Методическая разработка КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВО ВРЕМЕНИ дошкольников
картотека по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВО ВРЕМЕНИ детей дошкольного возраста поможет педагогогу построить образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
did._igry.docx | 27.09 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
НА РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ
И ВО ВРЕМЕНИ
Методическая разработка
Составила: Галкина Екатерина Анатольевна - воспитатель
2020
Дидактические игры
«Листочки на дереве» (3-4 года)
Цель: Упражнять в ориентировке в пространстве, определении направления от себя (вправо, влево, впереди, сзади, вверху, внизу).
Организация: У воспитателя на столе подносы с листьями. Дети стоят вокруг стола.
Ход: Воспитатель предлагает детям взять с подноса в правую руку желтый листок, в левую- красный. Спрашивает в какой руке красный листок, а в какой- желтый. Воспитатель проводит игровое упражнение «Наступила осень. Подул ветер. Листочки упали на землю. Вот так. Где листочки? (внизу). Пришли дети, собрали их. В правую руку желтый, в левую- красный. Подняли листочки вверх над головой и покружились. Ветер качает ветки с листочками вправо-влево, вверх-вниз, вперед- назад (воспитатель выполняет действие вместе с детьми).
Пошел дождь, давайте спрячем листочки. Спрятали назад за спину. Куда ты спрятал? А ты? А куда еще можно спрятать?» Дети предлагают: под стол, под стул, в коробку, в шкаф. В конце игры прячут листья в коробку.
«Кукла Маша купила мебель» (3-4 года)
Цель: Учить ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана.
Ход: кукольная комната перед детьми. Кукла купила мебель. Стол по середине, рядом стул, у стены под окном диван. Был в гостях у Маши Мишка и тоже захотел так же удобно расставить мебель.
С детьми составляется план с помощью геометрических фигур: квадрат, круг, прямоугольник.
Усложнение: 1.(Ср. гр.) увеличивается количество мебели, расставляют мебель дети самостоятельно, как показано на плане.2.( Ст. гр.) исправить план, в зависимости от перестановки и добавления новой мебели.
«Три медведя» (3-5 лет)
Цель: Учить пользоваться моделью расположения предметов в пространстве.
Ход: На одном фланелеграфе домик, три дерева, три медведя, на другом- полоски разной длины (в углу).
Расставьте медведей так, как расположены полоски. Фигурки должны стоять слева от домика, сначала большой, потом маленький и средний. Далее рассказ детей откуда и куда шли медведи.
Усложнение: Ведущий- ребенок, он загадывает куда и в какой последовательности идут медведи.
«Наш день» (3-5 лет)
Цель: Развитие у детей представлений о частях суток, освоение слов «утро», «день», «вечер», «ночь», правильное их употребление.
Материал: кукла-бибабо, кроватка, посуда, расческа и т. д.
Ход: Дети сидят полукругом. Воспитатель при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток. Например, кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро); обедает(день); и т. д. Затем воспитатель называет действие одному ребенку, например, «кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его, остальные дети называют часть суток(утро или вечер).
Воспитатель читает отрывок из стихотворения Т. Петрушиной: Кукла Валя хочет спать,
Уложу ее в кровать,
Принесу ей одеяло,
Чтоб быстрее засыпала.
«Составь картинку»(3-5 лет)
Цель: Учить ориентироваться в пространстве, уточнить и закрепить знания о понятиях: под, на, справа, слева, перед, над)
Ход: Нарисован стул. Воспитатель предлагает дополнить картину рисунками: посади мишку на стул, положи кубик под стул, справа от стула поставь машинку, слева от стула- мячик.
Усложнение: увеличение предметов.
Аналогична игра-картинка «Домик».
«Когда это бывает?» (4-5 лет)
Цель: Закреплять знания детей о частях суток; упражнять их в сопоставлении картинки с изображением жизни детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь, утро.
Ход: На стене (полу) разные картинки(фотографии) с изображением жизни детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия, игры на участке, сон, катание на санках, приход родителей и др.
На слово «утро» дети поднимают те картинки, на которых изображены действия утра. За правильный показ фишка. Кто больше наберет фишек. Далее меняется последовательность.
«Добавь слово» (4-5 лет)
Цель: Упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе; развивать ориентировку в пространстве группы.
Ход: Уточнение понятий: впереди меня, позади, справа, слева.
Дети добавляют слова.
- Стол стоит...(воспитатель бросает мяч одному из играющих)
= Позади.
- Полочка с цветами висит...(другой участник)
=Справа.
- Дверь от нас...
=Слева и т. д.
Усложнение: Воспитатель говорит: «справа что?». Дети называют предметы относительно себя
«К дереву беги» (4-5 лет)
Цель: Закреплять знания о деревьях, которые растут на участке детского сада; учить быстро ориентироваться в них, находить нужное дерево.
Ход: На прогулке воспитатель описывает дерево и по команде «раз, два, три- к дереву беги» дети должны дотронуться до дерева. Кто ошибся выполняет задание(фанты).
Например: «У нас на участке есть красивое дерево. Оно зимой и летом одним цветом, пушистое, душистое, шишки на нем растут. На Новый год в гости к ребятам приходит...»
Усложнение: Дети сами описывают дерево и команду отдают.
«Какое время года?» (4-5 лет)
Цель: Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Ход: Воспитатель читает стихи о временах года. Дети должны отгадать и показать на плакате.
Например: Дел у меня не мало- Я соткано из зноя
Я белым одеялом Несу тепло с собою
Всю землю укрываю, Я реки согреваю
В лед реки убираю, «Купайтесь!» - приглашаю.
Белю поля, дома И любите за это
Зовут меня ...(зима) Вы все меня- я ...(лето)
Я раскрываю почки, Несу я урожаи,
В зеленые листочки Поля вновь засеваю,
Деревья одеваю, Птиц к югу отправляю,
Посевы поливаю, Деревья раздеваю.
Движения полна. Но не касаюсь сосен
Зовут меня....(весна) И елочек. Я ....(осень)
«Чье это место?» (4-6 лет)
Цель: Ориентироваться по плану в группе.
Ход: На фланелеграфе (на доске) составляется план группы: столы и стулья.
Куда прикрепляется красный квадрат, тот ребенок встает.
«Воробушки и автомобиль» (4-6 лет)
Цель: Учить ориентироваться в групповой комнате, пользуясь планом.
Ход: Воробушки летают, клюют зернышки. После гудка автомобиля – разлетаются по гнездышкам, которые на плане обозначены красными кружочками (стульчики вдоль стен). Треугольником размещение гаража, который отгораживают дети веревкой.
Дети расставляют стульчики сами по плану, затем начинается игра.
Можно играть и на участке, с приготовленным планом участка.
Аналогична игра «Зайцы и волк».
«Шаги» (4-6 лет)
Цель: Учить ориентироваться в пространстве с помощью словесного руководства.
Ход: Воспитатель дает инструктаж, который ребенок должен выполнить и дойти до определенного места(например до дверей). Например: 2 шага вперед, повернись на лево, 3 шага назад, повернись на право, 4 шага вперед и т. д.
Усложнение: Инструктаж дает ребенок.
«Разложи посуду в кухне» (4-6 лет)
Цель: Расширить знания о посуду и бытовой технике, закрепить понятия «за», «рядом», «около», «между», «на».
Ход: Воспитатель предлагает картинку пустой кухни с мебелью и картинки разной посуды и бытовой техники. Задание: разложи посуду в кухне Лизы. Воспитатель дает последовательность действий.
«Когда это бывает?» (4-6 лет)
Цель: Уточнять и углублять знания детей о временах года.
Ход: Дети встают в круг. Воспитатель говорит: «Весна» и передает камушек (мяч) ребенку, тот должен назвать признак весны или примету. Например: «Весной тает лед». И тот передает камушек дальше.
«Комната»(4-6 лет)
Цель: Развивать ориентировку в пространстве, развитие связной речи с использованием предлогов «на», «перед», «в центре», «справа», «слева», «под», «над», «у», «за».
Ход: Предлагается картинка комнаты Лизы с расставленной мебелью. Детям предлагается рассказать, что они видят на картине.
«Куда спрятался жучок?» (5-6 лет)
Цель: учить ориентироваться по плану группы.
Ход игры: Дети ищут жучка в группе по плану группы, где жучок обозначен красным кружком.
Усложнение: по словесному руководству, или план «вниз головой».
«Расставь мебель» (5-6 лет)
Цель: Развивать ориентировку в пространстве. Закреплять понятия: над, на, за, перед, в центре, под, у, около,между и др.
Ход: Предлагается лист бумаги с изображением пустой комнаты. Задание: расставь мебель и рассказывай, что и где ты поставишь.
«Разные дома» (5-6 лет)
Цель: учить сравнивать рисунок и чертеж предмета.
Ход игры: Рассмотри каждую постройку и найди неточности. Картинки показываются по-очереди к одной и той же схеме. Дети ищут неточности и должны найти правильный ответ, соотнося со схемой.
Усложнение: можно использовать самые разнообразные схемы и рисунки ( вниз головой).
«Возраст» (5-6 лет)
Цель: Развивать временное восприятие ребенка по ступеням возраста.
Ход: Воспитатель предлагает карточки с изображением людей разного возраста (детство, юность, молодость, старость). Воспитатель спрашивает:
«К какой группе людей относится каждая картинка?»
«Скажи, кто из людей родился раньше всех? Почему ты так решил? Расставь карточки в правильном порядке».
Усложнение: Увеличение карточек с изображением людей.
«Не ошибись» (5-6 лет)
Цель: Развивать скорость мышления. Закреплять знания о содержании деятельности в разное время суток.
Ход: Дети стоят полукругом. Ведущий называет часть суток и бросает ребенку мяч. Поймав его ребенок называет какое-либо занятие, действие, которое совершают в это время.
« Пройди по дорожке» (5-7 лет)
Цель: Развитие умения ориентироваться в группе.
Ход: Детям выдаются карточки на каждого участника с дорожкой по группе.
Задача: пройти от начала до конца, четко следуя схеме, с проговариванием своих шагов и направлений, называя ориентиры группы.
«Как пройти к зайке?» (5-7 лет)
Цель: учить ориентироваться в пространстве по схеме.
Ход: Лист с изображением леса. На листах нарисованы разветвленные дорожки.
В местах разветвления-ориентиры: грибок, елочки, лиственные деревья, цветы. Зайка нарисован на дне одного ориентира. У нижнего конца дорожки-травка (начало поиска).
Усложнение: увеличение лабиринта, ломаной.
Аналогично со схемой по правилам дорожного движения.
«Какая одежда пригодится тебе?»(5-7 лет)
Цель: Закрепить знания времен года и признаки этих времен, закрепить знания об одежде.
Ход: Воспитатель предлагает изображения разной одежды и задает вопрос: какая одежда пригодится тебе зимой (весной, летом, осенью)
Ребенок должен отобрать нужную одежду по сезону и назвать ее.
«А что потом?» (4-7 лет)
Цель: Закрепить знания о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.
Ход: Воспитатель начинает говорить о том, как проводят дети день в детском саду: «Мы пришли в детский сад. Сделали гимнастику, а потом...?». Воспитатель передает камушек тому, кто должен отвечать дальше. Пока дети не назовут последнее- уход домой.
Усложнение: воспитатель называет действие, а дети- части суток.
«Дни недели» (5-7 лет)
Цель: изучение, закрепление знаний дней недели.
Ход: Предлагается карточка с перепутанными днями недели и отдельные числа от 1 до 7.
Перечислить дни недели по порядку. Поставить цифры по порядку следования дней недели
«Найди пару» (5-7 лет)
Цель: Учить детей знанию дней недели.
Ход игры: Воспитатель предлагает поставить дни недели (карточки) парами с рядом стоящим днем.
Усложнение: к любому дню найти смежные дни недели (соседей).
Вопросы: Что ты делаешь в каждый день недели? В какие дни ходят твои родители на работу? Чем отличаются будние дни от выходных?
«Моя семья»(5-7 лет)
Цель: Развивать умение представлять себя на месте другого человека и ориентироваться относительно его.
Ход: Ребенок приносит и показывает семейную фотографию и рассказывает с какой стороны относительно других находится каждый член семьи?
« Найди свое место» (5-7 лет)
Цель: Ориентироваться в пространстве, предлоги: «за», «между», «перед».
Ход: Дети стоят группой. Воспитатель строит их в колонну: « Леша встает первый, за ним Петя, перед Петей Витя и т. д.» Дети по хлопку разбегаются и по команде: «по местам» должны построиться в том же порядке.
«Найди ведерко» (6-7 лет)
Цель: Учить детей ориентироваться в реальном пространстве с помощью плана и выделять схему пути.
Ход: Во время прогулки выдается несколько планов разных участков. Дети делятся на две команды:одна прячет, затем рисует план поиска, другая ищет.
« Секреты»(6-7 лет)
Цель игры: Учить детей ориентироваться по плану на участке детского сада.
Ход: Выдается план на прогулке, красные кружки- секреты. Их надо найти. Кто быстрее найдет- того секрет.
Усложнение: 1. Можно использовать более сложный план (2 участка соседних).
2. Дети сами прячут секреты и отмечают на плане.
«Муха» (6-7 лет)
Цель: Введение в активный словарь детей слов, обозначающих четыре основных направления перемещения на плоскости (вправо, влево, вверх, вниз), развитие внимания.
Ход: Перед детьми поле 3 на 3, муха (фишка) в центральной клетке. Воспитатель называет шаги (влево, вправо, вверх, вниз) и показывает положение мухи в каждый момент времени, что позволяет детям четко соотнести словесное обозначение направления с его зрительным образом. Муха должна перемещаться только на одну клетку. Дети поочередно говорят, куда должна перейти муха. У кого муха выходит за пределы игрового поля, тот ловит муху.
Усложнение: темп диктовки шагов увеличивается.
«Водители» (6-7 лет)
Цель: Закрепление знаний у детей дорожных знаков, учить ориентироваться по схеме пути.
Ход: Игровое поле: система дорог с дорожными знаками: перекрестки; 3 пункта или более.
Для старшей группы можно ориентиры- геометрические фигуры.
Машинкой игрушечной управляет ребенок с проговариванием своего передвижения
Аналогична игра с машинкой на радио управлении.
«Паучок» (6-7 лет)
Цель: Введение в активный словарь детей слов, обозначающих четыре диагональных направления перемещения на плоскости: «вправо вверх», «вправо вниз», «наискосок», «влево вниз», «влево вверх».
Ход: Ребенку (детям) предлагается «паутина» и магнитный паучок. Паучок передвигается только по линиям паутины (т. е. наискосок вправо вверх; вправо вниз; влево вверх или влево вниз) каждый раз на одну клетку.
Ведущий указкой или карандашом отмечает место, где оказывается паучок после очередного перемещения.
Паучок должен дойти до мухи и поймать ее. Дети по очереди называют направление, в котором должен переместиться паучок. После поимки, муха перемещается и паучок следует дальше за ней.
Продолжительность игры- до поимки трех мух.
Усложнение: ведущий-ребенок.
Упражнения по индивидуальной работе
- «Следопыт» - След какой ноги отпечатался на земле (снегу, песке)?
- «Матрос» - Как определить правый и левый берег реки?
- «Маленький портной» - Определи правый и левый рукав у кофточки, левый и правый карман у брюк.
- Сидя за столом определите у стола левый и правый края.
- Определите место соседа по отношению к себе, соотнеся это соответствующей своей рукой: «Петя справа от меня»
- Определите свое место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа: «Я сижу слева от Пети»
- Возьмитесь правой рукой за левое ухо; левой рукой за левое колено.
- Стоя спиной к группе, ребенок поднимает правую руку. Все проверяют. Ребенок поворачивается к детям лицом, не отпуская руку. Дети убеждаются, что его рука «напротив их левой руки».
- Дети стоят парами напротив друг друга и определяют друг у друга правое плечо, левую руку, правый локоть, левое колено, правый бок, левую пятку и ...
- Один ребенок, стоя перед группой, поднимает руку и показывает часть тела, а остальные комментируют: «Это твоя правая рука», «Это твое левое плечо» и т. д.
- «Передай мячик» Мяч передается в шеренге по инструкции: «Передай мяч тому, кто стоит справа(слева) от тебя».
- Повороты «вправо», «влево», «кругом» в шеренге. Назови всех стоящих правее тебя, левее тебя.
- «Вправо, влево посмотри» - Постарайся перечислить как можно больше предметов, находящихся от тебя слева; справа; позади тебя; вверху; внизу. Усложнение: по памяти( по представлению и в воображении)
- Наклони голову к левому плечу и вытяни вперед правую руку и подними левую ногу.
- «Оля, встань справа от Пети, а, Вася, встань за Олей и т. д.
- «Числовой ряд» - «Назови первое число слева. Первое число справа. Какое больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? Прочитай ряд в обратном порядке. Покажи число 4, какое число стоит справа от него? Слева от него?»
- «Завтра» - «Рассмотри карточки и ответь, что делает девочка? Девочка начала шить платье вчера, что следует за вчерашним днем? За сегодняшним? За завтрашним? Сколько дней шила девочка?»
- «Праздники» Ребенку предлагается четыре изображения - «Назови праздники на карточке и скажи, в какое время года они отмечаются? Назови свой любимый праздник. Почему? В какое время года он отмечается?»
- Работа по кубикам Дьенеша (выкладывание различных фигур, симметрии и т. д.)
- Работа на участке по компасу и с ориентирами.
- Работа по схемам (пошаговая), лабиринтам и чертежам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Картотека дидактических игр для ознакомления дошкольников с комнатными растениями"
Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точно...
Рецензия на методическую разработку «Картотека дидактических игр по ознакомлению с растениями младших дошкольников»,
Формирование бережного, заботливого отношения к природе можно выработать не только в процессе занятий и наблюдений, но и посредством дидактических игр. Дидактические игры способствуют накоплению...
Методическая разработка " Картотека дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр по ПДД для младших дошкольников"
игры по ПДД...
Методическая разработка «Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности у детей среднего дошкольного возраста посредством Лего – конструирования»
Методическая разработка «Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности у детей среднего дошкольного возраста посредством Лего – конструирования»...
Методическая разработка «Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности у детей среднего дошкольного возраста посредством Лего – конструирования»
Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством Лего – конструирования «Построй, не открывая глаз» Материал: ...
Методическая разработка " Картотека дидактических и развивающих игр в обучении дошкольников ПДД с использованием интерактивного оборудования"
в материале содержится дидактические игры по ПДД с использованием интерактивного оборудования в программе ActivInspire....
Методическая разработка «Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности у детей среднего дошкольного возраста посредством Лего – конструирования»
Методическая разработка«Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности у детей среднего дошкольного возраста посредством Лего – конструирования»...