенка); психогимнастические этюды (снятие эмоционального напряжения на занятии). Все это обеспечивает участие высших психических функций в процессе овладения двигательным действием, оказывая тем самым положительное влияние на умственное развитие ребенка.
Существует несколько видов механизмов оптимального сочетания двигательного действия с дидактическими играми, заданиями и упражнениями:
- синхронное - введение двигательных действий осуществлялось по ходу выполнения дидактических заданий при условии невысоких умственных и физических нагрузок;
- последовательное - дидактическая подвижная игра или двигательное упражнение предшествуют выполнению дидактического задания или выполняются сразу после него.
Для развития у детей любознательности, познавательных интересов, творческих способностей все занятия, проводимые в течение учебного года, объединены общим сюжетом «Город цветных человечков».
Структура занятия традиционная - трехчастная:
- часть - мотивационно-организованная (2-3 мин).
Дети знакомятся с одним из жителей волшебной страны - Гномиком, который предлагает поиграть с ним в дидактическую игру, что способствует закреплению пройденного материала и создает мотивацию к получению новых знаний.
Необходимым условием при проведении дидактической подвижной игры являются желание ребенка и определение им самим, может ли он играть в данную игру. Каждая игра заканчивается вопросами, в результате ответа на которые для детей «открывается» новое знание или умение.
- часть - основная - «открытие» нового знания или умения (10-12 мин).
Воспитатель с помощью диалога на основе предметной деятельности приводит к «открытию» нового знания или умения. Рассказав детям о полученном результате, возвращает их в игру, для ее окончания использует новый способ действия.
Для закрепления полученных новых знаний детям необходимо зафиксировать их в рабочих тетрадях. Работа проводится детьми индивидуально.
На этом этапе происходит анализирование ребенком своей деятельности по освоению нового. Дети или убеждаются в том, что справились с заданием, или исправляют ошибки.
- часть - итоговая (1-2 мин). Дети рассказывают, что нового они узнали и где эти знания могут пригодиться.
Таким образом, во время занятия статическая работа занимает не более 5 минут. Подвижнодидактические игры, перемещения из одного игрового пространства в другое, выполнение заданий позволяют максимально удовлетворить потребность детей в активных движениях в течение всего занятия, двигательная нагрузка способствует повышению умственной работоспособности и эмоционального тонуса ребенка, а также благополучному усвоению материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«История маленькой машинки» Сценарий досуга по правилам дорожного движения для младшего дошкольного возраста.
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию сценарий досугового мероприятия по правилам дорожного движения для младшего дошкольного возраста. По желанию в сценарий можно добавить несколько музы...
Развитие танцевально-ритмических движений детей младшего дошкольного возраста в процессе знакомства с музыкальными произведениями.
В статье рассказывается о том, какие методы и приемы лучше использовать для развития танцевально-ритмических навыков у детей в процессе обучения и развития на музыкальных занятиях, а так же о их непос...
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ на тему: «Развитие движений детей младшего дошкольного возраста в процессе игр и занятий»
Физическая культура — органическая часть культуры общества и личности. Понятие «физическая культура» объединяет всё, что относится к физическому воспитанию, образованию, развитию человека в системе фи...
Творческая площадка «Современный консультативный пункт» «Кроха» «Развитие мелкой моторики и координации движений детей младшего дошкольного возраста»
Цель работы творческой площадки: способствовать росту профессионального мастерства, развитию творческого потенциала руководителей и педагогов ДОУ Куйбышевского района при организации...
Конспект занятия по математике «Мамин день» в младшем дошкольном возрасте (с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера)
Программное содержание. Способствовать закреплению свойств блоков (цвет, форма, размер), представлений о величине (короткий- длинный, короче- длиннее). Способствовать развитию логического мышления, ис...