Проект Математические ступеньки
проект по математике (младшая группа)
Цель: выявить эффективные способы формирования элементарных математических представлений у детей младшей группы.
Задачи:
1.Формировать элементарные математические представления у детей.
2.Отобрать наиболее эффективные приемы и методы активизации познавательной деятельности на занятиях с детьми второй младшей группы.
3. Создать максимально благоприятные условия для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребенка.
4.Систематизировать подобранный материал для использования на занятиях в виде практического материала и рекомендаций по их использованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matematicheskie_stupenki.docx | 219.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
администрации Ханты-Мансийского района
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Ханты-Мансийского района «Детский сад «Сказка»
п. Горноправдинск»
Проектная работа «Математические ступеньки».
воспитателя
Бондарчук Ольги Владимировны
2022 г.
Паспорт проекта
Название проекта | «Математические ступеньки» |
Вид проекта | Творческо-познавательный |
Проблема | Систематизация работы по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. |
Цель | Выявить эффективные способы формирования элементарных математических представлений у детей 2 младшей группы. |
Задачи | 1.Формировать элементарные математические представления у детей. 2.Отобрать наиболее эффективные приемы и методы активизации познавательной деятельности на занятиях с детьми второй младшей группы. 3. Создать максимально благоприятные условия для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребенка. 4.Систематизировать подобранный материал для использования на занятиях в виде практического материала и рекомендаций по их использованию. |
Участники проекта | 1. Дети 3-4 лет 2. Педагоги группы 3. Родители |
Сроки реализации | 1 этап – организационно-подготовительный – сентябрь 2 этап основной – октябрь-апрель 3 этап – заключительный - май |
Ожидаемые результаты | Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению. |
Актуальность проблемы.
Повышение качества образования невозможно без разработки и внедрения современных педагогических технологий, новых моделей учебной деятельности. Для этого необходима целенаправленная работа по формированию интеллектуально-развивающей среды.
Путь, который проходит ребенок в своем развитии в дошкольные годы, огромен. За это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства «складывается» человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка-дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее, это «удивительное» и «неуловимое» надо увидеть и понять.
Основным условием развития личности детей является наличие привлекательных видов деятельности, предоставление возможности проявлять инициативу, внимание и уважение со стороны взрослых к каждому ребенку и взаимоотношениям детей, подлинное сотрудничество взрослого с детьми.
Развивающие игры, непосредственно образовательная деятельность по формированию математических представлений активизирует сотрудничество детей друг с другом. Поэтому деятельность надо построить таким образом, чтобы предусматривалось взаимодействие детей (распределение ролей, материала, функций и отдельных действий).
Большое внимание уделяется детской индивидуальности: учитываются темп развития и деятельности отдельных детей, их предпочтения.
И деятельность детей друг с другом, и взаимодействие воспитателя с детьми носят характер диалога и активного сотрудничества.
Проект «Математические ступеньки» разработан для младшей группы.
Дети младшей группы занимаются самыми важными для их возраста видами деятельности – игрой, конструированием, рисованием. Кроме того, воспитатель читает им стихи, сказки, беседует о прочитанном. Большое внимание уделяется решению задач сенсорного развития, т. к. в ходе организуемой деятельности малыши, играя в дидактические игры, незаметно для себя овладевают такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма и величина.
В своей работе я хочу рассказать о формировании элементарных математических представлений у дошкольников, рассказать, с чего начинать, выделить аспекты обучения, являющиеся наиболее важными для умственного развития дошкольников, продемонстрировать некоторые методы работы, которые позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность интересной и увлекательной.
Отбор задач осуществлён исходя из современных требований к обучению дошкольников, а именно: придания обучению развивающего и воспитывающего характера, обеспечение максимальной активности детей, занимательность, последовательность в усложнении, интегрированный подход к содержанию и организации педагогического процесса.
Проект представлен оригинальной системой игровых и интегрированных занятий с нестандартными средствами математического развития детей младшего дошкольного возраста.
Сенсорное развитие детей данного возраста имеет самостоятельное значение, что является приоритетной задачей, т. к. обеспечивает получение первичных знаний и представлений об окружающем и является основой общего умственного развития.
К достоинствам проекта можно отнести его четкую выстроенность, детальную проработанность учебного материала, обеспеченность каждой непосредственно образовательной деятельности конкретным развернутым планом работы, учебно-методическими и наглядно-дидактическими пособиями.
Проект направлен на развитие математических способностей, что способствует дальнейшему развитию детей в детском саду.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Музыкальное развитие», «Физическое развитие».
Подготовительный этап
1. Организация и оформление уголка «Весёлая математика»
2. Подборка фольклорного материала : загадки, пословицы, скороговорки математического содержания.
3. Подборка художественной литературы со стихами.
4. Оформление тематических папок «Весёлые цифры», «Загадки на смекалку», «Цифры в стихах», «Времена года».
5. Создание настольных дидактических игр, своими руками, совместно с родителями.
6. Чтение стихотворения Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки», чтение пословиц, сказок, загадок.
7. Заучивание стихов: С. Маршак "Веселый счет", пальчиковых игр на закрепление счёта.
8. Дидактические игры: «Найди, кто лишний» «Геометрическое лото», «Четвертый лишний», «Продолжи счет» «Найди свой дом», «Найди соседа числа», «Найди недостающее»
9. Обучающие мультфильмы для детей:
- Мудрые сказки тетушки Совы;
- Развивалки для Мишутки;
- Арифметика с тетушкой Совой;
- Геометрия для малышей;
План реализации проекта
Этапы и сроки реализации | Содержание деятельности | Результат |
Организационно- подготовительный (сентябрь 2021 г.) | 1. Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; 2. Определение цели и задач проекта; 3. Подбор литературы, пособий, атрибутов; 4. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта; 5. Составление тематического планирования мероприятий. | 1. Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс. |
Основной (октябрь 2021 г.-апрель 2022г.) | Деятельность в соответствии с тематическим планированием | Наличие тематического плана мероприятий направленных на ФЭМП. Улучшение показателей диагностики уровня развития математичес-ких способностей у детей. Повышение привлека-тельности для детей процесса ФЭМП. Повышение педагогиче-ского мастерства педагога по проблеме. |
Заключительный (май 2022 г.) | 1. Обобщение результатов работы. 2. Анализ деятельности. 3.Презентация проекта на педагогическом совете. | Сформированность у воспитанников умения: -группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые и т. д.); - составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы; |
План деятельности педагога по ФЭМП у воспитанников
Октябрь | Задачи деятельности |
Количество | Умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного; находить один и несколько одинаковых предметов окружающей обстановке; понимать вопрос: «сколько?»; при ответе пользоваться словами много, один, ни одного. |
Величина | Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначение в речи: большой – маленький. |
Форма | Знакомство с геометрическими фигурами, при помощи которых определяется форма предметов или их частей: круг, квадрат (кирпичик, шар). |
Ориентировка в пространстве | Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления. |
Математическое развлечение | «Осень в гости к нам пришла» Цель: учить детей составлять математические задачи, упражнять в решении примеров, развивать интерес к играм, развивать творчество, воображение. |
Ноябрь | |
Количество | Группировка однородных предметов по указанным признакам, называть их количество, оперируя понятиями «много» - «один». Использование таких ситуаций, когда установление равенства — неравенства предметов становится необходимым. Например, взрослый предлагает малышу: «Давай покормим твоих кукол!» Вместе с ребенком он рассаживает кукол и предлагает накрыть на стол: каждой кукле надо поставить тарелку, а к каждой тарелке положить ложку. Малыш с удовольствием играет с любимыми игрушками. Перед взрослым же, который должен выступать как равноправный партнер по игре, стоит серьезная обучающая задача. Он показывает ребенку способ сравнения двух групп предметов: «Чтобы всем куклам хватило тарелок, давай перед каждой куклой поставим тарелку (подкладывание предметов одной группы под предметами другой группы). Мы сразу увидим, у всех ли есть тарелки. Чтобы всем хватило ложек, давай положим ложку на каждую тарелку» (способ накладывания предметов одной группы на предметы другой группы). |
Величина | Знакомство со словами «большой», «поменьше», «маленький». |
Форма | Знакомство с геометрическими фигурами: прямоугольник, треугольник. Научить их различать, запоминать названия. |
Ориентировка в пространстве | Практическое освоение окружающего пространства (помещение группы). Учить находить спальню, игровую, туалетную и другие комнаты. |
Математическая игра-развлечение | «Собираем урожай» Цель: развивать интерес к играм, в процессе развлечения упражнять в счете, учить детей делить предметы поровну, прививать любовь к математике. |
Декабрь | |
Количество | Группировка однородных предметов по указанным признакам, называть их количество, оперируя понятиями «много» - «один»; «один» - «много». Попарное соотнесение двух групп предметов, которое позволяет определять, чего больше, чего меньше или поровну. |
Величина | Сравнение двух-трех предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Дидактическая игрушка: матрешки, пирамидки, игрушки-вкладыши. |
Форма | Учить различать предметы по форме и называть их. Круг. Квадрат. Прямоугольник. Треугольник. Овал. На плоскостных геометрических фигурах схематически изобразить лица. Получается фигурки-человечки, с которыми можно играть. Предложить малышу уложить спать каждого в свою кроватку («кроватка» контурное изображение круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, овала на полоске картона). Каждая фигурка-человечек должна обязательно найти свою кроватку. |
Ориентировка в пространстве | Ориентировка в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении. |
Математическое развлечение | «Украшаем елку» Цель: учить детей соревноваться в процессе игр, добиваться хороших результатов, формировать интерес к математике, получать чувство удовлетворения, стремление преодолеть трудности. |
Январь | |
Количество | Группировка однородных предметов по указанным признакам, называть их количество, оперируя понятиями «много» - «один»; «много» - «мало». Игровые ситуации. |
Величина | Сравнение двух-трех предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Игра с мячами. Взрослый кладет на стол два мяча: один маленький, другой побольше. Он берет маленький мяч и предлагает ребенку взять другой: «У кого мяч больше?» «У меня», — говорит малыш. Тогда взрослый быстро убирает свой маленький мяч под стул и достает оттуда мяч, который больше, чем у ребенка: «Нет, у меня большой мяч, а у тебя маленький». Мячи сравниваются. Затем взрослый предлагает малышу закрыть глаза, забирает его мяч и кладет перед ним самый большой. Малыш открывает глаза и видит, что его мяч больше. После этого достаются все мячи. Взрослый выбирает мяч средней величины и предлагает ребенку с одной стороны от этого мяча положить мяч побольше, а с другой мяч поменьше. Получился ряд: большой, средний, маленький. |
Форма | Показать различные пропорции и варианты геометрических форм. Раздать малышам чистые листы бумаги и сказать, что вы хотели бы подарить каждому человечку платочек. Для этого на лист бумаги надо наклеить его изображение. Наклеивая на белые квадраты по одной из пяти фигурок и выбирая, кому этот платочек подарить, дети снова сопоставляют эталоны между собой. |
Ориентировка в пространстве | Ориентировка в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении |
Математическая игра-развлечение. | «Мы сажаем». Проблемная ситуация. Цель: учить детей выходить из проблемных ситуаций, закрепить умение раскладывать предметы в порядке возрастания размера, употреблять слова: самый большой, маленький, больше, меньше, развивать внимание, память, любознательность, творчество. |
Февраль | |
Количество | Группировка однородных предметов по указанным признакам, называть их количество, оперируя понятиями «много» - «один»; «много» - «мало»; «мало» - «много». Игровые ситуации. |
Величина | Сравнение двух-трех предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Дети строят башню, располагая кубы так, чтобы башня была устойчивой: внизу самый большой, потом поменьше, потом еще меньше и т. д. |
Форма | Показать различные пропорции и варианты геометрических форм. История, героями которой те же фигурки-человечки: «У всех фигурок-человечков были свои домики: у квадратиков — квадратный, у треугольников - треугольный, у кружков — круглый (листы бумаги с контурными изображениями домиков раскладываются на полу). Каждый вечер фигурки-человечки возвращались в свои домики. Они хорошо знали дорогу и никогда не путали, кто, где живет. Но вот однажды налетел сильный ветер и перепутал все домики. Вечером, возвращаясь домой, фигурки-человечки не смогли попасть в свои домики». Ребята помогают бедным человечкам найти свои домики. Раскладывая фигурки разного цвета и разной величины по своим местам, дети группируют геометрические фигуры с отвлечением от величины и цвета. |
Ориентировка в пространстве | Продолжать учить ориентироваться в помещении своей группы, на участке; называть основные помещения, предметы игрового и физкультурного оборудования. |
Математическое развлечение | «Путешествие в страну математики» Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, развивать внимание, формировать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях, воспитывать эстетические чувства, любовь к красивому. |
Март | |
Количество | Расположение двух групп предметов. Сравнение и определение больше и меньше. Игровые ситуации. |
Величина | Сравнение двух-трех предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Игра со зверушками, раскладывая им мисочки: самому большому зверю — самую большую миску, зверю поменьше — и мисочку поменьше и т. д. |
Форма | Показать различные пропорции и варианты геометрических форм. По данному образцу составлять картинки из геометрических фигур различной величины: дерево, ёлка. |
Ориентировка в пространстве | Закреплять представления о предметах ближайшего окружения. Учить называть части предметов, их детали. Знакомить с назначением предметов. |
Математическая игра-развлечение | Путешествие в сказку «Теремок». Цель: учить детей видеть равенство и неравенство количества предметов с помощью сказки и сказочных героев, упражнять в составлении и решении математических задач, развивать умственные способности, эстетические чувства. |
Апрель | |
Количество | Сравнение двух групп предметов, разделенные в пространстве, не прибегая ни к счету, ни к их перемещению. Игровая ситуация: «Всем ли гостям хватят стулья?». Взрослый рассказывает историю о том, что привезли очень интересные «мультики», а все куклы и зверушки побежали в кассу кинотеатра за билетами. Но кассир не продает билеты, потому что не знает, всем ли хватит стульев в зале. Как же быть? Чтобы решить эту задачу, взрослый предлагает ребенку взять круглые (зрители) и квадратные (стулья) фишки. Около каждого зрителя, стоящего у кассы, выкладывается кружочек (кружочки надо доставать из коробки по одному и подкладывать к каждой игрушке, чтобы никого не пропустить). «Теперь мы знаем, сколько у нас зрителей, - говорит взрослый, собирая все кружочки, разложенные под игрушками и выкладывая их в ряд на столе. - Вот сколько!» Далее взрослый берет коробку с квадратиками и предлагает пойти посмотреть, сколько стульев в зале: «На каждый стул положим квадратик!» Ребенок кладет по одному квадратику на каждый стул. Собрав все квадраты, лежащие на стульях, взрослый говорит: «Вот сколько у нас стульев!» Квадраты раскладываются под кружками на столе. Взрослый еще раз напоминает, что кружки, - это «как будто зрители», а квадраты — «как будто стулья», и предлагает определить, всем ли зрителям хватит стульев. Взрослый помогает сделать правильный вывод: «Правильно, кружков больше, чем квадратов, значит, зрителей больше, чем стульев». |
Величина | Дать представление о длине, ширине, высоте предметов. Создавать такие ситуации (игровые, практические), при которых отдельные признаки предметов приобретают особую значимость. Играя в игрушки, он может сравнивать длину ушей зайца и лисы, длину их хвостов, длину клювов у птиц (журавль и гусь) и т. д. |
Форма | Научить использовать геометрические формы для оценки окружающих предметов. По данному образцу составлять картинки из геометрических фигур различной величины: домик. |
Ориентировка в пространстве | Продолжать знакомить детей с предметами домашнего обихода. Научить различать и называть игрушки, мебель, одежду, посуду, фрукты, овощи, некоторые их свойства. Учить подбирать и группировать предметы по форме, цвету, величине. |
Математическое развлечение | «Поход в цирк» Цель: учить детей соревноваться в процессе игр, добиваться хороших результатов, формировать интерес к математике, получать чувство удовлетворения, стремление преодолеть трудности. |
Май | |
Количество | Дидактическая игра: «Строим дом». Перед ребенком на ковре кубики из строительного материала (как будто недостроенные дома). К ним нужны крыши, за которыми надо ехать на склад. Ребенок с удовольствием включается в игру, едет на склад, но не может ответить на вопрос кладовщика, сколько надо крыш. На помощь ему приходит взрослый: «Вернись на стройплощадку, возьми квадратики и положи по одному на каждый недостроенный дом. А когда снова поедешь на склад, возьми с собой все эти квадратики. Когда опять приедешь на склад, покажи квадратики (как будто дома), и кладовщику станет ясно, сколько тебе надо крыш». Ребенок отбирает крыши соответственно количеству квадратиков, возвращается на стройплощадку и достраивает дома. |
Величина | Выделение отдельных параметров величины. Например, можно вырезать из бумаги реку. Машине, которая подъехала к реке, надо переехать на другую сторону. Дети решают, что нужен мост. Но ваш мост (прямоугольник из бумаги или картона) слишком короткий и не достает до другого берега. Принесите другой мост, длиннее первого, и по нему машина переедет на другой берег. |
Форма | Научить использовать геометрические формы для оценки окружающих предметов. По данному образцу составлять картинки из геометрических фигур различной величины: машина или паровоз. |
Ориентировка в пространстве | Знакомить детей с транспортными средствами ближайшего окружения; учить различать и правильно называть некоторые из них, различать части автомашины (кабина, колесо, руль). |
Математическое развлечение | Путешествие в сказку «Колобок» Цель: упражнять детей в счете, сравнивать предметы разной величины, развивать логическое мышление, творчество, прививать любовь к математике. |
Информационные ресурсы:
1.Громова О. Е. «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста» М.,ТЦ Сфера,2005.
2.Ерофеев Т. И., Павлова Л. Н., В. П.Новикова В. П. Математика для дошкольников. – М., 1992.
3.Калинченко А. В. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике. \\ «Ребёнок в детском саду», 2007, № 3.
4.Михайлова З. А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2008.
5.Репина Г. А. «Математическое развитие дошкольников» современные направления. М. ТЦ Сфера,2008
6.Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» сост. К.Белая. Линка-пресс,2002.
7.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 01.01.01 г. N 655."Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
8.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»\\ под ред. Н. Е.Вераксы, Т. С.Комаровой, М. А.Васильевой., М.,: Мозаика-Синтез, 2011.
9.Сербина Е. В. Математика для малышей. М., Просвещение, 1992.
10.Щербакова Е. И., Методика обучения математике в детском саду. – М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Математические ступеньки» (Е.В. Колесникова «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.)
Программа «Математические ступеньки» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет....
ПРОГРАММА «Математические ступеньки» Развитие математических представлений в подготовительной группе кратковременного пребывания
Программа предназначена для работы с детьми подготовительной группы кратковременного пребывания....
Комплексно-тематическое планирование по «Формированию элементарных математических представлений» для воспитанников старшей группы, составленное на основе программы Колесниковой Е.В. «Математические ступеньки»
Комплексно-тематическое планированиепо «Формированию элементарных математических представлений» для воспитанников старшей группы, составленное на основе программы Колесниковой Е.В. «Математические сту...
Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Математические ступеньки»
В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего...
Математический проект для детей раннего возраста "Математические ступеньки"
Математический проект "Математические ступеньки"...
Проект «Математические ступеньки» для детей раннего возраста
Проект «Математические ступеньки» для детей раннего возраста...