Педагогический проект по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста "Цветные числа Х.Кюизинера"
проект по математике (старшая группа)

Полетаева Елена Александровна

\\

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор-составитель проекта:

Полетаева Елена Александровна

Воспитатель

МБДОУ детский сад «Сказка»

р.п.Вознесенское Нижегородская область

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕИЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕЖСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛОЧЕК КЮИЗИНЕРА

«ЦВЕТНЫЕ ЧИСЛА Х.КЮИЗИНЕРА»

Вид проекта: познавательно - творческий

Продолжительность проекта: среднесрочный

Участники проекта: дети 5 – 6 лет, воспитатели, родители.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Актуальность темы проекта:

        Наблюдение за воспитательно-образовательным процессом по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста позволило сделать вывод о том, что основные логическое операции у детей старшего дошкольного возраста сформированы недостаточно В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы.

        Однако из всех рассмотренных математических пособий палочки Кьюизенера в наибольшей мере соответствует специфике и особенностям формирования элементарных математических представлений у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развитию детского мышления.

Развитие математических способностей и математических представлений у детей дошкольного возраста важно, т.к. они активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира. Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли. Л.С.Выготский.

Цель проекта: разработать систему деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования цветных палочек Х.Кюизенера.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Формировать умение у детей детей ориентироваться в сенсорных эталонах (узнавать и называть цвет, форму, размер, количество предметов),
  • Формировать умение ориентироваться в пространстве (группы, листа бумаги и т. д.),
  • Формировать умение у детей обследовать предметы, побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т.д.).

Развивающие:

  • Развивать сенсорные способности (восприятие цвета, формы, величины, пространственных отношений и др.) в процессе обследовательских действий, развивать эмоции детей посредством создания ситуаций удивления, радости, занимательности, эмоциональных переживаний и пр.),
  • Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию в процессе выполнения игровых заданий с дидактическим материалом,
  • Развивать связную, грамматически правильную диалогическую (монологическую) речь в процессе драматизации сказки, участия в беседе, составлении рассказа.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, инициативность посредством решения интеллектуальных задач;
  • Воспитывать уверенность в себе посредством создания ситуации успеха в игровой, познавательно-исследовательской деятельности;
  • Воспитывать потребность в доброжелательных отношениях с другими детьми посредством организации парной формы организации деятельности;
  • Воспитывать готовность к взаимопомощи в процессе общения со взрослым и сверстниками;
  • Воспитывать интерес к исследовательской деятельности посредством стимулирования занимательным содержанием.

Предполагаемый результат:

  • Освоение детьми математических представлений: величин, сравнения величин, состава числа, последовательность чисел натурального ряда, составом чисел, прямой и обратный счет.
  • Приобретение конструктивных способностей, умения преобразовывать одни математические объекты в другие.
  • Умение слушать и понимать взрослого, действовать по образцу в разных видах образовательной деятельности.

План реализации проекта

I этап. Информационно-аналитический этап.

Цель: сбор психодиагностической информации.

Задачи: определить уровень освоения логических операций детей старшего дошкольного возраста.

Мероприятия:

1. Определение темы проекта.

2. Формулировка цели и определение задач.

3. Изучение методической литературы, передового педагогического опыта по данной проблеме.

4. Составление тематического плана работы с детьми старшего дошкольного возраста.

5. Проведение мониторинга уровня освоения логических операций детьми старшего дошкольного возраста.

6. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды старшей групп.

II этап. Практический этап.

Цель: практическая реализация содержания проекта и организация механизмов проекта.

Задачи: познакомить детей с принципом окраски палочек – «Цветные семейки»; познакомить с соотношением «Цвет – длина – число»; развивать внимание, логическое мышление, воображение, фантазию; развивать речь детей; Закрепить знания детей о геометрических фигурах; упражнять в счете в пределах 10;упражнять детей в решении задач на сообразительность, закреплять состав числа с помощью палочек Кюизенера

Мероприятия:

1. Проведение занятий с детьми старшего дошкольного возраста;

2. Консультация для воспитателей «Палочки Кюизенера как дидактическое средство в уголке занимательной математики»;

        3. Консультация для родителей «Использование палочек Кюизенера в развитии дошкольников»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема ООД

Цель ООД

Материалы

Используемая литература

1.

Занятие №1

«Улица разноцветных палочек»

Познакомить детей с принципом окраски палочек – «Цветные семейки», познакомить с соотношением «цвет-длина-число», развивать внимание, логическое мышление, воображение, фантазию; развивать речь

Набор полочек Кюизинера, разноцветные цифры (карточки с цифрами), цветные человечки

Дидактические игры и занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Авт.-сост. Е.Н.Панова. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007 г. стр.44

2.

Занятие №2 «Ковер-самолет»

Продолжать формировать умение у детей рассказывать сказки по ролям; развивать фантазию; закреплять знания о  геометрических фигурах; формировать умение анализировать расположение предметов в пространстве; закрепить порядковый счет; формировать умение выкладывать цифровой ряд с помощью палочек Кюизинера; воспитывать дружеские отношения.

Геометрические фигуры, наборы палочек Кюизинера на каждого ребенка, «ковер-самолет», нарисованный на листе ватмана; ширма; набор кукол Би-БА-БО.

Дидактические игры и занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Авт.-сост. Е.Н.Панова. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007 г. стр.48

3.

Занятие №3 «Игра с Винни-Пухом»

Закрепить знания детей о геометрических фигурах; упражнять в счете в пределах 10; познакомить с образованием числа 6; развивать логическое мышление, внимание, память, речь

Набор палочек Кюизинера (плоскостной и объемный варианты), фигурки Винни-пуха и Пятачка, воздушный шар, ковролин.

Дидактические игры и занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Авт.-сост. Е.Н.Панова. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007 г. стр.49

4.

Занятие №4 «Путешествие с цветными числами»

Познакомить детей с горизонтальной линией; развивать логическое мышление, память; закрепить счет в пределах 10 – прямой и обратный, порядковый; продолжать осваивать состав числа.

Наборы палочек Кюизинера на каждого ребенка, кубики, катушка ниток, картинка с нарисованными бусами.

Дидактические игры и занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Авт.-сост. Е.Н.Панова. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007 г. стр.50

5.

Занятие №5 «Играем конструируем»

Развитие умения запоминать, развитие комбинаторных способностей, упражнять в умении  называть и сравнивать числа в пределах 10.

Наборы полочек Кюизинера, головоломки, счетные палочки, наборы слов для запоминания.

Дидактические игры и занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Авт.-сост. Е.Н.Панова. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007 г. стр.52

6.

Занятие №6 «Путешествие на поезде»

Упражнять детей в количественном и порядковой счете до 7; закрепить знания детей числового значения палочек Кюизинера от 1 до 7; продолжать формировать умение решать задачи на основе зрительно воспринимаемой информации, закрепить знания дней недели; развивать у детей умение понимать и объяснять «крылатые выражения», закрепить произношение звука [с], используя скороговорки.

Набор палочек Кюизинера, кольца Луллия, конверт, таблица с шифром, обручи, предметные картинки, ковролин, рыбы с примерами.

Дидактические игры и занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Авт.-сост. Е.Н.Панова. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007 г. стр.53

7.

Занятие №7 «Три поросенка»

Использовать прием знакомой сказки для повышения интереса к выполнению счетных действий; упражнять в порядковом и обратном счете; закреплять умение составлять равное количество предметов; развивать умение ориентироваться на плоскости; развивать конструктивные способности, формировать навыки самоконтроля.

Набор полочек Кюизинера, волшебный квадрат Воскобовича, корзинка, салфетки, муляжи грибов, чертеж дома, карточки с цифрами и кодом дома; металлофон, геоконты.

Дидактические игры и занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Авт.-сост. Е.Н.Панова. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007 г. стр.60

8.

Занятие №8 «Сюрприз»

Закреплять счет от 1 до 10 и формировать представление о смежных числах; развивать умение классифицировать; решать логические и арифметические задачи.

Палочки Кюизинера, блоки Дьенеша, листы в клетку, обручи, карточки с цифрами.

Дидактические игры и занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Авт.-сост. Е.Н.Панова. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007 г. стр.68

9.

Занятие №9 «Мы играем и считаем»

Закрепить счет в пределах 10, развивать навыки работы с палочками Кюизинера, развивать логическое мышление, память, внимание.

Набор палочек Кюизинера, мяч, «чудесный мешочек», волчок и цифрами от 1 до 10.

Дидактические игры и занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Авт.-сост. Е.Н.Панова. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007 г. стр.72

10.

Занятие №10 «Цветные числа»

Упражнять детей в решении задач на сообразительность, закреплять состав числа с помощью палочек Кюизинера, развивать логическое мышление, память.

Наборы палочек Кюизинера, карточки-схемы «Заяц».

Дидактические игры и занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Авт.-сост. Е.Н.Панова. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007 г. стр.75

        III этап. Контрольно-оценочный этап.

        Цель: оценить степень реализации целей и задач проекта.

        Задачи: проанализировать степень реализации целей и задач проекта, обобщить опыт по реализации проекта, определить перспективы дальнейшей деятельности.

        Мероприятия:

        1. Размещение информации на стенд для родителей «Игры с палочками Кюизенера – развиваем мышление детей». (Приложение №4)

        2. Презентация проекта «Цветные числа» Х.Кюизенера»

        Результаты проекта:

        1. Детьми освоены такие математические представления как: величины, сравнения величин, количественного состава чисел из единиц, прямой и обратный счет с использованием палочек Кьюизенера.

        2. Дети имеют конструктивные способности, умеют преобразовывать одни математические объекты в другие с помощью палочек Кьюизенера.

        3. Слушают и понимают взрослого, действуют по образцу в разных видах образовательных деятельности: ФЭМП, конструирование.

Литература

         1. Дидактические игры и занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Авт.-сост. Е.Н.Панова. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007 г.

        2. Комплект игр и упражнений «На злотом крыльце…» Игры с цветными счетными палочками Кюизенера. Изготовитель: ООО «Корвет», С-Пб., 2003.

        3. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 88 с.:цв.вкл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Задачи на смекалку, как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста."

Задачи на смекалку, как средство формирования элементарных математических представлений   детей старшего дошкольного возраста....

Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

В данной статье описаны особенности развития математических представлений для детей с нарушением зрения....

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм, при котором интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового ...

«Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры с цифрами и числами»

В.А. Сухомлинский:«Без игры нет, и не может бытьполноценного умственного развития».Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для н...

Дидактическое пособие для воспитателей ДОО «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры с цифрами и числами»

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития»В.А. СухомлинскийДля ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для ни...