Формирование элементарных математических представлений
методическая разработка по математике (средняя группа)
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Задачи. Учить детей считать в пределах пяти, согласовывать чис-лительное с существительным в роде, числе и падеже, относить пос-леднее числительное ко всей пересчитанной группе. Учить считать по осязанию. Развивать у детей произвольное внимание.
Материалы, элементы, оборудование. Счетная лесенка, салфетка, четыре набора игрушек по 5 одинаковых штук в каждом: куклы, машинки, елочки, грибочки. «Чудесный мешочек» и к нему мелкий счетный материал (шишки, камешки, крупные фруктовые косточки, например, от персика). Подносы, на которых разложен этот же мате-риал но 5 штук.
Содержание образовательной деятельности.
Перед детьми на столе счетная лесенка, накрытая сверху салфеткой. На верхней ступени лесенки сидят 5 кукол, а на нижней — стоят 5 машин. Воспитатель спрашивает воспитанников:
—Как вы думаете, что там может быть? Может, кто-то в гости к нам пришел? (Дети начинают угадывать, что там может быть. Воспитатель снимает салфетку.)
—Оказывается, здесь куклы. Они не пришли, а приехали. А у каждой ли куклы есть своя машина? Дотрагиваясь поочередно до кукол и до машинок, воспитатель произносит:
—У этой есть, и у этой есть... Кукол и машин поровну? (Дети подтверждают.) —А сколько кукол и машин? Давайте посчитаем.
Воспитатель и дети начинают пересчет кукол, дети хором повторяют за воспитателем — одна, две, три, четыре, пять. Воспитатель обращает особое внимание на произнесение первых двух числительных: «Кукла одна», поправляя тем самым неверное употребление. Пересчитав всех кукол, воспитатель обводит круговым жестом всю пересчитанную группу и говорит: —Вот это все — пять кукол. Точно так же пересчитываются машинки и делается вывод: —Кукол и машинок поровну, по пять. —А как еще можно проверить, что кукол и машинок одинаково, поровну? — спрашивает воспитатель детей.
Если никто из детей не ответит, воспитатель, молча, берет первую куклу и сажает ее в машину, стоящую на нижней ступеньке. После этого она может пригласить одного или двух детей к столу проделать то же самое с остальными куклами. При этом важно, чтобы ребенок последовательно брал по одной кукле и сажал ее в машину, стоящую соответственно под куклой.
После этого воспитатель предлагает детям закрыть глаза и быстро убирает кукол и машинки, выставляя на ступеньки лесенки по 5 елочек и грибочков, на одинаковом расстоянии друг от друга. Накрывает лесенку салфеткой. Дети вновь пытаются угадать, кто же теперь приехал к ним в гости. После небольшой паузы воспитатель снимает салфетку и говорит:
—Ой, это не они к нам приехали, а мы сейчас пойдем к ним в гости. Но вначале узнаем, сколько тут елочек и грибочков.
Вначале воспитатель с детьми пересчитывают елочки, дотрагиваясь до каждой, затем называют общее числительное. Сложность данной ситуации в том, что детям на этом занятии придется пересчитывать предметы как женского, так и мужского рода, согласовывая в роде, числе и падеже числительное с существительным. Вначале пересчета воспитатель называет предмет, отчетливо произнося окончание слова, после чего начинает пересчет: «Одна, две... елочки. Один, два... грибка». Процедура счета, подведение итога, установление равенства между двумя группами предметов аналогична процедуре счета кукол и машинок.
На столе у воспитателя на разных подносах лежит счетный материал: шишки, косточки от персика, камешки и пр. Организуется игра «Чудесный мешочек». Воспитатель уточняет с детьми название предметов, лежащих на подносах, дает возможность детям потрогать их. Затем накрывает подносы салфеткой. Незаметно для детей педагог кладет в мешочек по 3 однородных предмета, таких же, что лежат на подносах, и просит кого-то из детей определить, что же лежит в мешочке и сколько. Вызванный ребенок на ощупь определяет и вслух говорит: «В мешочке шишки, их три». Вынимает предметы из мешка и показывает остальным детям. Выворачивает мешок, чтобы убедиться, что он пуст. Такая игра повторяется трижды. Педагог при этом меняет в мешке предметы и их количество, оставаясь в пределах трех.
Используемая литература:Развивающие занятия с детьми 4—5 лет / Под ред. Л. А. Пара-
моновой. - Изд. 2-е, испр. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. — 592 с.:ил. — (Программа развития и обучения дошкольника).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".
В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....
выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с элементами занимательной математики и использованием развивающих игр (ОО - познание и речевое развитие) . Формирование представлений о последовательности дней недели.
Непосредственная образовательная деятельность по формированию представлений о последовательности дней недели, о связи дней недели с деятельностью, которой занимаются дети в эти дни. Развит...
Занятие по формированию элементарных математических представлений на тему "Путешествие в город математических представлений"
систематизировать знания, умения, представления детей....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета»
Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Раздел «Формирование элементарных математических представлений»Тема «Формирование представлений о геометр...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)
Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А. "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...