«Занимательная математика» Программа по дополнительному образованию для детей 6-7 лет.
рабочая программа по математике (подготовительная группа) по теме
«Занимательная математика»
Программа по дополнительному образованию для детей 6-7 лет.( по Колесниковой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
madou_crr_detskiy_sad.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД № 163 «ПОЛЯНКА» Утверждаю Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 163 города Тюмени ………………………Белозерова Т.Н …………………………………2010г. «Занимательная математика» Программа по дополнительному образованию для детей 6-7 лет. г.Тюмень . Содержание Сведения об авторе Портфолио документов
Портфолио работ
Программа дополнительной образовательной деятельности «Детское экспериментирование» старший дошкольный возраст Программа дополнительной образовательной деятельности «Занимательная математика» для детей 6-7 лет Портфолио наград Портфолио отзывов П |
Сведения об авторе
Мармышева Лидия Никоноровна
Родилась 10 марта 1952 года.
1 июля 1971 года окончила Ханты - Мансийское педагогическое училище - присвоена квалификация учитель начальных классов..
23июня 1980 года окончила Годичный педагогический класс, получила квалификацию воспитатель детского сада.
С 19.04.по 29.04.2010 года в ТОГИРРО прошла краткосрочное обучение по программе курсов «Совершенствование профессионального уровня воспитателей в условиях реализации программы «Детский сад 2100»
И вот много лет-«Просто я работаю, просто я работаю, просто я работаю… ВОСПИТАТЕЛЕМ.
Пояснительная записка.
В современном образовании сложилась ситуация отсутствия целостной образовательной системы на разных этапах воспитания и обучения детей .
Из этого важным представляется создание единой цепи непрерывного образования, звенья которой не только связаны друг с другом, но и каждое является основанием для другого. Поэтому я считаю актуальным взять за основу подготовки детей 6-7 лет к обучению математике, авторскую парциальную программу развития математических представлений у дошкольников «Математические ступеньки» Колесниковой Елены Владимировны.
Эта программа успешно используется в работе дошкольных образовательных учреждениях, в лицеях и гимназиях.
Программа актуальна тем, что в ней прослеживается переход к дальнейшему обучению, определены содержание и объем изучаемого материала, даны темы с конкретным содержанием для каждой возрастной группы.
К программе дано наглядно – методическое обеспечение, рабочие тетради для детей по каждому возрасту и демонстрационный материал.
Необходимость ведения этой программы возникла из анализа результатов анкетирования родителей по «дополнительным образовательным услугам».
Я работала по этой программе со всеми возрастами и пришла к выводу, что эта программа соответствует концепции развивающего обучения, т.е.содержание, методы и формы организации учебного процесса по данной программе непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка.
Обучение детей 6-7 лет начинается с повторения и закрепления знаний, умений и навыков, полученных в предыдущих группах .На данном этапе не так много новых задач, в основном, дети закрепляют полученные знания и учатся ими пользоваться в новых ситуациях, что способствует развитию математических способностей.
-3-
Цель:
Развитие математических способностей, усвоение изложенного материала посредством личностно-ориентированного подхода во взаимодействии ребенка и взрослого, с учетом преемственности в работе со школой.
Задачи:
- Сформировать стремление увеличить запас знаний, умений и навыков.
- Формировать основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение,
обобщение, классификация)
- Формировать умение понимать суть учебной задачи и выполнять ее самостоятельно.
.
- Формировать умение планировать, осуществлять самоконтроль и самооценку.
- Вырабатывать способность к саморегуляции поведения и воли для выполнения поставленных задач.
- Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию
-4-
Календарный план
месяцы | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Колич. зан. | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Учебный план
№ | Разделы программы | Количество занятий |
1 | Количество и счет | 32 |
2 | Величина | 11 |
3 | Геометрические фигуры | 18 |
4 | Ориентировка во времени | 14 |
5 | Ориентировка в пространстве | 8 |
6 | Логические задачи | 19 |
7 | Развивающие упражнения | 34 |
-5-
Учебно-тематический план
№ занятия |
Тема занятий | Всего занятий |
1 | Числа и цифры, знаки, квадрат, прямоугольник | 1 |
2 | Знаки, задачи, ориентировка на листе бумаги, величина. | 1 |
3 | Счет по образцу, независимость числа от пространствен- ного расположения предметов, геометрические фигуры, ориентировка во времени. | 1 |
4 | Знаки, соотнесение количества предметов с цифрой, сос- тав числа , логическая задача, геометрические фигуры. | 1 |
5 | Соотнесение количества предметов с цифрой, математи-ческая загадка, ориентировка во времени. | 1 |
6 | Установление соответствия между количеством предме- тов и цифрой, дни недели, логическая задача, ориентиро- вка в пространстве. | 1 |
7 | Порядковый счет, счет по названному числу, состав чис- ла, из двух меньших, геометрические фигуры, логическая задача. | 1 |
8 | Арифметические задачи, величина, ориентировка в прос- транстве, решение примеров. | 1 |
9 | Число 11, логическая задача, ориентировка во времени. | 1 |
10 | Состав числа из двух меньших, геометрические фигуры. | 1 |
11 | Число 12, ориентировка во времени, логическая задача, геометрические фигуры | 1 |
12 | Величина, состав числа из двух меньших, ориентировка во времени, логическая задача. | 1 |
13 | Число 13, математическая задача, логическая задача, геометрические фигуры. | 1 |
14 | Решение примеров, знаки, величина, геометрические фигуры. | 1 |
15 | Число 14, ориентировка во времени, логическая задача. | 1 |
16 | Счет по образцу и названному числу состав числа из двух меньших, геометрические фигуры. | 1 |
17 | Число 15,геометрические фигуры. | 1 |
18 | Числа от 1до 15,решение примеров, логическая задача, Геометрические фигуры. | 1 |
-6- | ||
19 | Число 16, величина, ориентировка во времени, логическая задача. | 1 |
20 | Математическая загадка, знаки, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры. | 1 |
21 | Число 17,счет по образцу и названному числу, логическая задача, геометрические фигуры. | 1 |
22 | Число 17, ориентировка в пространстве, логическая задача, геометрические фигуры. | 1 |
23 | Число 18, состав числа из двух меньших, счет по названному числу, логическая задача, геометрические Фигуры. | 1 |
24 | Число 18, решение примеров, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве. | 1 |
25 | Число 19, состав числа из двух меньших, величина, ло- гическая задача. | 1 |
26 | Число 19, геометрические фигуры, величина, логическая Задача. | 1 |
27 | Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи. | 1 |
28 | Решение задач, примеров, величина, логическая задача, ориентировка на листе бумаги, работа в тетради. | 1 |
29 | Знаки, величина, математическая загадка, ориентировка во времени, соотнесение количества предметов с цифрой. | 1 |
30 | Соотнесение количества с числом, ориентировка во времени, примеры, геометрические фигуры. | 1 |
31 | Соответствие количества предметов и цифры, ориентировка в пространстве, логическая задача. | 1 |
32 | Задачи-шутки, ориентировка во времени, примеры, мате- матические загадки. | 1 |
33 | Повторение пройденного. | 1 |
34 | Повторение пройденного. | 1 |
-7-
Содержание программы
Содержание программы математические ступеньки представлено
следующими разделами:
- количество и счет;
- величина;
- геометрические фигуры;
- ориентировка во времени;
- ориентировка во времени и в пространстве;
- логические задачи;
Вместе с этим содержание расширено и усложнено:
- ознакомление с цифрами и способами их написания;
- знакомством тетрадью в клетку;
-8-
Методические рекомендации
У детей 6-7 лет повышается физическая и умственная работоспособность.
Они могут непрерывно заниматься продуктивной деятельностью 25-30 минут.
В психическом развитии важную роль начинает играть новая жизненная позиция, связанная с переходом в подготовительную группу .Дети понимают,
что они самые старшие в детском саду и скоро станут школьниками.
Меняются отношения со взрослыми, сверстниками, возникает повышенный интерес к учебной деятельности.
Дети могут сформулировать учебную задачу, ориентируясь на рисунок,
планировать и самостоятельно выполнять задание, способны решать в уме многие математические задачи, осуществлять самоконтроль и самооценку
каждого задания.
Количество и счет
На данном этапе дети овладевают математической терминологией. Они свободно пользуются такими понятиями, как цифры, знаки, задачи, больше, меньше, равно, дни недели, геометрические фигуры.
Продолжается работа по закреплению знаний о составе числа из двух меньших.
Величина
Дети учатся измерять с помощью линейки, знакомятся с сантиметром.
Продолжается работа по делению предметов на части. Дети учатся понимать, что часть это меньше чем целое.
-9-
Геометрические фигуры
Дети знакомятся с элементами геометрических фигур(вершина, стороны, углы), рисуют геометрические фигуры, преобразовывают их в предметы. Видят геометрические фигуры в предметах окружающего мира.
Ориентировка во времени
Дети знакомятся с часами (стрелки, циферблат), учатся определять время с точностью до получаса.
Ориентировка в пространстве
Дети учатся ориентироваться на листе бумаги в клетку. Много заданий дается на выполнение упражнений по словесной инструкции. Также дети обучаются определять положение предмета относительно себя и другого лица.
Логические задачи
Детям предлагаются логические задачи способствующие развитию умственной деятельности для решения которых дети используют знания и умения полученные в предыдущих группах.
-10-
Показатели развития
К концу года дети должны знать:
- числа второго десятка и записывать их;
- понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;
- использовать и писать математические знаки;
- сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;
- дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;
- преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания разрезания;
- раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;
- измерять линейкой отрезки, записывать результаты, изображать отрезки заданной величины;
- ориентироваться на листе бумаги в клетку;
- определять положение предмета по отношению к другому;
- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
-11-
Диагностическая карта (приложение)
№ | Ф.И | Количество и счет | Величина | Геометрические фигуры | Ориентир .во времени | Ориентир. в пространстве | Логические задачи | ||||||
Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | ||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 | |||||||||||||
11 | |||||||||||||
12 | |||||||||||||
13 | |||||||||||||
14 | |||||||||||||
15 | |||||||||||||
В.высокий С.средний Н.низкий |
Содержание
Пояснительная записка………………………………….3
Цели и задачи…………………………………………….4
Календарный план……………………………………….5
Учебный план……………………………………………5
Учебно-тематический план……………………………6-7
Содержание программы…………………………………8
Методические рекомендации………………………..9-10
Показатели развития……………………………………11
Приложение (диагностическая карта)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования для детей 6-7 лет «Занимательная математика»
Для успешного обучения детей в школе, важно сформировать у ребенка психологическую и общеучебную готовность к школе. Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей...
Программа дополнительного образования для детей 5-6 лет "Занимательная геометрия"
Современные ученые отмечают большое значение геометрии для развития пространственного мышления и воображения ребенка, для его способности видеть мир и целостных образах. Первые шаги по стране «Г...
Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста "Занимательная математика"
Обучение дошкольников азам математики достаточно актуально в настоящее время. Это вызвано целым рядом причин – повышением внимания к компьютеризации, обилием информации, получаемой ребёнком, и в...
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста "Занимательная экономика"
Программа дополнительного образования для работы с воспитанниками в ДОО . Расчитана на 1 учебный год....
Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика» на 2019-2021 учебные годы
Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика»...
Программа по дополнительному образованию для детей 3-4 лет "Занимательная математика"
Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра. Дл...