Математическая викторина
методическая разработка по математике (младшая группа)

Долбиева Татьяна Юрьевна

Предварительный просмотр:

Математическая викторина для детей старшего дошкольного возраста "Умейки и Знайки"

Цель: создать условия для познавательного развития.

Обучающие:

  • Закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;
  • Закрепить знания детей о геометрических фигурах;
  • Закрепить навыки пространственного ориентирования на плоскости;
  • Закрепить умение отгадывать математические загадки;
  • Закрепить умение решать примеры на сложение и вычитание.

Развивающие:

  •  Развивать смекалку, воображение, логическое мышление;
  •  Развивать счётные навыки, способность производить действия в уме;
  •  Способствовать формированию расширенного кругозора;

Воспитательные:

  • Доставить детям радость от проведения совместных развивающих, интеллектуальных игр;
  • Развивать у детей доброжелательную атмосферу командной игры;
  • Развивать чувство ответственности, сопереживания и взаимовыручки внутри команды;
  • Поддерживать интерес к играм с математическим содержанием;
  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Обеспечивающий (раздаточный) материал:

  • Наборы цифр, ватман, маркеры;
  • Простые карандаши;
  • Счетные палочки и карточки с графическим изображением фигур;
  •  Цифры для детей и ведущего от 1 до 10;
  • Карточки с примерами на сложение и вычитание;
  • Карточки с примерами на сравнение;
  • Карточки с графическим изображением геометрических фигур для конкурса капитанов;
  • Призы.

Ход викторины

Организационный момент

Приветствуются гости, поясняются  цели викторины, формируются две команды «Умейки» и «Знайки», выбираются капитаны команд.

Вступление

Добрый день, уважаемые гости. Сегодня мы решили провести небольшое испытание для наших подготовишек, чтобы посмотреть, как они ответственно и серьезно готовятся к поступлению в 1-й класс.

Сейчас я представлю вам наши команды.

Давайте поприветствуем их:

Для оценки конкурсов я представляю компетентное и объективное жюри:

1.________________________

2.________________________

Итак, наша викторина начинается (команды стоят напротив друг друга).

Но чтобы узнать, как же называются наши команды надо расшифровать их название.

«Шифровка»

На столах лежат карточки, на которых написаны буквы и цифры. Нужно цифры поставить по порядку и тогда расшифруется название команды.

«Знайки»

И

Й

А

З

К

Н

6

4

3

1

5

2

 «Умейки»

Й

Е

И

М

У

К

4

3

6

2

1

5

Команда «Знайки». Капитан ____________________.

Девиз команды: «Хотим узнать про все на свете, мы любознательные дети»

Команда «Умейки».  Капитан_____________________.

Девиз команды: «Мы пытливые умы, мы с вопросами на ты»

Итак, наша викторина начинается (команды стоят напротив друг друга).

Под музыку  в зал входят Мальвина и Буратино

Мальвина: Здравствуйте, ребята, я – Мальвина, а кто это?

Ребята: Буратино!

Мальвина: Ребята! Мы пришли к вам в гости и хотим научиться считать и писать. Буратино, пора заниматься! Садись за парту… (Буратино сел и развалился на стуле)

Буратино: Мальвина, но ведь я уже все знаю! Пойдем лучше погуляем. Посмотри, как на улице хорошо...

Мальвина: Делу время потехи час! Буратино, сначала надо все выучить, а потом можно пойти гулять с ребятами! А что это ты как некрасиво сидишь! Ребята, расскажите Буратино, что он сделал неправильно. Вы ведь будущие первоклассники!

Ребята: Нужно сесть ровно, руки положить на парту, если хочешь ответить на вопрос надо поднять руку. (Буратино садится правильно)

Мальвина: Первый урок – математика. Слушай внимательно задачу. «У тебя в кармане 3 яблока, одно яблоко ты отдал Артемону. Сколько яблок у тебя осталось?»

Буратино: 3 яблока!

Мальвина: Нет, Буратино, подумай…

Буратино: А что тут думать… ТРИ! Я Артемону своё яблоко не отдам!

Мальвина: Буратино, ты не прав, во-первых нельзя быть жадным, а во-вторых ты не умеешь считать! Ребята, помогите Буратино решить эту задачу.

Ребята: У Буратино останется 2 яблока, потому что от трёх отнять один будет два.

Воспитатель: Мальвина давайте вместе будем заниматься, вы попали как раз к нам на математическую викторину, садитесь  с нами и будем учиться считать правильно.

Конкурсы: Сначала проведем небольшую разминку.

«Разминка» (отвечать можно хором)

Каждой команде предлагается по 8 вопросов, (вопросы в 2-х конвертах, конверты разыгрывают капитаны)

Вопросы команде «Умейки»:

  1. Сколько дней в неделе (7);
  2. Корова в детстве (теленок);
  3. Как правильно перейти дорогу, если рядом нет светофора? (по «зебре»);
  4. Прибор для измерения времени (часы);
  5. Колобок, обросший иглами (ёжик);
  6. В какое время года птицы строят гнёзда? (весной);
  7. Соседи числа 6 (5 и 7);
  8. Как называется наш город? (Москва).

Вопросы команде «Знайки»:

  1. Сколько месяцев в году (12);
  2. Лошадь в детстве (жеребёнок);
  3. Что нужно делать, если случиться пожар? (позвать на помощь и позвонить 01);
  4. Назовите дни недели (Пн., Вт., Ср., Чт., Пт., Сб., Вс.);
  5. Прибор для глажки белья (утюг);
  6. В какое время года птицы улетают на юг? (осенью);
  7. Соседи числа 8 (7 и 9);
  8. Страна, где мы живем? (Россия).

Вижу, вы хорошо подготовились к соревнованиям, и мы можем продолжать наш конкурс.
Команды занимают места за столами.

Первый конкурс «Кто быстрее?»

Команды получают карточки с графическим изображением. Участникам нужно выложить эти фигуры на столах из счетных палочек.

Побеждает та команда, которая быстрее и правильно справиться с заданием.

Второй конкурс «Математический»

Ребята, в детском саду мы часто играем в математические игры и сейчас мы проверим ваши знания.

1-й команде:

Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать –
Кто их может сосчитать? (четыре)

Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели:
пять румяных, наливных,
Три с кислинкой. Сколько их? (восемь)

2-й команде:

В снег упал Серёжка,
А за ним Алёшка,
А за ним Маринка,
А за ней Иринка,
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят? (пятеро)

 У меня и Аллочки
Десять счётных палочек.
Две из них сломались.
Сколько их осталось? (восемь)

 

Конкурс-игра «Живые цифры»

(Физкульт-разминка, без оценки жюри)

Команды стоят напротив друг друга, в руках у каждого цифры от 1 до 10.

Ведущий посередине с набором цифр.

Ведущий поднимает число (по очереди для каждой команды) и к нему должны выбежать «соседи» поднятого числа. Проводиться 3-4 раза.

Третий конкурс «Сколько получилось»

Участники получают карточки с математическими примерами, в которых надо дать правильный ответ.

Четвертый конкурс «Ориентировка пространстве»

Участники  получают задание: передвинуть метку-игрушку в определенное место на листе ватмана.

Пятый конкурс «Составь задачу»

По готовому рисунку каждая команда составляет задачу для другой команды. Жюри оценивает умение составлять и решать задачу.

Шестой «Расставь нужные знаки»

Детям предлагаются карточки с нарисованными звездами. На каждой звезде написана пара цифр: 6 и 8, 7 и 4, 2 и 5, 8 и 10, 5 и 5, 6 и 6 и т.д.

Между цифрами, нужно правильно расставить знаки сравнения.

Дети вписывают простым карандашом знаки «больше», «меньше» или «равно» между цифрами.

Седьмой конкурс капитанов

У каждой команды листок с графическим изображением геометрической фигуры.

Детям предлагается стать «Волшебниками» и «Оживить» геометрические фигуры,  дорисовать их до изображения какого-либо предмета. Кто быстрей.

Физкультминутка «Дни недели»

Пока жюри подводит окончательные итоги, проведем физкультминутку «Дни недели».

В понедельник я купался,
А во вторник рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье -
Целый день я отдыхал.

Вот подошла к концу наша математическая викторина.

И я предоставляю слово жюри.

Подведение итогов математической викторины

Вы все были просто самые настоящие умейки и знайки. Все участники игры награждаются призами.

Буратино и Мальвина вам понравилась наша викторина (Да), приходите к нам в гости обязательно еще раз.

Благодарим всех участников, болельщиков и членов жюри.

И ждем встречи на следующих конкурсах!!!



Предварительный просмотр:

Математическая викторина во второй младшей группе

Цель: Создать условия для познавательного развития.

Задачи:

Закрепить знания детей о геометрических фигурах, основных цветах, понятиях один и много, больше, меньше.

Развивать воображение, творческую фантазию детей.

Активизировать в речи детей: больше, меньше, один, много, первый, второй, впереди.

Материалы и оборудование: мольберт, карточки с дикими животными, с домашними животными, с птицей - вороной, обручи, геометрические фигуры, иллюстрация к сказке Репка, большой лист с изображением разных домиков. Игрушки: птичка, зайчик, собачка, кукла, книжка со сказками, конверты с заданиями.

Вос - ль: Ребятки, я рада вас приветствовать на нашей викторине. К нам сегодня пришли гости. Назовите кто это?

(Птичка, зайчик, собачка и девочка с книжкой со сказками) У каждого гостя с собой конвертик с заданиями. Чей конвертик вы бы хотели открыть? (Ребенок по желанию выходит и выбирает конверт)

Итак, первый конверт мы открыли у Птички, здесь вопросы о животных и птицах, которые живут в лесу.

***

Длинные ушки, быстрые лапки.

Серый, но не мышка.

Кто это?

(зайчишка)

***

Рыже-огненный комочек,

С хвостиком как парашют,

По деревьям быстро скачет,

Был он там…

Теперь уж тут.

Быстрый он как стрелочка.

Так ведь это (белочка)

***

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её?.

(лиса)

***

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

(ёж)

***

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет?

(медведь)

- Кар-кар-кар! - кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут ее?.

(Н. Майданик) - /ворона/

Воспитатель выкладывает на мольберте отгадки.

Ребята, давайте внимательно посмотрим на картинки-отгадки. Кого больше мы отгадали, животных или птиц? Меньше?

Ребята, сколько животных мы отгадали – много, а птичек – одну.

Вос - ль: Молодцы, с первым конвертом вы справились. (Выходит еще один ребенок и выбирает следующий конверт)

Вос - ль: Следующий конверт мы взяли у зайчика, он переживает, что не может найти себе домик. Поможем ему?

Дидактическая игра «Найди свой домик».

На полу раскладываются три обруча. Воспитатель задает вопрос:

«Сколько обручей лежит на полу?» (мало, три). Это домики для геометрических фигур.

В каждом обруче лежит по одной геометрической фигуре (круг, квадрат, треугольник). Детям в произвольном порядке раздается по одной геометрической фигуре. Задание: найти домик для своей фигуры. Дети должны правильно положить свою фигуру (треугольник в домик для треугольников, круг к кругу и т. д.).

Воспитатель проверяет, правильно ли все дети положили свои фигуры.

Вос - ль: А сейчас давайте немного отдохнем и поиграем.

Вос - ль: Продолжаем нашу викторину.

Отгадайте загадку:

Во дворе построен дом,

Новый дом с одним окном.

Поселился сторож в нем.

Ночью сторож лает - дом свой охраняет. (Собака)

Поравильно, следующий конверт возьмем у собачки, здесь картинки домашних животных. (Работа с мольбертом)

Сейчас проверим, знаете ли вы дом. животных?

Дидактическая игра «Чей домик?»

На доске - листы с изображением пяти домов.

Воспитатель: Каждый из героев нашей сказки живет в отдельном доме. Давайте с вами отгадаем: кто, где живет? Слушайте внимательно:

корова в доме с крышей красного цвета;

лошадь живет в доме с треугольной крышей желтого цвета;

овечка живет в доме с треугольной крышей синего цвета;

собачка живет в доме, где окно круглой формы коричневого цвета;

Кошка живет в доме овальной формы, зеленого цвета.

Молодцы, вы справились с этим заданием.

Вос - ль: И последний конвертик - сказочный

Отгадайте какую книжку с какой сказкой принесла девочка? А я дам вам подсказку.

Слушайте загадку

Круглый бок, желтый бок

Сидит в грядке колобок

Врос он в землю крепко

Что же это? (репка)

Давайте вспомним героев сказки. ….)

Воспитатель: Ребята мы немного устали, давайте проведем физкультминутку

Вот мы репку посадили (наклониться)

И водой её полили (имит. движения)

А теперь её потянем (имит. движения)

И из репы кашу сварим (имит. движения)

И будем от репки здоровые и крепкие (показать силу)

А у девочки-куколки есть ребята задание для вас:

Посмотрите на иллюстрацию к сказке и скажите:

Кто стоит первый?

Кто стоит второй?

Кто стоит впереди Внучки?

Вос - ль: Наша викторина подошла к концу. Все вы были молодцы, справились с заданиями. Наши гости приготовили для вас подарочки (картинки), им очень понравилось как вы работали, отвечали на вопросы.

Итог: В результате викторины закрепляются знания детей о геометрических фигурах, основных цветах, понятиях один и много, больше, меньше, развивается воображение, творческая фантазия детей.



Предварительный просмотр:

Викторина по математике для средней группы

Цель: Создать условия для познавательного развития.

Задачи:

Развивающие: cпособствовать развитию у детей внимания, логического мышления, сообразительности.

Образовательные:
— систематизировать знания детей о количественном счете;
— способствовать умению понимать поставленную задачу и выполнять ее.

проявлять интерес к решению логических задач, отгадыванию загадок;
— пробудить у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь друг другу.

Материал и оборудование: наборы цифры от 0 до 10, цветные счетные палочки, 2 бумажных квадрата, фишки, медали, музыкальное сопровождение.

Ход викторины

Вводная часть

Ребята, сегодня я вам приготовила игру, которое называется викторина. А правила викторины такие: вам необходимо будет ответить на вопросы, но не выкрикивать, а поднимать карточку, отвечает команда, которая первая поднимет карточку. За каждый правильный ответ вы будете получать фишку. Давайте назовем наши команды. (Дети с помощью воспитателя называют свои команды и выбирают капитанов).

Первое задание

Слушаем внимательно вопросы.

Сколько рук у человека?
Сколько ножек у стола?
Сколько лап у кошки?
Сколько ног у паука?
Сколько вершин у треугольника?
Сколько углов в комнате?

Игра «Волшебные палочки»

Вам нужно будет разложить счетные палочки в виде геометрических фигур (квадрат, треугольник, пятиугольник, четырехугольник).

Второе задание

Слушаем второе задание. Вам необходимо посчитать сколько в лесной избушке жило зверюшек. Угадайте кто?
— Рыжая, пушистая, хитрая. 
(лиса)
— Длинноухий, короткохвостый, трусливый. 
(заяц)
— Круглый, колючий. 
(еж)
— Серый, злющий, зубастый. 
(волк)
— Неуклюжий, толстый, ворчливый, мохнатый. 
(медведь)

Вопрос. Сколько всего зверюшек жило в избушке? (5)
Молодцы, справились с заданием!

Третье задание

Загадки о частях суток.
Солнце ярко встает.
Петушок в саду поет
Наши дети просыпаются,
В детский садик собираются. 
(утро)

День прошел. Садится солнце.
Сумрак медленно крадется.
Зажигайте лампы, свечи —
Наступает темный. 
(вечер)

Свет струится и струится,
Звуками земля полна.
Занята делами птица,
Да и птахам не до сна. 
(день)

Солнце село. Свет погас.
Спать пора всем. Поздний час
Улетел уж вечер прочь,
А за ним крадется. 
(ночь)

Динамическая пауза
(под задорную музыку)

Сколько елочек зеленных, столько выполни наклонов.
— Сколько рожков, столько выполни прыжков.
— Сколько пальцев? ровно 5! столько ты сейчас присядь.
— Дерево полно листвой, хлопни 4 раза над головой!

Четвертое задание

Следующие задание «Смешные задачки»
У Маши были 5 конфет, она их съела. Сколько конфет осталось?
У кошки родились 3 котенка, 1 котенка отдали. Сколько котят осталось?
У курицы вылупились 4 цыпленка, ей еще дали 2 цыпленка. Сколько цыплят стало?
На яблоне было 5 яблок. Несколько яблок упало, осталось 3 яблоки. Сколько яблок под яблоней?

Сколько ног у двух мальчиков?
Сколько глаз у одного человека?

Пятое задание

А теперь последнее задание для наших капитанов.
Вам нужно будет, из квадратной бумаги сделать треугольник не используя ножниц.
ИТОГ.

А теперь подведем итоги и наградим команду-победителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая викторина для воспитателей в рамках мастер-класса

Семинар – практикум для воспитателей МДОУ в форме математической викторины с использованием мультимедиа.Подготовила и провела воспитатель МДОУ № 9 «Алёнушка» общеразвивающего вида, Мосеева С.А., 2 апр...

конспект математической викторины в средней группе "Математические звездочки"

Предлагаю конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми средней группы, которые занимаются дополнительно в кружке "Занимательная математика"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» ФЭМП (Формирование элементарных математических представлений ) Тема: «Знайки и смышлёныши» (математическая викторина)

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» ФЭМП (Формирование элементарных математических представлений ) Тема: «...

Интеллектуальная математическая викторина «Космическое путешествие на планету математических загадок» (С использованием ИКТ) Для детей старшего дошкольного возраста

Данная викторина предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Можно использовать как элемент в мероприятиях математического цикла....

Конспект математической викторины в средней группе «Математический турнир»

Конспект ориентирован на проверку знаний детей навыка счёта в пределах 5...

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель: поддерживать интерес к играм с математическим содержанием; формирование расширенного кругозора....

Математическая викторина по ФЭМП Тема «Математические звёздочки» в средней группе

Цель:  обобщить и закрепить математические знания детей.ЗадачиРазвивающие:развивать логическое мышление, сообразительность, смекалку, зрительную...