Ориентировка в пространстве и во времени в средней группе
статья по математике (средняя группа)

В средней группе, как и в младшей,  необходим неоднократный показ новых для детей действий, при этом меняются наглядные пособия, варьируются задания, приемы работы. Так обеспечивается проявление детьми активности и самостоятельности в усвоении новых способов действий. В средней группе ребенок должен научиться определять, где расположен тот или иной предмет по отношению к нему : вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. Основой различения пространственных направлений служит различение частей тела, определение сторон на самом себе.  Большое внимание уделяют упражнениям в различении левой и правой руки, так как ориентировка в левом и правом дается детям данного возраста с известным трудом.  Временные понятия  "сегодня", "завтра", "вчера" носят относительный характер, детям трудно их усвоить. Поэтому необходимо как можно чаще пользоваться словами сегодня, завтра, вчера и побуждать детей к этому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ориентировка в пространстве и во времени в средней группе»

     Как и в младшей группе, ориентировка по времени развивается у детей в основном в повседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственной основе.  Педагог уточняет представление детей о частях суток, связывая их названия  с тем, что делают дети и близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью.

 Временные понятия  "сегодня", "завтра", «вчера» носят относительный характер, детям трудно их усвоить. Поэтому необходимо как можно чаще пользоваться словами сегодня, завтра, вчера и побуждать детей к этому. Ведется беседа с детьми с целью уточнения их представления о сутках. Разговор может быть построен примерно так : сначала воспитатель просит детей рассказать, что они делали до того, как пришли в детский сад, что утром делали в детском саду, что делают днем в детском саду и т.д. Он уточняет и обобщает, что дети делают в каждый из периодов суток. А в заключение говорит о том, что утро, день, вечер и ночь – это части суток.

   В средней группе ребенок должен научиться определять, где расположен тот или иной предмет по отношению к нему : вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. Основой различения пространственных направлений служит различение частей тела, определение сторон на самом себе.  Большое внимание уделяют упражнениям в различении левой и правой руки, так как ориентировка в левом и правом дается детям данного возраста с известным трудом.

Научив детей ориентироваться на себе, указывать направления вперед, назад и т.д., можно перейти к упражнениям в определении расположения предметов от себя (впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу). Вначале детям предлагают определить расположение только 2 игрушек или вещей, находящихся от них в противоположных направлениях: впереди сзади, справа слева. Позднее количество предметов увеличивают до 4.

В средней группе большое внимание на занятиях по математике уделяют развитию у детей ориентировки на листе бумаги, на плоскости стола. Им предлагают найти верхнюю и нижнюю полоски счетной карточки, разложить определенное количество предметов вверху и внизу или слева и справа.

 Для развития ориентировки в пространстве наряду со специальными упражнениями широко используются разнообразные жизненные ситуации. Ориентировка в пространственных направлениях - непременный компонент любого практического действия.

  Актуальность темы формирование временных представлений у детей дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, повлияет на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность   умение планировать свою деятельность и т.д.

Список  литературы:

1. Ерефеева Т.И. Математика для малышей. Кн. для восп. Детского сада. - М.: Просвещение, 1992. - 191 с.

2. Метлина Л.С. Математика в детском саду. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1984. - 256с.

3. Столяр А.А. Формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Учебное пособие для студентов пед. инс. - М.: Просвещение, 1984. - 303с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ННОД по теме "Ориентировка в пространстве и во времени"

Организация непрерывной непосредственно образовательной  деятельности детей в подготовительной группе по теме «Ориентировка в пространстве и во времени».  Автор конспекта ННОД: Реммер Ольга ...

Консультация для родителей на тему: «Ориентировка в пространстве и во времени»

Консультация для родителей на тему: «Ориентировка в пространстве и во времени»...

Методическая разработка КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВО ВРЕМЕНИ дошкольников

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ  НА РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ  И  ВО ВРЕМЕНИ детей дошкольного возраста  поможет педагогогу построить образовательный процесс....

Лекция для педагогов на тему: "Методика формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста ориентировка в пространствии и во времени"

Методика формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста ориентировка в пространствии и во времени...