Практический материал для педагогов с блоками Дьенеша для старшей группы
картотека (старшая группа)

Яна Геннадьевна Сухова

Практический материал для педагогов с блоками Дьенеша для старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практический материал для педагогов с блоками Дьенеша для старшей группы

Игра «Угадай–ка»

Цель: может выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначает словом отсутствие какого –либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.)

Материал: набор логических блоков Дьенеша, игрушка Буратино, карточки –символы.

В гости пришел Буратино. Буратино прячет блок (подарок) и дает задание угадать сразу два свойства. Например: какого цвета и формы платок он выбрал для черепахи Тортилы. При  отгадывании  дети  каждый  раз  обязательно  должны  называть  два свойства подарка. Если же они указывают только одно свойство, Буратино напоминает правило. В случае, когда дети угадывают одно из двух свойств, Буратино подтверждает, что названо, верно, и выставляет соответствующую  карточку –символ (квадратный, но не синий; желтый, но не треугольный и т.д.). Тот, кто угадывает, сменяет Буратино –выбирает подарок и указывает, какие два его свойства надо угадать (цвет и форму, форму и размер, размер и толщину и др.).

Игра «Засели домики»

Цель: правильно классифицирует свойства.

Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки с изображением домиков.

У детей на пару две таблицы (1 –двухэтажного дома, 2 –трехэтажного дома).  В городе  логических  фигур  появились  новые  двухэтажные  и трехэтажные  дома.  Домовой  просит  помочь  расселить  фигуры  по  своим домикам,  а  помогут  вам  знаки –подсказки.  Знаки  подсказывают,  какие фигуры должны поселиться на каждом этаже и в каждом подъезде дома.

Игра «Где спрятался Джерри?»

Цель: может логически мыслить, умеет кодировать информацию с помощью знаков –символов и декодировать ее.

Материал: набор  логических  блоков  Дьенеша,  карточки   -символы, мышонок Джерри (маленькая плоская фигурка).

Перед детьми выкладывают 12 –18 блоков. Дети отворачиваются. Ведущий под  одним  из  блоков  прячет  мышонка.  Дети  поворачиваются    обратно. Ведущий  с помощью карточек  обозначает  два  свойства  того  блока,  под которым  спрятан  мышонок.  Если  ведущий  обозначает  свойства перечеркнутыми знаками, то сделать это должен как можно точнее. Для этого ему может понадобиться в некоторых случаях 3, 4 и более карточек.

Игра «Дорожки»

Цель: может  выделять  и  абстрагировать  цвет,  форму,  размер,  толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.

Материал: набор  логических  блоков  Дьенеша,  три  домика  (макеты  или изображения домиков или условные обозначения).

На полу по кругу на расстоянии не менее одного метра один от другого расставлены три домика – дома Наф–Нафа, Ниф–Нифа и Нуф–Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам удобно было ходить в гости  друг  к  другу.  Но  дорожки

надо  строить  по  правилам.  Построить дорожку так, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета, но разной формы (одинаковой  формы,  но  разного  цвета;  одинакового  размера,  но  разной формы; разные по цвету и форме; разные по цвету и размеру). Правила

построения дорожек придумывает не только взрослый, но и сами дети.

Игра «У кого в гостях Винни–Пух и Пятачок»

Цель: использует приемы анализа,  сравнения, обобщения.

Материал: карточки с логическими таблицами, набор  логических блоков Дьенеша.

Винни –Пух и Пятачок отправились в город логических фигур. В каждом доме они побывали только у одной фигуры. Зашли они в первый дом. У какой фигуры в гостях Винни–Пух и  Пятачок? Дети находят недостающую фигуру и кладут в клетку, где нарисованы Винни –Пух и Пятачок. Если дети не могут самостоятельно решить задачу, взрослый предлагает рассмотреть, какие фигуры находятся в верхнем и среднем рядах, установить, чем похожи эти ряды, и определить, какой фигуры недостает. При поиске недостающих фигур дети анализируют, сравнивают и обобщают фигуры в таблице по двум свойствам.

Игра «Кошки–мышки»

Цель:правильно называет свойства фигур, использует эти знания в игре.

Материал: маска кошки, жетоны для мышей и кота (из пособия «Праздник в стране блоков»)

Дети  выбирают жетоны  мышей  и  надевают  их  через  голову,  встают  в хоровод.  Посередине  хоровода  кот  «Васька»,  рядом  с  ним  «кошачьи» жетоны.Хоровод движется со словами:

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется

Васька кот,

И разгонит хоровод.

На  последнем  слове,  «хоровод»  кот  быстро  надевает  один  из  четырех жетонов и поворачивается вокруг, чтобы все мыши его увидели. Его жетон –информация  для  мышей,  каких  именно  «мышей»  он  собирается  ловить. После слов «1,2,3,4,5 –начинаю догонять», -кот ловит мышей. Одна из пойманных мышей становится «котом».

Игра «Какую фигуру я задумал?»

Цель: умеет  загадывать  фигуру  с  помощью  карточек,  обозначающих свойства блоков.

Материал: набор  логических  блоков  Дьенеша,  карточки  с  обозначением свойств.

Дети по очереди загадывают фигуру, а чтобы остальные смогли отгадать, ребенок выставляет карточки с обозначением трех свойств.

Игра « Угадай фигуру»

Цель: способен  логически  мыслить,  умеет  кодировать  и  декодировать информацию о свойствах.

Материал: набор  логических  блоков  Дьенеша,  два  набора  карточек –символов с перечеркнутыми знаками на каждую пару детей.

Дети разбиваются на пары. Каждый выбирает себе одну фигуру так, чтобы не видел  партнер.  Игроки  договариваются,  какое  свойство  фигуры  будут загадывать  (цвет,  форму  или  размер).  Затем  карточками  обозначают загадываемое свойство своей фигуры. Каждый должен угадать, какая фигура у партнера, правильно назвать ее свойства. Сначала в играх загадывается только  одно,  какое –то  свойство  фигуры,  затем  два.  Карточки, обозначающие каждое из двух свойств, игроки выкладывают в отдельные ряды или столбики.

Игра «Помоги фигурам выбраться из леса»

Цель: способен логически мыслить, умеет рассуждать.

Материал: набор логических блоков Дьенеша, таблица.

Перед  детьми  таблица.  На  ней  изображен  лес,  в  котором  заблудились фигурки. Нужно помочь им выбраться из чащи. Сначала дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорог расставлены знаки. Не перечеркнутые знаки разрешают идти по своей дорожке только таким фигурам, как они сами, перечеркнутые  знаки –совсем  не  таким,  как  они  фигурам.  Затем  дети разбирают блоки и по очереди выводят их из леса. При этом рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть.

Игра «Построим дома»

Цель: умеет разбивать множество по трем и четырем свойствам, производит логические операции «не», «и», «или».

Материал:  набор логических блоков Дьенеша, три игрушки (заяц, волк, лиса).

Перед детьми в кругу расставлены игрушки. Нужно помочь им поделить блоки для строительства своих домиков. Сначала взрослый помогает детям обозначить места для блоков, которые  подходят всем игрушкам (1), волку и зайцу (2), зайцу и лисе (3), лисе и волку (4); которые никому не подходят (5).Предлагает разделить фигуры так, чтобы у волка оказались все круглые, у зайца –все большие, у лисы –все синие. Чтобы дети легче запомнили правило, рядом с игрушками можно положить карточки –символы. После практического  решения  задачи  дети  называют,  какие  фигуры оказались  общими  для всех  игрушек  (круглые,  большие,  синие);  какие фигуры оказались только у волка (круглые, маленькие, не синие); у волка и  лисы  (круглые,  синие,  маленькие);  у  зайца  и  лисы  (большие,  синие,  не круглые); Какие фигуры не кому не подошли (маленькие, не круглые, не синие). Если ребенок, характеризуя группу, называет только два из трех свойств, взрослый обращает его внимание на другие группы блоков, которые имеют указанные свойства; затем просит его еще раз назвать группу, но так, чтобы ее нельзя было спутать ни с какой другой. При  повторении  упражнения  правило  разбиения  блоков  называют  дети. Каждый раз указывается другое сочетание свойств –оснований разбиения

блоков. Например, разделить фигуры так, чтобы у волка оказались все тонкие, у зайца все –треугольные, у лисы все –маленькие или у волка –все большие, у зайца –все синие, у лисы–все толстые или у волка –все желтые, у лисы –все красные, у зайца –все квадратные и т.д. Если  в  результате  раскладывания  блоков  некоторые  места  окажутся пустыми,  взрослый побуждает  детей  выяснить  и  рассказать,  почему  так получилось, при этом всячески стимулирует доказательность размышления. (Почему те или иные фигуры оказались здесь? Почему это или другое место без фигур? Почему нельзя те или иные фигуры положить вместе с другими?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения занятия по математике «Знакомство с блоками Дьенеша» в старшей группе

Конспект проведения занятия по математике«Знакомство с блоками Дьенеша»в старшей группе ...

Конспект НОД по ФЭМП с использованием игровой технологии "Логические блоки Дьенеша" в старшей группе на тему: "Путешествие в город геометрических фигур"

Конспект НОД "Путешествие в город геометрических фигур" предполагает использование игровой технологии "Логические блоки Дьенеша". Дети  учатся решать логические задачи на разбиение по свойс...

Конспект ООД с блоками Дьенеша в старшей группе

Формирование элементарных  математических представлений и интелектуальных  способностей воспитанников в совместной игровой деятельности в процессе решения практических  заданий....

Конспект НОД с использованием логических блоков Дьенеша в старшей группе «Путешествие в страну Математики»

Предлагаю Вам конспект по формированию у детей элементарных математических представлений, по развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей. Данный конспект будет полезен педагогам, раб...

Конспект ООД с блоками Дьенеша в старшей группе "Герой из Фиксиков в гостях у ребят"

Тип занятия: интегрированное (развивающая игра развлечение )Образовательная область: Познавательное развитие.Интеграция образовательных областей:  Социально - коммуникативное развитие, физическое...

Конспект ООД с блоками Дьенеша в старшей группе «В гости к Снежной королеве».

Тип занятия: интегрированное.Образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художестве...

Конспект с блоками Дьенеша в старшей группе «Нолик в гостях у ребят». старшая группа

Тип интегﺍрированное игра-развлечение). Обﺍразовательная познавательноеИнтегﺍрация областей: развитие, развитие, развитие, развитие.Раздел: деятельность: шаги в Исследﺍуем иЦель: элементаﺍрных пﺍ...