Конспект НОД по ФЭМП, программа "Игралочка" ( средняя группа)
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Цель: создание условий для формирования элементарных математических представлений о пространственных отношениях «вверху», «внизу», «верхний», «нижний»,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_femp_tema_vnizu_vverhu_srednyaya_gruppa.docx | 24.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по Образовательной области «Познавательное развитие» - ФЭМП по курсу «Игралочка» часть 2 под ред. Л.Г. Петерсон.
средняя группа
Тема: «Пространственные отношения. Вверху, внизу».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Цель: создание условий для формирования элементарных математических представлений о пространственных отношениях «вверху», «внизу», «верхний», «нижний»,
Задачи:
Образовательные:
- уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «верхний», «нижний», тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова, выражающие эти отношения.
- закрепить счет в пределах 4, умение соотносить цифры 1-4 с количеством предметов, умение распознавать изученные геометрические фигуры, определять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов; (Познавательное развитие).
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, умозаключения ( Речевое развитие);
- способствовать формированию у детей умения самостоятельного преодолевать затруднения под руководством воспитателя. Воспитательные:
- воспитывать привычку сообща играть, трудиться, заниматься, двигаться к постановленной цели. ( социально-коммуникативное развитие)
Методы и приемы:
Словесные (метод имитации, метод разговора, метод сочинения, рассказывания) | Рассказ. Вопросы |
Наглядные | Рассматривание картинок Показ презентации |
Практические методы | Работа с карточками. |
Проблемно-поисковые методы: Проектная деятельность, проблемные ситуации | Постановка проблемных ситуаций, вопросов |
Самостоятельная работа | |
Логические методы: | Сопоставление и сравнение, анализ и синтез, аналогия, индукция и дедукция, доказательства, обобщение и абстрагирование |
Игровой метод | Дидактические игры и упражнения |
Создание ситуации успеха |
Материалы к занятию:
Демонстрационный: интерактивная доска, изображение зайца, карточки с цифрами от 1 до 4.
Раздаточный: листы бумаги с нарисованными на них двумя полками, 3 круга разного размера, 2 квадрата разного размера, 1 треугольник, карточки с кругами разного цвета и размера от 1 до 4.
Ход занятия:
- Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую
деятельность.
Воспитатель включает на интерактивной доске изображение сказочных героев.
-Сегодня я приглашаю вас отправится в гости в сказку. Догадайтесь в какую ? :
В домике жила семья,
Было трое нас, друзья,
Папа, мама, и , конечно, я.
Дружно жили, не тужили
В лес по ягоды ходили.
Назовите без подсказки
Всех героев этой сказки
(Дети выполняют задание на интерактивной доске.)
Воспитатель:
- Правильно, Три медведя.
-Кто еще был героем этой сказки ( Машенька).
Игра «Подбери к картинке тень»
Дидактические задачи: развивать приемы зрительного наложения, внимательность, наблюдательность, способствовать созданию положительного эмоционального настроя на занятие у детей
Воспитатель: Сегодня в гости к трем медведям мы с вами и отправимся.
- Актуализация знаний.
- Игра «Найди свое место».
Дидактические задачи: закрепить умение соотносить цифры 1-4 с
количеством предметов, тренировать мыслительные операции анализ и
сравнение.
Воспитатель: Чтобы зайти в дом к медведям, нужно разбиться на группы. У вас под стульчиками лежат карточки, возьмите и рассмотрите внимательно. (Каждый ребенок получает карточку, на которой нарисовано определенное количество точек — от 1 до 4)
- На столах разложены карточки с цифрами от 1 до 4.
- Посчитайте, сколько точек на вашей карточке и выберите нужный стол. (Дети должны соотнести количество точек на своей карточке с цифрой и сесть за нужный стол. Таким образом, за одним столом оказываются несколько с одинаковым количеством точек на своих карточках.)
3 . Открытие нового знания
Игра «Расставь посуду».
Дидактические задачи:
- уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «верхний», «нижний», тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова, выражающие эти отношения;
- закрепить счет в пределах 4, умение определять, называть и сравнивать свойства предметов, умение распознавать изученные геометрические фигуры;
- тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь, сформировать опыт самоконтроля.
Дети сидят за столами. У каждого - лист бумаги с нарисованными
на нем двумя горизонтальными полосками (полками) и фигуры (посуда) - 3 круга разного размера, 2 квадрата разного размера и 1 треугольник. Цвет у фигур одинаковый.
Помогаете ли вы дома маме по хозяйству?
- Что вы делаете по дому?
После ответов детей воспитатель хвалит их и предлагает помочь трем
медведям расставить посуду на полки.
- Сколько полок на кухне у медведей?
Дети должны считать, согласовывая числительное с существительным в роде, — одна, две, всего две полки.
- Покажите верхнюю полку, нижнюю полку.
Дети проводят по полкам пальцем и говорят: «Верхняя», «нижняя».
Медведи просят расставить посуду так, чтобы на нижней полке была
только не круглая посуда.
- Сколько тарелок вы поставили на нижнюю полку?
Дети считают, согласовывая числительное с существительным в роде:
одна, две, три — всего три тарелки.
- Какую форму имеют эти тарелки?
- Сколько квадратных (треугольных) тарелок на нижней полке?
- На верхнюю полку поставьте остальные тарелки.
- Сколько тарелок вы поставили на верхнюю полку?
- Чем похожи эти тарелки? (Они все круглые — у них одинаковая
форма; они все желтые — у них одинаковый цвет.) - Чем отличаются тарелки? (У них разный размер.)
- Как вы думаете, какая тарелка на верхней полке принадлежит Михаилу Ивановичу (Настасье Петровне, Мишутке)?
Дети должны назвать размер кругов: самый большой — тарелка для
Михаила Ивановича, круг поменьше — тарелка для Настасьи Петровны, а самый маленький — тарелочка для Мишутки.
Физкультминутка «Три медведя»
Три медведя в сказке жили,
Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.
В перевалочку ходили.
Идут переваливаясь из стороны в сторону.
К ним девчушка прибежала,
Бег на месте.
В дом зашла и увидала:
Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.
Стол большущий у окна,
Правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке.
Стула три – вот это да.
Левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально.
Чашки три, и ложки три,
Приседают, одну руку на пояс, затем встают, руки поднимают вверх и
касаются округлыми пальцами друг друга.
Три кровати: посмотри.
Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.
Ела Маша и пила,
Изображают, как держат ложку и подносят её ко рту.
На кроватку прилегла
Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.
И уснула сладким сном.
Ладошки сложена, голова наклонена и лежит на ладошках.
Что случилось потом?
Руки слегка разводят в сторону.
Тут медведи воротились,
Идут переваливаясь из стороны в сторону.
Увидев Машу, рассердились.
Руки на пояс, делают сердитое лицо.
Маша очень испугалась
Изображают испуганное лицо.
И домой она умчалась.
Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.
- Затруднение в игровой ситуации
Игра «Накрой на стол».
Дидактические задачи:
- закрепить умение понимать и использовать в речи слова «верхний», «нижний», определять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов;
- тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь.
Дети садятся на свои места.
- Медведи попросили достать посуду с верхней полки.
Дети должны снять три круга с листа и положить перед собой.
Воспитатель выставляет на доске рядом с медведями изображение зайца. Пришел в гости заяц.
- Как вы думаете, хватит ли тарелок на всех? (Нет.)
- Почему вы думаете, что не хватит? (Потому что тарелок три, а
зверушек за столом — четыре.) - Что нужно сделать, чтобы тарелок хватило всем? (Надо поставить
на стол еще одну тарелку.) - Где можно взять недостающую тарелку? (С нижней полки.)
Дети берут одну фигуру с нижней полки.
- Какую тарелку ты поставил зайцу? (Квадратную, треугольную.)
- Чем тарелка зайца отличается от остальных тарелок? (Формой.)
Медведи благодарят детей за помощь и приглашают поиграть.
- Включение нового знания в систему знаний
Игра «Что где?».
Дидактические задачи:
- закрепить умение понимать и использовать в речи слова «вверху»,
«внизу», связать их с движениями детей; - тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, речь.
Воспитатель: Ребята, мы хорошо потрудились ,помогли медведям, предлагаю вам отдохнуть и поиграть. Выходите все на коврик.
- Я буду называть разные слова, вы слушайте внимательно правила. Если это находится вверху, говорите: «Вверху», и поднимаете руки вверх. Если внизу, говорите : «Внизу»- приседаете на корточки.
- Что у человека вверху (внизу)? (Вверху - голова, внизу — ноги.)
Слова: луна, птица, звезды, трава, земля, грибы, солнце, рыбы, самолет, автобус.
6. Итог занятия.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, и создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя, садятся на коврик.
- У кого в гостях вы сегодня побывали?
- Чем вы помогли медведям?
Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они смогли помочь
медведям потому, что хорошо считают, знают, где верх, а где — низ, и
не боятся трудностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (ориентировка во времени)
Занятие по математике в средней группе на расширение представлений о частях суток...
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе детского сада
Занятие по ФЭМП всредней группе детского сада. Знакомство с планом (картой), закрепление пройденного материала....
Конспект НОД Конспект НОД по ФЭМП детей средней группы на тему: «Наши друзья – домашние питомцы».о ФЭМП детей средней группы на тему: «Наши друзья – домашние питомцы».
Формировать элементарные представления о размерах предмета, научить сравнивать предметы по количеству....
Конспект занятие по ФЭМП в средней группе. «Сравнение двух групп предметов, разных по форме и высоте»
Конспект занятие по ФЭМП в средней группе. «Сравнение двух групп предметов, разных по форме и высоте»...
КОНСПЕКТ Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Счет в пределах 5. Геометрические фигуры»
КОНСПЕКТКонспект занятия по ФЭМП в средней группе«Счет в пределах 5. Геометрические фигуры»...
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе "Щенячий патруль" набирает в группу "Спасатель"
Конспект занятия по математике в средней группе: «Щенячий Патруль» набирает группу «Спасатель» Цель: Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошко...
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Сравнение двух групп предметов»
Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар; закреплять умение различать и называть плоские геометрические фиг...