Формирование математических представлений у ребенка с РАС
статья по математике
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47»
Формирование математических представлений у ребенка с РАС
Подготовили:
Морозова Юлия Александровна,
воспитатель высшей кв. категории,
Кречетова Елена Анатольевна,
воспитатель 1 кв. категории
Северск 2021
Каждый ребенок с РАС индивидуален и имеет свои особенности. Нет двух одинаковых аутичных детей. Как и у всех детей, у ребенка с РАС есть свои сильные и слабые стороны, свои взгляды на жизнь, им могут нравиться и не нравиться совершенно разные вещи. Тем не менее, у многих из них цифры вызывают неподдельный интерес. Как правило, дети с РАС способны повторять или располагать цифры по порядку. Но демонстрируют низкий уровень формирования количественных представлений: неосознанный механический счет в прямом порядке и отсутствие обратного счета; значительную зависимость счетной деятельности от качественных особенностей предметов; трудности в выполнении действий сложения и вычитания; отсутствие переноса имеющихся знаний в новые ситуации.
Формирование математических представлений у детей с РАС является важной задачей для нормальной повседневной жизни ребенка. Математические знания необходимы как на бытовом уровне, так и на академическом. Умения и навыки, которые ребенок приобретает через освоение данной дисциплины, необходимы для ориентировки в окружающей действительности.
Овладеть элементарными математическими представлениями дети с РАС самостоятельно не могут. Не существует и единственно верного педагогического подхода, который бы идеально подошел для каждого ребенка с РАС. Но многие программы по обучению математике могут быть адаптированы с учетом индивидуальных особенностей и интересов ребенка, так чтобы математические действия и понятия приобрели для него значение.
В нашей группе мы работаем по программе «Мате: плюс». Эта программа охватывает все необходимое для дошкольников математическое содержание. Она помогает сформировать представления о пространстве и форме, величинах и измерениях, множестве, числах, математических операциях и многом другом. Дети экспериментируют с основными геометрическими формами; играют с кубиками, создают узоры, исследуют закономерности и симметрию. В увлекательных играх осваивают числовой ряд и учатся сопоставлять числа и количество. При этом особенно важно, что дети осваивают все основные математические понятия в любимой ими форме - в игре.
При работе с нашим ребенком с РАС мы учитываем интересы ребенка при составлении задач и примеров. Например, если наш ребенок любит мишек, используем игрушечных медведей, чтобы научить ребенка считать.
Хвалим как можно чаще. Несмотря на отрешенный вид, дети с аутизмом обычно любят узнавать новое. Мы стараемся постоянно хвалить и подбадривать ребенка, так как это очень важно для поддержания мотивации. Ребенок будет чувствовать себя счастливым, и связывать обучение с положительными эмоциями. Вместо страха и опасений ребенок с РАС начинает стремиться к такому позитивному вниманию.
Задаем вопросы с несколькими вариантами ответов вместо общих вопросов. Не используем вопросы, на которые можно дать односложный ответ, так как у ребенка недостаточно сформированы речевые навыки. Замешательство, связанное с языковым барьером, способно помешать изучению математических понятий. Вопросы с несколькими вариантами ответов помогают частично решить такую проблему.
Просим ребенка повторять наши действия. Это весьма успешный подход к обучению. Скажем, сначала мы берем четыре медведя, а затем ребенок берет четыре медведя. Показываем, что останется три мишки, если убрать одного из них. По сути, так мы обучаем ребенка подражать нам. Постепенно ребенок с РАС начнет замечать последствия ваших действий и научится делать выводы самостоятельно.
Планируем образовательную деятельность с учетом уровня знаний и навыков ребенка. Важно осознать уровень знаний ребенка и отталкиваться от него. Возможно, он не соответствует возрасту ребенка, поэтому нужно сосредоточиться на имеющихся навыках. Некоторые аспекты математики могут даваться ребенку легче других. Это значит, что к некоторым темам следует подходить с учетом имеющегося уровня навыков. Если ребенку плохо дается устная речь, то это вовсе не значит, что ему будет плохо даваться и математика. Иногда отсутствие интереса указывает на недостаточную сложность заданий. В данном случае мы предлагаем ребенку более сложную задачу и наблюдаем, как ребенок будет взаимодействовать с материалом.
Даем ребенку инструкции по очереди, а не все сразу. Детям с аутизмом трудно запоминать последовательности. Если ему трудно понять первый набор действий, то не нужно вводить ребенка в замешательство новыми инструкциями. Мы проговариваем вслух описание действий, которые последовательно выполняет ребенок, решая задание, и даем указания кратко и четко. Чем проще их запомнить, тем лучше.
Объясняем математические факты с помощью игр. Игры всегда были самым простым способом обучения математике. Пособия «Мате: плюс» привлекают внимание нашего ребенка с РАС благодаря ярким цветам и развлекательному характеру. Все современные дети без ума от игр, поэтому нам ребенка не приходится заставлять, а наоборот она берет коробку сама. Мы как будто учим ребенка и даже не говорим, что сейчас происходит процесс обучения.
Также мы стремимся создавать подходящие условия: стараемся заниматься без отвлекающих ребенка факторов, в основном работаем один на один, и обязательно поддерживаем порядок на рабочем месте, чтобы ничего не мешало процессу обучения, и ребенок не отвлекался. Концентрироваться и сохранять спокойствие детям с РАС помогает аутостимуляция. Мы даем ребенку предмет, который можно держать одной рукой во время занятия: мячик - антистресс или небольшую игрушку. В дни, когда ребенок очень подвижный, мы усаживаем ребенка на гимнастический мяч, чтобы подпрыгивать во время работы.
Никогда ребенок с РАС не будет выполнять то, что вы от него будете требовать в данный момент. Нужно просто научиться ждать. Главное – это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех, ведь мы не можем «избавить» детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть. Научить быть счастливыми!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка как средство формирования математических представлений у ребенка-дошкольника
Использование сказки для формирования математических представлений у детей....
Конспект индивидуального занятия по формированию элементарных математических представлений для ребенка с нарушением интеллекта
Конспект индивидуального занятия по формированию элементарных математических представлений для ребенка с нарушением интеллекта (подготовительная к школе группа) Тема: «Путешествие в сказочный лес...
Формирование элементарных математических представлений у ребенка в разных видах деятельности.
Консультация для воспитателей и родителей....
Сенсорное развитие ребенка как основа формирования математических представлений
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах объектах окружающего мира: их форме, цвете, величине, положении в прост...
Консультация для родителей «Формирование математических представлений дошкольников – что должен знать ребенок в 5 - 6 лет»
Консультация для родителей«Формирование математических представлений дошкольников – что должен знать ребенок в 5 - 6 лет»Формирование элементарных математических представлений (...
Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка во второй младшей группе детского сада по формированию математических представлений (с использованием здоровьесберегающей технологии «пальчиковая гимнастика», «физкультминутка»)
Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка....
Консультация для родителей «Формирование математических представлений дошкольников – что должен знать ребенок в 5 - 6 лет»
Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)– это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошк...