Перспективный план работы по формированию пространственной ориентации у детей старшего возраста с ТНР.
календарно-тематическое планирование по математике (старшая группа)
Перспективный план составлен для детей старшего дошкольного возраста с ТНР. В плане отражены этапы работы по формированию простанственной ориентации, предложено описание хода каждой игры, необходимые материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
перспективный план работы | 50.35 КБ |
Предварительный просмотр:
,.
Перспективный план работы по формированию пространственных представлений
у детей старшего возраста с ТНР.
Составила: воспитатель
высшей квалификационной категории
Уколова Е.А.
Название игры | Цель | Ход игры | Оборудование | ||
1 период – сентябрь, октябрь, ноябрь. | |||||
Освоение телесного пространства, ориентировка в схеме собственного тела. | |||||
1.Пара | Попеременное движение с напряжением и расслаблением рук | Стоя друг против друга и, касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется. | |||
2. Лимон | Расслабление рук по контрасту с напряжением. | Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку: | |||
3. Корзинка с овощами. | Расслабление рук и туловища по контрасту с напряжением. | Наклониться вниз, представить, что мы поднимаем тяжёлую корзину с овощами, руки напряжены, выпрямляем туловище с напряжением, поднимаем напряжённые руки, ставим воображаемую корзинку в машину (можно построить её из больших модулей), опускаем расслабленные руки вниз, отдыхаем. Наш богатый урожай, Не ленись, собирай. Всё в машину загружаем, А потом все отдыхаем. | Детали напольного модуля. | ||
4.Осенние листочки | Расслабление рук по контрасту с напряжением. | Представим себе, что наши кисти рук – это листочки. (Дети поднимают над головой скрещенные руки с широко расставленными вытянутыми напряженными пальцами, затем проверяем степень напряженности мышц каждого ребенка.) Трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Бросьте руки на колени. Расслабились руки. Осенние листочки на дереве сидели. Ветер подул и они улетели. | |||
5. Вверху-внизу | Развитие умения различать направление “выше” и “ниже” относительно собственного тела | Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета поднимать руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея. | Фиброволокно «Звёздный дождь» | ||
6. Найди пару. | Развитие умения различать правую и левую стороны тела. | Ребенку предлагается найти пары предметов для правой и левой рук и ног. | Несколько пар варежек, перчаток, сапожек, туфелек и т.п. Набор к игре «Найди пару обуви» | ||
7. Собери эмоцию. | Закрепление знаний о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле. | Детям предлагается схематическое изображение лица девочки и мальчика. Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая, где по отношению друг к другу располагаются все части лица. | Магнитный набор к игре «Собери эмоцию» | ||
8.Покажи правильно. | Закрепление ориентировки в схеме собственного тела, дифференциации правой и левой рук. | Покажите, какой рукой вы рисуете, пишете, едите. В какой руке вы держите ручку, карандаш, ложку? Покажите. Как называется эта рука? (следует показ). Наденьте на правую (левую) руку браслет. Заложите за голову сначала правую руку, а затем левую. Подбросьте мяч правой рукой. Переложите кубик левой рукой и т.д. Усложнение. Левой рукой дотронься до левого уха; правой рукой дотронься до правого глаза, левой рукой - до правой брови; правой рукой до левой щеки, а левой рукой до правого уха. | Браслеты, мяч, кубики. | ||
9. Повтори за Колей. Повтори за Машей. | Развитие восприятие схемы тела, межполушарного взаимодействия. | Детям предлагается карточка с последовательным выполнением координированных движений рук и ног. Усложнение. Выполнение трёхступенчатых заданий. | Блокнот-тренажёр «Повторяй и развивай свой мозг» | ||
10. Замри. | Развитие умения анализировать схематическое изображение и соотносить его с собственной позой, развитие мышления детей. | Дети бегают по комнате и по команде взрослого "раз, два, три - замри" останавливаются. Произнося эти слова, педагог показывает одну из карточек со схематическим изображением человека в какой- нибудь позе. Все дети принимают такую же позу. | Карточки-схемы с изображением человека в какой-нибудь позе, бубен. | ||
11. Шарики в бассейне. | Закрепление ориентировки в схеме собственного тела, развитие координации движений. | Ребёнку предлагается задание: возьми в правую руку синий шар, в левую – красный; поменяй шарики местами – в какой руке красный шарик, а в какой - синий. Игра в парах: возьмите в правую руку по шарику, передайте шарики друг другу, перекрестив руки. | Сухой бассейн с шариками разного цвета. | ||
12. Игровая дорожка «Внимательные ручки» | Развитие координации движений, межполушарного взаимодействия, снятие непроизвольных, непреднамеренных движений и мышечных зажимов. | “Кулак – ребро - ладонь”-три движения. На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук в соответствии с расположением геометрических фигур на схемах. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе. “Кулак – ребро – ладонь - фонарик”-четыре движения. На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук в соответствии с расположением геометрических фигур на схемах. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе. Когда движения отработаны, можно использовать метроном. Он задаёт ритм, координирует движения рук. | Схемы с различным набором геометрических фигур, метроном. | ||
Освоение внешнего пространства, восприятие отношений между предметами (от предмета, от другого человека) | |||||
1«Где же я сижу?» | Выработка навыка ориентации в пространстве относительно себя. | Дети рассаживаются в ряд или полукругом. Ставится задача определить свое место: «Я сижу слева от Пети; справа от Маши, но левее Сережи; напротив (и т.д.)». Затем они меняются местами, и игра продолжается. | |||
2.«Моя рука, твоя рука». | Закрепление умения определять правую и левую часть тела у человека, стоящего напротив. | Дети стоят лицом друг к другу. Задание: делай своей правой рукой (кстати, где она?) то же, что и я делаю правой». Выполнять по очереди одинаковые жесты одноименными частями тела - вытянуть правую руку в кулак, а левую выпрямить ладошкой, потом движения поменять. | |||
3. Игровое упражнение «Геометрическая мозаика». | Закрепление названий геометрических фигур, навыков отсчёта предметов, вычислительные операции, ориентации на листе бумаги. | Задание: разложи на верхней части листа столько кругов, сколько раз я стукну молоточком. На правую часть листа столько же треугольников, на нижнюю часть листа положи на 2 квадрата меньше, чем треугольников, на левую часть листа столько овалов, сколько квадратов. | Чистый лист бумаги формата А-4 и набор геометрических фигур. | ||
4. Игра «Топорама». | Освоение умения переносить пространственные отношения между предметами с плоскостного изображения на объёмное, развивать внимание, подражание. | Задание: расположи предметные фигурки в соответствии с образцом, изображённым на картинке. | 2 деревянные основы с прорезями, размером 14 плоскостных фигурок, (мальчик и девочка, домашние животные и птицы , домик , деревья , заборчик, 24 рабочих карты размером с образцами организации трехмерного пространства. | ||
5.Игра «Где я?». | Развитие умения определять расположение предмета относительно себя и другого предмета. | На игровом пространстве группы дети располагают объекты из напольных модулей. Игра проводится индивидуально или с подгруппой детей, в ходе которой детям даётся инструкция по расположению относительно каждого объекта. Простой вариант заданий: -встань перед домиком, -за домиком, -справа, слева от дома, - между домом и светофором, -за деревом, но перед домом. Усложнение: под музыку дети путешествуют по городу, музыка останавливается и каждый замирает на месте. Ребёнку предлагают рассказать, где он остановился. | Набор напольных модулей, объёмные деревья, магнитофон. | ||
6. Игра «Звери идут на водопой». Песочный стол. | Развивать активное использование детьми пространственных терминов и обозначающих пространственные отношения предлогов и наречий ( в, на, под, перед, за, рядом, около, друг за другом, между. | Задание. Расставь животных по порядку, как тебе хочется. Кто идёт первым, последним, третьим по счёту, кто стоит между бегемотом и слоном, где находится зебра, кто находится в левом верхнем углу, кто находится за скалой? и т.д. | Стол с песком, набор растений и животных. | ||
7. Игра «Геометрическая панорама». | Развитие моторики, закрепление названий цветов, геометрических фигур. Формирование умения видеть пространственное расположение каждой геометрической фигуры. | Располагая фигуры, ребёнок определяет месторасположения каждой, используя основные понятия «за», «перед», «справа», «слева», «между». | Деревянная подставка с прорезями, наборы геометрических фигур, карточки – схемы. | ||
8. Игра «Чудесная цепочка». | Развитие пространственного мышления, мелкой моторики, внимания. Использование в речи таких понятий, как вверх, вниз, вправо, влево, вверх наискосок, вниз наискосок. Использование приёмов моделирования на плоскости. | Задание: расположить цепочку в соответствии с образцом. Усложнение: в игру можно добавить мелкие игрушки: машинки, фигурку сноубордиста. Продвигая фигурку по цепочке, ребёнок оречевляет свои действия. | Рамка с цепочкой на тёмном фоне, мелкие игрушки, схемы-образцы. | ||
9. «Веселые картинки». | Закрепление умения определять правую и левую часть тела у человека, стоящего напротив. | Ребенок определяет на картинках, какой рукой действует герой, с какой стороны относительно других находится каждый персонаж, в какой руке и что он держит и т.п. | Набор сюжетных картинок. | ||
10. Динамическая пауза «Передай мяч назад» | Закрепление умения ориентироваться в направлениях пространства (точка отсчета – тело), употреблять в активной речи слова «слева», «справа», «сверху». | Дети строятся в колонну. Первый передает мяч ребенку, стоящему за ним. Когда мяч окажется у последнего ребенка, он бежит в начало колонны, оказывается первым и передает мяч назад. По команде взрослого мяч передается сверху, слева, справа. Сначала детям предлагается проговаривать название направления, в котором они передают мяч. | Мяч. | ||
2 период – декабрь, январь, февраль, март. | |||||
Освоение пространственных схем и диктантов (ориентировка на местности, на плоскости, на листе бумаги). | |||||
1«Клеточные дорожки». | Формирование ориентировки на местности, освоение двигательных диктантов и воспроизведение направления движения по схемам. | Задание 1. Для каждой игрушки найти своё место- Например, ёжик живёт в первом ряду в четвёртой клетке слева и т.д. Задание 2. Следуя установкам педагога, а затем сами дети могут давать друг другу задания. Например, чтобы попасть к доктору Айболиту, надо пройти 2 клетки вперёд, 3 клетки направо, 1 клетка назад, 1 клетка налево, 2 клетки вперёд, 2 клетки вправо, 1 клетка вперёд. Задание 3. Ребёнок прочитывает схему и выбирает движение, ориентируясь на план. Например, 4 клетки вперёд, 2 вправо, 3 назад, 2 вправо, 3 вперёд. | 4 дорожки по 5 квадратов из дерматина в каждой и 5 дорожек по 4 квадрата из дерматина в каждой. Набор цифр, игрушки, план-схема движения по клеткам. | ||
2 Рисование «Разноцветный домик». | Закрепление названий цветов, понятий «слева», «справа», «между», «под», «правый нижний угол», «левый верхний угол». | Задание: раскрасить окошки в верхнем ряду слева направо – жёлтым, синим, красным цветом; под жёлтым - синим цветом, под красным – оранжевым, между синим и оранжевым – розовым, слева от фиолетового – коричневым, справа от фиолетового – чёрным. Для усложнения можно предложить другое задание, где закрепляются понятия «правый нижний угол», «левый верхний угол» и т.д. | Разноцветная гуашь, домик, разделённый на 9 окошек. | ||
3.Рисование на сенсорной панели. | Закрепление навыка ориентировки в 2-х мерном пространстве (на плоскости). Совершенствование умения употреблять предлоги в речи (В, НАД, ПОД, МЕЖДУ). | Задание №1: нарисуй в правом верхнем углу синий квадрат, правом нижнем – зелёный круг, левом верхнем - красный треугольник, в середине - прямоугольник, в левом нижнем – фиолетовый овал. Задание №2: дорисуй в прямоугольнике одну звёздочку, между квадратом и кругом 4 сердечка, над прямоугольником 3 снежинки, нарисуй 5 звёздочек так, чтобы над ними бал треугольник, а под ними был овал. Задание №3: рисуем штампами. Поставь- в середине дерево, слева от дерева – конуру собаки, а справа от дерева ещё одно дерево; - между деревьями - человека, а между конурой и деревом – собаку; -над деревьями – воздушный шар и нарисуй облако. Расскажи, что где находится. | Сенсорная панель c программой «Рисуем сами». | ||
4. Игровое упражнение «Паучок и муха». | Развивать умение ориентироваться на микроплоскости листа, двигаться по словесному указанию, отсчитывая определенное количество клеток, находить самостоятельно короткие и длинные пути, словесно их задавая. | Задание 1. Посадить паучка на клетку в первом ряду – третья слева и т.д. Задание 2. Ребенку предлагается двигаться по игровому полю в заданном направлении, отыскивая муху, обходя препятствия, самостоятельно выбирая путь пространственные ориентиры. | Поле, разделенное на клеточки с помощью ниток. Пластмассовые игрушки – паук, муха. | ||
5. Игра «Ромашки». | Определение правой и левой части листа, движение по клетке в заданном направлении. | 1-е задание. Передвигать божью коровку в соответствии с инструкцией: вверх, вниз, направо, налево и т.д. 2-е задание. Божья коровка должна навестить своего друга гусеницу. Построить маршрут движения- короткий, длинный. 3-е задание. Играют двое детей. Две божьи коровки должны встретиться. Все движения по клеткам-ромашкам оречевляются. 4-е задание. Составить схему движения по полю на листке бумаги с помощью цифр и стрелок направления движения. 5-е задание. Поставить метки-листочки. Как должна проползти божья коровка, чтобы собрать все листочки и попасть с подарками к гусенице. | Поле, разделенное на 35 квадратов (7х5), в которых нарисованы ромашки. Игрушки: 2 божьи коровки, гусеница, листочки. | ||
6. Игра «Черепашки». | Обучение детей ориентации в клеточном пространстве, отсчитывании нужного количества клеток, движению в пространственных направлениях. | 1-е задание. Положи красный панцирь на синюю черепашку; синий панцирь на красную черепашку, жёлтый панцирь на зелёную черепашку и т.д. 2-е задание. «Четвёртый лишний». Необходимо найти лишнюю черепашку. Варианты заданий: 4 жёлтых черепашки с 3-мя синими панцирями и одним красным (лишняя жёлтая с красным панцирем); 4 разноцветных черепашки с 4-мя синими панцирями (лишняя синяя с синим панцирем) и т.д. 3-е задание. Разложить черепашек по рядам, ориентируясь на цвет ножек и панциря. 4-е задание. Предложить найти домик для собранной черепашки. | Поле, разделенное на 25 квадратов. В верхней части листа черепашки с белыми панцирями, но с цветными ножками. В левой стороне листа черепашки с цветными панцирями, но с белыми ножками; фигурки из фетра, крышки от бутылок 4-х цветов: красный, жёлтый, зелёный, синий. | ||
7. Игра «Геометрическая картинка». | Умение ориентироваться на плоскости, определять расположение фигур по картинке, закреплять название цветов и геометрических фигур. | Задание: рассмотри образец и разложи так же, накладывая, геометрические фигуры друг на друга, начиная с самой нижней. | Набор плоскостных геометрических фигур, карточки-образцы для копирования. | ||
8. Графические диктанты | Формирование способности ориентации в клетке, развитие усидчивости, точности движений руки. | Задание: ребёнок прочитывает схему движения по клеткам, начиная от отмеченной точки. Если задание выполнено правильно, то получается изображение какого-либо предмета. | Лист бумаги в клетку, карандаш, схема выполнения задания. | ||
9. Раскраски по координатам. | Развитие мелкой моторики, в умении находить клетку по горизонтальным и вертикальным координатам. | На листке формата А4 поле разделено на клетки, а внизу листка есть задание. Ребёнок находит нужную клетку, закрашивает её карандашом, зачёркивает выполненное задание. Если задание выполнено правильно, то получается изображение какого-либо предмета. | Лист формата А-4 с указанными координатами для раскрашивания. | ||
Освоение приёмов конструирования и копирования. | |||||
1. Игра «Шахматы». | Формирование пространственных представлений, манипуляция объектами (шахматными фигурами) по заданному направлению, развитие межполушарного взаимодействия, координации движений. | 1-е задание. «Логический ряд» - расставь фигуры, используя логическую последовательность. 2-е задание. «Разложи так же» - расставить фигуры, используя образец. 3-е задание. «Пройди по дорожкам» - правой и левой рукой передвигать одновременно или поочерёдно фигуры по краям шахматной доски. 4-е задание. «Графический диктант» - шахматной фигурой передвигаться по заданному направлению (вверх, вниз, направо, налево), отсчитывая клетки. Например: 2 клетки вверх, 4 клетки направо, 3 клетки вниз и т.д. Можно поставить цель: построить маршрут так, чтобы «конь» добрался до «ладьи». 5-е задание. «Составь узор» - шахматную доску разделить верёвочкой на две части, на одной стороне доски составить узор из цветных геометрических или шахматных фигур, на другой стороне составить такой же узор. 6-е задание. «Найди клетку» - поставить буквы на клетки: B3, Д4, F3, H6, и прочитать слово (СЛОН). | Шахматная доска, шахматные фигуры, набор букв, цветные геометрические фигуры по размеру клетки, верёвочка. | ||
2. Игра «Клеточные домики». | Развитие умения ориентироваться на плоскости, определять соответствующую клетку по заданному «шифру», закреплять образ цифр и букв, формировать понятия «вертикальные линии», «горизонтальные линии», подготавливать детей к формированию графомоторных навыков. | Игровое поле имеет цифры - координаты по вертикали и буквы - координаты по горизонтали. Ведущий расставляет все фишки, заполняя поле. После этого ребенка просят назвать по порядку все фишки находящиеся, например, на 3 по вертикали. Ребенка просят найти фишку или игрушку с координатами, например, А5 или Г7. Усложнение по принципу игры «морской бой»: на игровом поле ведущий расставляет фигуры. Другой игрок закрывает глаза и называет координаты клетки. Ведущий определяет точность попадания. Если клетка угадана, то игрок забирает фишку себе. Потом игроки меняются местами. | Поле, разделённое на клетки 6х8, набор букв и цифр, фишки либо разноцветные, либо разные по форме, мелкие игрушки. | ||
3. Геоконт | Формировать умение работать со схемами, развивать пространственную ориентировку на плоскости, устанавливая вариативное взаиморасположение колышков на доске, учитывая повороты, направления в горизонтальной и вертикальной наклонной плоскости. | На фанерном игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, на которые натягиваются разноцветные резинки, и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу, дети старшего возраста – по схеме-образцу и словесной модели. | Деревянная дощечка с гвоздиками и набор разноцветных резинок, схематические рисунки. | ||
4. Игры со счётными палочками . | Развитие конструктивных навыков путём составления тематических игровых фигур по образцу по собственному замыслу. Формирование пространственного воображения, развитие мелкой моторики рук ребенка. | 1-е задание. Ребёнок по образцу собирает фигуру из палочек. 2-е задание. Дети сидят рядом друг с другом. На столе лежит разделительная полоса (верёвочка или деревянная палочка). Один придумывает фигуру из палочек, другой её копирует, располагая узор симметрично. 3-е задание. Дети сидят друг напротив друга, один по образцу собирает фигуру из палочек, сидящий напротив ребенок должен сделать точно такую же фигуру, как у первого ребенка. Таким образом, от второго требуется перешифровка пространственно расположенных палочек. | Набор счётных палочек, деревянная палочка, верёвочка. | ||
5. Игры «Квадрат и пространство». | Развитие логического мышления; пространственного воображения; конструктивных умений; счетных навыков; мелкой моторики руки. | Предлагаем детям следующие задания: • Положить квадрат красным цветом (зелёным); • Положить квадрат зеленым ромбиком; • Сгибаем уголки. Сколько их? • Согнуть верхний левый (правый нижний) уголок; • Положить квадрат зеленым ромбиком, нижний угол за квадрат, верхний на квадрат; • Положить квадрат зеленым ромбиком, все уголки, кроме верхнего – на квадрат; • Положите квадрат зеленой стороной, правые уголки на квадрат, левые – за квадрат; • Положите квадрат красным ромбиком, согните верхнюю половинку на квадрат. | Квадрат Воскобовича. | ||
6. Палочки Кюизенера | Развитие детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. | Предложить выложить изображение с помощью палочек, ориентируясь на образец. | Счетные палочки Кюизенера, образцы построек. | ||
7. Игра Цветовой код. | Развитие зрительной памяти, комбинаторных способностей, приёмов кодирования, пространственного воображения, способность предвидеть результаты своих действий | Задание: найти правильную последовательность складывания игровых элементов - прозрачных пластин с разноцветными геометрическими фигурами, определить, какие фигуры задействованы, выложить пластины на подставку и сравнить с образцом. | Книжка с заданиями, специальное основание - подставка и набор прозрачных пластин с геометрическими фигурами. | ||
8. Собери цифру (букву) флексика. | Развитие моторики, логики, пространственного воображения, конструктивных способностей; закрепление образа букв и цифр, профилактика дисграфии. | Ребёнок берёт карточку с заданием; анализирует образец; подбирает необходимые детали определённого цвета и нужной формы; выкладывает их в заданной последовательности на планшете-основании со столбиками. | Конструктор-планшет «Алфавит и цифры» | ||
3 период –апрель, май. | |||||
Освоение квазипространственных (языковых) представлений (пространственных представлений в речи) | |||||
1.Сортировочные таблицы «Предлоги». | Закрепление умения составлять предложение с заданными предлогами по картинкам, подбирать картинки на заданный предлог. | Ребёнок берёт набор сюжетных картинок на одну тему и раскладывает их, в зависимости от предлога. Например. Котёнок сидит в корзинке. Котёнок спрятался за корзинку. Котёнок перепрыгнул через корзинку. | Таблицы с предлогами, цветные сюжетные картинки. | ||
2.«Найди картинку». | Определение положения предмета в пространстве и правильное использование предлогов для обозначения этого положения. | Выбрать любой предлог, подобрать к нему соответствующую схему, совместить эту схему с картинкой. | Круг «Ориентация в пространстве» по технологии ТРИЗ. | ||
3.Ребусы. | Отработка предлогов «в», «на», «под», «над», «к», «от». | Ребенку предлагается расшифровать сложные грамматические конструкции. | Игра-пазл «Ребусы» | ||
4.Театр «Теремок» | Уточнение пространственных отношений, выраженных предлогами (на, под, над, за ); составление предложений по наглядной ситуации. | Стоит в поле теремок в четыре этажа. Ребенок расселяет жильцов, потом сам дает задание другим детям и контролирует правильность выполнения. «В теремке поселились: лягушка — под мышкой, зайчик — над лисичкой, а мышка — под лисичкой. Кто на каком этаже живет?» | Макет теремка, набор плоскостных фигурок животных. | ||
5.Вставь пропущенное число. | Закрепление навыков порядкового счёта, определение места заданного числа в числовом ряду, пространственного восприятия | Дается числовой ряд, в котором пропущено какое-либо число. Образец ответа: «Пропущено число семь. Оно больше шести на одну единицу, а значит, стоит справа от него». Или: «Число семь на единицу меньше восьми, значит, стоит слева от него». | Карточки с пропущенными цифрами, набор цифр. | ||
6. Числовой ряд. | Овладение ориентацией в линейной последовательности числового ряда в направлении слева направо | Ребенку предлагается выложить из чисел числовой ряд. Карточки с числами перемешаны и лежат лицевой стороной вниз. Задание: разложить числа от 0 до 10, находя место в ряду каждому числу. Какие числа находятся справа от числа 8, какие слева? Назови цифру, которая находится левее 5, но правее 3. Какая цифра находится справа от числа 6, а какая слева? и т.д. | Набор цифр от 0 до 10. | ||
7. Урожайная «да нет-ка». | Развитие пространственного мышления, использование в речи таких понятий, как «левее», «правее». Обучение мыслительному действию, работа с недостатком данных. | Разложить перед ребенком ряд картинок с изображениями (овощи, фрукты, ягоды). Задание 1. Отобрать только те овощи, которые «лежат правее, чем капуста»; «левее, чем морковь». Задание 2. Загадывается предмет, ребёнок по наводящим вопросам пытается отгадать его. Отвечать можно только словами да-нет. | Наборы предметных картинок по темам. | ||
8. Динамическая пауза – игра с обручами. | Закрепление понятий «внутри», «снаружи», «около», «между»; развитие пространственной ориентировки, внимания, быстроты реакции. | На пол на расстоянии 1,5 м друг от друга кладутся два обруча. По сигналу педагога «Внутрь» дети должны вбежать внутрь обручей, на сигнал «Между» - встать между обручами; на сигнал «Снаружи» - выбежать за пределы кругов. | Два больших обруча. | ||
9. Динамическая пауза «Заводная кукла» | Развитие внимания, быстроты реакции, пространственной ориентации; закрепление понятий «направо», «налево», «вперёд», «назад». | Педагог предлагает детям представить, что они игрушки на пульте управления, которые умеют точно выполнять команды своего инструктора. Педагог подает команды: “Игрушки, сделайте два шага вперед, поворот налево. Руки за спину, один шаг назад. Руку правую вверх, три шага вперед и т.д.” |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по развитию пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста
Перспективный план работы по развитию пространственных ориентировок у дошкольников (развивающая среда, самостоятельная и совместная деятельность) - старшая группа...
Перспективный план работы по формированию базиса личностной культуры детей старшего возраста
Проблемы нравственного восптания дошкольников находятся в центре внимания педагогики. За последние десятилетия значительно изменились взгляды на ребенка дашкольного возраста. Все более в...
Перспективный план работы по формированию пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
Перспективный план работы по формированию пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха...
Перспективный план работы по формированию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи
Полноценное речевое развитие дошкольников возможно лишь при реализации комплексного подхода. Перспективный план составлен с учетом основных направлений работы учителя-логопеда по формированию ин...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок.
В данном материалле представлен перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экологипческих сказок....
Перспективный план работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики
Перспективный план работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики...
Перспективный план работы по развитию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Перспективный план работы по развитию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста...