Методические рекомендации для педагогов ДОУ (блоки Дьенеша)
методическая разработка по математике

Лактионова Ольга Михайловна

В рекомендациях для педагогов даны приёмы повышения познавательной активности дошкольников, учёт индивидуальных особенностей воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_bloki_denesha.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов ДОУ

(к игровому пособию «Блоки Дьенеша»)

На основе системы Дьенеша разработано множество пособий для различных возрастных категорий. В качестве наглядно-иллюстративного материала целесообразно оформить карты – схемы.  Для детей младшего возраста предлагаются сюжетные картинки, крупные, яркие, доступные для детей данного возраста.  К ним воспитателям для повышения детского интереса следует подобрать литературный материал: стихи, потешки, иллюстрирующие наглядную модель.

Существует три вида познавательной активности, которые успешно развиваются с помощью игр с блоками Дьенеша. Управлять познавательной деятельностью детей на каждом этапе развития позволяют следующие приемы.

На этапе воспроизводящей активности:

а) приём включения сюрпризного момента. Например, приходит в группу игрушечный мишка и дарит детям «Чудесную коробочку» (набор блоки Дьенеша). Детям предлагается рассмотреть, какие фигурки живут в домике, рассказать о них. После этого начинается игра по ознакомлению детей с блоками и их свойствами «Угадай-ка»;

б) игровой приём. В основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию игровой цели, правил. Перед детьми ставится детская игровая цель и сообщаются правила игры. Например, «Угадайте, какая фигурка спряталась?» Роль педагога состоит в создании игровой ситуации, предложение материала для решения задачи. Так результатом игры становится возникновение познавательно - поискового поведения ребёнка, проявление его активности.

в)  приём инструкция – создание положительной эмоциональной установки на изучение свойств для выполнения правил игры и достижение результата, последовательно  вместе с ребёнком, учитывая особенности младшего дошкольного возраста.

г) приём создания мотивации на необходимость изучения свойств материала в связи с их ценностью. Например, нужно угостить медвежат, поэтому необходимо выбрать то «печенье», которое может отличаться только формой.

д) приём использования художественного слова. Этот приём возбуждает интерес малышей к тому, о чем собирается  рассказывать педагог, привлекает внимание детей. Так, начиная игру с фигурами «Поезд», воспитатель показывает картинку игрушечного паровоза и читает стихотворение о нём:

«Паровоз тук-тук!

Паровоз друг-друг!

По утрам зверят

Возит в детский сад».

2. На этапе развития интерпретирующей активности:

а) приём вопроса позволяет поддержать стремление ребенка к выявлению смысла изучаемого содержания, познать связи между свойствами предметов. Например, ребёнок задает наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Ребёнок спрашивает: «Эта фигура квадратная?» (Нет).  Вместе с ребёнком педагог убирает все квадратные формы. Ребёнок: «Она красная?»(Нет). Убирает все красные.

б) прием постановки поисковой задачи  –например, один раз педагог предлагает: «Построй дорожку, используя только красные фигуры», в другой раз: «Можно ли выложить дорожку к домику из квадратов?»

в) приём схемы, символы – используются для замещения свойств и классификации фигур, что позволяет ребёнку понять зависимости. Эффективный приём для возникновения познавательной активности. Например, в игре  «Засели домик» схема из геометрических форм помогает  распределять блоки по трем свойствам, развивать классификационные умения.

г) приём  сравнение по контрасту, по подобию, сходству.  В ходе проведения игр  с блоками педагогу важно знать, с какого сравнения начинать — со сравнения по сходству или по контрасту.  Из опыта выяснили, что сравнение по контрасту дается детям легче, чем сравнение по подобию. Всё это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Начинать следует с простых игр, например: «Разложи круги и квадраты в домики».

3. На этапе развития творческой активности:

 а) приём развивающего дискомфорта (Л.Г.Петерсон).Детям предлагаются игры с повышенной трудностью, создаются ситуации затруднения.   Этот приём обеспечивает детям возможность для интересного и нетрадиционного выполнения заданий

Полноценное развитие детей предполагает не просто следование представленному перспективному плану, но и необходимую свободу в обращении с материалом, возможность творческого движения по намеченному плану, самостоятельность в организации  и проведении игр и занятий наряду с сохранением узловых моментов логики развития познавательной активности. Этому способствует использование педагогами картотеки, в которой систематизированы игры по усложняющимся целям.

Игры следует организовывать с подгруппой из 4-6 детей, индивидуально, а так же в самостоятельной деятельности. Длительность игры должна составлять10-15 минут для детей младшего дошкольного возраста. Игры можно проводить в первой и во второй половине дня.

Игры с детьми целесообразно планировать последовательно по усложняющимся целям:

  1. Игра «Угадай-ка» (по 2 свойствам);
  2. Игра «Найди пару» (по 2-3свойствам);
  3. Игра «Выложи предмет» (альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких»);
  4. Игра «Составь узор» (обучение действиям со схемой);
  5. Игра «Сложи предмет»
  6. Игра «Бусы»
  7. Игра «Художники» (по 3 - 4 свойствам);
  8. Игра «Угощение для медвежат» (подбор двух блоков с одним различным свойством);
  9. Игра «Магазин» (купить игрушку с таким же блоком, как «денежка» у ребенка);
  10. Игра «Поезд» (расставить блок по вагонам в соответствии с заданным изменяющимся свойством).

Необходимость индивидуальной работы с детьми обусловлена разным уровнем развития познавательной активности. ( Коротаева Т.В.)

- нулевой уровень активности;

- ситуативно- активный;

- уровень исполнительской активности;

- творческий.

Дети с нулевым уровнем познавательной активности демонстрируют пассивность к играм, развивающим задачам, игнорируют совместную деятельность со взрослым. Задача педагога оказать эмоциональную поддержку таким малышам, создать ситуации успеха.

Для детей с ситуативно- активным уровнем познавательной активности рекомендуем такие приёмы, как игровые задания от игровых персонажей, разнообразные формы работы, в процессе которых повышается познавательный интерес ребёнка. А творческие упражнения с игровым материалом З.Дьенеша позволяют эффективнее развивать исполнительскую и творческую активность.

Дети младшего дошкольного возраста с высоким уровнем  познавательной активности так же нуждаются в умелом педагогическом руководстве. Удовлетворить высокие познавательные потребности можно с помощью творческих заданий, разнообразием вариантов игр, пособий, занятий в альбомах к блокам Дьенеша (авторы:Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн)

Для развивающего взаимодействия с детьми в процессе игр с блоками Дьенеша целесообразно следовать следующим советам.

1.        При постановки задач необходимо чётко выражать свою мысль, используя минимальное количество слов.

2.        После сообщения правил игры нужно сделать паузу для проявления самостоятельности детей.

3.        В процессе игр использовать минимальные указания, чаще не вербальные (улыбка, жест).

4.        Оказывать эмоциональную поддержку в процессе игры. По достижении  результата похвалить детей, порадоваться за успехи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка дидактической игры с блоками Дьенеша «Паровозик грузы возит»

дидактическая игра направлена на развитие математических способностей детей разных возрастов....

Учебно-методический материал по работе с блоками"Дьенеша"

Проект в гости к Машеньке младшая группа,Самоанализ Нод " В гости к МАшеньке"...

Методические рекомендации для родителей "Логические блоки Дьенеша, и как с ними играть"

Предлагаю вашему вниманию методические рекомендации,которые помогут создать партнёрское взаимодействие с родителями воспитанников по созданию условий в семье для развития логического мышления у детей....

Семинар-практикум для педагогов "Логические блоки Дьенеша"

Цель семинара: повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта  работы  педагога.Задачи: Познакомить педагогов ...

Практический материал для педагогов с блоками Дьенеша для старшей группы

Практический материал для педагогов с блоками Дьенеша для старшей группы...

Методические рекомендации для педагогов по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами.

Игровая методика З. Дьенеша направлена на то, чтобы помочь детям дошкольного и младшего школьного возраста в занимательной форме освоить разнообразные математические понятия, сформировать и развить ва...

Методическая разработка. Конспект мастер-класса " Блоки Дьенеша"

Мастер-класс создан для ознакомлегия родителей с интересным дидактическим материалом, блоками Дьенеша. Игры и упражнения с блоками позволяют развивать у детей психические познавательные процессы, мате...