Технологическая карта НОД по формированию элементарных математических представлений «Счёт до четырёх. Число и цифра 4»
план-конспект занятия по математике

«Счёт до четырёх. Число и цифра 4»    

Цель: формировать элементарные математические представления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_nod_po_femp.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Образовательная область

Познавательное развитие

Возраст детей, группа

4-5 лет, средняя группа

Тип НОД

обучающий

Тема НОД

«Счёт до четырёх. Число и цифра 4»    

Цель

Формировать элементарные математические представления

Задачи

1. Сформировать представления о числе и цифре 4. Умение считать до четырёх, соотносить цифру 4 с количеством.

2.Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спроси у того, кто знает».

3.Закрепить счетные умения, умения выделять и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет и составление пар, умение сравнивать и упорядочивать предметы по высоте, умение видеть и продолжать закономерности чередования фигур, отличающихся цветом.

4.Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.

Материал

демонстрационный материал: картинка с изображением белки.

раздаточный материал: 4 желтых треугольника, 4 круга синего цвета, карточка с цифрой 4 на каждого ребёнка; карточки с нарисованными на них грибочками, на которых   разное количество грибов (парные, на количество детей.)

Предполагаемый результат

 Имеют представления о числе и цифре 4, умеют считать до четырёх, соотносить цифру 4 с количеством.

Этапы технологии «Ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы, приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

I. Введение в ситуацию

Воспитатель собирает детей около себя.

-  Скажите, какое сейчас время года? (осень)

 - Как вы определили, что сейчас осень?

-  Что делают осенью лесные жители? (белка делает себе запасы на зиму, медведь собирается спать, зайчик скоро поменяет шубку)

-  У белки в лесу сейчас много хлопот, нужно и за  малышами бельчатами присматривать и запасы делать на зиму? Не успевает белка сделать запасы и просит вас помочь. Хотите помочь белке? Сможете?

Словесные методы (беседа, вопросы)

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы

Познавательная мотивация (эмоциональная вовлеченность ребёнка, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка)

Этапные задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания о времени года «Осень»

II. Актуализация знаний

Игра «Собери орешки»

На столах разложены по 3 желтых треугольника и 3 синих круга на каждого ребёнка.

Воспитатель говорит:

- треугольники – это бельчата.

- Сколько бельчат у белки? (3)

- Белка насобирала им орешки, но волнуется, хватит ли орешков.

-Как это узнать? (дети могут сосчитать бельчат и орешки, бельчат – 3, орешков -3, их поровну).

- Как белке показать, что орешков действительно хватит? (нужно дать каждому бельчонку по одному орешку).

Словесный, наглядный метод

Дети садятся за столы

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющиеся представления, считают, сравнивают групп предметов по количеству с помощью составления  пар и пересчётом.

планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками;

наличие устойчивых познавательных интересов.

Наблюдение за процессом деятельности (считают, сравнивают)

Этапные задачи:   1. Актуализировать счет до трёх, сравнение групп предметов по количеству с помощью составления  пар и пересчётом,                                          

                                      сравнение и упорядочивание предметов по высоте.

                                 2. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление.

III. Затруднение в ситуации

Игра «Собери орешки» (продолжение)

Воспитатель рассказывает, что белка нашла ещё один орешек. На стол кладутся круги по количеству детей.

- Ребята, помогите белочке сосчитать сколько всего орешков?

 (некоторые дети могут сбиться, так как они еще не знают счета до четырёх).

Возникает затруднение – как правильно сосчитать дальше?

Фиксация затруднения:

- Смогли вы помочь белочке сосчитать орешки? ( Нет, да)

Выявление причины затруднения:

-Почему не смогли? (потому, что не знаем, как считать дальше).

Постановка образовательной цели (опыт целеполагания)      

-Что же нам  нужно сделать, чтобы помочь белочке?   (научиться считать дальше)

 -Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (надо спросить у того, кто знает).

Словесный, наглядный метод

Каждый ребёнок берёт по одному кругу.

Дети хором считают, дотрагиваясь пальчиком до каждого круга: один, два, три...

Дети сталкиваются с затруднением: не знают как правильно считать дальше.

коммуникативные: планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками;

удерживание цели деятельности;

умение фиксировать затруднение в деятельности,

выявлять его причины,

умение выбирать способы преодоления затруднения

самостоятельное нахождение способов выполнения

практических и познавательных задач;

Наблюдение в процессе работы

Этапные задачи

1.  Создать мотивационную ситуацию для введения числа 4, счета до четырёх;

2. Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

3. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.

IV.

Открытие нового знания или способа действий

Игра «Собери орешки» (окончание). 

-Значит, что нам надо теперь сделать? (надо узнать, как считать дальше)

-Кто знает, какое число следует при счете за числом 3 (выслушивает ответы детей, хвалит тех, кто ответил правильно)

 При счете за числом 3 идет число 4.

-Как получили 4 орешка? (было 3, нашли ещё один).

-Сколько всего стало орешков? (4)

(Воспитатель вместе с детьми считают до четырех. Воспитатель фиксирует внимание детей на технике счета до четырёх: при счёте надо дотрагиваться до каждого предмета один раз, проговаривая: один, два, три, четыре. Затем надо обвести все предметы рукой и сказать: «всего четыре предмета»).

- Поровну ли теперь орешков и бельчат? (нет).

- Чего больше? (орешков больше, бельчат меньше).

- Что нужно сделать, чтобы их было поровну? (надо пригласить еще одного бельчонка или убрать один орешек).

  Воспитатель кладет на стол дополнительные треугольники желтого цвета. Пересчитывают и сравнивают  их.

  - Сколько бельчат? (четыре).

- Сколько орешков? (четыре)

Воспитатель хвалит детей и делают вывод, что бельчат и орешков поровну (четыре и четыре поровну)

Все бельчата получили орешки, и приглашают вас с ними попрыгать под веселую музыку.

  Затруднение в игровой ситуации

Игра «Игра «Заготовим орешки на зиму »

Дидактические задачи:

- мотивационную ситуацию для введения новой цифры 4:

-сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

-тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, развивать речь, логическое мышление, инициативность.

Воспитатель рассказывает, что бельчата решили спрятать орешки на зиму. И чтобы не забыть, где искать орешки, они решили обозначить цифрами деревья, в дуплах которых будут прятать орешки. Ребята, помогите подобрать карточки с цифрами к каждому дереву по порядку (слева направо).

  Может возникнуть затруднение: какой цифрой обозначить четвертое дерево.

- Почему не смогли? (потому что не знаем, как обозначается число четыре).

Преодоление затруднения

Игра «Заготовки на  зиму» (продолжение).

Дидактические задачи:

-познакомить детей с цифрой 4, соотносить цифру с количеством.

-закрепить умение преодолевать затруднения способом «спроси у того, кто знает»

-тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, развивать речь.

- Что нужно сделать, если не знаешь, но очень хочется узнать? (надо спросить у того, кто знает).

   После вопроса воспитатель показывает цифру четыре.

- Это значок говорит о том, что предметов четыре.

Словесный, наглядный, игровой метод

Участвуют в диалоге, считают, сравнивают групп предметов по количеству с помощью составления  пар и пересчётом.

Дети берут по треугольнику и уравнивают группы предметов.

Под весёлую музыку дети прыгают на «полянке»

Подбирают карточки с цифрами  к каждому дереву по порядку.

 Дети затрудняются, не знают, какой цифрой обозначить четвёртое дерево.

Дети выбирают из цифр, лежащих на столе, цифру четыре и обозначают четвертое дерево.

эмоциональная вовлеченность ребёнка, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка

Наблюдение за процессом деятельности

(умеют считать  до четырех, сравнивать и уравнивать численность групп, состоящих из четырёх предметов)

Этапные задачи

1. Закрепить представления детей об образовании последующего числа из предыдущего, сформировать представление о числе четырёх, умение считать  до четырех, сравнивать и уравнивать численность групп, состоящих из четырёх предметов;

2. Сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;

3. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.

V Введение новых знаний в систему знаний

Игра «Собери грибы».

Мама белка попросила вас собрать для бельчат по 4 грибочка каждому.

Вместе с воспитателем дети проговаривают способ счета предметов: при пересчете надо не пропустить не один предмет и не один предмет не посчитать дважды.

Словесный, наглядный, игровой метод

Дети идут на «полянку», на которой разложены грибы. Собирают каждый по 4 гриба.  

Считают до 4, не пропуская не один предмет.

целенаправленность

деятельности; овладение общими способами действий; степень инициативности ребенка

Этапные задачи

Дидактические задачи:

развивать внимание, мыслительные операции, закрепление счета до четырех.

VI Осмысление (итог)

- Кому вы сегодня помогли? (помогли белке сосчитать хватит ли орешков для бельчат, спрятать орешки на зиму, навести порядок в дупле)

- Почему вам это удалось? Потому что научились считать до 4 и узнали, как обозначается цифра 4.

Словесный метод

Дети собираются около воспитателя. Отвечают на вопросы воспитателя

умение  получать и оценивать результат выполнения собственных действий

Анализ высказываний 

Этапные задачи

восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Комментарий

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной группе "Число и цифра 7"

Конспект составлен с учетом требований ФГОС. В нем представлены такие методы и приемы, как создание проблемных ситуаций, постановка задач самими детьми, игровая мотивация дает возможность в форме игро...

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной группе "Число и цифра 7" Взаимодействие с учителями МАО СОШ№5 г. Когалым

Конспект составлен с учетом требований ФГОС. В нем представленны такие методы и приемы, как создание проблемных ситуаций, постановка задач сами детьми, игровая мотивация дает, возможность форме игровы...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Счет до пяти. Число 5. Цифра 5.»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Счет до пяти. Число 5. Цифра 5.»...

Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений для детей второй младшей группы 3-4 года на тему «Цифра 6»

Цель занятия: сформировать представления о числе и цифре 6Цель занятия для ребенка: отработать умение считать до 6Задачи занятия:Обучающая:  формировать представления детей о цифре шесть, о том к...

Методическая разработка занятия по формированию элементарных математических представлений для подготовительной группы "Число и цифра 7"

Число и цифра «7» Цель: Закрепить представление о числе и цифре «7»Задачи:• Формировать представления о составе числа 7 из двух меньших чисел;• У...

Технологическая карта ООД по формированию элементарных математических представлений "Состав числа 6. Цифра 6". Лексическая тема: "Насекомые"

Организованная образовательная деятельность в рамках Всероссийского конкурса "Учитель-дефектолог России" в 2024 г.Проведено: 03.05.2024 г. в рамках лексической темы недели "Насекомые&qu...