Конспект занятия по ФЭМП для подготовительной к школе группе «В мире сказок»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Конспект занятия по ФЭМП для подготовительной к школе группе
«В мире сказок»
Задачи:
Образовательные: закрепление представлений об измерении площади с помощью условной мерки; уточнение представлений об измерении объема с помощью условной мерки; закрепление умений ориентироваться по плану; пространственных отношений; расширение представлений об использовании символов для обозначения признаков предметов; закрепление представлений о взаимосвязи целого и частей с помощью отрезка - (схемы); уточнение знаний состава числа 9, умения составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 9; систематизация умений выполнять сложение и вычитание в пределах 9 на числовом отрезке, расширение представлений о равенстве групп предметов;
Развивающие: развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные: воспитывать чувство сопереживания, умение договариваться.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: метровый числовой отрезок; цифры «1- 9»; знаки «+», «_», «=», «>», «<»; фигуры, составленные из квадратов; коврики, составленные из квадратов; план – карта; картинки к задачам; картинка – портфель с нарисованными символами; схемы к задачам; стаканы разной высоты и разного диаметра, мерный стаканчик, банка для демонстрации опытов; картинки с изображением сказочных персонажей, конверты, большие квадраты.
Раздаточный: числовые отрезки, картинки и схемы к задачам, знаки и цифры, геометрические фигуры разной формы, цвета и размера, простые карандаши, фишки, картинки – портфели.
Оборудование: демонстрационная доска, макеты домиков сказочных героев, макеты деревьев и пеньков, елочки, корзинка, макет , ключ и замок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ФЭМП для подготовительной к школе группе
«В мире сказок»
Задачи:
Образовательные: закрепление представлений об измерении площади с помощью условной мерки; уточнение представлений об измерении объема с помощью условной мерки; закрепление умений ориентироваться по плану; пространственных отношений; расширение представлений об использовании символов для обозначения признаков предметов; закрепление представлений о взаимосвязи целого и частей с помощью отрезка - (схемы); уточнение знаний состава числа 9, умения составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 9; систематизация умений выполнять сложение и вычитание в пределах 9 на числовом отрезке, расширение представлений о равенстве групп предметов;
Развивающие: развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные: воспитывать чувство сопереживания, умение договариваться.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: метровый числовой отрезок; цифры «1- 9»; знаки «+», «_», «=», «>», «<»; фигуры, составленные из квадратов; коврики, составленные из квадратов; план – карта; картинки к задачам; картинка – портфель с нарисованными символами; схемы к задачам; стаканы разной высоты и разного диаметра, мерный стаканчик, банка для демонстрации опытов; картинки с изображением сказочных персонажей, конверты, большие квадраты.
Раздаточный: числовые отрезки, картинки и схемы к задачам, знаки и цифры, геометрические фигуры разной формы, цвета и размера, простые карандаши, фишки, картинки – портфели.
Оборудование: демонстрационная доска, макеты домиков сказочных героев, макеты деревьев и пеньков, елочки, корзинка, макет , ключ и замок.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Воспитатель собирает детей вокруг себя: «Ребята, нам с вами сегодня прислали очень интересное письмо из мира сказок. Скажите мне пожалуйста любите ли вы сказки? Хотите там побывать?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда давайте быстрее прочитаем письмо:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Буратино из сказки «Золотой ключик». Злой Карабас Барабас запер моих друзей за волшебной дверью, и чтобы спасти их, мне нужен золотой ключик. Чтобы достать ключ, нужно пройти по указанному маршруту и выполнить несколько заданий, которые находятся у сказочных героев. Одному мне не справиться. Ребята, помогите, мне, пожалуйста, выполнить задания, найти ключ и освободить моих друзей. Я буду вам очень признателен».
Воспитатель: Ну что, ребята, выручим Буратино, поможем ему выполнить задания?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда вперед!
2. Содержательный компонент:
I. Измерение площади.
- Ребята, как вы думаете, на чем мы можем долететь до волшебного царства?
Дети: На вертолете, самолете, ковре – самолете
Воспитатель: Правильно ребята. Посмотрите на доску. (На демонстрационной доске слева и справа расположены два составленных из разноцветных квадратов коврика).
- Ребята, чтобы отправиться в путешествие, нам необходимо из двух ковриков выбрать больший по площади. Как можно измерить площадь?
Дети: Нужно сосчитать, сколько квадратов умещается в коврике. Воспитатель: «Так, давайте посчитаем квадраты».
Дети считают квадраты и определяют, что площадь коврика слева больше площади коврика справа, так как число 9 больше числа 8. Воспитатель: «Молодцы, ребята! Давайте запишем неравенство математически, иначе наш ковер - самолет не взлетит».
У доски один ребенок выкладывает неравенство знаками. 9>8. Воспитатель: «Ребята, нам пора отправляться в сказочное путешествие». Дети садятся на ковер. Звучит музыкальный фрагмент из мультфильма «Летучий корабль».
II. Ориентировка в пространстве.
Воспитатель: «Ребята, вот мы и прилетели в сказочную страну. Посмотрите, что я нашла. Это карта и письмо. Воспитатель читает: «Если Вы точно проследуете по этому маршруту и выполните все задания, то найдете ключ. Поторопитесь!».
Воспитатель обращается к детям: «Ребята, у нас немного времени. Нам нужно успеть выполнить все задания, иначе волшебство закончится. Давайте определим по карте наш маршрут». Дети рассматривают план – карту .
III. Измерение объема.
Дети идут по указанному маршруту и останавливаются у домика Матроскина и Шарика. Воспитатель вскрывает конверт и сообщает, что Матроскин и Шарик поссорились от того, что не смогли решить, поровну ли у них молока в стаканах. У Матроскина – высокий и узкий стакан, у Шарика – широкий и низкий.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, поровну ли молока в стаканах у Матроскина и Шарика? Как нам проверить?
Дети: Нужно измерить объем молока.
Воспитатель: Чем можно измерить объем?
Дети: Меркой.
Воспитатель: Ребята, мерка должна быть одинаковой или разной? Дети: Одинаковой.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Ребята, а как мы будем измерять объем?
Дети: Сначала нам нужно перелить молоко из стакана Матроскина в пустую банку, большую по объему, затем из банки перелить в мерку, а затем из мерки перелить молоко обратно в стакан (высокий и узкий). Количество мерных стаканчиков мы отложим фишками. Потом посчитаем, сколько всего фишек мы отложили и обозначим число цифрой.
Дети измеряют объем высокого и узкого стакана, откладывают фишки, суммируют их и обозначают полученное число цифрой. По тому же принципу измеряется объем второго стакана (широкого и низкого).
Воспитатель: Ребята, что мы теперь можем сказать о количестве молока в стаканах Матроскина и Шарика?
Дети: И там и там молока поровну, так как в обоих стаканах уместилось одинаковое количество мерок.
IV. Закрепление действий сложения и вычитания, состав числа.
Дети читают маршрут по карте и отправляются к домику Красной Шапочки. Воспитатель сообщает, что Красная Шапочка испекла для бабушки пирожки с малиной и черникой и не может их сосчитать. Дети садятся за столы.
На доске – прямоугольник с нарисованными на нем 5 красными и 4 синими овалами.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку. Что мы здесь видим? Дети: 5 красных и 4 синих овала.
Воспитатель: А теперь придумайте задачу.
Дети: «Красная Шапочка испекла для бабушки 9 пирожков, из них 5 пирожков с малиной. Сколько пирожков с черникой испекла Красная Шапочка?»
Воспитатель: Нам известно целое – всего 9 пирожков, и первая часть – 5 пирожков с малиной. Как вы думаете, что здесь нужно найти? Дети: Вторую часть.
Воспитатель: Как мы будем ее искать?
Дети: От целого отнимем первую часть, получится вторая. (9 – 5 =4). Получилось 4 пирожка с черникой.
Воспитатель: Ребята, но у нас стоит знак «+». Как по – другому можно решить задачу? Сколько нужно прибавить к 5, чтобы получилось 9? Какие числа нужно сложить, чтобы получить число 9? Дети: 5 и 4.
Воспитатель: Как нам ответить на вопрос задачи?
Дети: 5 + 4 = 9. Красная Шапочка испекла 4 пирожка с черникой. Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы!. Какое число мы запишем в пустое окошко?
Дети: Число 4
Воспитатель: Допишите равенство. Один ребенок работает у доски.
На доске – прямоугольник с нарисованными на нем 9 овалами (5 красных и 4 синих).
Воспитатель сообщает детям, что в корзине Красной Шапочки поместилось только 7 пирожков и предлагает им придумать еще одну задачу.
Дети: «Красная Шапочка испекла 9 пирожков, из них 7 пирожков поместилось в корзине. Сколько пирожков осталось на подносе?» Воспитатель: Что нам известно?
Дети: Нам известно целое – 9 пирожков и одна часть - 7 пирожков. Воспитатель: Что неизвестно?
Дети: Вторая часть. Как нам найти вторую часть?
Дети: Нужно из целого вычесть известную, т. е. первую часть.
Воспитатель: Как нам ответить на вопрос задачи?
Дети: 9 - 7 = 2 На подносе осталось два пирожка.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. Какое число мы запишем в пустое окошко?
Дети: Число 2.
Воспитатель: Допишите равенство. Сколько лишних овалов нам нужно зачеркнуть?
Дети: 2
Воспитатель: Зачеркните лишние овалы.
Один ребенок выполняет задание у доски.
Физкультминутка
Руки ставим мы вразлет-появился самолет.
Мах крылом туда- сюда, делай раз и делай два.
Руки в стороны держите, друг га друга посмотрите,
Опустили руки вниз, и на место все садись.
V. Составление задач по схемам.
Следующая часть пути, обозначенная на карте, приводит ребят к домику Незнайки, который пока еще не научился решать задачи. Дети работают с раздаточным материалом.
На доске - картинки с изображением 7 черных и 2 белых лебедей, плавающих на озере.
Воспитатель: Ребята, давайте придумаем задачу по картинке. Сначала давайте вспомним, из чего состоит задача? Задача состоит из известных и неизвестных данных.
Дети: Из условия, вопроса и решения.
Воспитатель: Что такое условие?
Дети: То, что нам известно
Воспитатель: Что такое вопрос задачи?
Дети: То, что нам нужно найти, неизвестное
Воспитатель: Что такое решение?
Дети: Решение – это ответ на вопрос задачи. Чтобы найти ответ, нужно знать условие и вопрос задачи.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы.
«На озере плавали 7 черных 2 белых лебедя. Сколько всего лебедей плавали на озере?» Ребята, что нам известно в задаче?
Дети: Сколько черных (7) и белых лебедей (2) плавали на озере.
Воспитатель: Что нам нужно найти?
Дети: Сколько всего лебедей плавали на озере.
Воспитатель: Давайте запишем условие и вопрос задачи с помощью отрезка.
Ребенок рисует на демонстрационной доске отрезок, отмечает части и целое.
Воспитатель: Ребята, Посмотрите на чертеж. Что мы обозначим числами 7 и 2?
Дети: Части отрезка.
Воспитатель: Откуда мы возьмем эти числа?
Дети: Из условия – на озере плавали 7 белых и 2 черных лебедя.
Воспитатель: А что мы обозначим знаком вопроса?
Дети: Целое.
Воспитатель: Как его найти?
Дети: Чтобы найти целое, части нужно сложить
Воспитатель: Как нам ответить на вопрос задачи?
Дети: 7 + 2 = 9. На озере плавали 9 лебедей.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. Подберите соответствующую схему и запишите решение задачи. Один ребенок работает у доски.
VI. Символы.
Дети снова раскладывают карту, определяют дальнейший маршрут и направляются к домику Чебурашки, которому нужно собрать портфель в школу. На доске– разлинованный на квадраты прямоугольник с нарисованными в одной строке и столбце символами, обозначающими цвет, размер и форму предметов. Детям нужно подобрать соответствующие фигуры в пустые квадраты и собрать портфель Чебурашки.
Воспитатель: Ребята, подберите фигуры по указанным символам.
Дети подбирают подходящие по указанным символам фигуры. Один ребенок выкладывает фигуры на доске.
VII. Зеркало. Равенство групп предметов.
По указанному на карте маршруту дети отправляются в Королевство Кривых Зеркал. Из письма они узнают, что Оля и Яло разбили одно из зеркал, по форме напоминающее ключ. Точно такой же ключ находится в одной из коробок, на одной из сторон которой он изображен.
Воспитатель: Ребята, Оля и Яло случайно разбили зеркало. Одна половинка, к счастью, осталась целой. Давайте достроим зеркало так, чтобы обе его части были совершенно одинаковы.
Дети выкладывают квадратами вторую сторону так, как выложена первая и соединяют части. В результате получается вот такая фигура ключа.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на какой коробочке изображен точно такой же ключ? Давайте найдем ее.
Дети осматриваются вокруг и в итоге находят коробку с ключом, открывают замок и освобождают Мальвину и Пьеро. Они выходят и обращаются к детям.
- Спасибо вам, ребята, за то, что освободили нас. Мы рады, что именно Вы выполнили такие серьезные задания. Вы хорошие, дружные и умные ребята, из вас вырастут достойные люди. За старания и смекалку вам полагается награда. Спасибо вам за все!
3. Рефлексия. Заключительный компонент.
Воспитатель обращается к детям:
Ну, что, ребята, понравилось вам путешествие? Где мы с вами были? Кому помогли? Как нам это удалось? Что показалось особенно интересным? Что порадовало? Молодцы, ребята, вы хорошо поработали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе
Цель: познакомить детей с новым знаком - «х», формировать интерес к задачам с этим знаком, совершенствовать навыки детей в счёте первого десятка. Совершенствовать мыслительный потенциал дошкольников, ...
Конспекты занятий по ФЭМП в подготовительной к школе группе
МДОУ д/сад № 30 «Сказка»г. Вольск Конспект занятия по ФЭМПв подготовительной к школе группеВоспитатель: Клюева Т.БПрограммные задачи: 1. Закрепить знания ...
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе.
Занятие проводится в игровой форме и направлено на закрепление количественного и порядкового счёта в пределах 10,ориентировке на ограниченной поверхности,на развитие внимания,памяти....
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе
Тема: История часов.Цель: познакомить детей с историей изобретения часов; учить узнавать время по часам; упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу.Интеграция образовательных областей: позна...
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе Тема «Повторение» Ориентировка во времени, счет.
Цель: Способствовать закреплению знаний детей о месяцах года, о частях суток, последовательности дней недели. Задачи: Упражнять в опре...
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе.
" Помощь Буратино"...
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе. Тема: «В мире математики».
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе.Тема: «В мире математики»....