НОД ФЭМП лексическая тема "Космос"
план-конспект занятия по математике
Предварительный просмотр:
Конспект ФЭМП в группе компенсирующей направленности ТНР (старшая группа)
Лексическая тема «Космос»
Образовательные задачи. Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах десяти. Объединение частей в целое множество. Установление зависимости между множеством и его частью. Подготовка к пониманию сущности арифметического действия сложения. Закрепление знаний о составе числа («пять», «шесть») Совершенствование умения делить целое на части. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости, умения определять величину объемных геометрических фигур на глаз и раскладывать фигуры в убывающем порядке.
Коррекционно - развивающие задачи. Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, речевого слуха, творческого воображения, тонкой моторики.
Воспитательные задачи. Воспитание активности, инициативности, навыков сотрудничества.
Оборудование. Магнитная доска, мольберт, коврограф, плоскостные изображения звезд, альбом «Раз планета, два комета….», контейнеры с геометрическими фигурами по числу детей, карточки с картинками и цифрами для игры в математическое домино, плоскостное изображение ракеты, набор фломастеров.
Предварительная работа. Беседа «Солнце и планеты Солнечной системы» из альбома «Раз планета, два комета…»Разучивание упражнения «Ракета»
Ход занятия
- Организационный момент. Упражнение «Большая медведица»
( Педагог сообщает детям о начале занятия. Предлагает сесть на стульчики, стоящие полукругом перед мольбертом. На мольберте стоит картина «Млечный путь» из альбома «Раз планета, два комета…»)
Педагог. - Наше сегодняшнее занятие посвящено космосу, звездам и планетам. Мы с вами рассматривали звездное небо и поняли, что сосчитать звезды невозможно, их бесчисленное множество.
- Что это? (педагог показывает картину «Млечный путь»)
Дети. - Это Млечный путь. Он состоит из огромного количества звезд. Они так далеко от Земли, что сливаются в одну белую полосу.
Педагог. - Для того чтобы ориентироваться в звездном небе, люди дали имена некоторым самым ярким звездам и объединили звезды в созвездия. На следующей картине вы видите созвездие, которое люди назвали «Большой Медведицей» (Педагог помещает на мольберт картину «Большая медведица» из альбома «Раз планета, два комета…»)
Педагог.- Созвездие Большой Медведицы похоже на большой ковш. Сколько звезд образует сам ковш? Сосчитайте.
(Педагог выкладывает на коврографе изображение созвездия из плоскостных изображений звезд)
Дети. – Сам ковш образуют четыре звезды.
Педагог. – А сколько звезд образуют ручку ковша?
Дети. – Ручку ковша образуют три звезды.
Педагог. – Сравните количество звезд, образующих сам ковш, и количество звезд, образующих ручку ковша. Каких звезд больше, а каких меньше?
Дети. – Звезд, образующих сам ковш, на одну звезду больше. Звезд, образующих ручку, на одну звезду меньше.
Педагог. – Сколько всего звезд образуют ковш с ручкой?
Дети. – Всего семь звезд образуют ковш с ручкой.
Педагог. – Как получилось число «семь»?
Дети. – Четыре звезды и три звезды вместе – это семь звезд.
Педагог.- Правильно. (Педагог убирает альбом с коврографа)
- Игра «Математическое домино» (спутники и космические корабли)
Закрепление знаний о составе числа («пять», «шесть»)
(Педагог предлагает детям пройти к магнитной доске. Перед которой лежат карточки с изображениями космических кораблей и спутников для игры в домино. Педагог ставит на доску в ряд карточки с цифрами «пять», «шесть»)
Педагог.- Сейчас каждый из вас возьмите себе одну карточку (Дети выбирают по одной карточке)
-Пересчитайте, сколько космических кораблей и спутников у каждого из вас на карточках.
- Поставьте карточку под соответствующую . (Дети выполняют задание)
-Очень хорошо. Вы справились с заданием.
-А теперь нужно поставить цифру под каждую половинку каждой карточки.
(Педагог выбирает ребенка, который сам желает выполнить это задание)
-Из каких чисел состоит число «пять»?
Дети.- Число пять состоит из 1 и 4, 2и3, 3и2. 4и1.
-Из каких чисел состоит число «шесть»?
Дети. – Число шесть состоит из 1и5, 2и4, 3и3, 4и2,5и1.
Педагог.- Молодцы!
3. Игра «Ракета» Совершенствование умения делить целое на части.
(Педагог приглашает детей к коврографу. На котором помещает изображение ракеты. Рядом с коврографом лежат в контейнере фломастеры.)
Педагог.- Я рассказывала вам о том, что космические ракеты – носители имеют несколько ступеней. Сейчас вы станете конструкторами и разделите вот эту ракету на четыре одинаковые по размеру ступени. Как вы это сделаете?
Дети. – Мы сложим ракету пополам так, чтобы получилось две одинаковые по размеру части. Фломастером проведем линию по сгибу. (выполняют)
Дети. – Теперь мы перегнем каждую из половин еще раз пополам, чтобы из каждой половины получилось две одинаковые по размеру части, и опять проведем фломастером линии по сгибам. (выполняют )
Педагог. – На сколько ступеней вы разделили ракету?
Дети. – Мы разделили ракету на четыре одинаковые части.
Педагог. – Какой частью ракеты является одна ступень?
Дети. – Одна ступень является четвертой частью ракеты.
Педагог. – Что больше – одна четвертая часть ракеты или целая ракета?
Дети. – Целая ракета больше чем одна четвертая её часть.
Педагог. Правильно, молодцы!
- Подвижное упражнение «Ракета»
(Педагог приглашает детей в центр группового помещения и предлагает сделать упражнение)
А сейчас мы с вами, дети (Дети маршируют по кругу
Улетаем на ракете.
На носки поднимись Поднимаются на носки, тянут руки
А потом руки вниз. Отпускают руки
Раз, два, потянись. Вновь тянут руки вверх.
Вот летит ракета ввысь! Бегут по кругу на носочках.)
- Игра «Конструкторы космических кораблей»
(Педагог ставит перед каждым ребенком контейнер с набором геометрических фигур для коврографа)
Педагог. – Вы остаетесь конструкторами космических кораблей, и сейчас каждый из вас сконструирует свой космический корабль и соберет его на коврографе.
(Дети выполняют задание, а потом по предложению педагога рассказывают, какие фигуры они использовали для создания изображения космического корабля)
- Упражнение «Парад планет»
(Педагог ставит перед детьми манеж с мячами разных размеров)
Педагог.- Вокруг солнца вращается девять планет Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Каждая планета движется вокруг Солнца по своему пути.
-Представьте, что перед вами не мячи, а планеты Солнечной системы. Разложите их по порядку, от самой большой до самой маленькой и сосчитайте по порядку.
(Дети выполняют задание)
Педагог. – Правильно. Вы знаете , как называется самая большая планета? (Юпитер)
- Вспомните название самой маленькой планеты.
Дети.- Меркурий самая маленькая планета Солнечной системы. Мы положили его последним, девятым.
Педагог. – Как называется вторая по величине планета? (Сатурн)
- Молодцы! Вы очень много знаете о космосе и планетах. Я горжусь вами!
6. Организация окончания занятия.
Оценка работы детей.
(Педагог предлагает детям рассказать о том, чему они научились на занятии)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комбинированного занятия по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром на тему: Число 5. Порядковый счет до 5 на основе лексической темы «Домашние птицы».
Особенности формирования математических представлений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в процессе игровой деятельности.Конспект комбинированного заня...
Конспект НОД "Познание"- (ФЭМП) по лексической теме "Посуда" (средняя группа)
В данном конспекте представлено занятие средней группы детского сада . Образовательная область-познание (ФЭМП), по лекической теме "Посуда". Занятие называется "У бабушки Федоры". В него в...
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе по лексической теме "Наша Родина - Россия"
Конспект НОД по образовательной области "Познание" в логопедической группе...
Конспект НОД с использованием ИКТ «Как котёнку дом построили» Лексическая тема «Профессии». ( образовательная область «Познавательное развитие» (ФЭМП)).
Занятие «Как котёнку дом построили» для детей старшей группы компенсирующей напрвленности с ТНР в рамках лексической темы «Профессии" (образовательная область «Познавательное развитие...
Технологическая карта НОД по ФЭМП. Лексическая тема "Домашние животные"
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми 6-7 лет группы компенсирующей направле...
Конспект ОД по реализации образовательной области «Познание» ФЭМП (лексическая тема «Наш край»)
Конспект ОД по ФЭМП в подготовительной группе (совершенствование навыков счёта, состав числа 7, закрепление знаний о геометрических фигурах)....
Математическая яблоня (ФЭМП, Лексическая тема недели: "Что выросло в саду и огороде")
Комплексная НОД: математика и аппликация.Цель: закрепить представление о математических знаках "=" , "+", "-", навыки счета в пределах 10, продолжать формировать умение с...