Методическая разработка. Конспект мастер-класса " Блоки Дьенеша"
план-конспект занятия (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_bloki_denesha-1.docx | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №34 комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
Конспект
Мастер – класс для родителей
«Игры с логическими блоками Дьенеша».
Подготовили:
Деянова Д.Н.
Шайхавова Р.А.
Санкт _ Петербург 2020 г.
Цель: Ознакомить родителей с логическими блоками «Дьенеша»
и вариантами игр с их использованием.
Задачи:
- Способствовать повышению педагогической компетентности родителей,
заинтересовать играми, побуждать их к созданию новых вариантов игр.
- Предложить вниманию родителей различные способы и приемы
использования дидактического материала блоков Дьенеша в играх
с детьми. Дать понимание с какой целью и как с ними играть, чтобы
развивать у детей ППП — внимание ,память, речь, мышление,
воображение, целостное восприятие, мелкую моторику, тактильные
ощущения, связную речь.
- Развивать креативность родителей и детей их коммуникативные умения.
-Воспитывать эмоционально-положительные, партнерские взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса.
Актуальность: Игры с блоками Дьенеша наглядно и доступно знакомят
детей с формой, цветом и размером объектов, с математи-
ческими представлениями, развивают мышление, творческие
способности, такие психические процессы как восприятие,
память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша
ребенок выполняет разнообразные предметные действия-
выкладывает ряды по образцу ,группирует по заданному
признаку, классифицирует, создает узоры и плоскостные
изображения, выполняет любые постройки по замыслу.
Ход мастер – класса.
Здравствуйте, уважаемые родители и ребята! Мы рады приветствовать Вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы будем играть!
Опыт российских и зарубежных педагогов показал эффективность
использования логических блоков как игрового материала в работе с
дошкольниками и младшими школьниками для :
- ознакомления детей с геометрическими фигурами, формой, цветом
размером, толщиной объектов.
- развития мыслительных операций -анализ, синтез, сравнение,
обобщение, классификация ,абстрагирование, умение кодировать и
декодировать информацию.
- развития познавательных процессов и творческих способностей.
Слайд 2 Играя с блоками у детей развивается воображение, ребенок
становится самостоятельным и активным участником игры, сам
моделирует ее, развивается интеллектуально. Развиваются не только
математические представления, но и речь , и общение , и игровые
умения и уверенность в себе. Все эти навыки будут необходимы
будущему школьнику для успешного обучения в школе.
Слайд 3 Золтан Пал Дьенеш
венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербургского
университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого
заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.
Слайд 4 Логические блоки Дьенеша представляют собой набор
из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) трёх цветов (красный, синий, желтый);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками:
формой, цветом, размером, толщиной, для того чтобы зашифровать и расшифровать (самостоятельно найти информацию) по каждому блоку. Чтобы дети могли подумать. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
Слайд 5 картинка набора блоков Дьенеша.
Слайд 6 Игры с логическими блоками Дьенеша позволяют:
Развивать пространственные представления.
Развивать логическое мышление, представление о множестве,
Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
Воспитывать самостоятельность, инициативу,
Развивать творческие способности, воображение, фантазию,
Успешно овладеть основами математики и информатики.
Также Во многих играх с логическими фигурами используются
Карточки с символами свойств.
Слайд 7 Цвет обозначается пятном;
форма - контур фигур (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный);
величина - силуэт домика (большой, маленький);
толщина – условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
Давайте посмотрим на блоки. Мы можем каждый блок охарактеризовать по форме, цвету, размеру и толщине. Имеются и карточки с отрицанием
свойств ( например - не красный, не круглый, не маленький))
Слайд 8
-Давайте поиграем! Самое главное правило — это превратить любое
задание в игровую ситуацию, а фигуру в образ. Пусть блоки будут не
просто объемными фигурками, а печеньем, жильцами домов, пассажирами
паровоза и т. п.
Слайд 9. « Занимательные игры с блоками Дьенеша»
Игра « Что изменилось?»
Задачи:- Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах ,их
цвете, величине, толщине.
- Развивать мышление.
Ход игры: Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур,
которые нужно запомнить. Потом одна из фигур исчезает,
или заменяется на новую , или две фигуры меняются местами
Ребенок должен запомнить изменения.
Игра « Цветные огоньки»
Задачи: - Формировать умение классифицировать, соотносить признаки
фигур с заданной инструкцией на слух.
- Развивать внимание, быстроту реакции, двигательную активность,
слуховое восприятие.
Ход игры: Дети с геометрическими фигурами в руках выполняют физичес
кие упражнения под музыку и текст. ( взмахи руками, повороты,
приседания и т. п. ) По сигналу « Загорелись огоньки» определен
ного цвета , формы, толщины, размера -дети фигуры которых
соответствует названным признакам поднимают фигуры вверх,
а все остальные приседают и прячут фигуру за спиной.
Игру можно повторить с увеличением темпа.
Слайд 10. Игра на развитие координации движений и внимания.
Игра « Найди свой домик»
Задачи: -Формировать умение анализировать, классифицировать.
-Развивать наглядно-действенное мышление .
-Развивать двигательную координацию, внимание.
Ход игры:
Дети и родители под музыку врассыпную двигаются по групповой комнате.
На ковре в обручах лежат геометрические фигуры. На сигнал « Займи свой домик»
( по цвету ,форме, размеру — изображение на карточках со свойствами)
дети объединяются в кружок в соответствии с заданием.
Родителям можно предложить более усложненный вариант, найти домик
ориентируясь на карточку-противопоставление свойств.
Слайд 11. « Игра на развитие творческих способностей»
Игра « Художники»
Задачи: - Развитие умения анализировать форму предметов.
- Развитие умение сравнивать фигуры по свойствам.
- Развитие художественных способностей ( выбор цвета, фона,
расположения композиции)
Ход игры: Детям и родителям предлагается «Написать картины»
по эскизам. Одну картину могут « писать» сразу несколько
человек. Дети и родители выбирают « эскиз» картины, бумагу
для фона , детали к будущей картине, необходимые блоки.
Если на эскизе деталь не окрашена то выбирается тонкий блок,
если окрашена- толстый блок. В конце работы художники
придумывают названия к своим картинам. Рассказывают,
что изображено на картине.
Все игры , в которые мы с вами поиграли развивают у детей умение
ориентироваться в пространстве, различать геометрические фигуры
по цвету, форме ,размеру, толщине.
Слайд 12.
Игра « Сколько?» направлена на развитие представлений детей о
количестве предметов и на развитие умения выделять свойства фигур.
Ход игры: Дети и родители делятся на две команды . Воспитатель
раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям
придумать вопросы. Вопрос начинается со слова « Сколько?» За каждый
правильный вопрос - фишка. Выигрывает команда, набравшая большее
количество фишек. Например : « Сколько больших фигур?», « Сколько
красных фигур в первом ряду?» и т.п.
Слайд 13. Игры на развитие математических представлений,
внимания, связной речи.
Игра « Чудесный мешочек»
Задачи : Развивать сенсорные представления, тактильные ощущения,
связную речь.
Все фигурки складываются в мешок. Ребенку предлагается на ощупь
достать все круглые блоки ( все большие или все толстые). Также можно
все фигурки охарактеризовать по одному или нескольким признакам. Либо
называет форму, размер или толщину не вынимая из мешка.
Игра « Найди лишнюю фигуру»
Задачи: Развивать внимание, мышление, умение сравнивать и выделять
отличительные признаки предмета.
Перед ребенком выкладываются три фигуры . Ему нужно догадаться,
какая из них лишняя и по какому признаку. ( размер,цвет,форма,толщина).
Игра « Выложи цепочку»
Задачи: Развивать умение чередовать фигуры одинаковые по размеру,
но разные по форме.
Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и
размера , но разной формы ( одинакового размера, но разного цвета).
Для игр с блоками Дьенеша созданы альбомы заданий. Родителям
предлагается рассмотреть альбомы на столах. Альбомы подходят для
первого знакомства с фигурами и играми, и очень увлекают ребят. В
альбомах предлагается собрать картинки по схемам. Существуют и
альбомы для детей более старшего возраста ( от 4 до 8 лет) В них задания
уже более разнообразны и оригинальны.
Слайд 14.
Еще для игр с блоками Дьенеша используются логические карточки.
Т.е. если до сих пор мы задавали условия для сортировки словами,
то теперь малыш будет учиться устанавливать взаимосвязь между
свойством блока и его графическим изображением.
Логические карточки вводятся в игру постепенно , с объяснением, что
означают символы. Например:
Игра « Раздели на две группы»
Блоки- пассажиры, которых нужно рассадить в две разные машины. Для
каждой группы нужно поставить одну или две логических карточки.
Например- рядом с одной группой красная карточка и треугольник. (
нужно подобрать все красные, треугольные фигуры), рядом с другой -
карточки с кругом и маленьким домиком . ( маленькие, круглые фигуры).
При желании вы вместе с детьми можете придумать и новые варианты
игр.
Рефлексия с родителями :- Какие у вас впечатления от игр с блоками?
- Захотелось ли что-то изменить? Придумать?
- Что вы сегодня узнали нового?
- Какие у вас появились вопросы?
Слайд 15.
Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач. А чтобы совместные занятия с детьми приносили радость, играйте и творите вместе – это интереснее, это поможет вам поделиться с ребенком своим опытом и мастерством и многому
научиться у своего малыша.
- Всегда проявляйте интерес и внимание к ребенку, помогайте и
проявляйте творчество вместе с ним. Желаем новых успехов и новых
достижений!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка (конспекты мастер - классов для педагогов) на тему: «Игровые технологии по ознакомлению с окружающим» (из опыта работы)
Уважаемые коллеги, девиз моих представленных работ звучит так: «Не лишайте ребенка радости играть, помните, что вы сами были детьми»....
Методическая разработка дидактической игры с блоками Дьенеша «Паровозик грузы возит»
дидактическая игра направлена на развитие математических способностей детей разных возрастов....
Конспект родительского собрания в форме мастер-класса «Использование блоков Дьенеша в работе педагога ДОУ».
Конспект родительского собрания в форме мастер-класса «Использование блоков Дьенеша в работе педагога ДОУ». ...
Методическая разработка. Конспект мастер-класса "Вот такая игрушка. совушка"
Мастер-класс по изготовлению игрушки из природного материала....
Методическая разработка "Конспект мастер-класса для родителей "Формирование правильной осанки - залог здоровья"
Упражнения для самостоятельных занятий родителей с детьми по формированию правильной осанки...
Методическая разработка. Конспект Мастер-класса «Сочинять лимерики-легко и весело!» с участием детей и родителей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Детская поэзия – это свой, особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове. Рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.Одной ...
Методическая разработка Конспект Мастер-класс для родителей "Современные технологии для развития связной речи"
Цель: знакомство родителей с технологией скрайбинга, сторителлинга и технологией составления загадок....