Проект «Математические ступеньки» для детей раннего возраста
проект по математике
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 5
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ РАЙОН
Проект
«Математические ступеньки»
Автор проекта:
Воронина Ольга Васильевна,
Математический проект «Математические ступеньки»
для детей раннего возраста
Математический проект для детей раннего дошкольного возраста «Математические ступеньки»
Автор: Воронина О.В - воспитатель МБДОУ ЦРР №5 «Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №5», г. Усть-Лабинск, Краснодарский край
Название проекта: «Математические ступеньки»
Разработчики проекта: Воронина О.В., Гуренко А.С., Давыденко Л.В.
Тип проекта:
информационный, практико-ориентированный, игровой;
По содержанию: включает ребенка и семью;
По числу участников проекта: дети группы раннего возраста, воспитатели группы родители воспитанников;
По времени проведения: долгосрочный;
По характеру контактов: в рамках ДОУ
Пояснительная записка.
В рамках ФГОС говориться, что большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновение ее в различные области знаний. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Поэтому задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, а, прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей. Образовательная деятельность в детском саду направлена, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего мира. А развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение основ начальной математики. Однако среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает первое место. Содержание образовательного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается неподъёмным. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить, развитие математических способностей, отвечающее современным требованиям федерального государственного стандарта. Поэтому уже с самого раннего возраста на основе практических действий у детей необходимо формировать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Очень важно - иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме. Ребёнок охотно участвует в занятиях, если добавить в них дидактические, развивающие и сюжетные игры, с помощью этих игр уточняются и закрепляются представления детей о фигурах, временных и пространственных отношениях. Использование игр с элементами математики в различных видах деятельности определяется её значимостью в прочном и осмысленном усвоении математических знаний детьми. Актуальность вопроса формирования элементарных математических представлений у детей, послужила основой для создания и реализации долгосрочного проекта «Математические ступеньки». У детей раннего дошкольного возраста наглядно-действенное мышление, имеющее в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся во время действия с разнообразными предметами. Так же при построении образовательного процесса необходимо знать, что ведущей деятельностью малышей является игровая деятельность. Учитывая все эти особенности, мы разработали определенную систему, по развитию математических способностей у детей раннего дошкольного возраста. Она представляет собой систему дидактических, развивающих, познавательных игр и упражнений, которые строятся, в основном, на действиях детей с разнообразными предметами. Это дает малышам возможность приобрести свой опыт освоения математических премудростей. Каждая игра или упражнения, которые мы будем использовать в процессе образовательной деятельности, сами по себе имеют методические, дидактические и психологические цели. Организуя несколько игр или упражнений в одну образовательную систему, мы объединим их либо одним сюжетом, либо единым дидактическим материалом, что позволит нам выйти на качественно иной уровень воздействия на ребенка Работа над проектом позволит осуществить интеграцию различных образовательных областей для достижения наиболее эффективных результатов развития ребёнка. Проект разработан на год. Задача, стоящая перед нами, как педагогами, состоит в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. С помощью развивающего обучения дети войдут на первую ступень математики через увлекательные игры, и обучение не покажется им трудным и скучным.
Нормативно-правовые документы:
1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.
2. «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации» (от 9.12.2004г).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 277 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности». Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010г. №164.
4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных учреждений. СанПиН 2.4.1.12660-10.
5. Новое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (2008г.).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ 17.10. 2013г.)
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель проекта: Создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений, посредством развивающих игр, у детей раннего возраста. Формирование базовых основ по математике в соответствии с возрастом.
Задачи проекта:
1.Развить у детей умственные способностей, такие как: анализ, классификация, сравнение, обобщение; формирование способов познания путем сенсорного развития;
2. Привить детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математических знаний;
3. Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей раннего возраста;
4. Развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры с математическим содержанием;
5. Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы;
6. Создать условия для активизации работы с семьей воспитанников на основе двухстороннего взаимодействия, направленные на усвоение и закрепление знаний детей по математике.
Условия и пути реализации проекта:
Проект может успешно реализовываться в ДОО при тесном взаимодействии администрации, педагогов и родителей.
Реализация проекта позволяет создать все необходимые условия для полноценного развития детей дошкольного возраста.
Проект направлен на решение проблемы, по формированию элементарных математических представлений детей и включает в себя следующие разделы:
- Работа с воспитателями;
- Работа с детьми раннего дошкольного возраста;
- Работа с родителями;
Ожидаемый результат. При успешной реализации поставленной цели и задач мы планируем получить следующие результаты:
Дети:
- Ребенок проявляет познавательную активность;
- Ребёнок сравнивает, классифицирует, отражает результаты в речи;
- Ребенок имеет представление о форме, цвете, величине;
- У ребенка сформировано стремление преодолеть трудности;
Родители:
- У родителей устанавливаются дружеские связи с детьми, педагогами;
- Родители готовы к помощи и поддержке ребёнка;
- Родители ощущают личную сопричастность к образовательной деятельности своего ребенка;
Сроки и этапы:
1 этап – организационный (июнь – сентябрь 2020 год)
2 этап – практический (сентябрь – апрель 2020-2020год)
3 этап – результативный (май 2020год)
Формы и методы:
- Совместная игра воспитателя с ребенком;
- Самостоятельная деятельность детей;
- Развлечения с элементами математики;
- Организованная образовательная деятельность (в соответствии с учебным расписанием).
Реализация проекта
1 - Организационный этап: (июнь - август - сентябрь 2020г.)
Цель:
Определение форм, методов работы в рамках проекта. Создание условий для проектной деятельности с детьми, разработка перспективных планов.
Вся работа выстраивается с учетом психолого-педагогических особенностей детей раннего дошкольного возраста. Свою работу мы начали с изучения научно-методической литературы по теме, анализа практических и теоретических сведений о детской проектной деятельности в ДОУ согласно ФГОС.
Содержание, формы, методы:
1. Разработка плана мероприятий в рамках реализации проекта.
2. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно–образовательного процесса математической направленности.
3. Создание необходимых условий для реализации проекта.
Оснащение группы играми по сенсорному развитию.
Подбор материала, по темам.
Картотека: (Приложение№1) - Развивающих игр с элементами по математики; - Дидактических игр с элементами математики; - Подвижных игр на закрепление знаний по математике; - Сюжетно-ролевых игр с элементами математики;
4. Подбор мультимедийных игр, презентаций. (Приложение№2)
5. Проведение анкетирования педагогического коллектива и родителей по содержанию проекта. (Приложение№3)
6. Составление перспективного плана на год, с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач (Приложение№4)
7. Изучение материала.
2 - практический этап: (октябрь 2020год - апрель2020год)
Цель:
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по формированию знаний по математике.
При планировании воспитательно-образовательного процесса мы используем следующие формы, методы и приемы:
- Сюрпризные моменты,
- Игровые образы,
- Игровые ситуации,
- Чтение художественной литературы,
- Рассматривание предметов, картин,
- Беседы,
- Развивающие дидактические и компьютерные игры.
Педагоги:
- Проведение консультации для воспитателей «Развитие математических способностей у детей раннего возраста», «Математические игры на занятиях по ФЭМП и в режимных моментах». Круглого стола с использованием ИКТ «Сенсорное развитие детей раннего возраста». (Приложение№5)
- Разработка картотеки занимательных математических занятий и игр;
- Оформление буклетов для родителей;
- Проведение бесед, консультаций для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Семинар-практикум для родителей «Математика - это просто и интересно!» (Приложение№6)
Родители:
- Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (изготовление атрибутов и игр);
- Организация участия родителей в совместных мероприятиях;
- Пополнение предметно-пространственной развивающей среды играми математического содержания.
Дети:
- Проведение образовательной деятельности с детьми;
- Организация тематической выставки «Хочу всё знать»;
- Организация продуктивной деятельности детей (рисунки, лепка);
- Знакомство со сказками, стихами математического содержания;
- Внедрение развивающих, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых игр;
- Инсценировки проблемных ситуаций;
- Просмотр мультимедиа презентаций.
3- Результативный этап: (май 2020год).
Цель: Определить эффективность, целесообразность, перспективы дальнейшей работы. На данном этапе будут подведены итоги проектной деятельности по разным направлениям: в работе с детьми, родителями, педагогами
Содержание, формы, методы
- Обобщение и анализ результатов деятельности, формулировка выводов.
- Распространение опыта работы по результатам деятельности.
- Итоговое развлекательное мероприятие для детей «Утро, вечер или ночь – игры смогут мне помочь»
Риски и ограничения при реализации проекта:
- Недостаточный опыт работы педагогов с детьми раннего возраста.
- Низкая активность родителей.
Пути минимизации рисков и ограничений:
- Проведение индивидуальных консультаций и групповых проблемных семинаров с педагогами с целью расширения знаний о математически играх с детьми раннего возраста;
- Разъяснительная работа с родителями (индивидуальные и подгрупповые игры);
-Привлечение родителей к совместной деятельности (через организацию, участие в совместных тематических мероприятиях).
Список литературы:
1. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Н. В, Нищева. Санкт- Петербург. Детство- Пресс 2011
2. Игровые занятия с детьми 1-3 лет Д. Н. Колдина. Издательство «Т Ц Сфера».
3. Познавательное развитие ребёнка раннего дошкольного возраста. Санкт-Петербург. Детство- пресс. 2016.О.Э. Литвинова.
4. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. Авт.-сост.: Михайлова З. А. , Иоффе Э. Н. - СПб. : Детство-пресс, 2003 г.
5. «Игровая деятельность на занятиях по математике» (подготовительная группа) Авт.-сост.: П.Г. Федосеева Волгоград « Корифей » 2009г.
6. Математика глазами детей, родителей и педагогов// Ребенок в детском саду Авт.-сост.: Ерофеева Е- 2002 2. 7.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Попул. пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития 8.Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / 9.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 10.Поддъякова Н.Н., В.Н. Аванесовой. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2001.
Источники информации:
- dеtskiy-sаd. com
- nspоrtal. ru
- dоshkоlniк. Ru
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/
- http://ped-kopilka.ru/blogs/marija-anatolevna-ganovicheva/avtorskaja-skazka-taina-vremeni.html
- http://ejka.ru/blog/stihi/537.html
- http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-mesjacy-goda.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Формирование сенсорно-математических представлений у детей раннего возраста"
Настоящая программа адресована воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста. Автор ставит своей задачей помочь практическим работникам в формировании с...
Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста
Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Это период, когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высо...
проект «Развитие математических, способностей у детей раннего возраста, через игровую деятельность»
....
Сенсорное развитие в группе раннего возраста - первая ступень в формировании элементарных математических представлений у детей раннего возраста.
Сенсорное развитие в группе раннего возраста - первая ступень в формировании элементарных математических представлений у детей раннего возраста....
Педагогический проект по здоровьесбережению для детей раннего возраста "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
Приобщение детей к ЗОЖ...
Проект «Математические ступеньки» для детей раннего возраста
Проект «Математические ступеньки» для детей раннего возраста...
Консультация для воспитателей «Математические ступеньки для детей раннего возраста»
Консультация для воспитателей «Математические ступеньки для детей раннего возраста» Невозможно переоценить развитие элементарных математических представлений в дошкольном возраст...