Развитие танцевально-ритмических движений детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Кухаренко Татьяна Михайловна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья7.77 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие танцевально-ритмических движений детей младшего дошкольного возраста

Музыкальный руководитель

ГБДОУ детский сад № 39 комбинированного вида

Колпинского района г.Санкт-Петербурга

Кухаренко Татьяна Михайловна

Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект.

Важную роль в музыкально-педагогическом процессе играют танцевально-ритмические движения.

В период дошкольного детства ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. А музыкально-ритмические движения сочетают в себе как эмоционально-творческое развитие, так и развитие физическое. Выполнение различных танцевально-ритмических движений, укрепляет опорно-двигательный аппарат, развивает координацию движений и ориентацию в пространстве.

Таким образом, развитие танцевально-ритмических движений является актуальной проблемой в дошкольном педагогическом процессе.

В настоящее время внимание детей и педагогов привлекают современные ритмы музыки, новые танцы. Но иногда приходится сталкиваться с тем, что дети, наблюдая в быту танцы взрослых, подражают самым худшим образцам их исполнения (они кривляются, ломаются, танцуют грубо, немузыкально). Это вызывает большую тревогу, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы художественно-музыкального вкуса.

Детский танец должен иметь яркое эмоциональное содержание, своеобразный колорит. Танцы должны быть доступны детям, отвечать их техническим возможностям. В противном случае, обучение превратится в  утомительный тренаж и потеряет свою воспитательную ценность.

У детей младшей группы координация движений развита недостаточно. Характерной чертой этого возраста является возбуждение нервной системы и недостаточное торможение, поэтому у детей замедленна реакция на музыкальные сигналы. Несмотря на это, у малышей вырабатывается устойчивый интерес к танцам.

Процесс обучения танцевальным движениям достаточно трудоёмкий и требует от педагога особенно мастерства и квалификации. Вот лишь некоторые основные задачи танцевально-ритмического обучения детей дошкольного возраста: учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать движения с их характером; ритмично и выразительно двигаться; играть в музыкальные игры, водить хороводы, исполнять пляски на занятиях и во время другой деятельности; развивать чувство ритма и т.д. Музыкально-ритмическое воспитание является одним из стержневых видов деятельности, поскольку по своей природе является синтетическим, объединяющим музыку (пение), движение и слово.

Есть много методов и приёмов обучения  в музыкально – ритмическом воспитании. Наиболее эффективные: метод образно-игрового вхождения в музыку; метод контрастных сопоставлений; метод творческих заданий; импровизация; сочетание наглядно-слухового, наглядно-зрительного и тактильно-мышечного приемов; соревновательный прием; игровой прием; прием «провокаций», «вовлекающий» показ; сочетание групповых и индивидуальных форм работы; подбор специального индивидуально-ориентированного музыкального материала; использование музыкально-ритмических движений в других видах музыкальной деятельности. Педагог средствами ритмопластики, движений под музыку за считанные минуты может снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысит настроение детей, сконцентрировать их внимание. Следовательно, музыкально-ритмические движения являются эффективной психогимнастикой, средством коррекции состояния детей и их поведения.

Такая система работы является наиболее эффективным способом достижению следующих результатов:

  • дети легко и свободно используют в импровизации разнообразные движения, тонко передавая музыкальный образ;
  • процесс разучивания нового репертуара занимает немного времени, два-три занятия;
  • дети владеют определенным репертуаром, готовым для показа на выступлении.

Именно поэтому, все это способствует развитию у детей самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом. Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка и переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие танцевально-ритмических движений детей младшего дошкольного возраста в процессе знакомства с музыкальными произведениями.

В статье рассказывается о том, какие методы и приемы лучше использовать для развития танцевально-ритмических навыков у детей в процессе обучения и развития на музыкальных занятиях, а так же о их непос...

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ на тему: «Развитие движений детей младшего дошкольного возраста в процессе игр и занятий»

Физическая культура — органическая часть культуры общества и личности. Понятие «физическая культура» объединяет всё, что относится к физическому воспитанию, образованию, развитию человека в системе фи...

Творческая площадка «Современный консультативный пункт» «Кроха» «Развитие мелкой моторики и координации движений детей младшего дошкольного возраста»

Цель работы творческой площадки:   способствовать росту профессионального мастерства, развитию творческого потенциала руководителей и педагогов ДОУ Куйбышевского района при организации...

Доклад на педсовет. Тема:" Развитие движений детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)"

Развитие движений детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)...

Развитие танцевально-ритмических движений детей младшего дошкольного возраста в процессе знакомства с музыкальными произведениями и играми

Развитие танцевально-ритмических движений детей младшего дошкольного возраста в процессе знакомства с музыкальными произведениями и играми...