Программа по дополнительному образованию по математике
рабочая программа по математике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2075»
ГБОУ Школа №2075 108828, г. Москва, поселение Краснопахарское, с. Красная Пахра ИНН 5074019252; КПП 775101001; ОГРН 1035011454444 | тел. / факс: 8 (495) 850-82-59, e-mail: 2075@edu.mos.ru; web: www.sch2075.mskobr.ru | тел. / факс: 8 (495) 850-82-59, email: pahra.23@edu.mos.ru; web: www.sch2075mskobr.ru | тел. / факс: 8 (495) 850-82-59, email: pahra.23@edu.mos.ru; web: www.sch2075mskobr.ru |
Принята на заседании Утверждаю
педагогического совета Директор ГБОУ Школы №2075
Протокол №1 _________________С.Б. Радюн
от 25.08.2021г.
«01» сентября 2021г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Математические ступени»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
Возраст обучающихся 5 - 7 лет
Срок реализации – 1 год
Уровень программы - ознакомительный
Педагог, реализующий программу:
Ромазанова Ольга Васильевна
Москва
2021
Содержание
1.Пояснительная записка………………………………….…….…..…... 1.1. Направленность дополнительной образовательной программы.. 1.2. Актуальность программы…………………………………………. 1.3. Новизна…………………………………………………………….. 1.4. Педагогическая целесообразность……………………………….. 1.5. Цель, задачи дополнительной образовательной программы… 1.6.Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующей……………………………………. 1.7.Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы………………………………………… 1.8.Сроки реализации дополнительной образовательной программы……………………………………………………………… 1.9.Формы и режим занятий…………………………………………… 1.10.Ожидаемые результаты и способы их проверки……………….. 1.11.Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы………………………………………….. 2. Календарно - тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности 3.Содержание программы……………..……………………………… 4. Целевые ориентиры ………………………………………. 5.Ресурсное обеспечение программы…………………… 6.Методическое обеспечение программы …………………..……… |
Содержание
- Пояснительная записка
Программа "Математические ступеньки" предназначена для детей 5 – 7 лет.
Программа задаёт основные направления реализации общих психолого-педагогических идей их развития на математическом материале.
Развитие познавательных способностей у детей будет более эффективным, если в процессе работы с математическим материалом систематически будут включаться задания, направленные на развитие логического мышления (проведение сравнений, анализа, разбиение объектов на группы, выделение части и целого, проведение доступных обобщений), пространственного воображения и речи ребёнка.
Развитие познавательных процессов – восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи – позволяет целенаправленно и систематически развивать познавательные способности дошкольников, а это необходимое условие их подготовки к школе.
Программа "Математические ступеньки" направлена на развитие умений обучающихся проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.
Организации кружка «Математические ступени» дает возможность развивать познавательную активность, логическое мышление, интерес к математике.
Данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления.
Кружок проводится 1 раз в неделю, во вторую половину дня, длительностью 20 минут.
Цель программы: формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей обучающихся.
Основными задачами программы являются:
Обучающие:
- Формировать общеучебные умения и навыки по математике.
- Способствовать формированию мыслительных операций.
-Способствовать освоению программного материала.
- Способствовать увеличению объема памяти и внимания.
Развивающие:
-Развивать интерес к предмету и процессу обучения в целом.
-Развивать умение думать, сравнивать, анализировать.
- Развивать образное и вариативное мышление.
Воспитательные:
- Способствовать формированию мотивации учения, ориентированного на радость познания нового, успех.
- Способствовать воспитанию нравственных качеств по отношению к окружающим.
Разделы рабочей программы:
«Количество и счет»
«Ознакомление с геометрическими фигурами»
«Определение величины»
«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
«Решение логических задач»
Используемые пособия: блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.
1.1. Направленность дополнительной образовательной программы
Программа «Математические ступени» реализуется в рамках интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Она направлена на развитие познавательной активности, интереса к математике, развитию логического мышления, творческих способностей детей 5 – 7 лет.
1.2. Актуальность программы
Данная программа позволяет в доступной и интересной форме целенаправленно и ускоренно формировать восприятие. В ней прослеживается последовательный переход от простых к более сложным видам восприятия. Дети старшего дошкольного возраста в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза.
1.3. Новизна
Особенность программы «Математические ступени» заключается в том, что ребёнок не просто учиться считать, а овладевает элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения.
В программе предлагаются увлекательные игры и упражнения для развития логического мышления, позволяющие качественно подготовить детей к школе.
1.4. Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы «Математические ступени» обусловлена тем, что именно в дошкольном возрасте эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего мира.
Реализация программы, принимает занимательный характер, предполагает систему увлекательных игр и упражнений математической направленности.
1.5. Цель, задачи дополнительной образовательной программы «посчитай-ка»
Цель программы: Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желанию творчески применять полученные знания.
Задачи: | |
Образовательные | 1.Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами. 2.Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах. 3.Обучать ориентировки во времени, пространстве, на плоскости. |
Воспитательные | 1.Воспитывать познавательную активность. 2. Воспитание потребности к математическим занятиям. 3.Воспитывать чувство коллективизма, товарищества. |
Развивающие | 1. Развитие логического мышления и основных мыслительных операций. 2. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. 3. Развитие самостоятельности, инициативности, самоконтроля и активности личности в деятельности в целом. |
1.6 Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих программ.
Цель данной программы: Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желание творчески применять полученные знания.
Особенность данной программы «Математические ступени» состоит в организации в группе математического уголка, в котором находятся геометрические фигуры, счётный материал, дидактические игры математического содержания, схемы - модели.
Данная программа способствует интеллектуально-творческому развитию личности, саморазвитию.
В программу включены сказочные сюжеты и сказки, игровые действия, во время выполнения, которых ребёнок находится в творческом поиске.
1.7.Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы:
Программа предназначена для работы с детьми старшего возраста детского сада.
1.8.Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
Программа реализуется в течение 1 года.
1.9.Формы и режим занятий
Программа реализуется 4 раза в месяц, во второй половине дня, в форме кружкового занятия. В ней используются увлекательные игры и упражнения с цифрами, геометрическими фигурами, сказочные сюжеты, сказки и подвижные игры.
В интеллектуальной деятельности интегрируются рассказы педагога, наблюдения за его действиями, творческая активность детей, рисование, аппликация, лепка, игры, слушание сказок, что обеспечивает развивающий эффект.
1.10.Ожидаемые результаты и способы их проверки
-Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности
-Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
1.11.Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- оформление папки – раскладушки для родителей «Математические представления детей старшего дошкольного возраста»;
- развлечение «Страна весёлой математике».
2.Календарно - Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности
Раздел | Тема | Цель | Кол-во часов |
сентябрь | |||
1. | 1. «Количество и счет» «Расставь числа по порядку» | Закреплять счет в пределах 10. Расширять представления о цифре 0. Развивать умение расставлять числа по порядку. | 1 |
2. | 2. «Количество и счет» «Соседи числа» | Закреплять счет в пределах 10. Закреплять знания о соседях числа. Систематизировать понятия «предыдущее, последующее». | 1 |
3. | 3.«Геометрические фигуры» «Волшебные фигуры» | Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам | 1 |
4. | .«Геометрические фигуры» «На что похоже?» | Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам. Беседа о предметах, нас окружающих. Провести аналогию, и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур | 1 |
октябрь | |||
1. | .«Количество и счет» «Порядковый счёт» «Что такое «порядок»?» | Закреплять счет в пределах 10. Расширять представления о «порядке числа», систематизировать числа по порядку, Закреплять понятие порядковые числа. | 1 |
2 | «Количество и счет» «Порядковый счёт» | Закреплять счет в пределах 10. Закреплять понятие порядковые числа. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. | 1 |
3 | .«Определение величины» «Весёлые кошечки» | Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов. Закреплять знания сравнивать длину полосок бумаги. Изготовление поделок. | 1 |
4 | .«Определение величины» Игра «Танграм» | Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов | 1 |
ноябрь | |||
1 | «Количество и счет» «Счёты» | Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами. Дать представления о счётах, рассмотреть их, объяснить их назначение. Расширять представления о калькуляторе, объяснить его значение. | 1 |
2 | .«Количество и счет» «Какой? Сколько?» | Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов. | 1 |
3 | «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости» «Близко – далеко. Ох, ориентироваться как нелегко» Интересные слова «между», «за», «после», «перед». | Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени. Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других. | 1 |
4 | «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости» «Левая и правая рука» | Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени. Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа. | 1 |
декабрь | |||
1 | «Количество и счет» «По порядку рассчитайся!» | Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами Закреплять умения детей рассчитываться по порядку. | 1 |
2 | .«Количество и счет» «Весёлые домики» | Закреплять счет в пределах 10. Формировать знания о составе чисел в пределах 10. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами. | 1 |
3 | «Решение логических задач» «Деление целого на части» | Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение). | 1 |
4 | «Решение логических задач» «Задачи на смекалку» | Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять арифметические действия | 1 |
январь | |||
1 | «Количество и счет» «Королевство цифр» «Пишем цифры: 0,1,2,3» | Закреплять счет в пределах 10. Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умение детей писать элементы цифр и цифры, закреплять состав чисел и порядок нахождения в линейке цифр. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. | 1 |
2 | «Количество и счет» «Пишем цифры: 4,5,6» | Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление. Закреплять знания о фигурах (трапеции, ромбе), дать понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников. | 1 |
3 | «Геометрические фигуры» «Кошкин дом» | Закреплять умение составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их, вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе. Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам. Закрепить фигуры (трапеция, ромб), понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников. | 1 |
4 | «Геометрические фигуры» «Волшебные превращения геометрических фигур» «Сделай сам зверюшек» (сгибание, разрезание, вырезание). | Упражнять детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам. Знакомство с техникой оригами. Развивать зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление | 1 |
февраль | |||
1 | «Количество и счет» «Пишем цифры: 7,8,9» | Закреплять счет в пределах 10. Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умение детей писать цифры, закреплять состав чисел. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. | 1 |
2 | «Количество и счет» «Весёлые домики» | Закреплять счет в пределах 10. Совершенствовать умение детей писать цифры. Закреплять состав чисел в пределах 10. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. | 1 |
3 | .«Определение величины» «Измерительные приборы: линейка, весы, часы» «Линейки» | Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов. Закреплять знания детей о линейке, рассказать о её значении. Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку. Закреплять умение сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения. | 1 |
4 | .«Определение величины» «Весы. Их использование» | Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов. Расширять представления детей о весах, рассказать, какие бывают весы и их значение. Уточнить понятие «вес» Закреплять умение сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения. | 1 |
март | |||
1 | «Количество и счет» «Весёлые птички» | Закреплять счет в пределах 10. Систематизировать понятия: больше, меньше, знаки <, >. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. | 1 |
2 | «Количество и счет» «Весёлые птички» | Развивать чувство времени; расширять представления о часах, днях недели, названия месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года. Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления | 1 |
3 | . «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости». «Ориентировка во времени» Сутки. Часы. Минутки» | Закреплять счет в пределах 10. Систематизировать понятия: больше, меньше, знаки <, >. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. . Знакомство с часами. | 1 |
4 | «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости». «Ориентировка во времени» «Дни недели» | Развивать чувство времени; расширять представления о часах, днях недели, названия месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года. Закреплять знания детей дней недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так. | 1 |
апрель | |||
1 | «Количество и счет» | Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. | 1 |
2 | «Количество и счет» | Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. | 1 |
3 | .«Решение логических задач» «Задачи на действия (сложение и вычитание)» | Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать. | 1 |
4 | .«Решение логических задач» «Задачи на разделение целого на части» «Волшебные монетки» | Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Закреплять знания детей о деньгах, их назначением. | 1 |
май | |||
1 | «Количество и счет» | Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. | 1 |
2 | «Количество и счет» | Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. | 1 |
3 | .«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости» | Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года. | 1 |
4 | .«Решение логических задач» | Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение). | 1 |
4. Целевые ориентиры
Целевой результат:
- Устойчивое познавательное отношение к интеллектуальной деятельности
- Проявление инициативы и творчества в решении логических задач.
- Овладение умением видеть проблему. Активно высказывать предположения. Осознано выбирать предметы и материалы для самостоятельной творческой деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.
- В диалоге с взрослым пояснять ход интеллектуальной деятельности. Умение доводить дело до конца.
- Формулировать в речи, достигнут ли результат. Умение делать выводы.
Материально – технический ресурс:
блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.
Технологический ресурс:
- анкетирование;
- беседа;
- информационные стенды «Мои открытия»;
- теоретические и практические занятия;
- рисунки;
- схемы
6.Методическое обеспечение программы
1.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей форма, цвет, звук.
2.Бурдина С.В. Серия «Умный малыш». Классификация
3. Гаврина С. Е. Рабочая тетрадь дошкольника. Серия «Мои первые тетрадки»
4.Гаврина С. Е. Тетрадь с заданиями для развития детей. Математика для малышей часть1.
5.Михайлова З.А. Математика – это интересно.
6.Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа – М.: Мозайка-Синтез, 2014.
7.Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. – М.: Мозайка -Синтез, 2014.
8. Петерсон Л.Г. Раз – ступенька, два – ступенька…
9. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Занимательная математика» Программа по дополнительному образованию для детей 6-7 лет.
«Занимательная математика» Программа по дополнительному образованию для детей 6-7 лет.( по Колесниковой)...
Программа по дополнительному образованию "Занимательная математика"
Актуальность программы дополнительного образовательного кружка «Занимательная математика» определена тем, что дошкольникам нужно получать положительную ...
Рабочая программа по дополнительному образованию по математике "Игралочка"
Математическое развитие на основе Петерсон Л.Г.,Кочемасовой Е.Е. отличается новым подходом,как в содержании,так и в форме подачи материала.Оно направлено нк всесторонее развитие личности ребенка.Занят...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Веселая математика" для детей 6-7 лет Шмидт С.С.
Рабочая программа по дополнительному образованию "Веселая математика" для детей 6-7 лет Шмидт С.С....
Программа кружка дополнительного образования «Веселая математика» (средний дошкольный возраст) Осипова Татьяна Васильевна
Программа кружка дополнительного образования «Веселая математика» (средний дошкольный возраст) Осипова Татьяна Васильевна 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка Проблема развития математиче...
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Занимательная математика" для детей 4-7 лет
Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те кто проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычку дума...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...