Формирование элементарных математических представлений
картотека по математике (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ярсалинский детский сад «Солнышко»
Картотека
дидактических игр по ФЭМП
Возрастная группа: средняя
Составила воспитатель Чуева Н.С.
С. Яр-Сале
Содержание.
- Дорисуй бусинки.
- Что изменилось?
- Назови одним словом.
- Продолжи ряд.
- Найди и назови.
- Что изменилось?
- Подбери по величине.
- Назови одним словом.
- Что в мешочке?
- Куда пойдешь и что найдешь?
- Подбери по форме.
- Определи на ощупь.
- Что подходит?
- Подумай и ответь.
- Когда ты это делаешь?
- Что, где?
- Выше – ниже.
- Что изменилось?
- Чудесный мешочек.
- Сколько всего.
- Найди игрушки.
- Отгадай.
- Найди свой гараж.
- Где звенит колокольчик.
- Узнай, что изменилось.
- Неразбериха.
- Чья лента длиннее?
- Где солнышко?
- Когда это бывает?
- Найди свой домик.
- Найди лишнюю фигуру.
- Куда отнести?
- Найди Снегурочку.
- Подбери подходящее.
- Разложи картинки.
- Угощение кукол.
- Что изменилось?
- Построим дома.
- Зоопарк.
- Рисунок и постройка.
- Головоломки.
- Запомни картинки.
- Построим дома.
- Собери бусы.
- Найди и назови.
- Танграм.
- Цветочная поляна.
- Радужная карусель.
- Транспорт.
- Палочки – игралочки.
- Обед для матрешек.
- Найди игрушку.
- Делаем зарядку.
- Чудесный мешочек.
- Разрезные картинки.
- Мастерская форм.
- Спортсмены строятся.
- Чье число больше, меньше.
- Назови пропущенное слово.
- Отсчитай столько же.
- Что длиннее.
- Геометрическое домино.
- Неразбериха.
- Разрезные круги.
- Где правая, где левая?
- Что бывает такой формы?
- Когда это бывает.
- Расставь по порядку.
- Что, где?
- Какое число пропущено?
- Найди такую же.
- Отгадай.
- Чей коврик лучше?
- Разложи фигуры.
- Где что лежит?
- Волшебные очки.
Возрастная группа: средняя
Карточка №1
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Дорисуй бусинки»
Цель: Закрепить у детей навык счета в пределах 5, умение подводить итог.
Материал и оборудование: Две карточки с изображенными на них бусами на нитке (от1до4) на каждого ребенка.
Ход: Воспитатель предлагает детям дорисовать на первой и второй ниточке столько бусинок, чтобы на каждой ниточке их стало по пять.
Источник: Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Средняя группа / авт.- сост. З. А. Ефанова.- Волгоград: Учитель, 2012., с. 152.
Возрастная группа: средняя
Карточка №2
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Что изменилось?»
Цель: Закрепить у детей знание геометрических фигур; развивать внимание, наблюдательность, память, самоконтроль.
Материал и оборудование: Четыре больших квадрата (три красных, один зеленый), два маленьких зеленых квадрата, один маленький зеленый круг.
Ход: Воспитатель предлагает детям – вы закроете глаза, я уберу один квадрат, и вы скажите, какой именно квадрат я убрала: большой или маленький, красный или зеленый. Когда дети будут быстро справляться с заданием, можно убрать сразу по 2-3 квадрата. Задание направленно на развитие внимания, наблюдательности, памяти, самоконтроля, а так же готовит детей к пониманию действия вычитания.
Источник: Фомина Л.В. Развивающие игры в детском саду. – Ярославль. Академия развития, 2007., с.25.
Возрастная группа: средняя
Карточка №3
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Назови одним словом»
Цель: Развитие у детей умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.
Материал и оборудование: Четыре карточки с изображением геометрических фигур одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные круги и т.д.).
Ход: Перед ребенком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры одним словом.
Источник: Фомина Л.В. Развивающие игры в детском саду. – Ярославль. Академия развития, 2007., с.23.
Возрастная группа: средняя
Карточка №4
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Продолжи ряд»
Цель: Развивать умения детей анализировать расположение предметов в пространстве; упражнять в нахождении закономерности в расположении предметов.
Материал и оборудование: На рисунке изображен ряд домиков, причем у каждого последующего домика появляется какая-то новая деталь; последний домик отсутствует. Карточки с изображением одного домика, причем у каждого домика разные детали.
Ход: Ребенку предлагается найти закономерность, с которой эти домики следуют друг за другом, и завершить ряд одним из домиков, взятых из дополнительного ряда.
Источник: Фомина Л.В. Развивающие игры в детском саду. – Ярославль. Академия развития, 2007., с.27.
Возрастная группа: средняя
Карточка №5
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Найди и назови»
Цель: Учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
Материал и оборудование: Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
Ход: Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Воспитатель рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу и назовет на какую фигуру похож предмет». Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, воспитатель показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается и ребенок называет какой он формы. Если предмет выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам.
Источник: Фомина Л.В. Развивающие игры в детском саду. – Ярославль. Академия развития, 2007., с.52.
Возрастная группа: средняя
Карточка №6
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Что изменилось?»
Цель: Учить детей различать объемные тела (куб, шар, цилиндр); развивать внимание, наблюдательность, память, самоконтроль.
Материал и оборудование: Куб, шар, цилиндр одного цвета.
Ход: На столе перед детьми выкладываются объемные тела (куб, шар, цилиндр). После того как дети рассмотрели их, воспитатель предлагает закрыть глаза. В это время воспитатель убирает одну из фигур и разрешает детям открыть глаза. Дети должны назвать фигуру, которой не стало.
Источник: Фомина Л.В. Развивающие игры в детском саду. – Ярославль. Академия развития, 2007., с.52.
Возрастная группа: средняя
Карточка №7
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Подбери по величине»
Цель: Закрепить у детей умение классифицировать геометрические фигуры по одному признаку (размер).
Материал и оборудование: Геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги и т.д.) двух размеров - большие и маленькие.
Ход: Воспитатель кладет на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга - маленькие. Игра проводиться с небольшой группой детей (6-7 чел.).
Источник: Фомина Л.В. Развивающие игры в детском саду. – Ярославль. Академия развития, 2007., с.25.
Возрастная группа: средняя
Карточка №8
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Назови одним словом»
Цель: Учить детей различать и называть объемные тела (куб, шар, цилиндр) одного вида обобщающим словом.
Материалы и оборудование: Объемные тела (большой красный куб, маленький зеленый куб, большой желтый шар и т.д.).
Ход: Перед ребенком выкладываются объемные тела (большой красный куб, маленький зеленый куб и т.д.) одного вида. Ребенок должен назвать объемные тела одним словом.
Источник: Фомина Л.В. Развивающие игры в детском саду. – Ярославль. Академия развития, 2007., с.23.
Возрастная группа: средняя
Карточка №9
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Что в мешочке?»
Цель: Учить детей называть предметы квадратной и круглой формы.
Материал и оборудование: Мешочек, игрушки квадратной и круглой формы.
Ход: Дети делятся на две команды. У воспитателя мешочек с игрушками. Дети по одному от каждой команды подходят и достают по одной игрушке, причем дети из одной команды должны достать игрушки круглой формы, а из другой – квадратной. Достав игрушку, дети называют ее и какой она формы. Например: Это мяч, он круглой формы.
Определяется команда – победитель, которая правильно выполнила задание.
Источник: Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2000., с.13.
Возрастная группа: средняя
Карточка №10
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Куда пойдешь и что найдешь?»
Цель: Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве.
Материал и оборудование: Игрушки.
Ход: Воспитатель прячет знакомые детям игрушки в разных местах группы. Играющий выбирается с помощью считалки. Затем воспитатель говорит: «Направо пойдешь – куклу найдешь; налево пойдешь – зайчонка найдешь; вперед пойдешь – мышонка найдешь; назад пойдешь – мячик найдешь. Куда ты пойдешь?»
Ребенок выбирает направление, называет его и то, что должен найти. Когда игрушка будет найдена, куда пошел и что нашел.
Игра повторяется 4 – 5 раз со сменой играющего.
Источник: Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2000., с.13.
Возрастная группа: средняя
Карточка №11
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Подбери по форме»
Цель: Закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
Материал и оборудование: Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник вырезанные из картона; карточки с контурами геометрических фигур.
Ход: Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.
Источник: Фомина Л.В. Развивающие игры в детском саду. – Ярославль. Академия развития, 2007., с.13.
Возрастная группа: средняя
Карточка №12
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Определи на ощупь»
Цель: Закрепить умение детей различать круг, квадрат, треугольник.
Материал и оборудование: Мешочек; деревянные квадраты, круги и треугольники.
Ход: Ребенку предлагается опустить руку в мешочек и на ощупь определить, какую фигуру он взял. После того, как ребенок назвал фигуру, он достает ее из мешочка и убеждается в правильности своего ответа.
Источник: Фомина Л.В. Развивающие игры в детском саду. – Ярославль. Академия развития, 2007., с.13.
Возрастная группа: средняя
Карточка №13
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Что подходит?»
Цель: Упражнять детей в сравнивании геометрических фигур между собой, классифицировать их по признаку формы, присоединять новые фигуры к имеющимся группам, обозначать группы обобщающим словом.
Материал и оборудование: Четыре четырехугольника, три треугольника, цифры «3», «4».
Ход: Детям даны два четырехугольника и два треугольника, они делят фигуры на основании формы. Затем педагог показывает детям один треугольник и два четырехугольника и просит присоединить их к уже имеющимся группам. Вопрос: к какой группе подходит число «3», а к какой число «4»? (Три треугольника, у каждого по три угла; четыре четырехугольника, у каждого по четыре угла).
Источник: Фомина Л.В. Развивающие игры в детском саду. – Ярославль. Академия развития, 2007., с.23.
Возрастная группа: средняя
Карточка №14
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Подумай и ответь»
Цель: Формировать у детей представление о том, что у каждого человека по два и по одному.
Ход: Воспитатель предлагает детям подумать и сказать, чего у всех и у каждого из них по два. Чтобы получить от детей разные ответы, задавайте вопрос: «А как ты думаешь, что у тебя по два?» (два уха, две руки, два колена и т. п.) После чего сказать, чего только по одному (один рот, один нос и т.п.). Следите за тем, чтобы дети согласовывали числительное с существительным.
За каждый правильный ответ ребенку дается фишка. В конце игры воспитатель вместе с детьми выясняет у кого больше фишек, кто победил.
Источник: Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2000., с.12.
Возрастная группа: средняя
Карточка №15
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Когда ты это делаешь?»
Цель: Закрепить у детей представление о частях суток, правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».
Материал и оборудование: Картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.
Ход: Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и показывает одну из них. Воспитатель называет действие, например: «Мальчик делает зарядку», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию: «Когда ты это делаешь?»
Источник: Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа./ авт.-сост. Т.Г. Кобзева, И.А.Холодова, Г.С.Александрова. – Волгоград: Учитель, 2012., с.64.
Возрастная группа: средняя
Карточка №16
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Что, где?»
Цель: Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве.
Материал и оборудование: Мяч.
Ход: Дети образуют круг. По считалке выбирают ведущего, который встает в центр круга. Он бросает мяч одному из детей и спрашивает: «Кто слева от тебя?» Если ребенок дал правильный ответ, он становится ведущим и игра продолжается.
Воспитатель помогает детям придумать задания (может сказать это ребенку «на ушко»).
Задания могут быть такими: кто справа от тебя? Что перед тобой? Кто за тобой? Мальчик справа от тебя или слева?
Источник: Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2000., с.14.
Возрастная группа: средняя
Карточка №17
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Выше – ниже»
Цель: Закрепить у детей понятия выше – ниже.
Материал и оборудование: Мяч.
Ход: По считалке выбирается ведущий, который встает в круг и сначала не очень высоко бросает мяч вверх и ловит его. Играющие дети дают задание: «Брось выше». Ребенок бросает выше. «Еще выше», - говорят дети. Игра с ведущим продолжается до тех пор, пока он не уронит мяч. Затем игра повторяется с другим ведущим.
Вариант игры: Ведущий бросает мяч высоко. Играющие дети дают ему задание бросить мяч ниже и т.д.
Источник: Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2000., с.19.
Возрастная группа: средняя
Карточка №18
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Что изменилось?»
Цель: Закреплять у детей знание цифр 1,2,3; развивать память.
Материал и оборудование: Числовой ряд от 1 до 5.
Ход: На доске – числовой ряд от 1 до 3. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает цифру 2. Открыв глаза, они называют «пропавшую» цифру и ставят ее в ряд. При повторном проведении игры цифру убирает кто-нибудь из детей.
Обращаем внимание на то, что в первый раз надо убрать именно цифру 2, так как дети должны увидеть границы числового ряда.
По мере узнавания детьми следующих цифр, в числовой ряд добавляются эти цифры (от 1 до 5).
Источник: Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2000., с.16.
Возрастная группа: средняя
Карточка №19
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Чудесный мешочек»
Цель: Закрепить у детей название геометрических фигур, учить находить предметы такой формы.
Материал и оборудование: Мешочек, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) разной величины.
Ход: Вызванный ребенок на ощупь определяет форму первой попавшейся фигуры, называет ее и достает из мешочка. Дети определяют правильность ответа.
Затем ребенок должен назвать любой предмет, такой же формы. После того как ребенок выполнил задание, фигура снова кладется в мешочек. Воспитатель вызывает 5 – 6 детей, чтобы были названы все геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Источник: Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2000., с.22.
Возрастная группа: средняя
Карточка №20
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Сколько всего»
Цель: Закрепить у детей навык счета в пределах 5, умение подводить итог.
Материал и оборудование: Карточки с цифрами от 1 до 5, геометрические фигуры каждой паре детей.
Ход: Дети делятся на пары. Перед ними цифры от 1 до 5. Воспитатель предлагает детям разложить цифры по порядку. Потом в каждой паре выбирается ведущий.
Один ребенок из пары закрывает глаза. В это время другой ребенок отсчитывает несколько одинаковых фигур в пределах 5. Открыв глаза, ребенок показывает цифру, обозначающую количество отсчитанных фигур. Дети проверяют друг друга, а затем меняются ролями.
Источник: Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2000., с.38.
Возрастная группа: средняя
Карточка №21
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Найди игрушки»
Цель: Упражнять детей в умении сравнивать предметы по высоте; отражать в речи результат сравнения.
Материал и оборудование: Две игрушки одинаковой высоты и две игрушки разной высоты.
Ход: Воспитатель говорит, что в разных местах группы спрятаны игрушки. По сигналу дети начинают искать их. Найдя игрушки дети встают слева от воспитателя. Затем по очереди объяснить, какие игрушки они нашли и как они отличаются по величине. Например, «Две одинаковые елочки» или «Кукла с длинными волосами ниже, чем кукла с короткими волосами».
Источник: Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2000., с.18.
Возрастная группа: средняя
Карточка №22
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Отгадай»
Цель: Закрепить у детей навык счета в пределах 5 на слух, умение подводить итог.
Материал и оборудование: Карточки с предметами (от 1 до 5) по две на каждого ребенка.
Ход: У детей по две карточки с разным количеством предметов. Воспитатель хлопает три раза. Дети считают, потом поднимают карточки с таким же количеством предметов и объясняют, почему они ее показали. Например: «У меня три мяча, и вы хлопнули три раза».
Усложнение игры: считать с закрытыми глазами; задание дает ребенок.
Источник: Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2000., с.22.
Возрастная группа: средняя
Карточка №23
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Найди свой гараж»
Цель: Упражнять детей в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Материал и оборудование: Скакалка (веревка), 13 гимнастических палок; рули с изображенными на них геометрическими фигурами на каждого ребенка.
Ход: Воспитатель на ковре составляет геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) из скакалки и 13 гимнастических палок. Это гаражи. Воспитатель выясняет у детей название геометрических фигур. Затем раздает детям рули и предлагает машинам отправиться в путь. По сигналу воспитателя дети ставят свои машины в гаражи в соответствии с их номерами - геометрическими фигурами, изображенными на руле.
Источник: Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2009., с.25.
Возрастная группа: средняя
Карточка №24
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Где звенит колокольчик»
Цель: Учить детей определять пространственные направления от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.
Материал и оборудование: Колокольчик.
Ход: Дети встают в круг и закрывают глаза. Ведущий (воспитатель или ребенок) подходит к кому-нибудь из детей и звенит колокольчиком (вверху, внизу, впереди, сзади, слева или справа). Ребенок называет направление, где звенел колокольчик. Ребенок, правильно определивший направление, становится ведущим. Игра повторяется 3-4 раза.
Источник: Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2009., с.21.
Возрастная группа: средняя
Карточка №25
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Узнай, что изменилось»
Цель: Закрепить у детей умение различать предметы по величине, цвету; развивать память.
Материал и оборудование: Три пары однотонных игрушек различного размера и цвета (большой красный мяч и маленький синий мяч и т.п.).
Ход: Детям предлагается рассмотреть игрушки и закрыть глаза. Воспитатель убирает одну игрушку. После того, как дети откроют глаза, воспитатель предлагает назвать какой игрушки не стало. Ответ ребенка: «Не стало большого красного мяча». После ответа ребенка он достает игрушку и убеждается в правильности ответа.
Источник: Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991., с.66.
Возрастная группа: средняя
Карточка №26
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Неразбериха»
Цель: Закреплять у детей умение составлять из фрагментов целую геометрическую фигуру, называть фигуру и ее части.
Материал и оборудование: Большие карты с изображением геометрических фигур и части фигур для складывания воедино.
Ход: Игра проводится, когда дети хорошо знают что такое круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, твердо представляют себе их части. Воспитатель показывает детям большие карты с изображением этих геометрических фигур и предлагает навести порядок – сложить из маленьких, рассыпанных на столе частей геометрическую фигуру. Вначале дети собирают одну геометрическую фигуру, все части которой должны быть окрашены в один цвет. Затем делятся на две-три группы, и каждая собирает свою заданную фигуру.
Источник: Рудик О.С. Развитие речи детей 4 – 5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009., с.55.
Возрастная группа: средняя
Карточка №27
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Чья лента длиннее?»
Цель: Учить детей строить сериационные ряды, раскладывая предметы в порядке возрастания их длины.
Материал и оборудование: Четыре куклы, четыре ленты разной длины и цвета.
Ход: Воспитатель приносит куклу Лену и куклу Свету. Рассказывает детям, что куклы поспорили, у кого ленты лучше и предлагает детям помочь им – сравнить ленты. Дети осматривают ленты, ощупывают, прикладывают одна к другой и делают вывод, что обе ленты красивые, но у Светы лента длиннее, чем у Лены.
Приходит кукла Маша. Оказывается, что у нее лента длиннее, чем у Лены, но короче, чем у Светы. Приходит кукла Даша, у которой лента длиннее, чем у Светы.
Дети раскладывают ленты в порядке возрастания их длины и убеждаются, что у Лены самая короткая лента, а самая длинная – у Даши.
Воспитатель предлагает детям потанцевать с куклами.
Источник: Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009., с.137-138.
Возрастная группа: средняя
Карточка №28
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Где солнышко?»
Цель: Учить детей определять положение предмета в пространстве; ориентироваться во времени: утро, день, вечер, ночь.
Материал и оборудование: Фланелеграф, солнышко.
Ход: Воспитатель: солнышко любит ходить по небу. Утром солнышко встает, а вечером – ложится спать. Люди на земле наблюдают за солнышком, ведь оно показывает, что пора делать. Где солнышко? (Ответы детей - низко.) Воспитатель: дети просыпаются в своих кроватках. На улице еще темно. Солнышко поднимается. Где оно теперь? (Ответы детей - стало выше.) Воспитатель: Солнышко стало выше, наступило утро. Пора на зарядку. Звучит маршевая музыка, дети выполняют несколько упражнений. А теперь идем на завтрак (дети имитируют прием пищи). Солнышко пошло дальше гулять по небу. Где оно теперь?(Ответы детей - стало высоко в небе.) Воспитатель: идем гулять! (дети гуляют под спокойную музыку). Дети погуляли, пошли обедать, а потом – дневной сон (дети имитируют). Проснулись дети, а солнышко где? (Ответы детей - опустилось ниже.) Воспитатель: Дети идут из детского сада домой – это наступил вечер (дети садятся на стульчики). Поужинали и посмотрели в окно, а солнышко теперь где? (Ответы детей - низко.) Воспитатель: солнышко опустилось так низко, что наступила ночь. Пора спать.
Источник: Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009., с.136.
Возрастная группа: средняя
Карточка №29
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Когда это бывает?»
Цель: Закрепить знания детей о частях суток.
Материал и оборудование: Магнитная доска; магнитные фигурки: солнышко, предметные картинки с изображением частей суток.
Ход: Воспитатель стихотворный текст сопровождает выкладыванием картины на магнитной доске по содержанию.
Наша Оля рано встала,
Своих кукол причесала,
Всех умыла медвежат
И пришла к нам в детский сад.
- Когда это бывает? (утром)
Час обеда подошел,
Сели дети все за стол.
Держат правильно все ложки -
Не роняют на пол крошки.
- Когда это бывает? (днем)
День окончен, там и тут
Люди все домой идут,
Мамы в детский сад спешат
Забирать своих ребят.
- Когда это бывает? (вечером)
Ставни закрываются,
Дети раздеваются, -
Тише, тише, птицы.
Вы не пойте под окном!
Спят ребята крепким сном.
- Когда это бывает? (ночью)
Возрастная группа: средняя
Карточка №30
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Найди свой домик»
Цель: Учить детей группировать предметы по наличию одного признака (цвет, форма, величина).
Материал и оборудование: Геометрические фигуры разного цвета и величины; карточки с изображением домиков.
Ход: Детям предлагается расселить фигуры в домики, опираясь на какой-то один признак (например: величину).
Источник: Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2009., с.20.
Возрастная группа: средняя
Карточка №31
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Найди лишнюю фигуру»
Цель: Учить детей решать логическую задачу на поиск лишней фигуры. Упражнять в группировке фигур по форме, цвету, величине.
Материал и оборудование: Карточки, на каждой из которых изображены четыре фигуры, одна из них отличается от остальных формой, цветом или величиной.
Ход: Ребенку предлагается карточка, которую он внимательно рассматривает и отвечает на вопросы: «Какая из фигур лишняя и почему?», «По какому признаку выбрана лишняя фигура?» (по форме, цвету, величине).
Например: лишний круг, потому что у него в отличие от остальных фигур нет углов.
Источник: Фомина Л.В. Развивающие игры в детском саду. – Ярославль. Академия развития, 2007., с.26.
Возрастная группа: средняя
Карточка №32
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Куда отнести?»
Цель: Учить детей сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общие признаки фигур, соотносить новые фигуры с уже имеющимися, объяснять свой выбор.
Материал и оборудование: Два больших желтых круга, три больших желтых треугольника, три маленьких зеленых круга и три маленьких зеленых треугольника, желтый круг, зеленый овал, красный круг, синий пятиугольник.
Ход: Фигуры разделены на две группы на основании формы. Воспитатель показывает желтый круг, зеленый овал, красный круг, синий пятиугольник, предлагая выбрать те, которые можно добавить к уже имеющимся группам. Объясняя свой выбор, дети практически приходят к определению многоугольника: добавляя квадрат и пятиугольник к треугольникам, они обычно говорят: «Эти фигуры с углами, а круги – без углов».
Источник: Фомина Л.В. Развивающие игры в детском саду. – Ярославль. Академия развития, 2007., с.58.
Возрастная группа: средняя
Карточка №33
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Найди Снегурочку»
Цель: Упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве.
Материал и оборудование: Кукла Снегурочка.
Ход: Воспитатель прячет куклу Снегурочку так, чтобы никто из детей не знал об этом. Затем воспитатель говорит детям, что к ним в гости обещала прийти Снегурочка, она хочет с ними поиграть. Наверное, она уже пришла и спряталась от ребят, чтобы они ее поискали. Дети ищут Снегурочку, а воспитатель подсказывает им: повернуть направо, пройти вперед и т.п. Найдя Снегурочку, дети водят с ней хоровод.
Источник: Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа./ авт.-сост. Т.Г. Кобзева, И.А.Холодова, Г.С.Александрова. – Волгоград: Учитель, 2012., с.137.
Возрастная группа: средняя
Карточка №34
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Подбери подходящее»
Цель: Учить детей сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и подбирать фигуру по общему признаку.
Материал и оборудование: Карточки с изображением разнообразных геометрических фигур.
Ход: Перед ребенком выкладываются три карточки с изображенными на них геометрическими фигурами, находящимися в какой-либо зависимости. Задача ребенка – подобрать четвертую карточку с подходящей геометрической фигурой
Источник: Фомина Л.В. Развивающие игры в детском саду. – Ярославль. Академия развития, 2007., с.52.
Возрастная группа: средняя
Карточка №35
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Разложи картинки»
Цель: Формировать у детей умение правильно определять последовательность действий, называя время суток: утро, день, вечер, ночь.
Материал и оборудование: Картинки, отражающие последовательные действия человека в разное время суток.
Ход: Воспитатель показывает детям две картинки, например: девочка делает зарядку и завтракает. Дети должны назвать первое действие и показать соответствующую картинку, затем второе действие и картинку. А затем дети определяют время суток – утро.
Источник: Рудик О.С. Развитие речи детей 4 – 5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009., с.79.
Возрастная группа: средняя
Карточка №36
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Угощение кукол»
Цель: Закреплять у детей умение делить предмет на 2-4 части, используя специальные термины для называния частей целого.
Материал и оборудование: Четыре куклы, стол с посудой для чаепития и угощение (булочка и две конфеты)
Ход: Воспитатель: Дети, к нам приехали в гости куклы: Ира, Наташа, Света и Оля. Надо их встретить и угостить чаем. Но вот беда, у нас только одна булочка и две конфеты. Как нам быть? Как правильно разделить угощение, чтобы никого не обидеть?
Ответы детей. Затем дети распределяют роли: одни встречают кукол, снимают с них пальто, другие – накрывают на стол, считая чашки, блюдца; вместе решают, как же поровну разделить между четырьмя куклами угощение.
Источник: Рудик О.С. Развитие речи детей 4 – 5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009., с.56.
Возрастная группа: средняя
Карточка №37
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Что изменилось?»
Цель: Закрепить у детей умение различать предметы по форме и величине; развивать память.
Материал и оборудование: Три пары однотонных игрушек различной формы и размера (большой и маленький мячи, большой и маленький кубики и т.п.).
Ход: Детям предлагается рассмотреть игрушки и закрыть глаза. Воспитатель убирает одну игрушку. После того, как дети откроют глаза, воспитатель предлагает назвать какой игрушки не стало. Ответ ребенка: «Не стало большого круглого мяча». После ответа ребенка он достает игрушку и убеждается в правильности ответа.
Источник: Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. Под редакцией О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой.- М., «Просвещение» 1991г., с.28.
Возрастная группа: средняя
Карточка №38
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Построим дома»
Цель: Учить детей зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путем наложения; развивать внимание; закреплять слова, определяющие относительность величин «больше», «меньше», «одинаковые».
Материал и оборудование: Три картонных дома разной величины с прорезями для дверей и окон, без крыш; картонные окна, двери, крыши трех величин, соответствующие размерам домов.
Ход: Воспитатель вставляет в наборное полотно крупные изображения трех домов, располагая их в случайном порядке, а не в ряд. На столе раскладывает вперемешку элементы домов (крыши, окна, двери). Затем говорит детям, что они будут строителями, достроят дома, которые должны быть аккуратными, ровными; все детали следует подбирать так, чтобы они подошли к нужным частям. Дети походят и по очереди «достраивают» дома. Сидящие за столом принимают участие в оценке каждого этапа работы. В конце педагог подводит итог: «Самому большому дому мы поставили самые большие двери, окна и крышу; дому поменьше – двери поменьше, крышу поменьше, окна поменьше. А в самом маленьком доме самые маленькие окна, самая маленькая дверь, самая маленькая крыша».
Источник: Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. Под редакцией О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой.- М., «Просвещение» 1991г., с.25.
Возрастная группа: средняя
Карточка №39
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Зоопарк»
Цель: Учить детей соотносить величину предметов и проверять свой выбор путем наложения; закреплять слова, определяющие относительность величин «больше», «меньше».
Материал и оборудование: Пять прямоугольников разной величины, пять силуэтов животных, соответствующей величины (слон, медведь, волк, заяц, ежик) на каждого ребенка.
Ход: Вначале в зоопарке будут жить три зверя, например медведь, волк, заяц. Выясните с детьми, кто из этих зверей самый большой, кто средней величины, а кто самый маленький. Затем предложите расселить зверей в клетки (прямоугольники разной величины) в соответствии с их размером. Вдруг появляется слон. Клетка для него будет самая большая. Затем приходит ежик, он самый маленький и клетка для него нужна самая маленькая.
Источник: Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. Под редакцией О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой.- М., «Просвещение» 1991г., с.26.
Возрастная группа: средняя
Карточка №40
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Рисунок и постройка»
Цель: Учить детей соотносить плоскостной рисунок-схему с объемной постройкой.
Материал и оборудование: Набор мелкого строительного материала; рисунки-схемы домов.
Ход: Воспитатель рассказывает детям о том, что прежде, чем строить дом, архитектор делает рисунок-чертеж, по которому потом строители возводят дома.
Предложите детям построить домик из куба и призмы (крыша). Воспитатель показывает контурное изображение этого домика и говорит, что такой домик можно построить и по-другому. Затем показывает изображение трех вариантов постройки домика из других деталей и предлагает построить один из них.
Источник: Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. Под редакцией О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой.- М., «Просвещение» 1991г., с.34.
Возрастная группа: средняя
Карточка №41
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Головоломки»
Цель: Развивать пространственные представления детей, закреплять знание геометрических фигур.
Материал и оборудование: Квадраты размером 8 × 8 см из картона, одинаково окрашенные с обеих сторон, разрезают на части. В результате получаются: 2 больших треугольника или 4 средних треугольника, или 4 средних квадрата, или 2 больших прямоугольника и т. п.
Ход: Используя все части, и плотно присоединяя их одну к другой, составить изображение исходного квадрата по образцу или самостоятельно. Аналогично можно составлять любую фигуру – круг, треугольник, прямоугольник.
Источник: Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. Под редакцией О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой.- М., «Просвещение» 1991г., с.22.
Возрастная группа: средняя
Карточка №42
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Запомни картинки»
Цель: Развивать у детей память, внимание, знание геометрических фигур.
Материал и оборудование: 10 – 12 картинок, на каждой из которых изображена одна геометрическая фигура.
Ход: Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки 2 – 3 минуты, потом картинки убираются, и все называют те геометрические фигуры, которые они запомнили. Можно называть по очереди по одной картинке. Выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другими.
Источник: Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. Под редакцией О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой.- М., «Просвещение» 1991г., с.29.
Возрастная группа: средняя
Карточка №43
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Построим дома»
Цель: Учить детей зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путем наложения; развивать внимание; закреплять слова, определяющие относительность величин «больше», «меньше», «одинаковые».
Материал и оборудование: Три картонных дома разной величины с прорезями для дверей и окон, без крыш; картонные окна, двери, крыши трех величин, соответствующие размерам домов для каждого ребенка.
Ход: Воспитатель предлагает детям изображения трех домов, располагая их в случайном порядке, а не в ряд. На столе раскладывает вперемешку элементы домов (крыши, окна, двери). Затем говорит детям, что они будут строителями, достроят дома, которые должны быть аккуратными, ровными; все детали следует подбирать так, чтобы они подошли к нужным частям. Дети самостоятельно выполняют задание. В конце педагог подводит итог: «Самому большому дому вы поставили самые большие двери, окна и крышу; дому поменьше – двери поменьше, крышу поменьше, окна поменьше. А в самом маленьком доме самые маленькие окна, самая маленькая дверь, самая маленькая крыша».
Источник: Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. Под редакцией О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой.- М., «Просвещение» 1991г., с.25.
Возрастная группа: средняя
Карточка №44
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Собери бусы»
Цель: Формировать у детей умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.
Материал и оборудование: На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, и т. п.
Ход: Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Воспитатель предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством воспитателя исправляют ошибки. Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.
Источник: Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. Под редакцией О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой.- М., «Просвещение» 1991г., с.28.
Возрастная группа: средняя
Карточка №45
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Найди и назови»
Цель: Учить детей сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку.
Материал и оборудование: Геометрические фигуры разного цвета (квадраты, прямоугольники, круги и т.д.) двух размеров - большие и маленькие.
Ход: Воспитатель дает детям задания – Найди и назови все фигуры, как эта по цвету (по размеру, форме). Найди и назови не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру). Найди и назови все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). Найди и назови не такие фигуры как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме). Найди и назови такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета. Найди и назови такую же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).
Источник: Фомина Л.В. Развивающие игры в детском саду. – Ярославль. Академия развития, 2007., с.52.
Возрастная группа: средняя
Карточка №46
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Танграм»
Цель: Развивать пространственные представления детей, закреплять знание геометрических фигур.
Материал и оборудование: Квадрат размером 8 × 8 см из картона или пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей. В результате получаются: 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадратик и параллелограмм.
Ход: Используя все 7 частей и плотно присоединяя их одну к другой, составить изображение по образцу или по собственному замыслу.
Возрастная группа: средняя
Карточка №47
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Цветочная поляна»
Цель: Формировать у детей умение выделять от одного до трех свойств предмета с опорой на геометрические фигуры, находить нужную фигуру, рассказывать о ее свойствах; упражнять детей в счете, в умении определять местоположение фигуры, ориентироваться по клеткам вверх, вниз, вправо, влево; развивать слуховое и зрительное внимание.
Материал и оборудование: Поляна с цветами и геометрическими фигурами
Ход:
1 вариант. Дети сидят на ковре вокруг «цветочной поляны». Один ребенок надевает маску мотылька и начинает двигаться вокруг полянки. Дети хором произносят слова:
Летал мотылек,
Порхал мотылек
И сел мотылек
На прекрасный цветок
Воспитатель предлагает «мотыльку» сесть на цветок с кругом посередине. Ребенок занимает соответствующую клетку и «перелетает» с цветка на цветок с такой же геометрической фигурой.
2 вариант. Начало игры - как в первом варианте. Далее воспитатель дает задание «мотыльку» полететь и опуститься на цветок в верхнем левом углу поля, в нижнем правом углу и т. д. мотылек сел на цветок с большим треугольником синего цвета посередине, перелетел вверх на две клетки, повернул направо и т. д.
Возрастная группа: средняя
Карточка №48
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Радужная карусель»
Цель: Упражнять детей в умении различать, называть, систематизировать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру; закреплять знания о цветах радуги; умение двигаться в разных направлениях.
Материал и оборудование: Билеты - карточки с символами, обозначающими цвет ленты на карусели; карусель из разноцветных лент.
Ход:
1 вариант. Дети получают билеты - карточки с символами, обозначающими цвет ленты на карусели, и занимают соответствующее место. После того как все места будут заняты, «контролер» проверяет билеты, а потом дети начинают двигаться по кругу (например: вправо) со словами:
Еле- еле, еле- еле, Тише, тише, не спешите,
Завертелись карусели. Карусель остановите.
А потом, потом, потом Раз- два, раз- два,
Все бегом, бегом, бегом. Вот и кончилась игра.
Далее детям предлагается начать движение в другую сторону.
2 вариант. Дети получают билеты-карточки с символами, обозначающими, цвет, форму и размер геометрической фигуры, находят свое место на карусели.
3 вариант. Дети приходят в «кассу» и сами описывают карточку-символ, которую хотят получить.
Возрастная группа: средняя
Карточка №49
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Транспорт»
Цель: Закреплять у детей знание геометрических фигур, развивать пространственные представления.
Материал и оборудование: Набор геометрических фигур, карточки-схемы различных видов транспорта.
Ход: Детям предлагается карточка-схема с изображением одного из видов транспорта, например, грузовик. Дети складывают из геометрических фигур грузовик по образцу, сначала путем наложения фигур на карточку-схему, а затем ниже ее. Карточки-схемы могут быть как расчлененные на фигуры, так и контурные. Можно предложить детям самим придумать и выложить из геометрических фигур один из видов транспорта.
Источник: Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. Под редакцией О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой.- М., «Просвещение» 1991г., с.45.
Возрастная группа: средняя
Карточка №50
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Палочки - игралочки»
Цель: Учить детей определять взаимное расположение палочек, составлять картинку по схеме или по замыслу. Развивать мелкую моторику рук детей.
Материал и оборудование: Счетные палочки, карточки со схемами и стихами.
Ход: Детям предлагается карточка-схема с изображением предмета и зачитывается стихотворение. Дети складывают из счетных палочек фигуру по образцу. Можно предложить детям самим придумать и выложить какой-то предмет.
Например: Рыбка плавает в воде,
Плещется, играет.
Источник: Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. Под редакцией О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой.- М., «Просвещение» 1991г., с.25.
Возрастная группа: средняя
Карточка №51
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Обед для матрешек»
Цель: Упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине.
Материал и оборудование: Матрешки (от 3 до 5), тарелки, ложки, кружки разных размеров.
Ход: Воспитатель показывает матрешки и просит детей расставить их от самой маленькой до самой большой. Затем предлагает накормить матрешек обедом, для этого нужно раздать им посуду, причем каждая матрешка должна получить подходящую ей по размеру тарелку, кружку и ложку. А каким будет меню матрешек в этот день, пусть придумают сами дети.
Источник: Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. Под редакцией О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой.- М., «Просвещение» 1991г., с.25.
Возрастная группа: средняя
Карточка №52
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Найди игрушку»
Цель: Учить детей находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание.
Материал и оборудование: Игрушки различной формы.
Ход: Воспитатель заранее раскладывает в разных местах групповой комнаты игрушки разной формы и говорит: «Будем искать предметы круглой формы. Все, что есть круглое в нашей комнате, найдите и принесите мне на стол». Дети расходятся, педагог оказывает помощь тем, кто затрудняется. Дети приносят предметы, кладут их на стол педагога, садятся на места. Воспитатель рассматривает с ними принесенные предметы, оценивает результат выполнения задания. Игра повторяется, дети ищут предметы другой формы.
Источник: Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. Под редакцией О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой.- М., «Просвещение» 1991г., с.31.
Возрастная группа: средняя
Карточка №53
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Делаем зарядку»
Цель: Учить детей пользоваться рисунком-схемой.
Материал и оборудование: Карточки (20х30см) со схематическим рисунком человечка, который делает какое-нибудь упражнение.
Ход: Перед началом игры воспитатель показывает детям одну из карточек, выясняет, понимают ли они ее, просит выполнить упражнение, изображенное на карточке.
Затем предложите детям делать зарядку по правилам: выполнять то упражнение, которое показано на карточке. Можно провести соревнование: кто неправильно делает упражнение, выбывает из игры.
Источник: Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. Под редакцией О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой.- М., «Просвещение» 1991г., с.32.
Возрастная группа: средняя
Карточка №54
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Чудесный мешочек»
Цель: Упражнять детей в нахождении геометрических фигур на ощупь по образцу; называть их.
Материал и оборудование: Два набора геометрических фигур, мешочек. Второй вариант: второй набор фигур нарисован на бумаге (карточки).
Ход: Воспитатель показывает детям одну фигуру и предлагает одному из детей достать из мешочка такую же. После того, как ребенок достанет фигуру, он должен назвать ее и доказать, что выполнил задание правильно. Например – У вас треугольник и я достал треугольник.
Второй вариант: второй набор фигур нарисован на бумаге. Воспитатель показывает карточку с изображением фигуры, а ребенок называет ее и достает из мешочка такую же.
Источник: Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. Под редакцией О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой.- М., «Просвещение» 1991г., с.24.
Возрастная группа: средняя
Карточка №55
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Разрезные картинки»
Цель: Упражнять детей в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).
Материал и оборудование: На столе крупные игрушки: домик, неваляшка, снеговик, елка, грузовая машина; на полу наборы разных геометрических фигур.
Ход: Воспитатель предлагает назвать игрушки, стоящие у него на столе, и составить любую из них, пользуясь набором геометрических фигур. Поощряет и стимулирует действия детей. Спрашивает: «Что составил? Из каких геометрических фигур?». Дети рассматривают получившиеся силуэты игрушек, вспоминают соответствующие стихи, загадки.
Источник: Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. Под редакцией О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой.- М., «Просвещение» 1991г., с.24.
Возрастная группа: средняя
Карточка №56
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Мастерская форм»
Цель: Учить детей определять взаимное расположение палочек, составлять геометрические фигуры по схеме. Развивать мелкую моторику рук детей.
Материал и оборудование: Счетные палочки, проволока, карточки со схемами геометрических фигур.
Ход: Детям предлагается карточка-схема с изображением геометрической фигуры. Дети складывают из счетных палочек или проволоки фигуру по образцу и называют, что у них получилось. Можно предложить детям самим придумать и выложить какую-то геометрическую фигуру.
Источник: Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. Под редакцией О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой.- М., «Просвещение» 1991г., с.24.
Возрастная группа: средняя
Карточка №57
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Спортсмены строятся»
Цель: Учить детей сравнивать предметы по высоте; закрепить понятия высокий – низкий, выше – ниже.
Материал и оборудование: Пять полосок одинаковой ширины, но разной длины (каждая последующая длиннее на 2 см) на каждого ребенка.
Ход: Воспитатель говорит детям, что нужно построить спортсменов по росту: от самого низкого до самого высокого. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
Источник: Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. Под редакцией О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой.- М., «Просвещение» 1991г., с.25.
Возрастная группа: средняя
Карточка №58
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Чье число больше, меньше»
Цель: Закрепить у детей навык счета в пределах 5; понятия больше, меньше.
Материал и оборудование: Ширма, 2 группы предметов (от 3 до 5).
Ход: Воспитатель говорит детям, какие предметы за ширмой. Например, елочки и матрешки. Один ребенок выбирает матрешек, а другой – елочки. Дети берут и пересчитывают свои предметы. Один ребенок говорит, что у него 4 матрешки, а другой называет количество елочек и определяет больше их или меньше, чем матрешек. Игра продолжается с другим набором игрушек.
Источник: Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. Под редакцией О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой.- М., «Просвещение» 1991г., с.38.
Возрастная группа: средняя
Карточка №59
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Назови пропущенное слово»
Цель: Закрепить знания детей о частях суток; знать, что происходит в определенный временной отрезок.
Материал и оборудование: Мяч.
Ход: Дети образуют полукруг. Воспитатель бросает мяч кому-нибудь из них, говоря:
- Мы завтракаем утром, ужинаем вечером, а обедаем…
- Сегодня мы рисовали, а вчера…
- Утром мы встаем, а ложимся спать…
Источник: Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2000., с.67.
Возрастная группа: средняя
Карточка №60
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Отсчитай столько же»
Цель: Закрепить у детей навык счета в пределах 5; понятие столько же.
Материал и оборудование: Мешочек с мелким счетным материалом, карточки с цифрами от 1 до 5.
Ход: Выбирается ведущий. Он подпрыгивает (хлопает, приседает, топает) несколько раз. Дети считают, отсчитывают столько же игрушек и рядом кладут соответствующую цифру. Объясняют, почему они сделали именно так. Затем игрушки убираются на место. Игра повторяется 3-4 раза.
Источник: Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2000., с.59.
Возрастная группа: средняя
Карточка №61
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Что длиннее»
Цель: Закрепить у детей понятия длинный – короткий; длиннее - короче.
Материал и оборудование: Мяч.
Ход: Дети образуют круг, воспитатель становится в центр круга, бросает мяч одному из детей и говорит: «Спичка, что длиннее?» Ребенок ловит мяч и отвечает: «Карандаш, что длиннее?» - и бросает мяч следующему игроку.
Мяч бросают до тех пор, пока фантазия не иссякнет и не с чем будет сравнивать. В другой раз игра начинается, например, со слов: «Дорога длинная, что короче?»
Источник: Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2000., с.64.
Возрастная группа: средняя
Карточка №62
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Геометрическое домино»
Цель: Закрепить у детей знания о геометрических фигурах и четырех основных цветов.
Материал и оборудование: Набор геометрических фигур, разных по величине (большие и маленькие) и цвету (основные цвета).
Ход: Воспитатель дает детям различные задания. Например.
- Найди два красных круга.
- Найди все большие треугольники.
- Найди все маленькие фигуры.
- Найди все большие синие фигуры.
И так далее.
Источник: Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2000., с.71.
Возрастная группа: средняя
Карточка №63
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Неразбериха»
Цель: Закреплять у детей умение составлять из фрагментов целую геометрическую фигуру, называть эту фигуру и ее части.
Материал и оборудование: Большие карты с изображением геометрических фигур и части фигур для складывания воедино.
Ход: Игра проводится, когда дети хорошо знают что такое круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, твердо представляют себе их части. Воспитатель показывает детям большие карты с изображением этих геометрических фигур и предлагает навести порядок – сложить из маленьких, рассыпанных на столе частей геометрическую фигуру. Вначале дети собирают одну геометрическую фигуру, все части которой должны быть окрашены в один цвет. Затем делятся на две-три группы, и каждая собирает свою заданную фигуру.
Источник: Рудик О.С. Развитие речи детей 4 – 5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009., с.55.
Возрастная группа: средняя
Карточка №64
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Разрезные круги»
Цель: Закреплять у детей умение составлять из фрагментов целую геометрическую фигуру - круг, называть эту фигуру и ее части.
Материал и оборудование: Круги разного цвета и размера, целые и разделенные на две-четыре части.
Ход: Воспитатель рассказывает, что Мальвина ждала гостей, но у нее разбились все тарелки. Затем предлагает ей помочь: найти и сложить все тарелки. Дети, используя все части круга, и плотно присоединяя их одну к другой, составляют изображение исходного круга по образцу или самостоятельно. Воспитатель благодарит их от лица Мальвины.
Источник: Фомина Л.В. Развивающие игры в детском саду. – Ярославль. Академия развития, 2007., с.52.
Возрастная группа: средняя
Карточка №65
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Где правая, где левая?»
Цель: Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, правильно определяя направление.
Ход: Играющие делятся на две команды и выстраиваются в два ряда. По сигналу идут в противоположные стороны. По команде «налево» или «направо» поворачиваются в соответствующую сторону и останавливаются. Кто ошибется, выходит из игры. Игра продолжается.
Выигрывает команда с меньшим количеством выбывших.
Источник: Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2000., с.73.
Возрастная группа: средняя
Карточка №66
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Что бывает такой формы?»
Цель: Закрепить у детей знание геометрических форм и умение сравнивать количество предметов, не прибегая к счету.
Материал и оборудование: Фишки.
Ход: Дети делятся на две команды. Каждая команда по очереди называет предметы круглой формы. За каждый правильный ответ получает фишку. По окончании игры спросите у детей, как узнать, какая команда победила (посчитать фишки у каждой команды). А по-другому как узнать, какая команда победила? (положить в ряд фишки одной команды, а под ними ряд фишек другой команды.)
Источник: Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2000., с.75.
Возрастная группа: средняя
Карточка №67
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Когда это бывает»
Цель: Закрепить у детей представления о времени суток.
Материал и оборудование: Картинки из жизни детей, относящиеся к определенному времени суток; фишки разного цвета: розовый – утро, голубой – день, серый – вечер, черный – ночь.
Ход: Воспитатель предлагает рассмотреть их, затем называет определенное время суток, например вечер. Дети, у которых есть соответствующая картинка, должны поднять карточку и рассказать, почему они считают, что это вечер. За правильный и хорошо составленный рассказ ребенок получает фишку.
Источник: Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2000., с.77.
Возрастная группа: средняя
Карточка №68
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Расставь по порядку»
Цель: Закрепить у детей понятия «высокий – низкий», «выше – ниже».
Материал и оборудование: Три - пять игрушек разной высоты.
Ход: На столе несколько игрушек разной высоты. Воспитатель предлагает расставить их по порядку: от самой низкой до самой высокой. После выполнения задания предложите ребенку объяснить, почему он именно так расставил игрушки.
Источник: Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2000., с.78.
Возрастная группа: средняя
Карточка №69
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Что, где?»
Цель: Закрепить у детей пространственные представления: впереди, сзади, справа, слева.
Материал и оборудование: Мяч.
Ход: Дети становятся в круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он встает в центр круга. Бросая мяч кому-нибудь из детей, спрашивает: «Кто справа от тебя?» (Кто слева от тебя? Кто впереди тебя? И т.п.).
Если ребенок дал правильный ответ, он становится ведущим и игра продолжается.
Источник: Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2000., с.84.
Возрастная группа: средняя
Карточка №70
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Какое число пропущено?»
Цель: Упражнять детей в счете в пределах пяти.
Материал и оборудование: Мяч.
Ход: Дети становятся в круг. Воспитатель бросает кому-нибудь из детей мяч и, считая по порядку, пропускает какое-нибудь число. Ребенок, поймавший мяч, говорит, какое число пропущено. Игра повторяется.
Источник: Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2000., с.84.
Возрастная группа: средняя
Карточка №71
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Найди такую же»
Цель: Закрепить у детей знание цифр от 1 до 5.
Материал и оборудование: два набора карточек с цифрами от 1 до 5, игральный кубик.
Ход: В игре принимают участие от четырех до шести детей. Карточки перемешиваются и раскладываются на столе цифрами вниз. Участники по очереди, которую можно установить с помощью игрального кубика, переворачивают любые две карточки. Если цифры на них совпадают, то игроки забирают их себе, а если нет, кладут обратно на стол. Выигрывает тот, кто соберет большее количество пар.
Источник: Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2000., с.85.
Возрастная группа: средняя
Карточка №72
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Отгадай»
Цель: Закрепить у детей умение различать предметы по величине; развивать память.
Материал и оборудование: Мяч.
Ход: Дети становятся в круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он встает в центр круга. Кому он бросит мяч, должен, не поворачиваясь, назвать предметы, которые находятся у него за спиной и сказать какой они величины.
Если ребенок ответит правильно, он становится ведущим. Игра повторяется два-три раза.
Источник: Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2000., с.86.
Возрастная группа: средняя
Карточка №73
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Чей коврик лучше?»
Цель: Учить детей соотносить геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) с их контурами.
Материал и оборудование: Карточки с изображением контуров фигур; квадраты, круги, треугольники и прямоугольники разного цвета.
Ход: Воспитатель предлагает детям составить узор, выкладывая фигуры на карточку в соответствии с контурами фигур. По окончании работы коврики рассматриваются и оцениваются детьми.
Источник: Фомина Л.В. Развивающие игры в детском саду. – Ярославль. Академия развития, 2007., с.14.
Возрастная группа: средняя
Карточка №74
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Разложи фигуры»
Цель: Развитие у детей умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.
Материал и оборудование: Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) разного цвета и размера.
Ход: Воспитатель выкладывает в ряд 5-6 любых фигур. Затем дает ребенку задание построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.
Источник: Фомина Л.В. Развивающие игры в детском саду. – Ярославль. Академия развития, 2007., с.24.
Возрастная группа: средняя
Карточка №75
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Где что лежит?»
Цель: Упражнять детей в счете предметов на ощупь, сравнивать два множества предметов.
Материал и оборудование: Два мешочка разного цвета, мелкие игрушки.
Ход: Воспитатель предлагает одному ребенку посчитать предметы в одном мешочке. Ответ ребенка проверяют, вынимая предметы из мешочка. Например, четыре елочки. Другой ребенок считает предметы в другом мешочке. Аналогично проверяют его ответ. Например, три матрешки. Затем воспитатель предлагает сравнить два множества предметов между собой. Дети делают вывод: елочек больше, чем матрешек.
Источник: Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа./ авт.-сост. Т.Г. Кобзева, И.А.Холодова, Г.С.Александрова. – Волгоград: Учитель, 2012., с.84.
Возрастная группа: средняя
Карточка №76
Вид: дидактическая игра по ФЭМП
Название: «Волшебные очки»
Цель: Учить детей сравнивать геометрические фигуры между собой, выделять лишнюю, отличную от других, классифицировать фигуры по двум основаниям (цвет, размер), умение соотносить цифры с признаками образованных групп, обозначать группы обобщающим словом.
Материал и оборудование: Четыре больших квадрата (три красных, один зеленый), два маленьких зеленых квадрата, один маленький зеленый круг, цифры «1», «2», «3», «4».
Ход: Детям задается вопрос: какая из этих фигур лишняя? (Круг, остальные фигуры – квадраты). Дается задание – разделить все квадраты на группы. (Два основания классификации: по цвету и размеру). Что могут означать числа «1», «2», «3», «4»? (Один большой зеленый квадрат, два маленьких квадрата, три больших красных квадрата, три зеленых квадрата, четыре больших квадрата). Сколько всего квадратов? Сосчитаем по порядку (первый, второй…).
Источник: Фомина Л.В. Развивающие игры в детском саду. – Ярославль. Академия развития, 2007., с.28.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".
В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....
выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с элементами занимательной математики и использованием развивающих игр (ОО - познание и речевое развитие) . Формирование представлений о последовательности дней недели.
Непосредственная образовательная деятельность по формированию представлений о последовательности дней недели, о связи дней недели с деятельностью, которой занимаются дети в эти дни. Развит...
Занятие по формированию элементарных математических представлений на тему "Путешествие в город математических представлений"
систематизировать знания, умения, представления детей....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета»
Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Раздел «Формирование элементарных математических представлений»Тема «Формирование представлений о геометр...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)
Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А. "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...