ПРОГРАММА дополнительной образовательной услуги «Проведение занятий по развитию интеллектуальных способностей у детей: «Играю. Двигаюсь. Учусь»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Цель программыФормирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста средствами информационно-коммуникационных технологий в образовательной области «Познавательное развитие».

Задачи программы

  1. Развивающие:
  • Развитие познавательного интереса.
  • Развитие и совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, отрицание, систематизация.
  • Развитие интеллектуальных способностей.
  1. Воспитывающие:
  • Воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.
  • Воспитывать у детей потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам.
  1. Обучающие:
  • овладение детьми приемами работы с интерактивным полом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №56 «Северяночка»

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДЕНО:

на педагогическом совете

Протокол №______

от _____________202    г.

Заведующий

МБДОУ ДС№56 «Северяночка»

________________ Т.В. Ревкова

Приказ № ____ от _______20___г.

ПРОГРАММА

дополнительной образовательной услуги

 «Проведение занятий по развитию

интеллектуальных способностей у детей: «Играю. Двигаюсь. Учусь»

на 2022-2023 учебный год

       

Воспитатель

Меньщикова Н.С.

г. Нижневартовск, 2022г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Целевой раздел.

1.

Пояснительная записка

3

1.1.1

Цели и задачи Программы

4

1.1.2

Принципы и подходы к формированию Программы

4

1.2

Планируемые результаты. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

5

1.3

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

6

1.4

Характеристика особенностей развития детей

6

  1. Содержательный раздел

2.1

Описание образовательной деятельности по развитию творческих способностей у детей

8

2.2

Содержание деятельности и формы работы

8

2.3

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

9

  1. Организационный раздел

3.1

Организация развивающей предметно-пространственной среды

10

3.2

Кадровые условия реализации Программы

10

3.3

Материально-техническое обеспечение Программы

10

3.4

Планирование образовательной деятельности

10

3.4.1

Учебный план

10

3.4.2

Расписание непосредственно образовательной деятельности

11

3.4.3

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию творческих способностей

11

4.

Перечень литературных источников

13


I.Целевой раздел

1.Пояснительная записка

Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение .Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.

Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными.

Единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития, разумеется, без ущерба физическому развитию, а в грамотном единстве с ним.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что уже в старшем дошкольном возрасте можно и необходимо начинать работу по развитию логического мышления у детей.

Программа рассчитана на работу с детьми 4-7 лет и обеспечивает достижение целевых ориентиров дошкольного образования через развитие логического мышления у детей. Программа предполагает решение задач, актуальных для работы с детьми данного возраста: развитие познавательного интереса, конструктивного и логического мышления.

Программа выполнена на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 17октября 2013 г. № 1155).

Выбор содержания программы в части,   формируемой участниками образовательных отношений, обусловлен запросом родителей – 72%, желающих углубленно развивать интеллектуальные способности каждого ребенка, гарантирующие их поступление в образовательные учреждения повышенного уровня развития.

Образовательная программа «Играю. Двигаюсь. Учусь» дополняет и расширяет задачи образовательной области «Познавательное развитие», за счет развития логического мышления детей дошкольного возраста. Программа реализуется в кружковой работе. Предполагает использование компьютерных программ.

  1. Цели и задачи Программы

Цель программыФормирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста средствами информационно-коммуникационных технологий в образовательной области «Познавательное развитие».

Задачи программы

  1. Развивающие:
  • Развитие познавательного интереса.
  • Развитие и совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, отрицание, систематизация.
  • Развитие интеллектуальных способностей.
  1. Воспитывающие:
  • Воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.
  • Воспитывать у детей потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам.
  1. Обучающие:
  • овладение детьми приемами работы с интерактивным полом.

1.1.2.  Принципы и подходы к формированию Программы

1. Принцип развивающего обучения. Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.

2. Принцип воспитывающего обучения. Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе НОД не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание)

3. Принцип систематичности и последовательности обучения. Устанавливать взаимосвязи. Взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.

4. Принцип доступности. Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.

5. Принцип индивидуализации. Подходить к каждому ребенку как к личности, темп, уровень сложности определять строго для каждого ребенка.

6.Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации. Ведущую роль в обучении играет педагог, в роли советчика может выступать и компьютер. Ребенок для приобретения знаний может становиться в позицию ученика, учителя.

7. Принцип связи с жизнью. Устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналогии в реальной жизни, окружающей среде, в существующих отношениях вещей и материи.

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:

  • личностно-ориентированный, обеспечивающий приобщение детей к общечеловеческим ценностям, открытое образовательное пространство ДОУ, осуществление психолого-педагогическое сопровождения ребенка и семьи в образовательном процессе.
  • системно-деятельностный подход, предусматривающий организацию целенаправленной воспитательной деятельностью воспитанника в общем контексте образовательного процесса, обращая внимание на следующие позиции: структуру деятельности, которая включает в себя мотивы, цели, содержание, операционно-деятельностный компонент, предполагаемый результат и отношения субъектов; взаимосвязь мотивов и целей воспитательного процесса; виды деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие) и их влияние на процесс воспитания; формы и методы воспитания; возрастные особенности ребенка при включении в воспитательную деятельность и другие вопросы.
  • гуманитарный подход, ориентированный на обращение к потребностям ребенка и высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
  • Средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.

  1. Планируемые результаты

Целевые ориентиры на этапе освоения Программы

  • Сформированы представления о здоровом образе жизни при работе с информационными технологиями; соблюдает элементарные правила работы с интерактивной доской и интерактивным столом; умеет практически решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения при работе с ИКТ.
  • Проявляет интерес к самостоятельному познанию, обследованию предметов, выделению их свойств, и качеств; умеет выполнять сенсорный анализ, выделяя в предметах разные качества и свойства.
  • Использует в продуктивных видах деятельности знания эталонов и практический опыт по различению свойств и качеств предметного мира.
  • Проявляет эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении.
  • Развито умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
  • Планирует свои действия, направленные на достижение конкретных целей на основе первичных ценностных представлений; способен к волевому усилию.
  • Развиты такие мыслительные операции как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Самостоятельно сравнивают предметы, выделяя признаки отличия и сходства по 3-5 качествам, группируют предметы по разным основаниям.
  • Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции при работе с компьютерными технологиями; может самостоятельно дать себе оценку.
  • Имеет представления о современных информационных компьютерных технологиях, способах работы с ИКТ.
  • Владеет умениями сравнивать, упорядочивать и классифицировать объекты на основе выделения их существенных свойств.

1.3.  Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

Методики, диагностирующие уровень развития логического мышления

Диагностическое исследование предлагается в виде тестового задания.

Время выполнения тестового задания – 5-10 минут (Нефедова, Е.А. Готовимся к школе - М.: Аквариум,1997, Готов ли ваш ребенок к школе/ тесты, М, 2006).

  1. «Объяснение сложных картин», Ребенку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. Этот прием дает представление о том, насколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное, или теряется в отдельных деталях, насколько развита его речь.
  2. «Последовательность событий». Серия сюжетных картинок, на которых изображены этапы какого-то знакомого ребенку действия. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события. Выявляется понимание ребенком причинно – следственных связей.
  3. Обобщение и абстрагирование, последовательность умозаключений и некоторые другие аспекты мышления изучаются с помощью методики предметной классификации. Ребенок составляет группы из карточек с изображенными на них неодушевленными предметами и живыми существами. Классифицируя различные объекты, он может выделять группы по функциональному признаку и давать им обобщенные названия, может – по внешнему признаку, по ситуативным признакам.
  4. «Определение понятий». Ребенку предлагается один из наборов слов, в каждом из которых 10 слов. Ему необходимо дать определение каждому из предлагаемых слов.
  5. «Нелепицы». С помощью этой методики можно оценить представления ребенка об окружающем мире, о логических связях между объектами этого мира: людьми, животными, природой. Ребенку показывается картинка, на которой изображены несколько нелепых ситуаций с животными или с людьми. Ему предлагается внимательно посмотреть на картинку и сказать, все ли здесь правильно. Найдя нелепицы, надо объяснить, почему это не так.

  1. Характеристика особенностей развития детей

Программа «Играю.Двигаюсь.Учусь» ориентирована на детей 5-7 лет.

Мышление ребенка осуществляется тремя способами: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим. Для мышления дошкольника характерно такое качество, как непроизвольность, малая управляемость и в постановке мыслительной задачи, и в ее решении, они чаще и легче задумываются и над тем, что им интересней, что их увлекает.

Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Способность использовать словесные рассуждения при решении ребенком задач можно обнаружить уже в среднем дошкольном возрасте, но наиболее ярко она проявляется в феномене эгоцентрической речи, описанном Ж. Пиаже. Другое явление, открытое им же и относящиеся к детям данного возраста, - нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов – свидетельствует о том, что даже к концу дошкольного детства, т.е. к возрасту около 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют логикой.

Развитие словесно-логического мышления у детей порождает как минимум два этапа. На первом из них ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и правила логики рассуждений.

Детский интеллект функционирует на основе принципа системности. В нем представлены и, при необходимости, одновременно включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

По санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам занятия с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводится гимнастика для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет – 15 минут.


II.  Содержательный раздел

2.1.  Описание образовательной деятельности по развитию

интеллектуальных способностей у детей

     

           Программа рассчитана на материал в объёме 96 часа по 2 занятия в неделю, длительностью 30 минут.

        Занятия проводятся в кабинете дополнительного образования два раза в неделю по 30 мин: во второй половине дня. Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста (5-7 лет).

Каждое занятие состоит из нескольких частей.

Вводная часть:

Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между детьми.

Основная часть:

Цель основной части занятия -  развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему  самореализоваться .

Завершающая часть:

Целью заключительной части занятия является создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.

Оптимальное количество детей – 10 человек. Занятия носят познавательный характер.

2.2. Содержание деятельности и формы работы

Дополнительный образовательный процесс направлен на развитие ребенка в пяти образовательных областях.

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

-                 Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

-                 Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-         Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;

-                 Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-                 Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает:

-             Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- Формирование познавательных действий, становление сознания;

- Развитие воображения и творческой активности;

- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает:

- Владение речью как средством общения и культуры;

- Обогащение активного словаря;

- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- Развитие речевого творчества;

Художественно-эстетическое развитие предполагает:

- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы;

- Становление эстетического отношения к окружающему миру;

- Формирование элементарных представлений о видах искусства;

- Реализацию самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

- Способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму;

- Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

                                                                                                                         

Виды детской деятельности

Формы работы

Двигательная

игровые упражнения;

Игровая

сюжетные игры; развивающие игры; дидактические игры;

режиссерские игры.

Изобразительная

мастерская по изготовлению продуктов детского творчества;                                                                                                                             реализация проектов

Коммуникативная

беседа; ситуативный разговор; составление и отгадывание загадок; сюжетные игры; общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Самообслуживание и элементарный труд (в помещении и на улице)

совместные действия;  дежурство; поручение; задания.

Познавательно-исследовательская

решение проблемных ситуаций;  проектирование решения проблемы; моделирование;  реализация проекта;  познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий); исследования объектов окружающего мира;

2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Ведущие цели взаимодействия с семьей - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Сотрудничество с родителями

  1. Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 5-7 лет;
  2. Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;
  3. Собрания с показом фрагментов занятий;
  4. Совместные игры – занятия с детьми и родителями;
  5. Состязания между командами родителей и детей (используется занимательный материал как для детей, так и для взрослых);
  6. Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;
  7. Разъяснительная и образовательная работа.

В течение года

III. Организационный раздел

3.1   Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

 

Условием необходимости разработки и внедрения программы способствовало несколько факторов:

  • многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. В старшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться элементы логического мышления, которое необходимо развивать;
  • в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления.

Для реализации данной программы в ДОУ создана предметно - развивающая среда: в группах созданы математические уголки, где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности. В нём представлены различные дидактические игры, занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки; модели дней недели, частей суток. Детский сад оснащен мультимедийным оборудованием.

3.2.        Кадровые условия реализации Программы

Сведения о педагоге:

ФИО: Горенюк Алёна Александровна

Образование – высшее

Квалификационная категория: - высшая

3.3. Материально-техническое обеспечение Программы.

Материально-техническое обеспечение программы соответствует:

1) требованиям, определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

2) требованиям, определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;

3) требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

4) оснащенности помещения развивающей предметно-пространственной средой;

5) требованиям к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

3.4. Планирование образовательной деятельности

3.4.1   Учебный план

п/п

Наименование услуги

Форма проведения

Кол-во детей

Длительность  занятия (минуты)

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в месяц

Количество занятий в год

Проведение занятий по развитию интеллектуальных способностей у детей

групповая

10

30

2

8

96

3.4.2 Расписание непосредственно образовательной деятельности

Наименование занятий

День недели

Время и место проведения

Исполнитель

Проведение занятий по развитию интеллектуальных способностей у детей

Вторник

Четверг

Понедельник

Среда

1,3 неделя

      17.00-17.30

     

2,4 неделя

   17.00-17.30

   

Воспитатель  

3.4.3 Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности

по развитию интеллектуальных способностей у детей

№ п/п

Разделы и темы занятий

Количество занятий

Вводная часть

1

Знакомство с  чудесной игрой

1

2

Знакомство с различными правилами игры

1

Игры на развитие речи

3

 Давайте познакомимся

1

4

Звук хватай-ка

2

5

Такого цвета может быть...

2

6

Фрукты, овощи, ягоды

3

7

Исправь ошибку

2

8

Что находится справа (слева) от меня?

2

Геометрические фигуры

9

Выложи дорожку

2

10

Воздушные шарики

1

11

Музыкальные инструменты

2

12

Калейдоскоп

2

13

Много-мало

1

14

Бабочка

3

15

Большие -маленькие

3

Цвета

16

Закрепление основных цветов

1

17

Изучение (повторение) составных цветов

2

18

Бабочки

2

19

Цветы

2

20

Сказочные дома

2

21

Радуга для друзей

1

22

Закрепление различных цветов + релаксация

1

Геометрические фигуры

23

Зазеркалье

2

24

Зеркало

3

25

Ледяной шифр

3

26

Тарелочки

3

Логическое мышление

27

Одень пингвина

1

28

Запомни

2

29

Лесная книга

3

30

Одень пингвина

1

31

Запомни

2

32

Лесная книга

2

33

Ореховый клад

2

34

На что похоже

2

35

Забег

2

36

Гирлянды

2

Головоломки

37

Тропинки

2

38

Часы

3

39

Оазис

2

40

Сейф

2

41

Судоку

3

Острова

42

Остров "Зазеркалье"

3

43

Остров "Креативия"

3

44

Остров "Чудолесье"

4

45

Остров "Логикум"

4

46

Прощание с  чудесной страной

1

ИТОГО

96

4. Перечень литературных источников.

1.Рекомендации к подвижным развивающим играм «VAY TOY». Москва, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной образовательной услуги проведения занятий по профилактике плоскостопия и нарушения осанки для детей среднего дошкольного возраста

Программа представляет собой систему работы, которая направлена на профилактику плоскостопия и нарушения осанки; укрепления здоровья у дошкольников, в целях укрепления опорно-двигательного аппарата де...

Программа дополнительной образовательной деятельности проведения занятий по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

Содержание программы направлено на развитие мелкой мускулатуры рук, повышение координации и точности движений, а так же способствует развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эс...

Конспект занятия для развития интеллектуальных способностей для детей старшего дошкольного возраста "Кладоискатели"

Конспект занятия для развития интеллектуальных способностей для детей старшего дошкольного возраста "Кладоискатели"Разработала воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС "Го...

Программа дополнительной образовательной услуги проведения занятий по развитию танцевальных способностей у детей

Отличительной особенностью программы "Движение и фантазия" является развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка в движении и танце во взаимосвязи со сферой нравственной и интеллектуально...

Программа дополнительной образовательной услуги проведения занятий по развитию вокальных способностей у детей

Основной целью программы является воспитание у детей певческой культуры, интереса к пению, как мотивационного компонента готовности к дальнейшему саморазвитию .Программа соответсвует принцип...

Программа дополнительной образовательной услуги «Проведение занятий по развитию театральных способностей у детей» на 2019 – 2020 учебный год

Данная программа актуальна тем, что обеспечивает разностороннее развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных, психологи...