Программа «ЮНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛ»
рабочая программа по математике (старшая группа)

Елена Гер

программа направленная на развитие математических способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_intellektual.docx60.31 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«ЮНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛ»

для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет

Срок реализации программы: 1 год

Год обучения: первый/один

(5-6 лет)

группа обучающихся: старшая

Разработчики программы:

Гер Елена Владимировна

Чернядьева Ольга Владимировна

 

г. Ачинск, 2020

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня в обществе происходят сложные социально - экономические процессы, коренным образом меняются цели и ценности образования. Главной целью образования на всех его уровнях признается воспитание активной, творческой личности, готовой к самоизменению и успешной самореализации.

Перенос акцента образовательной деятельности с подготовки к школе на поддержку позитивной социализации и индивидуализации ребенка, развития его личности способствует изменению представлений о результатах дошкольного образования. Под результатами мы понимаем, в первую очередь, формирование таких качеств личности дошкольника, как любознательность, активность и самостоятельность; готовность к преодолению ошибок и неудач, применению новых знаний для решения проблем, поиску решений в нестандартных ситуациях; умение брать ответственность за сделанный выбор, свои действия (или бездействия); умение работать в команде, проявлять заботу и уважение по отношению к себе, другим, обществу, стране, окружающей среде и др. Все это создаст основу не только для готовности ребенка к школе, но и для его успешной самореализации на каждом жизненном этапе.

Исследования психологов, многолетний опыт педагогов - практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточным объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и стремление думать, стремление узнать что-то новое.

Очевидно, что достижение этих результатов должно быть связано с «перестройкой мышления» взрослых, оказывающих влияние на воспитание и развитие ребенка. В ситуации динамичного развития образовательной системы педагоги и родители должны сами стать инициаторами и непосредственными участниками преобразований и инноваций в духе времени.

В данной Программе раскрыта система работы по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико – математических игр. Она представляет собой вариативную часть основной образовательной программы дошкольного образования, разработанной на основе примерной основной образовательной программы «От рождения до школы»  

Данная Программа составлена на основе курса «Игралочка» и «Раз – ступенька, два – ступенька» является следующим звеном непрерывного курса математики программы «Школа – 2100» для дошкольников, учеников начальной и средней школы (авторы Л.Г. Питерсон, Г.В.Дорофеев, Е.Е. Кочемасова, Н.П.Холина). Именно поэтому модифицированная программа «ЮНЫЙ  ИНТЕЛЛЕКТУАЛ» (далее по тексту Программа) имеет социально - педагогическую направленность,  ориентирована на создание развивающей образовательной среды, в которой все участники образовательных отношений – педагоги, дети, родители получат импульс для собственного развития – каждый на своем уровне. 

При составлении комплекса логико – математических игр направленных на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста использованы игровые технологии развивающего обучения: «логические блоки Золтана Дьенеша»,  авторская методика «Интеллектуальные игры Б.П. Никитина», развивающая логико – математическая игровая технология интеллектуально – творческого развития детей 3 – 7 лет В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», авторская методика счетные палочки Кюизенера, развивающие материалы для образования детей Фридриха Фребеля и др.

Вид Программы: модифицированная Программа.

Новизной и отличительной особенностью Программы

В Программе обращается особое внимание на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное дальнейшее обучение их в школе.

Исходя из этого, Программа «ЮНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛ» построена не по областям знаний, а в  соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи: произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе.

Миссия Программы –

ОТКРЫТИЕ РЕБЕНКОМ:

• окружающего мира, самого себя и других людей в этом мире в процессе совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской и др.);

• способов преодоления затруднений в собственной деятельности, путей решения задач и проблем (в соответствии с возрастом участников образовательных отношений);

ОТКРЫТИЕ ПЕДАГОГАМИ:

• эффективных инструментов развития ребенка, обеспечивающих условия для его саморазвития и успешной самореализации;

• новых векторов и горизонтов личностного и профессионального роста;

ОТКРЫТИЕ РОДИТЕЛЯМИ:

• возможностей более глубокого понимания своих детей, осознанного участия в их образовании;

• новых смыслов и возможностей в повышении родительской компетентности.

В центре Программы – современный ребенок. Он не такой, каким был его сверстник еще несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития, а потому, что принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых, воспитательные модели в семье и детском саду.

Концептуальные идеи Программы разработаны с учетом особенностей «детей нового времени» и связаны с образовательной парадигмой, направленной на создание условий для развития личности, присвоения культурного опыта саморазвития в современном быстро меняющемся мире.

Непрерывная образовательная система, положенная в основу Программы, реализует системно – деятельностный подход на основе общей теории деятельности. Создание образовательной среды в Программе происходит на основе системы принципов деятельностного обучения:

- принцип психологической комфортности (взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи);

- принцип деятельности (основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании);

- принцип целостности (стратегия и тактика психолого – педагогической  работы с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка);

- принцип минимакса (создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития – в своем темпе, на уровне своего возможного потенциала);

- принцип вариативности (детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия и др.);

- принцип непрерывности (обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнейшую перспективу развития).

Принятая в Программе методология позволяет придать процессу развития ребенка целостность и системность, создать условия для построения непрерывной образовательной траектории при переходе от предыдущего уровня образования к следующему, полноценно проживая каждый возрастной период. Данная методологическая позиция опирается на личностно - ориентированную педагогику, обусловливая чрезвычайно бережное отношение к ребенку как к активно развивающейся личности – уважение его индивидуальности, личностного достоинства, принятие ребенка таким, каков он есть.

При разработке Программы автором  учитывались основные положения современных и новейших психолого-педагогических теорий:

Л.С. Выготского о ведущей роли обучении в развитии; А.В. Запорожца об

амплификации развития ребенка; В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина о развитии

учебной деятельности и теоретического мышления; Н.Н. Поддьякова о развитии мышления, «горизонтах развития»; А.Г. Асмолова о развитии индивидуальности и личности; В.Т. Кудрявцева о социальном развитии ребенка как результате культуроосвоения и культуротворчества.

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ

К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

•   Совместная с семьей забота о сохранении и формировании психического и физического здоровья детей.

• Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития.

• Учет индивидуально - психологических и личностных особенностей ребенка (типа высшей нервной деятельности, преобладающего вида темперамента; особенностей восприятия, памяти, мышления; наличия способностей и интересов, мотивов деятельности; статуса в коллективе, активности ребенка и т.д.).

•   Целенаправленное содействие духовному и физическому развитию и саморазвитию всех участников образовательных отношений.

•   Содействие и сотрудничество детей и взрослых (педагогов, родителей),

признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

•   Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской).

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

• Построение партнерских взаимоотношений с семьей.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цели:

- расширение зоны ближайшего развития каждого ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития;

- развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей;

- всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста, способствующее успешному его обучению в общеобразовательной школе. 

Программа направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, открывающих возможности для позитивной социализации ребенка, формирование основ базовой культуры личности, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования.

Поэтому основными задачами развития мышления детей старшего дошкольного возраста являются:

Обучающие задачи:

1. Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов.

2. Познакомить детей с общими математическими понятиями, геометрическими телами, фигурами.

3. Формировать математические представления о числах.

4. Формировать пространственно-временные отношения.

5. Формировать умения выделять в окружающей обстановке предметы по определенным свойствам, признакам.

6. Учить составлять фигуры из частей и делить фигуры на части, конструировать фигуры из палочек.

8. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

Развивающие задачи:

1. Развитие образного и логического мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

2. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

3. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Воспитательные задачи:

1. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать  правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

2. Воспитывать у детей культуру поведения в коллективе, доброжелательные отношения друг к другу.

3. Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д. 

Для реализации намеченной цели запланирована  работа по следующим направлениям:

1. Работа с детьми – она включила в себя разработку, апробацию и использование в рамках программы комплекса логико – математических игр направленных на развитие логического мышления  детей старшего дошкольного возраста.

2. Работа с педагогами – помощь в организации развивающих логико – математических игр и  использование их в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.

3. Работа с родителями – консультирование по вопросам развития логического мышления детей дошкольного возраста.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОГРАММЫ

Практическая значимость программы состоит в применении развивающих игровых технологий, что позволяет сделать процесс обучения, увлекательным и помогает избежать однотипности целей и функций обучения. Такое обучение одновременно является и целью, и средством обучения. Как цель обучения логико – математическая игра помогает детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии. Как средство обучения, способствует тому что, играя дети даже не подозревают, что приобретают новые знания.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Из опыта работы с детьми по развитию наглядно – образного,  логического мышления и математических представлений понятно, что основной формой познавательной деятельности дошкольников является игра, поэтому деятельность с детьми направленная на развитие форм мышления детей старшего дошкольного возраста  строится в занимательной, игровой форме с использованием различных дидактических логико – математических игр, что позволяет детям успешно овладеть различными приемами мыслительной деятельности, математическими представлениями.

Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного метода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявлении существенных признаков. А педагог подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.

Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия – игры. В течение 2 – 3 минут внимание детей акцентируется на основных идеях занятия. Дети высказывают свое отношение к играм, к тому, что им понравилось, а что было трудным. Эта обратная связь помогает педагогу впоследствии скорректировать свою работу.

Игры подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок на занятии – игре  продвигается вперед только своим темпом и с постоянным успехом!

Для решения этой задачи в учебное пособие в учебный материал разной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума. Здесь есть и стандартные задания, которые требуют применения той или иной известной детям операции, и нестандартные, когда ребенок, приступая к решению, не знает заранее способа действий.

Необходимым условием организации занятий с дошкольниками является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизического состояния.

Возраст детей, участвующих в реализации Программы - 5 –  6 лет

Срок реализации Программы – 1 год

Отличительные особенности данной Программы

Работа ведется с детьми экспериментальной группы эмпирического исследования по теме развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико – математических игр. Состав экспериментальной группы  – воспитанники старшей группы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида», проявившие интерес и желание к игровой деятельности в центре интеллектуального развития «ИГРАЙГРАД» созданного на базе детского сада в отведенном для него месте. Уровень пограничного состояния развития форм мышления детей участников исследования,  определен в результате анализа результатов констатирующего этапа эмпирического исследования. Занятия – игры в центре «ИГРАЙГРАД» проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 25 минут.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

В старшем дошкольном возрасте у детей происходит активное познавательное и интеллектуальное развитие, в котором существенную роль играет овладение логическими отношениями. Именно в этом возрасте у ребенка активно возникают элементы логического мышления, и этот возраст является благоприятным периодом для их развития.

В работе с детьми 5 - 6 лет используются простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Часто эти задачи бывают представлены в виде чертежа, рисунка. Дети, решая их, в ходе поисков ответа могут подбирать недостающие фигуры, менять их местами, перекладывать предметы и т.д. Практические действия облегчают решение задачи, делают его более убедительным и доказательным.

По мнению З. А. Михайловой, последовательность упражнений может быть следующей. Сначала детям предлагаются задания типа: чем отличается одна картинка от другой? На основе зрительного сопоставления надо найти несколько отличий. Далее дети решают такие задачи: найди два одинаковых предмета. Рассмотрев и сравнив предметы, надо найти фигуры, одинаковые по цвету, форме, величине и другим характерным признакам.

Следующий этап в решении логических задач связан с нахождением лишней фигуры. На основе зрительного анализа, сопоставления надо найти предмет, который не должен быть помещен на таблице, и обосновать выбор. Предлагаются лабиринты. На основе зрительного прослеживания ходов, линий, ребенку надо отыскать нужный предмет, выход и т.д.

Следующим усложнением в заданиях на развитие логического мышления ребенка шестого года жизни могут быть задания, в которых дети на основе сравнения выявляют закономерность в расположении фигур, вместо знака вопроса помещают нужную фигуру. Развитию логического мышления, смекалки и сообразительности способствует обучение детей 5- 6 лет решению задач на поиск недостающих в ряду фигур. Как правило, они представлены наглядно тремя горизонтальными и вертикальными рядами: это могут быть геометрические и сюжетные фигуры, изображения предметов. В каждом ряду по три фигуры, отличающиеся одна от другой несколькими признаками. Эти признаки повторяются и в фигурах второго ряда. Эти предметные признаки лежат в основе нахождения недостающей в третьем ряду фигуры. Недостающую фигуру дети могут зарисовать мелом на доске и объяснить, почему именно ее считают недостающей. Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у детей умение обобщать ряд или фигуру по выделенным признакам, сопоставлять обобщенные признаки одного ряда с признаками другого. В процессе выполнения этих операций и осуществляется поиск решения задачи.

В старшей группе дети осваивают умения символической деятельности: замещение, схематизация, кодирование, декодирование, моделирование. В самом общем смысле под замещением имеют в виду перенос значения с одного предмета на другой. Л.С. Выготский смысл его видел в функциональном использовании предмета-заместителя, например, в детской игре, где собственные действия ребенка с заместителем придают последнему функцию знака. Заместитель становится воплощением другого предмета, оставаясь при этом самим собой со своими вещными пределами и

свойствами. Предмет до тех пор является одновременно и тем же, и другим, пока ребенок действует с ним. В математике заместителями являются точки, фигуры, цифры, обозначения свойств предметов. Смысл кодирования состоит в переводе какого-либо содержания из одной формы представленности в другую, вид символической деятельности, заключающийся в переводе реальности на знаково-символический язык. Декодирование – выполнение обратного кодированию действия. В играх с палочками Кюизенера дети «кодируют» числа палочками, а также записывают ими числовые примеры. Возможно и обратное действие –декодирование (выразить числами цветовую формулу).

Освоение действий замещения, кодирования и декодирования позволяет детям перейти к моделированию как методу познания окружающей действительности. Моделирование рассматривается как практически или теоретически опосредованное оперирование объектами, при котором исследуются не непосредственно сами объекты, а вспомогательные искусственные или естественные системы (квазиобъекты), находящиеся в определенном объективном соответствии с познаваемыми объектами. Модели способны замещать объекты на определенных этапах познания и давать при использовании в конечном итоге информацию о существенных свойствах моделируемых объектов.

Многими исследователями доказано, что эффективность развития логического мышления дошкольников возрастает, если в качестве средств обучения выступают наглядные модели. Авторы программы «Развитие» считают, что общая способность к наглядному моделированию развивается с помощью моделирования сериационных и классификационных отношений, с использованием модели в форме кругов Эйлера или сериационного ряда классификационного древа. Наглядно моделируя сериационные и классификационные отношения при решении логических задач, воспитатель выявляет с детьми существенные, скрытые от их восприятия признаки предметов и явлений, связи и отношения между ними. Например, на образцах бабочек определяют самую красивую, самую некрасивую; усваивают родовые и видовые понятия: человек, женщина, мужчина.

Эти сложные отношения становятся понятны детям. Вводятся понятия не научные, не всегда полные, но на их основе формируются житейские понятия. Научные термины («модель», «понятие», «классификационное древо») не употребляются, их заменяют доступными детям: «домики», «чудо-дерево», «реклама» и др.

Логические отношения моделируются на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные ими на занятиях или в повседневной жизни. Перед каждым занятием, предполагающим моделирование отношений между определенными понятиями, должна быть проведена целенаправленная предварительная работа: рассматривание предметов, иллюстраций и т.д.; беседа, насколько знакомы с ними дети, т.е. выявляется их осведомленность. Многие авторы считают моделирование важным учебным средством и действием, с помощью которого можно осуществлять различные учебные и развивающие цели и задачи, где требуется материализация абстрактных понятий, рефлексия собственных учебных действий, выделение существенного и обобщение изучаемого материала, формирование представления о структуре, взаимосвязях и отношениях сложных явлений или процессов. Г.А. Репина рассматривает математическое моделирование на основе применения плоскостных, пространственных, топологических технологий, использующих логико-математические игры, математические головоломки. Она рекомендует использовать игры «Танграм», «Пифагор», «Пентамино», «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех».

А.В. Белошистая считает наиболее оптимальным средством развития логического мышления в дошкольном возрасте геометрический материал. Сочетание системных заданий логико-конструктивного характера, по ее мнению, активно влияет на математическое развитие дошкольника. Для конструирования используются мозаики, конструктор, кубики, разрезные картинки и т.п. Задания направлены на развитие у дошкольников следующих приемов умственных действий: сериации, анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.

При работе детей с моделями рекомендуется соблюдать следующие методические рекомендации:

1) при знакомстве с моделями необходимо указать, что это не просто схема или что-то еще, а приближенное описание оригиналов, как нечто такое, что специально создано для решения поставленной задачи и что может быть заменено наиболее точным, удобным описанием;

2) объяснить детям, что некоторые явления или процессы (например, время), которые мы не видим и не можем потрогать руками, можно изучить только с помощью их моделей;

3) модели можно строить по-разному. Можно построить модель в виде учебной карты, схемы, таблицы. Это будут плоскостные модели. Модели могут быть и объемными;

4) актуально детьми будет осознаваться лишь то содержание воспринимаемого, которое будет выступать как предмет, на который были направлены действия детей;

5) при работе с моделью должно быть совпадение двух типов действий: действия, вызываемые наглядным пособием, и действия, которые ребенок должен осуществлять для решения поставленной задачи. Только при совпадении этих действий пособие будет обладать развивающим характером;

6) с помощью моделей решается и такая задача, как упорядочивание имеющегося у детей опыта. Но упорядочить можно лишь тот опыт, который есть у детей, поэтому моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные ими ранее. Нельзя использовать пособия лишь для того, чтоб насытить уроки наглядностью;

7) перед работой с моделью можно провести предварительную, вводную, ознакомительную беседу, чтобы познакомить детей с оригиналом, постепенно подвести к работе с моделью;

8) перед тем, как проводить занятия с моделью, можно рекомендовать провести 1-2 занятия без моделей.

А.А. Столяром, Е.А. Носовой и др. созданы специальные игры для развития логического мышления дошкольников. Эти игры получили название – логико – математические. По мнению авторов, они являются эффективным средством накопления логико – математического опыта ребенка. Играя в логико – математические игры совместно со взрослыми или самостоятельно, дети познают свойства и соотношения предметов по форме, размеру, массе, расположению в пространстве; числа и цифры; зависимости увеличения и уменьшения на предметном уровне; порядок следования, преобразования; сохранение количества, объема массы. При этом они осваивают как предлогические действия, связи, зависимости, так и предматематические. Например, во время постройки дома (игра «Логический домик») ребенок, делая очередной ход, оказывается в условиях выбора связей между предметами, нарисованными на «кирпичах» (главном строительном материале). Это могут быть одинаковая (сходная) окраска, форма, назначение, смысл, принадлежность и проч. Соблюдение этажности строительства и требований к размеру дома предусматривает установление количественных отношений (математических связей).

Е.А Носовой разработан комплекс игр и упражнений:

– игры на выявление и абстрагирование свойств предметов (цвета, формы, размера, толщины);

– игры на освоение детьми сравнения, классификации и обобщения;

– игры на овладение логическими действиями и мыслительными операциями.

Приведем примеры аналогичных игр. Игры, направленные на освоение умений  оперировать одновременно двумя свойствами, – «На свою веточку», «Кто хозяин», «Найди выход». Разложить блоки сказочных персонажей в соответствии с указанными свойствами. «Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми. Зайцу нужны красные и треугольные и т.д. Разобраться, где должны «висеть» неквадратные и красные, желтые и треугольные… блоки в игре «На свою веточку». После освоения предыдущих заданий у детей формируется умение обобщать одновременно по двум свойствам с учетом или отсутствия каждого: по наличию обоих заданных свойств, по их отсутствию, по наличию одного и отсутствию второго. Рекомендуется использовать игровые упражнения «Помоги Незнайке». Выбираются сказочные персонажи и называются блоки, какие каждый из них «хочет взять себе». Например, Дюймовочка «выбирает себе» желтые и квадратные, Незнайка – желтые, но не квадратные, Мальвина – квадратные, но не желтые, Пьеро – не желтые и не квадратные. Обязательно проверяются все наборы блоков у персонажей вместе с детьми. И, наконец, наиболее сложные задачи – это задачи на разбиение по двум свойствам. При последовательной подготовке детей на предыдущем материале возможно решение более сложных задач. Детям предлагается разделить блоки между Чиполлино и Буратино. У Чиполлино – все круглые, а у Буратино – все красные. В процессе решения этой задачи возникает проблема: есть предметы одновременно и красные и круглые, есть не красные и не круглые. Таким образом, дети сами могут придти к выводу, что справедливо красные и круглые блоки положить между персонажами, а некруглые и не красные вне этого пространства. В последующем возможно использование более сложных игр, где формируется умение оперировать одновременно тремя свойствами. Эти игры проводятся аналогично предыдущим.

Таким образом, мы видим, что способность ребенка 5-6 лет к освоению логико - математических отношений значительно возрастает, поэтому необходимо всемерно использовать этот благоприятный для развития логического мышления возраст, активно включая ребенка в разнообразную деятельность не только с предметами окружающего мира, но и их моделями.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Формирование элементарных математических представлений

Сравнение предметов и групп предметов

Совершенствовать умения выделять группы предметов или фигур, обладающих общим свойством, выделять часть группы, выражать в речи

признаки сходства и различия отдельных предметов и их групп.

Развивать умения объединять группы предметов, разбивать на части по какому-либо признаку, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.

Развивать умение обозначать свойства фигур с помощью знаков (символов).

Формировать первичное представление о равных и неравных группах предметов, умение записывать отношения между ними с помощью знаков =,≠.

Количество и счет

Развивать умение считать в пределах 10 (и в больших пределах в зависимости от успехов детей группы) в прямом и обратном порядке, соотносить запись чисел 1-10 с количеством.

Тренировать умение правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.

Формировать представление о числе 0, умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов.

Развивать умение при сравнении на наглядной основе групп предметов по количеству пользоваться знаками =, ≠, >, < и отвечать на вопрос: «На сколько больше?», «На сколько меньше?».

Формировать первичные представления о сложении и вычитании групп предметов, умение использовать знаки + и – для записи сложения и вычитания.

Формировать опыт сравнения, сложения и вычитания, опираясь на

наглядность, чисел в пределах 10.

Формировать первичный опыт составления по картинкам простейших (в одно действие) задач на сложение и вычитание и умение решать задачи в пределах 10.

Величина

Формировать первичные представления об измерении длины, высоты предметов с помощью условной мерки.

Формировать первичные представления о непосредственном сравнении сосудов по объему (вместимости); об измерении объема сосудов с помощью

условной мерки.

Геометрические формы

Расширять и уточнять представления о геометрических фигурах: плоских – квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал; объемных – шар, куб, цилиндр, конус, призма, пирамида; закреплять умение узнавать и называть эти фигуры, находить сходные формы в окружающей обстановке.

Формировать представление о различии между плоскими и объемными геометрическими фигурами и об элементах этих фигур.

Пространственно-временные представления

Уточнять и расширять пространственно-временные представления детей.

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева, в верхнем правом (в нижнем левом) углу, посередине, внутри, снаружи), выражать в речи местонахождение предмета.

Развивать умения определять положение того или иного предмета не только по отношению к себе, но и к другому предмету; двигаться в заданном направлении.

Закреплять умение называть части суток (день – ночь, утро – вечер), последовательность дней в неделе.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Поддерживать и развивать устойчивый интерес детей к явлениям и объектам природы и рукотворного мира.

Учить вести наблюдения на протяжении недели, месяца, в течение года.

Отмечать результаты наблюдений; следить за изменениями в природе и

в жизни.

Формировать элементарные навыки исследовательской работы, умение обобщать, анализировать, делать выводы, сопоставлять результаты наблюдений, выделять сходство и отличия объектов, формулировать предположения и самостоятельно проводить простые «исследования».

Учить выделять более дифференцированные свойства предметов, классифицировать их по характерным признакам, понимать и употреблять

обобщающие наименования (деревья, кустарники, фрукты, овощи, животные, растения, транспорт наземный, водный, воздушный, посуда чайная, столовая, кухонная и т.п.).

Знакомить с устройством простейших планов и схем, географических карт, условными знаками и символами.

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ НАПРАВЛЕННОЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ

ЛОГИКО – МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Новым аспектом в деятельности детей старшей группы является постепенный переход от действий с предметными моделями математических ситуаций к графическим моделям. С этой целью на занятиях начинают использоваться рабочие тетради (не более 5-7 минут). На данном этапе обучения дети начинают самостоятельно выполнять так называемое «пробное действие», на основе которого разворачивается проблемная ситуация на занятии. Чтобы не испытывать боязни сделать  ошибку, пробное действие выполняется на отдельном листке. Особое внимание уделяется индивидуальному общению с детьми, испытывающими трудности в освоении материала, либо, наоборот, проявляющими интерес и любознательность к тому или иному вопросу.

Сравнение предметов и групп предметов. Воспитатель продолжает знакомить детей со свойствами предметов (цвет, форма, размер и пр.), тренирует умение разбивать группы предметов на части по какому  либо признаку, устанавливать взаимосвязь между частью и целым, находить «лишний» предмет. В ходе этой работы организуется открытие детьми способов обозначения свойств предметов с помощью знаков (символов). Дети придумывают символы для обозначения цвета, формы, размера предметов. Продолжается работа по развитию логических операций, в том числе и операции отрицания. У детей формируется представление о том, как

обозначить отрицание «не» с помощью зачеркивания (например, ≠ – не равно, – не треугольник и т.д.). Развивается умение детей находить и составлять закономерности, при этом задания постепенно усложняются (поиск ошибок в составлении закономерностей, более сложные правила их построения и др.).

В старшей группе дети учатся устанавливать равенство и неравенство групп предметов путем составления идентичных пар и обозначать результат сравнения с помощью знаков = и ≠. Формируется представление детей о равных группах предметов: группы предметов равны, если они состоят из одних и тех же предметов. Дети устанавливают правило сравнения групп предметов с помощью составления пар: чтобы узнать, равны ли группы предметов, можно составить пары одинаковых предметов.

Количество и счет. В старшем дошкольном возрасте дети учатся считать в пределах 10. Совершенствуются умения соотносить запись чисел с количеством и порядком. Числа моделируются как с помощью предметных, так и с помощью графических моделей («точек»), которые станут наглядной опорой дальнейшего изучения натуральных чисел в начальной школе. В продолжение начатой ранее работы дети уточняют представления о том, что число определяется количеством предметов в группе и не зависит ни от размеров предметов, ни от расстояния между ними, ни от их пространственного расположения. Новые числа вводятся в той же логике, что и на предыдущих этапах.

После выработки навыка называть количественные числительные в прямом порядке дети осваивают умение считать обратным счетом. Это позволяет лучше понять устройство натурального ряда (порядок чисел, отношения соседних чисел, понятия «предыдущее» и «последующее» число).

В детском саду авторы не рекомендуют учить детей писать цифры. Введению числа 10 предшествует знакомство с нулем. Дети узнают, что нуль обозначает отсутствие предметов: «нисколько», «ни одного». Число 10  соотносится с количеством пальцев на руках и на ногах. Уточняются представления детей о равных и неравных группах предметов, сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар. Процесс сравнения моделируются посредством графических моделей – «мешочков». Установленные отношения фиксируются с помощью знаков =, ≠. На этой основе организуется деятельность детей, в которой они конструируют знаки > и <, учатся использовать их для записи результата сравнения групп предметов по количеству.

Закрепление представлений о знаках проходит в различных логико – математических, дидактических играх с использованием предметных и графических моделей.

В старшем дошкольном возрасте начинается формирование представлений детей об арифметических действиях сложения и вычитания. Предварительно актуализируются их представления о целом и его частях,

взаимосвязи между частью и целым, умение составлять целое из частей и выделять часть целого. Педагог помогает детям понять, чем отличается задача от загадки или рассказа, учит выделять вопрос задачи и отвечать на вопросы: «Что в задаче нужно узнать – часть или целое? Как это можно сделать?»

Величина. В старшей группе дети «открывают» опосредованный способ сравнения величин – измерение условной меркой, учатся объяснять свои действия при измерении мерками, наблюдают, что происходит при увеличении мерки, уменьшении мерки.

Формируются представления детей об объеме (вместимости). Дети знакомятся со способами непосредственноного сравнения сосудов по объему (вместимости) и измерения объема сосудов с помощью условной мерки. Как и при измерении длины, с помощью своих практических действий дети наблюдают зависимость между величиной мерки и результатом измерения: чем больше мерка, тем меньше мерок нужно, чтобы наполнить сосуд, и наоборот.

Геометрические формы. У детей шестого года жизни развиваются представления о плоских и объемных геометрических фигурах, с которыми

они знакомились раньше: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал,

шар, куб, цилиндр, конус, призма, пирамида. В результате различных действий (исследования, конструирования и др.) дети учатся соотносить плоские и объемные геометрические фигуры, устанавливают, чем они похожи и чем отличаются, выделяют и сравнивают их элементы, делают обобщения. Формируются начальные представления о понятиях «угол», «многоугольник», «вершина», «сторона», «граница» фигуры. Дети учатся

различать внутреннюю область и границу любой фигуры, считать число сторон, вершин, углов (первичный опыт э той деятельности детьми уже приобретен в младшей и средней группах).

Пространственно-временные представления. Дети шестого года жизни продолжают осваивать пространственные отношения, с которыми они знакомились раньше: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, далеко – близко и др. Дети уточняют ориентировки относительно себя и осваивают ориентировки относительно другого человека. Все выводы они делают сами в исследовательских ситуациях. При этом они вначале проверяют свои выводы практически, а затем учатся мысленно представлять себя на месте другого человека или куклы.

Еще одна новая задача для детей – научиться определять место по заданному условию, то есть выполнять задания типа: «Встань так, чтобы слева от тебя было окно, а сзади – шкаф», «Сядь так, чтобы впереди тебя сидел Петя, а сзади – Маша». Кроме этого, дети должны научиться выражать в речи положение того или иного предмета по отношению к другому:

«Справа от Маши сидит Петя, слева от Маши – Оля, впереди Оли – окно, над головой Оли – лампа».

В старшей группе ведется целенаправленная работа по формированию у детей навыков работы на листе бумаги в клетку, что важно для их успешного обучения в школе. Дети знакомятся с понятиями лист, страница, тетрадь. Умение ориентироваться во временных понятиях обеспечивается

повседневным их использованием. Детям систематически задаются вопросы: «Какой сегодня день недели?», «Какой будет завтра?», «Какой был вчера?», «Какое сейчас время года?», «Какой месяц?» и т.п.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитатель учит детей более дифференцированно выделять свойства

предметов и материалов, называть их словами (рыхлый, плотный, гибкий, негнущийся, хрупкий, прочный и др.). Организует знакомство детей с новыми свойствами материалов, из которых сделаны предметы (пропускает

или не пропускает тепло, свет), дает представление о превращении твердых

веществ в жидкие, жидких – в газообразные, и наоборот. Педагог учит детей распознавать различные материалы (бумагу, картон, ткань, пластмассу, воск, металл); обозначать словом, что предметы сделаны из пластмассы (пластмассовые), из меха (меховые), из шелка (шелковые), из ваты (ватные), из кожи (кожаные), из шерсти (шерстяные) и т.п. Рассказывает о том, как делают разные материалы, например бумагу, и почему ее нужно экономно использовать. Обсуждает с детьми, что разные материалы по-разному загрязняют окружающую среду, откуда берется мусор и куда он девается, рассказывает о том, как люди перерабатывают разные материалы. Показывает, что некоторые предметы со сходными функциями имеют подобную форму. Например, кружка, чашка, стакан, кастрюля, ведро – все

они могут наполняться жидкостями или сыпучими веществами, которые потом из них можно выливать или высыпать. Дети сравнивают между собой

объемы, переливая жидкости из одной емкости в другую (из тарелки в чашку, из стакана в кастрюлю), и устанавливают, где больше объем. Дети учатся устанавливать простейшие связи между объектами живой и неживой природы (например, одним животным, растениям для жизни нужно много воды, другие могут существовать и в условиях недостатка влаги; для прорастания растению нужны свет, влага, тепло, свет), между объектами живой природы (некоторые деревья и грибы «дружат»), между действиями людей и состоянием окружающей среды. Педагог учит устанавливать сходства и различия между животными в их внешнем виде, поведении и приспособленности к окружающей среде; анализировать особенности внешнего вида и строения различных растений. Помогает детям составлять и вести календарь природы, отмечать значками, какая погода (выпал снег, идет дождь, ветрено), что происходит на улице (зацвели растения, прилетели птицы). Показывает на плане детский сад, участок вокруг детского сада, экологическую тропинку, близлежащую территорию, учит использовать условные обозначения. Воспитатель создает условия для наблюдений и экспериментирования:

- уголки, мини-лаборатории в группе и на участке, в которых собран разнообразный природный (шишки, камешки, семена, песок, глина), искусственный и бросовый материал, простейшее оборудование для проведения опытов.

В процессе экспериментирования дети сначала самостоятельно выстраивают гипотезу, а по окончании эксперимента сравнивают предположение с окончательными результатами (например: если бросить лед в стакан с водой, то он: утонет? будет плавать? растворится? растает? в каком стакане сахар растворится быстрее – с холодной или с горячей водой? где вырастут более высокие растения – там, где больше посеяно семян, или там, где меньше?). На примере детского сада, города (поселка) воспитатель рассказывает, откуда берутся вода, свет, тепло, почему их нужно экономить.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Организационные условия:

Программа реализуется в соответствии с лицензией на право осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам, указанным в приложениях к лицензии, с Уставом, с тарификацией, приказами по образовательной организации.

Кадровые условия:

Программа может быть реализована педагогами дополнительного и дошкольного образования, владеющими технологиями развивающего обучения

Материально-технические условия:

  • специально оборудованное помещение  для игровой  и образовательной деятельности с детьми;
  • логические блоки Дьенеша с наглядно – игровым  материалом:  «Удивляйка - 1», «Давайте вместе поиграем, игры к логическим блока Дьенеша»,  «Маленькие логики», «Блоки Дьенеша для самых маленьких 2» альбом для занятий 1», «Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша», «Страна блоков и палочек»,  «Поиск затонувшего клада», «Вместе весело играть», «Маленькие логики 2» альбом для занятий, «Лепим нелепицы», Удивляйка - 4, теремок, «Удивляйка - 3», «Спасатели приходят на помощь», «Праздник в стране блоков»;
  • «Интеллектуальные игры Б.П. Никитина»: «Дроби Никитина» 1 и 2 уровень, «Уникуб», «Сложи узор», «Кубики для всех», «Кирпичики», «Хамелеон», «Собирайка», «Уголки», «Фантазия», «Эврика», «Загадка», «Сложи квадрат 1 – 4 уровни, альбомы («Чудо – кубики»,   «Разноцветный мир»;
  • Развивающие логико – математические игры В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»: «Квадрат Воскобовича», «Чудо – головоломки», «Коврограф «Ларчик», «Игровизор», «Математические корзинки», «Шнур затейник», «Фонарики», «Логоформочки – 3», «Лепестки», «Квадрат Воскобовича» (четырехцветный), «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра»,  «Геоконт», «Коврограф «Ларчик», «Игровизор», «Математические корзинки», «Шнур затейник», «Фонарики», «Логоформочки – 5», «Световозик», «Теремки Воскобовича», «Змейка», «Геовизор», «Прозрачная цифра», «Игровизор», «Волшебная восьмерка», «Конструктор букв», «Планета умножения», «Логоформочки – 5», «Световозик», «Теремки Воскобовича», «Кораблик «Брызг – Брызг», «Логоформочки» Ларчик, «Чудо – крестики», «Чудо – соты»; 
  • счетные палочки Кюизенера с дополнительным комплектом приложений: «Волшебные дорожки» (игра  альбом), «Дом с колокольчиком» (альбом игра), кростики «Посудная лавка» (для детей 5 8 лет), «На золотом крыльце»  (набор игр для подготовки к школе, от 3 лет);
  • развивающие игры: «Направо – налево», «Математические весы», «Математическое лото», «Парные коврики», «Предметы из сюжетов», «Умный паровозик. Логика», «Умный паровозик. Цвет и форма», «Умный светофор», «Цветная математика», «Числовые домики», «Что происходит в природе», «Эволюция обычных вещей и транспорта»;
  • игры – головоломки: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово  яйцо», «Вьетнамская игра», «Пентамино», «Листик», «Сфинкс», «Абрис», «Треугольники» «Город мастеров», «Летчик», «Прямоугольники»;
  • раздаточный материал по темам;
  • демонстрационный материал к изучаемым темам;
  • касса  и наборы цифр;
  • мерные ложки, стаканчики, веревочки разной длины, ленточки разной ширины, сантиметровая лента, линейки, весы и т.д.

Тематический план

обучения по Программе «ЮНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛ»

Наименование разделов, тем

Количество часов

Общие понятия

10

Числа и операции над ними

10

Пространственно - временные представления

3

Геометрические фигуры и величины

6

Итого:

29

Содержание Программы

«ЮНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛ»

Общие понятия (10 часов)

  • Свойство предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
  • Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
  • Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.
  • Установление равных по численности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – неравно, больше на… - меньше на …).
  • Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
  • Начальные представления о величинах: длина, масса.

Числа и операции над ними (10 часов)

  • Прямой и обратный счет в пределах 10.
  • Образование следующего числа путем прибавления единицы.
  • Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой.
  • Состав чисел первого десятка (палочки Кюизенера)
  • Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе.
  • Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
  • Число 0 и его свойства.
  • Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Пространственно – временные представления (3 часа)

  • Примеры отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу.
  • Ориентировка на листе бумаги в клетку.

Геометрические фигуры и величины (6 часов)

  • Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар.  
  • Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.

Календарно-тематическое планирование

по Программе «ЮНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛ»

п/п

Тема занятия

Количество

часов

1.

Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др.

1

2.

Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

1

3.

Обозначения отношений равенства и неравенства. Сравнение

1

4.

Установление равных по численности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).

1

5.

Отношение: часть – целое. Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое.

1

6.

Пространственные отношения: справа, слева.

1

7.

Пространственные отношения: на, над, под.

1

8.

Сравнение двух групп предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства

1

9.

Установление равных по численности двух групп с помощью составления пар (больше на - меньше на).

1

10.

Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого.

1

11.

Пространственные отношения: между, посередине. Ориентировка на листе бумаги в клетку.

1

12.

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

1

13.

Число 1 и цифра 1. Натуральное число как результат счета и измерения.

1

14.

Число 2 и цифра 2. Пара

1

15.

Формирование представлений о точке и линии

1

16.

Представление об отрезке, прямой, луче.

1

17.

Число 3 и цифра 3. Образование следующего числа путём прибавления единицы

1

18.

Формирование представлений о замкнутой и незамкнутой линиях.

1

19.

Формирование представлений о ломаной линии и многоугольнике.

1

20.

Число 4 и цифра 4. Сравнение чисел на наглядной основе.

1

21.

Число 5 и цифра 5. Поиск нарушения закономерности.

1

22.

Число 6 и цифра 6. Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

1

23.

Число 7 и цифра 7. Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

1

24.

Число 8 и цифра 8. Название, последовательность и обозначение чисел цифрами.

1

25.

Число 9 и цифра 9. Состав чисел первого десятка.

1

26.

Число 0 и цифра 0. Состав чисел первого десятка.

1

27.

Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

1

28.

Знакомство с геометрическими фигурами – квадрат, прямоугольник, треугольник, круг. Конструирование фигур из палочек.

1

29.

Знакомство с геометрическими фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.

1

30.

Знакомство с геометрическими фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание.

1

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ К ПРОГРАММЕ «ШКОЛА ЮНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛА» (5 - 6 лет)

Оценка результативности работы в экспериментальной группе включает педагогическую диагностику уровня развития детей и овладения ими программным материалом (тестирование), оценку удовлетворенности родителей работой педагога (анкетирование). Знания, умения и навыки контролируются на текущих занятиях, занятиях-повторениях, занятиях обобщениях.

Более полное определение знаний детей проводится дважды:

Первый раз – в сентябре, когда, чтобы выявить уровень знаний и умений ребенка.

Второй раз – в мае, итоговая диагностика знаний и умений ребенка, в результате которой педагог получает представление о знаниях каждого ребенка.

Педагог, работающий по программе «ЮНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛ» по результатам итоговой педагогической диагностики дает конкретные рекомендации педагогам и родителям на лето. С целью презентации обученности детей проводит «открытые» мероприятия с детьми для родителей и педагогов, тематические праздники, развлечения, например: «КВН», «Как помочь Незнайке», «В стране разноцветных фигур»,  и другие. В мероприятиях – День открытых дверей, проектная деятельность взрослых и детей, в каждом из которых дети принимают активное участие и с помощью которых прослеживается степень обученности воспитанников.

К концу обучения по Программе «ЮНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛ» предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них творческих способностей, познавательных, коммуникативных умений и навыков.

Обучающиеся имеют представления:

- об использовании числового отрезка для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц;

- об измерении длины предметов непосредственно и с помощью мерки;

- о расположении предметов в порядке увеличения и порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;

- о геометрических фигурах: квадрате, треугольнике, круге, прямоугольнике, многоугольнике, параллелепипеде, цилиндре, конусе, пирамиде;

- о простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составления целых фигур из их частей.

-  о частях суток, последовательность дней в неделе, последовательности и сменяемости месяцев в году;

-  о составе чисел первого десятка;

- о знаках  >, <,  = для записи сравнения;

- об общепринятых единицах измерения величин: сантиметр, литр, килограмм.

Умеют:

- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;

- объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;

- находить части целого и целое по известным частям;

- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;

- сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала;

- соотносить цифру с количеством предметов;

- выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);

- продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности;

- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий;

- непосредственно сравнивать предметы по длине, массе.

 

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ ДОО

Цель: оказание помощи педагогам ДОО в организации  и проведении развивающих логико – математических игр и  использование их в образовательной деятельности по формированию структурных компонентов мышления, элементарных математических представлений.

Для вовлечения педагогов ДОО в учебно-познавательную, поисковую  деятельность необходимо использовать активные формы и методы обучения:

  • традиционные (проблемные семинары, семинары-практикумы, дни открытых дверей, наставничество, акции педагогического мастерства, педагогические советы;
  • инновационные: («копилка» педагогического мастерства, мастер-классы, проектная деятельность, создание банка инновационных идей, творческие конкурсы, творческая лаборатория молодых специалистов, ярмарка инновационно - педагогических идей, творческий час с демонстрацией презентаций и созданием портфолио на каждого педагога).

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

(ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ВОСПИТАННИКОВ

Результативность исследовательской работы по теме развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико – математических игр возможна только в тесном взаимодействии с родителями. Для этого необходимы такие формы работы:

  • родительские собрания: «Логико – математические игры для дошкольников», «Как организовать игры детей дома», «Вместе лучше – вместе веселее»), с использованием занимательных логико - математических игр, которые помогут раскрыть роль логико – математических игр в развитии основных приемов логического познания, словесно - логического мышления, сообразительности, смекалки, личностных качеств (целенаправленности, поисковых практических и умственных действий, настойчивости, самостоятельности);
  •  дни открытых дверей (позволят продемонстрировать на практике развивающие игры математического содержания, направленные на формирование у детей способов познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и прочее), познакомить родителей с приемами руководства играми, методикой их проведения)
  • консультационный  и занимательный материал в уголке для родителей, на сайте ДОО («Играем вместе дома», «Цветная алгебра», «Чудо - блоки», «Значение занимательного математического материала для развития детей», «Игры своими руками», «Руководство играми занимательного характера» и другие).

Такое построение деятельности в блоке работа с родителями поможет заинтересовать родителей и привлечь их к совместному взаимодействию в решении возникших у детей проблем в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста.  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Г.А. Урунтаева Дошкольная психология. - М., 1999
  2. Л.А. Венгер, Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., 1989
  3. Л.Г. Питерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 3 – е, доп.и перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2008.
  4. Л.Г. Питерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для дошкольников (ч. 1, 2).
  5. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5 – 6 лет. Под ред. А.А.Столяра. – М., 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной деятельности детского сада и заповедника «Путоранский» Региональный компонент в программу «Юный эколог» (вариативная часть программы) "От общения к познанию"

 В период дошкольного детства в процессе целенаправленного воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам...

Дополнительная образовательная программа «Юные волшебники» по нетрадиционной технике рисования с детьми старшего дошкольного возраста Разработчики программы: Бородай Ольга Владимировна, воспитатель I квалификационной категории; Шахова Анна Владими

"Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”. Пабло Пикассо Почему рисуют дети? Это – один из путей совершенствования организма. В начале жи...

Программа по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста "Юный интеллектуал" (Математика+логика)

Программа по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста "Юный интеллектуал" (Математика+логика)...

программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей посредством ТРИЗ-РТВ технологий "Юный интеллектуал"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юный интеллектуал»составлена на основе программ «ТРИЗ в детском саду» для ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Юные краеведы» Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год

Пояснительная запискаДошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной к...

Портфолио проекта «В мире красок» Конкурс «Юный интеллектуал»

Проект ребенка для изучения различных видов красок: сделанных на производстве и в домашних условиях....