Проект для детей старшей группы Тема «Развивающие игры»
проект по математике (старшая группа)
В комплексном подходе к воспитанию и образованию современных дошкольников немаловажная роль принадлежит развивающему обучению посредством игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dlya_detey_starshey_gruppy.docx | 38.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 п.Новоорск» Новоорского района Оренбургской области
Проект для детей старшей группы
Тема «Развивающие игры»
Образовательная область:
Познавательное развитие
Руководитель проекта:
Сунчакова Ирина Викторовна,
воспитатель 1 категории
МДОУ «Детский сад №4 п.Новоорск»
2018 год
Пояснительная записка
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? «Каждый ребёнок талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта», - писал Г. С. Альтшуллер.
В комплексном подходе к воспитанию и образованию современных дошкольников немаловажная роль принадлежит развивающему обучению посредством игры.
Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» - форма взаимодействия детей и взрослых через реализацию определённого сюжета с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича.
Развивающие игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, невозможен без активной работы мысли. Ребенок, приобретая опыт, увлечённый замыслом игры, не замечает того, что он учится и сталкивается с затруднениями. Игры открывают широкие возможности для развития познавательных способностей: восприятия, памяти, мышления, воображения и речи.
«Сказочные лабиринты игры» - модель развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно – задача достаточно сложная, но решаемая.
С началом использования развивающих игр Воскобовича в нашей работе возникла необходимость во взаимодействии с родителями по вопросам образования ребёнка, а также непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
Исходя из выше сказанного, нами разработан проект взаимодействия с родителями «Учимся – играя» (с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича).
В современной педагогике существует большое количество игр, в том числе дидактических, которые развивают сенсорные и интеллектуальные способности ребенка. Понятие «развитие интеллекта» включает в себя развитие всех умственных способностей: памяти, восприятия, мышления. Дошкольное детство - первая ступень в подготовке ребенка к участию в жизни общества. Этот период служит подготовительным этапом для школьного обучения. Наша задача руководить игрой так, чтобы воспитать свойства личности, имеющие наибольшее значение для последующего учения в школе.
Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок не только познает мир, но и развивает мышление, волю; формируют взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. Дидактические игры помогают усвоению и закреплению знаний, овладению
способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактических игр повышает интерес к деятельности, развивает сосредоточенность, способствует лучшему усвоению программного материала.
Использование развивающих игр В. Воскобовича в педагогическом процессе позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личного развития.
Целью его игр является развитие творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей. Его игры - эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, творчество, интеллектуальное развитие, мышление... Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности.
Сегодня, можно твердо сказать, что технологии В. Воскобовича соответствует принципу «развивающего обучения», а её внедрение позволит выстроить процесс обучения математике на адекватных возрасту дошкольников видах деятельности - игровой, познавательно – исследовательской, и позволит обеспечить преемственность со школой в части содержания, форм и методов реализации.
Изучив много различных технологий, я остановилась на технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».Привлекло то, что технология игровая, и каждая игра сопровождается сказкой. Игры яркие, красочные, интересны как малышам, так и старшим дошкольникам. На основании этого и был разработан мною проект «Развивающие игры».
Название проекта: «Развивающие игры»
Цель: развитие логического мышления и математических способностей, посредством игровой технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры, как основы интеллектуального развития дошкольников»
Задачи:
- формировать у ребенка познавательный интерес, желания и потребности узнать новое.
- развивать наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности.
- развить воображение, логическое мышление (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
- формировать базисные представления об окружающем мире, математические, речевые умения.
- построить педагогический процесс, способствующий интеллектуально-творческому развитию детей в игре.
Проблемное поле проекта:
При внедрении игровой технологии В. Воскобовича в ДОУ, как инновации, возник ряд проблем:
1. Необходимость сделать учение интересным занятием для малыша
2. Противоречие между методами и подходами к формированию элементарных математических представлений в ДОУ и начальной школе и отсутствие четкого разграничения целей дошкольной математической подготовки с целями школьными;
3.Методическая неподготовленность к развивающему обучению математике, которая приводит процесс математического образования ребенка к неосознанному заучиванию и низким показателям успеваемости, необходимость реализации программ на уровне образовательных инновационных технологий;
4.Отсутсвие системы планирования и механизмов мониторинга;
5.Недостаточная дидактическая обеспеченность технологии
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта
1.Познавательно – исследовательская игровая деятельность, исследование новых игр В.В. Воскобовича
2 Изучение методической литературы
3.Конкурсы и викторины, математический КВН
4.Дидактические развивающие игры, игры-путешествия
5. Подвижные игры
6.Пальчиковые игры
7.Конструирование
8.Продуктивная деятельность
9.Творческая мастерская, изготовление игр
Планируемые результаты
К концу года ребенок:
- различает, называет геометрические фигуры, составляет плоскостные изображения по схемам и по замыслу;
- использует приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает закономерность;
- ориентируется в пространстве и на плоскости;
- повышена степень активности в самостоятельной деятельности.
- высказывает суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражает свое мнение.
Ожидаемый результат в работе с родителями:
- повышена педагогическая культура родителей.
- сормирован интерес к развивающим играм.
Вид проекта: практико-ориентированный, подгрупповой
Состав участников проекта:
- дети старшей группы компенсирующей направленности (5-6 лет,
- педагоги: воспитатели группы, младший воспитатель, музыкальный руководитель
- родители воспитанников.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам: Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – май).
№№ пп | Этап | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Поисковый | Темы, по которым собирается информация: - детьми «занимательные игры в моей семье» - родителями «Развивающие игры В.В. Воскобовича» - педагогами «Сказки Фиолетового леса» | Сентябрь октябрь |
2 | Аналитический | Анализ собранной информации Планирование практической деятельности по созданию продукта –развивающие игры В.В.Воскобовича | ноябрь |
3 | Практический | Распределение ответственности за реализацию проекта, изготовление продукта | Декабрь-февраль |
4 | Презентационный | Обоснование презентационной формы | Март-апрель |
5 | Контрольный | Рефлексия | май |
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (сентябрь-октябрь)
Цель: разнообразить пространство группы через обновление развивающей предметно – пространственной игровой среды.
Форма проведения:
Оформление интеллектуально – игрового центра «Фиолетовый лес» (плоскостной на стене со сказочными областями); оснащение развивающими играми, героями – персонажами, методическими
пособиями; анкетирование родителей; составление перспективного плана мероприятий с детьми и родителями.
2. Основной
Ответственный – воспитатели, родители и дети
Сроки проведения :
октябрь
Цель: заинтересовать родителей, показать возможности игрового центра
Формы проведения :
- Знакомство родителей с сенсомоторной зоной «Фиолетовый лес» - центр развивающих игр.
- Анкетирование родителей «Ваши пожелания и ожидания».
Цель: выявить уровень педагогических возможностей родителей.
- Консультация для родителей «Сюрпризы лабиринта».
Цель: знакомство родителей с игровой технологией, особенностями развивающих игр
- Семинар – практикум для детей и родителей «Квадратные истории».
Цель: упражнять в практическом применении «Квадрата Воскобовича 4-х. цветного».
- Совместный с родителями игровой досуг «Приключения Волшебного квадрата».
Цель: активизировать игровое взаимодействии детей и родителей.
ноябрь
- Игротека для детей и родителей «Чудо – головоломки».
Цель: расширить представление родителей об использовании плоскостных конструкторов.
- Совместный групповой мини- проект «Эти забавные животные» (с использованием развивающих игр «Чудо- соты1», «Чудо – крестики 1,2,3») с составлением описательных рассказов.
Цель: развитие конструктивных навыков, связной речи детей при выполнении совместной работы.
Ответственный- воспитатели, родители и дети
декабрь
Ответственный - воспитатели
- Консультация для родителей в форме презентации «Через игру – к математике».
Цель: показать родителям значимость развивающих игр Воскобовича в решении образовательных задач по развитию ЭМП.
- Оформление выставки игр, способствующих развитию ЭМП: «Математические корзинки 5,10», «Счетовозик», «Волшебная 8», «Кораблик Брызг – Брызг», «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Логоформочки 5».
Цель:показатьродителяммногообразие,многофункциональность развивающих игр Воскобовича.
- Папка – передвижка (консультация). «Счетовозик».
Цель: представить родителям игру, помогающую детям легко освоить решение арифметических задач.
Январь
Ответственный - воспитатели и дети
- Неделя игры «Путешествие по сказочным областям в Фиолетовом лесу».
Цель: знакомство с областями и их персонажами; развитие игровых действий с использованием сказочного сюжета.
- Конкурс «Умники и умницы» (отборочный тур в группе).
Цель: выявить уровень освоения игр детьми.
- Конкурс «Умники и умницы» (конкурс среди групп детского сада). Цель: выявление и поощрение интеллектуально – развитых детей.
Родители, дети, воспитатели.
Февраль
Ответственный - воспитатели
- Мастер –класс «Играя – развиваем речь» с использованием игр: «Шнур –затейник», «Конструктор букв», «Снеговик», «Яблонька», «Игровизор», «Верёвочкины сказки».
Цель: показать родителям, как процесс изучения букв из сложного обучения чтению детей превращается в занимательную игру.
- Индивидуальные задания и упражнения в освоении игр дома.
Цель: помочь родителям закрепить у детей игровые умения и навыки в составлении букв, слов; обратить внимание на развитие мелкой моторики руки
Март
Ответственный - Воспитатели, родители, дети
- День открытых дверей «Играют дети – играем вместе»
Цель: предоставить возможность родителям оказаться в роли воспитателя.
- Создание коллективной аппликации по сказке «Царевна–лягушка» с использованием чудо–конструкторов «Чудо – соты 1», «Чудо – крестики 2,3»
Цель: развитие и поощрение совместного творчества педагогов, детей и родителей
- Родительское собрание «Умные игры».
Цель: показать значимость развивающих игр для развития интеллектуальных способностей детей, развитие педагогической компетенции в использовании технологии у родителей воспитанников.
Апрель
Ответственный - Воспитатели, родители, дети
- Картотека развивающих игр для родителей «Играем дома»
Цель: оказание помощи в выборе нужной, на их взгляд, игры для занятий с ребёнком дома.
- Создание портретов героев Фиолетового леса с детьми.
Цель: развитие мелкой моторики, творческого воображения и фантазии.
- Творческая выставка детско-родительских работ «Друзья Пчёлки Жужи»
3. Заключительный (май) оценка эффективности реализации проекта
Цель: предоставление возможности продемонстрировать в ходе проекта знания и умения всех участников, а также выразить своё эмоциональное отношение к происходившему ранее и происходящему в данный момент, поблагодарить родителей, оказавших большую помощь в работе по проекту.
Форма проведения – творческий отчёт:
май
- Анкетирование родителей «Чему обучается ребёнок в игре»
Цель: выявление результативности проделанной работы
Итоговое мероприятие :
- Творческая выставка детско-родительских работ
- Развлечение с участием детей и родителей «Путешествие в Фиолетовый лес».
Цель: систематизировать представления детей о персонажах Фиолетового леса; развивать способности творческого перевоплощения
Предварительная работа: изготовление родителями и педагогами макета самого Фиолетового леса, и детьми- персонажей Фиолетового леса
- вручение грамот, призов, дипломов воспитанникам и родителям
продукт, полученный в результате проекта:
Для родителей:
- мультимедийная презентация: «Занимательные игры», консультации, беседы, открытые занятия
Для детей:
- макет « Фиолетовый лес»
- Различные виды развивающих игр, сделанные родителями и детьми.
- набор портретов героев Фиолетового леса
- игровая зона «Занимательные игры» в групповой комнате
-картотека схем к развивающим играм В.В.Воскобовича
Для педагогов:
- семинар- практикум
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие, речевое развитие
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
Игровая зона «Занимательные игры»; зона для творчества
Литература
- Воскобович В.В., Харько Т.Г. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты»- С- Петербург, 2007- 48 С.
- Т.Г. Харько «Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса»- ДЕТСТВО-ПРЕСС, С-Петербург, 2013.- 89 С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы Тема :«Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Краткая аннотацияДанная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития п...
ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «МУЗЫКАЛЬНО – ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ »
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культур...
Краткосрочный проект для детей старшей группы сюжетно-ролевая игра «Кафе»
Комитет по образованию Администрации города ПодольскаМуниципальное образовательное учреждение начальная школа - детский сад№58 Краткосрочный проект для тетей с...
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...
Познавательный проект для детей старшей группы «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников через игры Воскобовича»
Интенсивное интеллектуальное развитие дошкольников посредством игровой технологии В. В. Воскобовича....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы. Тема: «Квест — игра «Путешествие в страну Математики» с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича.
Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе разрешения специально организованных проблемных ситуаций с использованием логико-математических игр В.В. Воскобовича • В...
Мини-проект для детей старшей группы Тема проекта: «День одуванчика»
Мини-проект для детей старшей группыТема проекта: «День одуванчика»Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.Возраст участников проекта: дети 5 - 6 лет.Т...