Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (с ТНР) по образовательной области «Познавательное развитие» «Весна пришла»
методическая разработка по математике (старшая группа)
Закрепление ранее полученных знаний по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью интеллект-карты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи)
по образовательной области «Познавательное развитие»
«Весна пришла»
Образовательная деятельность группы осуществляется по образовательной программе дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (с тяжёлыми нарушениями речи).
Тема: «Весна пришла»
Методы и приемы:
- Практические: рассматривание иллюстраций, изображений деревьев, цветов, птиц
- Наглядные: рассматривание карточек с изображением геометрических фигур, карточек с предметами разных геометрических форм, демонстрационного материала «Поиграй и сосчитай»
- Словесные: вопросы детям
- Игровые: пальчиковая гимнастика
Технологии: интеллект-карта, здоровьесберегающие технологии.
.Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие.
Цель:закрепление ранее полученных знаний по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить умение вести количественный и порядковый счет предметов;
- закреплять умение сравнивать одинаковое и разное количество предметов;
- уточнить и обобщить знания детей о геометрических фигурах, продолжать учить видеть геометрические фигуры в форме окружающих предметов;
- закрепить умение детей ориентироваться на листе бумаги (справа, слева, внизу, вверху, в середине);
- продолжить формировать умение детей выкладывать изображения предметов на плоскости по речевой инструкции;
- продолжить развивать навыки графической символизации;
- формировать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях.
Развивающие:
- Расширять и активизировать словарь за счет слов-признаков,названий геометрических фигур, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения;
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, образное и логическое мышление;
- Совершенствовать навыки монологической речи;
- Развивать мелкую моторику
Воспитательные:
- Развивать коммуникативные навыки;
- Создать психолого-педагогические условия для общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками.
Организация видов деятельности:
- Общение ребёнка со взрослым;
- Общение ребёнка со сверстниками;
Оборудование для педагога: речевой материал, дидактический и наглядный материал, карточки с изображением разных предметов, геометрических фигур (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник), маркеры.
Оборудование для детей: карточки с изображением геометрических фигур, различных предметов, листы зелёного картона, раздаточный счётный материал.
Предварительная работа:
- дидактические игры «Цвет и форма», «Подбери предмет по форме»
- описание геометрических фигур по схеме
Ход занятия
Дети входят в группу.
Воспитатель
- Ребята, сегодня у нас в группе гости, поздоровайтесь, пожалуйста.
Встанем мы в кружочек дружно.
Поздороваться нам нужно.
Говорим вам всем: «Привет!»
Улыбнитесь нам в ответ!
Здравствуй, правая рука!
Здравствуй, левая рука!
Здравствуй, друг!
Здравствуй, друг!
Здравствуй, весь наш дружный круг!
1.Вводная часть
Воспитатель:
- К нам пришлаещё одна таинственная гостья. Послушайте про неё стихотворение:
Весна пришла по снежному,
По влажному ковру,
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла,
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
- А ну, вставай, медведь! –
На веточки дохнула –
Пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.
Догадались, кто же эта таинственная гостья?
Конечно, это Весна.
Мы ее ждали и она пришла, и пробудила природу от зимнего сна.
Что же произошло с природой?
Предполагаемые ответы детей:
- погода становится теплее, солнцеяркое, тёплое;
- длинный день и короткая ночь;
- прилетают перелётные птицы;
- птицы вьют гнёзда;
- просыпаются медведи, барсуки, ежи;
- на деревьях набухают почки, появляются первые цветы и т.д.
Кого разбудила Весна?
Предполагаемые ответы детей:
- разбудила природу после долгой зимы;
- разбудила замёрзшую землю;
- разбудила животных и т.д.
Для того, чтобы лучше познакомиться с Весной, мы составим геометрическую карту из геометрических фигур и предметов, которые на них похожи. Какие геометрические фигуры вы знаете? (Предполагаемые ответы детей: круг, квадрат, овал, прямоугольник…).
2. Основная часть
1)Воспитатель:
Мы уже сказали, что весной появляются первые цветы. Подойдите к столу и выберите букет, который вам понравится. (Дети выбирают цветы). Объединитесь в группы с одинаковыми цветами в букете.
Вопросы:
- на какую геометрическую фигуру похож цветок подснежника? (Ответ:на треугольник);
- на какую геометрическую фигуру похож цветок мать-и-мачехи?(Ответ:на круг);
- посчитай цветы (один подснежник…,одна мать-и-мачеха...);
- посчитайте, сколько цветов в букете?
- выберите цифру по количеству цветов в вашем букете.
Демонстрационная карта на доске
Обратите внимание на карту Весны. Какие геометрические фигуры вы здесь видите?
На какие геометрические фигуры похожи ваши цветы? Расположите их на карте.
С наступлением Весны прилетают птицы. Как они называются?(Ответ:перелётные).
2) Пальчиковая гимнастика «Птицы прилетают»
С наступлением весны птицы прилетают.
(Пальцы расставлены, ладони перекрещены.Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями).
Возвращаются скворцы - работяги и певцы.
(Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются).
А грачи у лужицы
(Ладони раскрыты, соединены чашечкой.)
Шумной стайкой кружатся.
(Круговые движения кистями рук).
Журавли летят, торопятся,
(Пальцы расставлены, ладони перекрещены.Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями).
А малиновка и дрозд занялись устройством гнезд. (Пальцы рук в замок ладони открыты).
3) Демонстрационный материал «Поиграй и сосчитай».
Воспитатель:
На весеннем дереве расположились перелетные птицы.Рассмотрите его.
а) - кто сидит НА берёзе?
- как называются эти птицы?
- кто сидит ПОД берёзой?
б) - сколько грачей?
- сколько ежей?
- кого больше (меньше)? на сколько?
- что нужно изменить, чтобы стало поровну (на один больше, меньше)?
в) выложите на столес помощью математических знаков равенства (неравенства).
г) - на какие геометрические фигуры похожи грачи, ежи?
- расположите картинки на карте Весны.
4) Расположить на доске деревьяпо порядку
Воспитатель:
Ребята, обратите внимание на стенд. Какие деревьяеще вы видите, назовите их
(Ответ:берёза, дуб, рябина, ель, сосна).
- посчитайте, сколько всего деревьев?
-расположите деревья по величине (от низкого до высокого);
- какое дерево самое низкое (высокое)?
- какое дерево самое тонкое (толстое)?
- какая по счётуберёза? (рябина, сосна)
- расположите деревья по порядку от 1…
- на какую геометрическую фигуру похожи стволы деревьев?
- расположите картинку на карте Весны.
5) Ориентация на листе бумаги.
Воспитатель:
- Посмотрите, какая красивая и большая геометрическая карта у нас получается.
А сейчас я предлагаю каждому из вас составить свою геометрическую карту Весны. Для этого на листе картона располагаем:
- Весна – в центре
- круг – в верхнем левом углу
- овал – в верхнем правом углу
- треугольник – в нижнем левом углу
- квадрат – в нижнем правом углу
- Теперь выберите карточки с предметами, которые похожи на эти геометрические фигуры. Расположите их на фигурах.какой предмет похож на круг?
- какой предмет похож на квадрат?
- какой предмет похож на треугольник?\
- какой предмет похож на овал?
Образец ответа: «Солнце похоже на круг. Солнце круглое».
Воспитатель:
Ребята, теперь у каждого из вас есть своя геометрическая карта Весны.
Давайте еще раз вспомним и покажем геометрические фигуры.
6)Динамическая пауза «Геометрические фигуры» (с показом геометрических фигур)
Мы встречаем их везде-
На земле и на воде,
В небесах и под землёй.
Нам они нужны с тобой!
Будем их мы называть,
В окружении искать.
Треугольник, круг, квадрат,
Тем фигурам каждый рад.
7) Завершение составления Интеллект – карты.
Воспитатель:
- Ребята, обратите внимание - на доске расположены карточки с предметами. Посмотрите внимательно, какие геометрические фигуры на большой карте Весны остались не заполнены, без карточек?Выберите карточкии расположитеих возле незаполненных фигур.(Дети выполняют задание на доске).
Образец ответа: «Лужа похожа на овал. Лужа овальная».
Сделаем вывод: все предметы на карте Весны похожи на геометрические фигуры.
Воспитатель:
- Мы составили большую геометрическую карту Весны. С её помощью можно рассказать о Весне. Кто хочет рассказать по карте о Весне(о признаках)?
Предполагаемые ответы детей:
- весной светит яркое, тёплое солнце;
- весной день становится длинным;
- весной прилетают перелётные птицы;
- весной птицы вьют гнёзда;
- весной просыпаются просыпаются медведи, барсуки, ежи;
- весной на деревьях набухают почки, появляются первые листочки, расцветают (появляются) первые цветы – подснежники, мать-и-мачеха
Вот сколько всего в природе происходит весной (воспитатель обобщает).
3.Заключительная часть (рефлексия)
Рефлексия «Спасибо за занятие».
Воспитатель:
Весна благодарит вас за занятие, называя по имени. «Миша, сегодня ты был активным.Ира, сегодня ты была внимательной. Маша, сегодня ты была сообразительной...»
Мы будем наблюдать за природой и погодой, и добавлять новые признаки весны на ваши геометрическиекарты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Методическая разработка содержит практический материал для проведения диагностики социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....
Формирование речевой активности детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) на интегрированной образовательной деятельности по тестопластике.
Описаны приемы в тестопластике для речевого развития детей....
Индивидуальная образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (со зрительной патологией)
Одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся све...
Методическая разработка по формированию основ здорового образа жизни "Познай себя" у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
laquo;Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность ...
Методическая разработка на тему: «Обследование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Уровень сформированности грамматического строя речи у детей с ТНР является важным критерием, позволяющим судить об успешности проведения коррекционной работы. Среди дете...
Конспект познавательного занятия "День Победы" для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Познавательное занятие направлено на расширение представлений и знаний детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, на воспитание патриотических чувств у детей....
Методическое пособие на тему: "Формирование и развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
laquo;Методическая разработка в области инклюзивного образования» направлена на поиск наиболее эффективных путей и способов организации и проведению игр на сформированность мелкой моторики. Обо...