Формирование элементарных математических представлений
методическая разработка по математике (средняя группа)

Лисовская Валентина Анатольевна

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Задачи. Учить детей считать в пределах пяти, согласовывать чис-лительное с существительным в роде, числе и падеже, относить пос-леднее числительное ко всей пересчитанной группе. Учить считать по осязанию. Развивать у детей произвольное внимание.

Материалы, элементы, оборудование. Счетная лесенка, салфетка, четыре набора игрушек по 5 одинаковых штук в каждом: куклы, машинки, елочки, грибочки. «Чудесный мешочек» и к нему мелкий счетный материал (шишки, камешки, крупные фруктовые косточки, например, от персика). Подносы, на которых разложен этот же мате-риал но 5 штук.

Содержание образовательной деятельности.

Перед детьми на столе счетная лесенка, накрытая сверху салфеткой. На верхней ступени лесенки сидят 5 кукол, а на нижней — стоят 5 машин. Воспитатель спрашивает воспитанников:

—Как вы думаете, что там может быть? Может, кто-то в гости к нам пришел? (Дети начинают угадывать, что там может быть. Воспитатель снимает салфетку.)

—Оказывается, здесь куклы. Они не пришли, а приехали. А у каждой ли куклы есть своя машина? Дотрагиваясь поочередно до кукол и до машинок, воспитатель произносит:

—У этой есть, и у этой есть... Кукол и машин поровну? (Дети подтверждают.) —А сколько кукол и машин? Давайте посчитаем.

Воспитатель и дети начинают пересчет кукол, дети хором повторяют за воспитателем — одна, две, три, четыре, пять. Воспитатель обращает особое внимание на произнесение первых двух числительных: «Кукла одна», поправляя тем самым неверное употребление. Пересчитав всех кукол, воспитатель обводит круговым жестом всю пересчитанную группу и говорит:                                —Вот это все — пять кукол.  Точно так же пересчитываются машинки и делается вывод:                                                                                                                                                                                 —Кукол и машинок поровну, по пять.                                                                                                                                                                                                                                                                        —А как еще можно проверить, что кукол и машинок одинаково, поровну? — спрашивает воспитатель детей.

Если никто из детей не ответит, воспитатель, молча, берет первую куклу и сажает ее в машину, стоящую на нижней ступеньке. После этого она может пригласить одного или двух детей к столу проделать то же самое с остальными куклами. При этом важно, чтобы ребенок последовательно брал по одной кукле и сажал ее в машину, стоящую соответственно под куклой.

После этого воспитатель предлагает детям закрыть глаза и быстро убирает кукол и машинки, выставляя на ступеньки лесенки по 5 елочек и грибочков, на одинаковом расстоянии друг от друга. Накрывает лесенку салфеткой. Дети вновь пытаются угадать, кто же теперь приехал к ним в гости. После небольшой паузы воспитатель снимает салфетку и говорит:

—Ой, это не они к нам приехали, а мы сейчас пойдем к ним в гости. Но вначале узнаем, сколько тут елочек и грибочков.

Вначале воспитатель с детьми пересчитывают елочки, дотрагиваясь до каждой, затем называют общее числительное. Сложность данной ситуации в том, что детям на этом занятии придется пересчитывать предметы как женского, так и мужского рода, согласовывая в роде, числе и падеже числительное с существительным. Вначале пересчета воспитатель называет предмет, отчетливо произнося окончание слова, после чего начинает пересчет: «Одна, две... елочки. Один, два... грибка». Процедура счета, подведение итога, установление равенства между двумя группами предметов аналогична процедуре счета кукол и машинок.

На столе у воспитателя на разных подносах лежит счетный материал: шишки, косточки от персика, камешки и пр. Организуется игра «Чудесный мешочек». Воспитатель уточняет с детьми название предметов, лежащих на подносах, дает возможность детям потрогать их. Затем накрывает подносы салфеткой. Незаметно для детей педагог кладет в мешочек по 3 однородных предмета, таких же, что лежат на подносах, и просит кого-то из детей определить, что же лежит в мешочке и сколько. Вызванный ребенок на ощупь определяет и вслух говорит: «В мешочке шишки, их три». Вынимает предметы из мешка и показывает остальным детям. Выворачивает мешок, чтобы убедиться, что он пуст. Такая игра повторяется трижды. Педагог при этом меняет в мешке предметы и их количество, оставаясь в пределах трех. 

Используемая литература:Развивающие занятия с детьми 4—5 лет / Под ред. Л. А. Пара-

моновой. - Изд. 2-е, испр. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. — 592 с.:ил. — (Программа развития и обучения дошкольника). 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".

В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с элементами занимательной математики и использованием развивающих игр (ОО - познание и речевое развитие) . Формирование представлений о последовательности дней недели.

Непосредственная образовательная деятельность по формированию представлений о последовательности дней недели, о связи дней недели с  деятельностью, которой занимаются дети в эти дни.  Развит...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета»

Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Раздел «Формирование элементарных математических представлений»Тема «Формирование представлений о геометр...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...