Программа работы кружка для детей cтаршего дошкольного возраста «Менталика»
рабочая программа по математике (подготовительная группа)
Программа работы кружка для детей старшего дошкольного возраста «Менталика» (Познавательное развитие детей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mentalika.docx | 39.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы кружка для детей
Старшего дошкольного возраста
«Менталика»
(Познавательное развитие детей)
Составлено: восптателем
Фимушкиной М.И.
г.Воркута
2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование математических представлений - важнейшее средство интеллектуального развития дошкольника, его познавательных и творческих способностей.
Система обучения, сложившаяся в детских дошкольных учреждениях, может быть еще более ориентирована на развитие познавательных интересов и интеллектуальных умений детей в процессе изучения математики, что важно для повышения интереса, эмоционального отношения детей к обучению и положительно влияет на весь ход развития личности.
Изучение математики в детском саду предусматривает уверенную ориентацию детей в количественных и пространственных отношениях окружающей действительности.
Современное обучение математике в дошкольном возрасте во многом ориентируется на вербальные, то есть словесные методы, которые дают возможность формировать у детей конкретные знания, умения и навыки, и недостаточно используют те методы, которые содействуют развитию у них познавательных интересов и способностей, логического мышления.
Занятия по ментальной арифметике решают проблему отсутствия мотивации, повышения интереса к обучению, любознательности, а также развивают умственные и творческие способности ребенка, заставляя запоминать, учить, разбираться.
Ментальная арифметика – это методика гармоничного развития интеллекта, при которой используется азиатская технология вычислений при помощи счетов абакус. Программу занятий составляют механические упражнения пальцами на счетах, счет в уме и упражнения на концентрацию внимания и логику. Ментальная арифметика помогает не только быстрее осваивать технику и навыки счета, но и значительно увеличивает скорость мышления и способность к творческим дисциплинам.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
А также для прочного усвоения материала используются рабочие тетради на печатной основе с игровыми заданиями для ребенка, которые обеспечивают наглядно-практические действия ребенка по усвоению программного материала:
Все задания, предлагаемые для выполнения ребенком, приспособлены к детскому развитию, создают эмоциональный фон, при котором дети эффективнее усваивают учебный материал.
Данная программа также предусматривает системную работу с родителями, которая отражает такие формы работы как: консультации, практикумы, памятки.
Основная направленность программы.
Настоящая Программа обеспечивает укрепление физического, психического и психологического здоровья детей и обеспечивает психологическое раскрепощение ребенка.
Актуальность программы.
Данная программа позволяет в доступной и интересной форме целенаправленно прослеживать материал. В ней прослеживается последовательный переход от простых к более сложным видам восприятия. Дети старшего дошкольного возраста в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза, корректно формировать восприятие.
Новизна программы.
Настоящая Программа содержит элементы нетрадиционной методики обучения детей дошкольного возраста устному счету с использованием арифметических счет абакус в рамках работы кружка. Программа ориентирована не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога.
Практическая значимость программы.
Особенность программы «Менталика» заключается в том, что ребенок не просто учиться считать, а овладевает элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения. Сама программа построена таким образом, что делает весь процесс обучения интересным, поскольку кроме необычных заданий в ней существует множество занимательных упражнений. Ключевыми преимуществами программы являются включение интеллектуальных игр, развивающих внимательность и творческие способности, а также групповых и индивидуальных упражнений, направленных на полноценную работу правого и левого полушарий головного мозга. Работа по данной Программе направлена на формирование у дошкольников навыков, превышающих базовую образовательную программу, а также нравственно – волевые качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, самоконтроль, умение действовать в коллективе.
Основные принципы программы.
Комплексность. Развитие ребенка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, счет) определяет и дополняет развитие других.
Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Программа обучения построена в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития.
Постепенность. Пошаговость и систематичность в освоении и формировании учебно значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности. Переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа.
Повторяемость. Цикличность повторения материала, позволяющая формировать и повторять полученные умения и знания.
Взаимодействия. Совместное взаимодействие педагога и ребенка направлено на создание условий для более успешной реализации способностей и повышения уровня познавательного и интеллектуального развития детей.
Цель программы: включает в себя несколько основных компонентов:
- развивать творческие и интеллектуальные способности;
- улучшать понимание математики;
- убрать рассеянность и невнимательность;
- развивать визуально-пространственное мышление;
- тренировать память (в том числе и зрительную);
- развивать нематематические навыки.
Задачи программы:
Образовательные:
- дать представление о ментальной арифметике и основах системы счета на абакусе (соробане);
- обогатить арифметические представления дошкольников;
- формировать умения соотносить количество и число;
- формировать вычислительные навыки;
- обучить техникам устного счета;
- обогащать словарный запас.
Развивающие:
- развивать пространственное воображение, абстрактное, логическое мышление;
- развивать умение применять навыки арифметического счета при решении практических задач;
- развивать восприятие и воображение;
- развивать скорость мышления и скорость обработки информации;
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать все виды памяти: зрительную, аудиальную, кинетическую;
- развивать наблюдательность. самостоятельность, инициативу, самоконтроль и активность личности в деятельности в целом.
Воспитательные:
- воспитывать познавательную активность;
- воспитание потребности к математическим занятиям;
- воспитывать чувство коллективизма, товарищества.
Содержание программы.
Программа реализуется в рамках интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Она направлена на развитие познавательной активности, интереса к математике, развитию логического мышления, творческих способностей детей 5 – 7 лет. Данная программа отражает систему годового обучения, включая в себя цели, задачи, а также тематический план. Исходя из малой комплектности групп ( до 10 человек) программа базируется на индивидуализации обучения и развития ребенка.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, из расчёта 36 занятий в год.
Материально-техническое обеспечение
Основное оборудование
№ п/п | Перечень основного оборудования |
1. | Комната – светлая, просторная, проветриваемая, отвечающая требованиям САНПиН. |
2. | Демонстрационная магнитная доска или мольберт. |
3. | Мебель (столы, стулья, шкафы для хранения учебного материала) |
4. | Дезар |
Тематическое планирование.
№ н/п | Название раздела | Количество часов | Количество занятий |
1 | Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус. | 1 час (60 мин) | 2 занятия |
2 | Изучение цифр на абакусе | 8 часов (480 мин) | 16 занятий |
3 | Простое сложение | 3,5 часа (210 мин) | 7 занятий |
4 | Простое вычитание | 3,5 часа (210 мин) | 7 занятий |
5 | Простое сложение и вычитание | 2 часа (120 мин) | 4 занятия |
Всего: | 18 часов (1080 мин) | 36 занятий |
- Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус.
Правила действия на абакусе. Упражнения на абакусе двумя руками одновременно.
№ п/п | Тема | Количество минут | Количество занятий |
1 | Знакомство с ментальной арифметикой | 30 | 1 |
2 | Абакус и его конструкция. | 30 | 1 |
Всего: | 60 | 2 |
- Изучение цифр на абакусе
«Написание» на абакусе цифр. Работа с цифрами. Работа с карандашами. Работа с флеш-картами.
№ п/п | Тема | Количество минут | Количество занятий |
1 | Знакомство с цифрами | 30 | 1 |
2 | Изучение цифр 1-4 на абакусе | 60 | 2 |
3 | Добавление и вычитание цифр 1-4 на абакусе | 90 | 3 |
4 | Изучение цифр 5-8 на абакусе | 60 | 2 |
5 | Добавление и вычитание цифр 5-8 на абакусе | 90 | 3 |
6 | Изучение цифр 9-10 на абакусе | 60 | 2 |
7 | Добавление и вычитание цифр 9-10 на абакусе | 90 | 3 |
Всего: | 480 | 16 |
- Простое сложение.
Простое сложение на абакусе. Цифры 1-10. Решение примеров на сложение. Таблицы Шульте.
№ п/п | Тема | Количество минут | Количество занятий |
1 | Сложение на абакусе | 150 | 5 |
2 | Работа с флеш-картами 1-10 | 30 | 1 |
3 | Таблица Шульте 1-9 | 30 | 1 |
Всего: | 210 | 7 |
- Простое вычитание.
Простое вычитание на абакусе. Цифры 1-10. Решение примеров на вычитание. Таблицы Шульте.
№ п/п | Тема | Количество минут | Количество занятий |
1 | Вычитание на абакусе | 150 | 5 |
2 | Работа с флеш-картами 1-10 | 30 | 1 |
3 | Таблица Шульте 1-9 | 30 | 1 |
Всего: | 210 | 7 |
- Простое сложение и вычитание.
Выполнение заданий с чередованием задач на сложение и вычитание по программе с ментальной картой и без нее (в уме).
№ п/п | Тема | Количество минут | Количество занятий |
1 | Простое вычитание и сложение | 90 | 3 |
2 | Таблица Шульте 1-25 | 30 | 1 |
Всего: | 120 | 4 |
Прогнозируемые результаты.
На конец учебного года дети должны уметь:
- объединять группы предметов по общему признаку;
- считать до 10 и обратно (количественный и порядковый счет);
- называть числа в прямом порядке 1-10;
- соотносить цифру и количество предметов;
- пользоваться цифрами и математическими знаками;
- различать величины: высоту, длину, ширину;
- делить предметы на несколько ровных частей;
- ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости;
- умение производить сложение и вычитание 1-го и 2-го десятка.
На конец учебного года дети должны знать:
- состав чисел первого 5 и 10 из двух меньших;
- предыдущее число, следующее число и соседей числа;
- как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из числа;
- находить части целого множества и целое по известным частям;
- соотносить цифру и количество предметов;
- составлять и решать задачи на сложение и вычитание;
- пользоваться цифрами и математическими знаками;
- различать величины: высоту, длину, ширину, объем, массу;
- измерять длину предметов;
- ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости;
- освоить приемы счета на абакусе.
Методическое обеспечение программы
1.Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников»;
2..Михайлова З.А. «Математика – это интересно»;
3. Помораева И. А., Позина В. А. «Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа» – М.: Мозайка-Синтез, 2015;
4. Помораева И. А., Позина В. А. «Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная группа». – М.: Мозайка-Синтез, 2015;
5. МедееваИ.Г. «Дошкольная математика» Часть 1,«Арифметика». Часть 2, Серия «Школа до школы»;
6.НовиковаВ.П.«Математика в детском саду для детей 6-7 лет»;
7. БеляковаО.В. «100 лучших игр для подготовки детей к школе»;
8. АнтоноваО.П. «Умные игры. Умные дети. Развивающие игры и упражнения»;
9. Шалаева Г.П. «Решаем задачи», «Мера измерения»;
10. Цаплина О.В. «Технология развития познавательной активности дошкольника». – Детский сад от А до Я, 2016, №1.
11. Маулешева А.А., Сырланова С.Т. «Ментальная арифметика - нетрадиционный метод обучения устному счету дошкольников» - Международный научный журнал «Символ науки» №12-2, 2016.
12. Вендланд Д. «Ментальная арифметика» - издательский дом «Питер», 2019;
13. Вендланд Д. «Ментальная арифметика 2» - издательский дом «Питер», 2019;
14. Вендланд Д. «Ментальная арифметика 3» - издательский дом «Питер», 2019;
15. Сухова Д.С. «Ментальная арифметика. Часть 2. Простой счет. Книга 1. Книга 2». – КТК «Галактика», 2020;
16. Кац Е. «Необычная математика» - МЦНМО, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение правильной речи заикающихся детей дошкольного возраста (план-программа коррекционной работы с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет)
Составлен учителями-логопедами ГБДОУ №116 Фрунзенского района Санкт-Петербурга...
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья
Коррекционно-развивающая программа, обеспечивающая полноценное овладение фонетического строя русского языка, интенсивное развитие восприятия, лексико - грамматических категорий языка, развитие с...
Комплексно-тематическое планирование работы с детьми дошкольного возраста от 6 до 7 лет на 2013-2014 учебный год по программе "Разговор о правильном питании"
При разработке комплексно-тематического планирования непосредственно образовательной деятельности (НОД) по формированию культуры здоровья, здорового питания по теме: «Если хочешь быть здоров». И...
Рабочая программа для работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Рабочая программа содержит:1.Пояснительную записку.2. Тематическое планирование лексических тем.3. Тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений.4. Диагностически...
примерные рабочие программы работы с детьми дошкольного возраста по программе "От рождения до школы"
Примерные рабочие программы для дошкольников в первой младшей группе, во второй младшей группе, в средней групе, в старшей группе, в подготовительной группе по пограмме "От рождения до школ...
Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)
Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...
Программа Дополнительного образования (кружковая работа) Тема: «Су-Джок терапия как нетрадиционная форма повышения эффективности логопедической работы с детьми дошкольного возраста»
В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Су–Джок терапия является одним из эффекти...
- Мне нравится (1)