Открытое занятие по математике в старшей группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: « Сказочная математика »
Цель: Используя тувинскую юрту, а также утвари тувинского народа формировать у детей элементарные математические представление;
Задачи:
1) Повторение чисел от 1 до 10; продолжать знакомить детей с утварью тувинской юрты; повторить геометрические фигуры: круг, прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб.
2) Повышать интерес детей к тувинскому устному народному творчеству; Воспитание интереса к утвари юрты, бережного отношения к ним.
Демонстрационные материалы: презентация, картина юрты, камни со цифрами, утвари юрты, мелодия тувинской песни.
Раздаточные материалы: геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник.
Словарная работа: сундук – аптара, дымовое отверстие – хараача, войлочные ковры – ширтек.
Ход занятия
Организационный момент. (дети с воспитателем входит в зал)
- Ребята, давайте встанем в круг. Посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Сейчас поздороваемся с гостями.
Игра: «Давайте познакомимся».
И я очень рада видеть вас. Давайте познакомимся. Меня зовут Юлиана Эдуардовна . А как вас зовут? Сейчас мне расскажете. Какие красивые у вас имена!
- Теперь друг друга поприветствуем улыбкой. И скажем друг другу волшебное слово «Здравствуй».
I. Вводная часть.
- Ребята, посмотрите и скажите что у меня в руке? (Письмо)
- Да, правильно. А вам интересно от кого это письмо?( Да.)
- Сейчас я его открою и прочту.
- Сначала, все удобно сели и внимательно послушайте!
(воспитатель медленно читает письмо)
«Дорогие ребята! Математическом королевстве произошла путаница. Все числа перепутались в числовом ряду, геометрические фигуры забыли свои имена. Я за вами долго наблюдала как вы интересно играли на занятиях по математике и хочу вас попросить помочь мне. Королева Математической страны».
- Ребята, теперь вы узнали, кто написала нам письмо? (Да, Королева Математической страны). А что она там пишет? Она просит помощи.
- А вы хотите помочь Королеве Математической страны? (Да)
- Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну.
- Теперь все встали и повторяйте за мной волшебные слова:
Хлопну, топну, повернусь
В стране тотчас окажусь
На двери висит замок,
Кто его открыть бы мог?
Потянули, покрутили, постучали
И открыли…
II. Основная часть. (работа с раздаточными и демонстрационными материалами)
- Вот, мы и оказались в волшебной стране математики.
Итак, 1-ое задание: Слайд 1(течет река)
- Посмотрите ребята, у нас впереди течет река, Улуг Хондергей, но там нет моста. Теперь подумайте, а как без моста нам перебраться ее? Что мы должны построить? (мост).
- А как мы построим мост? Что нам поможет? Может построим мостик? Посмотрите вокруг, что вы видите? (Камни)
- Вот, сейчас мы сами построим мостик переставляя эти камни. Но внимательно посмотрите, эти камни необычные! У каждого камня есть своя цифра, все цифры в числовом ряду перепутались. Давайте расставим их по порядку. Если правильно поставим, то у нас получится мостик.
- Начинаем построить наш мост. Сначала принесите камень, который стоит впереди цифры два. Какая цифра стоит впереди цифры 2?
- (1), правильно! Теперь, принесите камень, который стоит впереди цифры 3. - Теперь подайте камень, который стоит впереди цифры 4. А теперь нужен камень с цифрой который стоит цифры 5, 6. Теперь принесите камень со цифрой, который стоит после 7, 8, 9. (Дети подают воспитателю камни со цифрами, а педагог вставляет камни по порядку. Таким образом дети задумываются за какой цифрой идет какая цифра или между каких цифр, или за какой цифрой)
- Молодцы! Очень хорошо справились с первым заданием. Построили красивый, правильный мостик. Теперь все друг за другом, считая камни моста по порядку, переправимся через речку. (каждый ребенок от1 – до10 считают каждый камень).- Вот, молодцы! Все хорошо умеете считать. Пойдемте дальше!
2-ое задание: Слайд 2. (на экране тувинские горы, мелодия)
- Посмотрите на экран, что вы там видите? (горы, река, юрты).
(Тихо звучит мелодия тувинского горлового пения - каргыраа).
- Ребята, слышите красивую мелодию? Какая это песня? Русская или тувинская? (Тувинская)
- Да, правильно это тувинская горловое песня - каргыраа. Теперь все закрыли глазки и представим красивую тувинскую юрту. Как она красива и бела? Да, ребята?
- Сейчас открыли глазки и скажите, кто закрыв глаза увидел юрту?
Теперь подойдите и посмотрите, это у нас макет тувинской юрты. В нем спрятаны много разных геометрических фигур. Но эти фигуры забыли свои имена. А мы должны с вами их найти. Скажите какую форму она имеет? (круглую). Да, она круглая. Есть ли в юрте углы? (Нет). Почему? Как вы думаете? (Потому – что она круглая). А также есть круглое дымовое отверстие – это по – тувински хараача. Она тоже круглая. Вот мы нашли геометрическую фигуру круг.
- Теперь все хорошенько посмотрите, понаблюдайте какие геометрические фигуры спрятались в юрте? Это что? (Дверь).
Да, это дверь на какую геометрическую фигуру она похожа? (на прямоугольника).
- Правильно! Еще какие фигуры спрятались в юрте? Это решетчатые стенки (хана), здесь какие геометрические фигуры спрятались? Какие они? (они квадратные и похожи на ромб).
- А внутри какие геометрические фигуры спрятались? Давайте посмотрим.
- А это сундук деревянный, по-тувински аптара. Здесь хозяева хранят свои ценные вещи. На какую геометрическую фигуру она похожа? (На прямоугольника).
- Это что? (кровать). На какую фигуру она похожа? (на прямоугольника).
- А также есть войлочные ковры, по – тувински - ширтек. Они похожи на трапецию.
- Вот, теперь мы узнали секреты нашей тувинской юрты. Сколько разных геометрических фигур спрятаны в тувинской юрте, давайте перечислим их.(круг, квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб).
- Молодцы, ребята и с этим заданием справились!
- Ребята, а также с давних времен тувинцы ориентировались в пространстве находясь в юрте.
– Посмотрите и скажите, где правая сторона юрты? Правильно! Правая сторона юрты от входа называлась женской половиной. Там находилась посуда, одежда, т.е. те вещи, которые нужны женщине.
- А где левая сторона юрты? Левая сторона юрты с давних времен называлась мужским. Там находились мужские орудия труда.
- А теперь давайте сделаем физкультминутку.
Физкультминутка.
Рушить просо и пшеницу
(дети имитируют человека рушившего просо и пщеницу)
Трудолюбив и я бодр.
(руки в сторону, согнуть локти)
Пест и ступа – утвари мои
(руки на поясе)
Раз, два, три!
(прыжки на месте)
III. Практическая часть.
- Ребята, все сели за столы. У вас на столах геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник. Сейчас составим из этих геометрических фигур тувинскую юрту. (индивидуальная работа с каждым ребенком)
VI. Итог занятия.
- Ребята, сегодня мы сделали необычное путешествие. А вам понравилось наша путешествие? (ответы детей).
Куда мы совершали путешествие?
- До скольких камней мы считали?
- Какие геометрические фигуры спрятались в нашей юрте?
- В какой стороне находится хозяйка юрты?
- А хозяин в какой стороне находится?
Молодцы, все очень хорошо занимались.
А в благодарность от Королевы Математики я хочу вам вручить смайлики за хорошую работу.
- Молодцы, ребята! Королева Математики очень рада. Ну, а теперь вернемся в наш детский сад. Ребята, обратно вернемся по нашему мостику. Но только будем считать обратный счет. (Дети все считают обратно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по математике в старшей группе. «Путешествие на планету математики»
Закрепление математических знаний и умений посредством игры - путешествия....
Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну Математики»
Цель:· углубление представлений детей в использование математических знаний в игровой ситуации;Программные задачи:1. Упражнять детей в счете в пределе 10 и обратно. Упражнять в выполнении движен...
Открытое занятие по математике в старшей группе «Спасти королевство Математики»
Предварительная работа: решение примеров на сложение и вычитание; дидактические игры с цифрами, числами, геометрическими фигурами, индивидуальная работа. Материал к занятию: «Кове...
Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну Математики»
Конспект открытого занятия по математике в старшей группе«Путешествие в страну Математики»...
Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну «Математика»»
Конспект открытого занятия по математике...
Конспект интегрированного открытого занятия по математике в старшей группе: «Морское путешествие на корабле по островам математики»
воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий;воспитывать умение понимать задачу и выполнять ее....
Конспект открытого занятия по математике в старшей группе: «Интересные задания королевы математики».
Образовательная область: познавательное развитие.Цель: Формировать умение группировать предметы по определенным признакам, определяя эти признаки и ориентируясь по схеме.Интеграция образовательных обл...