Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с цветом и формой предметов средствами дидактических игр
материал по математике (младшая группа)
Сенсорное воспитание включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом повышается уровень развития тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой чувствительности, которая проявляется в различении признаков и свойств. Одновременно ребенок учиться правильно, называть свойства предметов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с цветом и формой предметов средствами дидактических игр
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1 Теоретические основы ознакомления детей младшего дошкольного возраста с цветом и формой предметов средствами дидактических игр
1.1. Задачи и содержания ознакомления детей дошкольного возраста с цветом и формой предметов………………………………………………………………5
1.2. Использование дидактической игры в ознакомление детей младшего дошкольного возраста с цветом и формой предметов……………………...…13
Глава 2. Опытно-практическая работа по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с цветом и формой предметов.
2.1. Определение знаний у детей младшего дошкольного возраста о цвете и форме предметов…………………………………………………………………23
2.2. Анализ практической работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с цветом и формой предметов………………………27
Заключение………………………………………………………………….……34
Список источников……………………………………………………………....36
ВВЕДЕНИЕ
Сенсорное воспитание включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом повышается уровень развития тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой чувствительности, которая проявляется в различении признаков и свойств. Одновременно ребенок учиться правильно, называть свойства предметов.
Младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Подчеркивая тесную взаимосвязь сенсорного и умственного развития ребенка, исследователи проблемы утверждали: чем скорее и чем лучше выучится ребенок управлять своими органами чувств (зрением в особенности), тем быстрее и полнее будет его умственное развитие. Другой аспект проблемы, связь конкретных ощущений с соответствующими анализаторами, адекватность представлений получаемым ощущениям и, наконец, накопленные представления и понятия как база развития мышления у детей дошкольного возраста. Теоретические и методологические проблемы сенсорного развития стали базой для развертывания исследований по следующим направлениям: совершенствование научных основ системы обучения и сенсорного развития детей дошкольного возраста (В. Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.П. Усова); формирование сенсорных качеств у дошкольников в процессе различных видов детской деятельности (Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, В.И. Логинова, Л.А. Парамонова и другие); создание методологической базы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Н. Поддьяков, Э.Л Фрухт).
Труды ученых играли огромную роль в определении содержания, методов, приемов, условий ознакомлению детей дошкольного возраста с цветом и формой предметов. Большое внимание уделялось вопросам дидактической игры
детей дошкольного возраста в контексте проблем сенсорного воспитания Ученых интересовало содержание, методика руководства играми и упражнениями, способы действий с дидактическими игрушками. В связи с тем, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра, именно играя, ребенок учиться осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.
Цель исследования:
Теоретически обосновать и проанализировать опытно-практическую работу по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с цветом и формой предметов средствами дидактических игр.
Объект исследования: Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с цветом и формой предметов.
Предмет исследования: Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с цветом и формой предметов средствами дидактических игр
Задачи исследования:
1. Раскрыть задачи и содержание ознакомления детей дошкольного возраста с цветом и формой предметов.
2. Выделить возможности использования дидактических игр в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с цветом и формой предметов.
3. Определить знания ознакомления детей младшего дошкольного возраста с цветом и формой предметов.
4. Провести и проанализировать практическую работу по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с цветом и формой предметов.
Глава 1. Теоретические основы ознакомления детей младшего дошкольного возраста с цветом и формой предметов средствами дидактических игр
- Задачи и содержание ознакомления детей дошкольного возраста с цветом и формой предметов
Ознакомление с цветом и формой предметов является задачей сенсорного развития детей дошкольного возраста. Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает окружающий его мир при помощи осязания, во многом зависит его сенсорное развитие. Огромная роль и значение сенсорного развития заключается в том, что оно является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. В связи с тем, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра, именно играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны. То есть, иначе говоря, игра выступает средством сенсорного развития и воспитания.
Анализ педагогической литературы второй половины XX столетия показал, что проблемами сенсорного воспитания детей дошкольного возраста занимались А. Абдуллаева, М.Ю. Кистяковская, Н.С. Карпинская, Э.Г. Пилюгина, Е.А Радина, А.М. Фонарев, С.В. Фонарева. В результате многолетней работы педагогов, психологов было доказано, что в дошкольном возрасте происходит активное созревание психических процессов, интенсивное развитие умственных и сенсорных способностей. Именнопоэтому сенсорное воспитание и развитие являются важнейшими направлениями формирования личности ребенка (В.М. Бехтерев, Е.Г. Бибанова, Е.К. Кричевская, И.А. Сикорский, Н.Л. Фигурин).В исследованиях А.В. Запорожца, Е.И. Корзаковой, Н.Н. Поддъякова, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина отмечается необходимость и важность сенсорного воспитания в раннем возрасте. Таким образом, в 50-80-е гг. XX столетия обсуждение теоретических и методологических проблем сенсорного развития стало базой для развертывания исследований по следующим направлениям: совершенствование научных основ системы обучения и сенсорного воспитания детей дошкольного возраста (В.Н. Аванесова, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.П. Усова); формирование сенсорных качеств у дошкольников в процессе различных видов детской деятельности (Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, В.И. Логинова, Л.А. Парамонова и другие); создание методологической базы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Н. Поддьяков, Э.Л Фрухт)[2].Труды ученых играли огромную роль в определении содержания, методов, приемов, условий ознакомлению детей дошкольного возраста с цветом и формой предметов. Большое внимание уделялось вопросам дидактической игры детей дошкольного возраста в контексте проблем сенсорного воспитания Ученых интересовало содержание, методика руководства играми и упражнениями, способы действий с дидактическими игрушками. А.И. Сорокина, А.П. Усова, и другие рассматривали игру как основную форму организации жизни детей дошкольного возраста [18].
В начале XX века были обозначены задачи, разработаны принципы и требования к сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста; определено содержание сенсорного воспитания, которое состояло из комплекса свойств и качеств, отношений предметов и явлений, необходимых ребенку для изучения окружающего мира и овладения различными видами деятельности. Созданы дидактические материалы и пособия для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста (Ф.Н. Блехер, Е.Ф. Иваницкая, Е.И. Радина, Е.И. Тихеева). Также созданы первые методические рекомендации по руководству сенсорным воспитанием и самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста (В.М. Бехтерев, П.Ф. Каптерев, П.А. Литвинский, И.А. Сикорский, Е.И. Тихеева).
Во второй половине XX века впервые был целостно рассмотрен период развития дошкольной педагогики, который характеризовался исследованиями в области дошкольного воспитания детей. Этот период – «золотой век» психологических и педагогических исследований. Этому способствовали данные науки предыдущего периода, в частности о сенсорном воспитании детей.
Термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В. Запорожцем и нашел широкое применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна – необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» – это то, что можно схватить одной рукой, «большое» – двумя руками, «круглое» – то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» – то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон) [11].
Не меньшее значение имеет зрительное восприятие пространства и пространственных отношений. Однако подлинное овладение пространством выходит за рамки сенсорного воспитания, так как требует участия мыслительных процессов.
Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.
Можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет. На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины. На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Особо важным является вопрос о связи сенсорного воспитания, осуществляемого при помощи предлагаемой системы, с сенсорным воспитанием, проводимым при обучении продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и других). Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места.
Сенсорные способности занимают ведущее место. Они дают воз-можность с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и пере-давать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. Дети дошкольного возраста развивают свои сенсорные способности в следующих видах деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Содержание сенсорного воспитания расширилось в плане ознакомления ребенка не только с единичными сенсорными признаками предметов, но и со способами обследования вещей и сопоставления их особенностей с выработанными системами сенсорных эталонов [3].
Большое значение для повышения качества воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении, подготовки детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательной деятельности, осуществление сенсорного воспитания как основы всестороннего развития ребенка. В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий у детей происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами. Создание теории сенсорного воспитания, поиски применения результатов теоретических исследований выдвинули на первый план новые проблемы теоретическое осмысление полученных результатов, организация научной работы, поиск адекватных методов исследования. Большую роль для теоретической разработки проблем сенсорного воспитания сыграли психолого-педагогические экспериментальные исследования, посвященные формированию у детей дошкольного возраста отдельных сенсорных способностей в области музыкальной и изобразительной деятельности. Л.А. Венгер дал возрастную характеристику сенсорным способностям детей дошкольного возраста, раскрыл содержание этих способностей . Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой[3].
Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Эталон величины - метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов - это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.
1 этап - предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые формы говорит, что они похожи на мячик. То есть, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.
В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа готовит почву для последующего усвоения эталонов, то есть, строится, таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств, что требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Поскольку эта система включает прежде всего основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький), то, по-видимому, нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.
2 этап - средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы.
3 этап - на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, - «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать сериационный ряд. Соответственно усложняются дидактические игры.
Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей. Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В дидактических играх надо предоставлять детям возможность:
1.Повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии;
2. Оформлять чувственное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;
3. Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;
4. Соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).
Сенсорный опыт ребенка был бы неполным без представления о форме и величине предметов, поэтому вместе с восприятием цвета идет знакомство с формой и величиной, так как все предметы и явления обладают комплексом свойств. При обследовании предмета дети всегда в первую очередь воспринимают наиболее яркие признаки и свойства, обычно это цвет, реже - форма и величина.
1.2 Использование дидактической игры в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с цветом и формой предметов
Традиционно ознакомление детей со свойствами предметов предполагает выделение формы, величины, цвета как особых свойств предметов, без которых не могут быть сформированы полноценные представления. При этом следует отграничивать целостное восприятие предмета и его узнавание, так как узнавание предмета лишь первый шаг к полноценному восприятию. Адекватное зрительное восприятие формы и величины предметов может возникнуть только на основе многократного применения на практике различных способов, проб и, сравнения в самых разных ситуациях и на самых разных объектах, овладения умением вычленять нужный признак у предмета и соотносить с признаками других предметов.
Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика - они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор. Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Вторым элементом является содержание. Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющегося багажа знаний и умений ребенка или формирование их. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Четвертый элемент - игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре. Пятый элемент дидактической игры – результат. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. Она способствует развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания, поэтому отличительной особенностью их является возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности. Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей дошкольного возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников. Дидактические игры по сенсорному воспитанию дают возможность проследить процесс сенсорного развития детей дошкольного возраста, оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые.
Очень важно помнить, что игры должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста, и имеют большое значение для дальнейшего воспитания.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, которые специально созданы с целью обучения и воспитания детей. Данная группа игр направлена на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Однако для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Согласно мнению А.Н.Леонтьева, дидактические игры относятся к «рубежным играм», являясь переходной формой к той неигровой деятельности, подготовку к которой они выполняют. Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, мыслительных операций, которые создают основу любого обучения. Дидактические игры в обязательном порядке должны содержать задачи учебного характера - обучающие задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но переносят ее в занимательную для детей форму. Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои имеющиеся знания. Таким образом, дидактическая игра помогает детям чему-то научиться в легкой, непринужденной форме[13].
Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебно-познавательное и игро-занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя. Учебно-познавательная сущность каждой дидактической игры представлена определенными дидактическими задачами, которые преследуют, к примеру, цели сенсорного и интеллектуального развития детей. Наличие дидактических задач, которые содержат обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер. В педагогике система дидактических игр была создана в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются такие известные педагоги и психологи, как Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова.
Из-за наличия игровых действий дидактические игры делают процесс обучения более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. Поэтому игра выступает прекрасным средством воспитания коллективных взаимоотношений между игроками, формирует навыки взаимопомощи и сотрудничества. Дидактические игры способствуют художественному развитию, совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа[4].
Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания младших дошкольников. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения младших дошкольников, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятии, то, что мы видим, осязаем, слышим. В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание – основной источник знаний об окружающем мире. В дидактических играх надо предоставлять детям возможность. Повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии.
1. Оформлять чувствительное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию.
2. Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам.
3. Соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).
В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками. Однако, как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль по прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.
Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно -установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра. Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность младших дошкольников в игре, самостоятельную игровую форму. В дошкольном возрасте происходит, знакомство с основными эталонами формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник), величины (длинный — короткий, высокий — низкий, толстый — тонкий и др.), цвета (основные цвета спектра, белый, черный), в процессе практической и игровой деятельности. Использование при этом сенсорных пособий — пирамидок-вкладышей, «Почтового ящика», «Доски Сегена», «Логического куба» и других значительно повышает эффективность всей работы. Выделение названных свойств на начальном этапе знакомства, когда дети еще не владеют общепринятыми эталонными представлениями, идет посредством соотнесения предметов между собой. На более высоком уровне развития распознавание формы, величины, цвета достигается в процессе соотнесения свойств, предметов с усвоенными эталонами.
Дидактический смысл дидактических игр как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие. В содержание дидактических игр игрушек особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Из поколения в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности к координации движений. Формирование представлений о цвете, форме (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из разных цветных колец разной величины, матрешки, пирамидки, башенки). Знакомство детей с дидактической игрушкой начала с младшего возраста. Сенсорное воспитание направила на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве). Без обогащенного чувственного опыта у детей возникают самые фантастические представления об окружающей действительности. Все предметы и явления обладают комплексом свойств (размером, цветом, формой). Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заполнить характеризующие его свойства. Ребенок, воспринимая, выделяет какие-либо свойства и признаки, но обычно это именно те, которые невольно бросаются в глаза. Поэтому надо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное, формировать у малышей представление о сенсорных эталонах. В процессе игр надо учить детей решать простые умственные задачи типа: поставить рядом два предмета одинакового цвета, опираясь на цветной план-карту, правильно называть их. Работа должна проводиться поэтапно. Развивать у детей память, внимание, логическое мышление, восприятие цвета. Для этого надо предлагать детям дидактические игры: «Подбери правильно», «Воздушные шары».
Всем известная игра« Чудесный мешочек» очень помогает детям - ведь при ощупывании предметов разной формы, объема, величины, угадывании запахов, вкусовых качеств, нахождении парных предметов (такие разные задания последовательно получают они) развивались тактильные анализаторы, активировалась мыслительная деятельность каждого, и они учились соотносить невидимые глазами предметы с образцом.
Изготовление геометрических бус, с которыми дети упражняются в раскладывании однородных предметов разной величины и формы, в нанизывании больших и малых бусин, в соотнесении двух заданных форм и величин при выборе из 4, раскладывании по уменьшающейся и увеличивающейся величине и др. многие дети научатся правильно называть форму предмета, качество предмета. На эту сторону воспитателям следует обращать особое внимание, так как у детей не только будет расширяться сенсорный опыт, но и развиваться способность ориентироваться в окружающем их мире.
Сенсорное познание тесно связано с эстетическим восприятием: красиво расставленные на полках яркие игрушки, посуда, украшенные цветами столы - все это вызывает у детей положительный эмоциональный отклик. Удачным пособием является аппликационная «полянка». Дети вырезают и наклеивают разного размера и цвета лесные , садовые цветочки и растения , а на эти цветы «прилетали» «бабочки , жуки, стрекозы» такой же величины. В течение года на этой поляне в зависимости от времени года разноцветные листья, снежинки, птички. Это пособие больше всего нравится тем детям, которые затруднялись на других пособиях (там где ленточки, ниточки), не боялись ошибиться и играли с увлечением.
Для знакомства с объемными геометрическими фигурами в сенсорном уголке пособие « Домик» с геометрическими бусами - объемными и плоскостными. Многие дети подходят к нему и передвигая фигурки тактильно закрепляют свои ощущения, сравнивают круг и шар, треугольник и пирамиду, квадрат и куб, круг и цилиндр. В играх «Найди пару», «Найди тень», « Найди контур» - дети сравнивают объемные фигуры с их теневым и контурным изображениями, находят и угадывают.[20]
Дидактический материал должен вызывать у детей большой интерес, желание действовать. Детей надо научить обмениваться предметами, сравнивали их: «Такой же шарик», «такая же палочка», «Рыбка такого же цвета», «Матрешки разного цвета». Надо использовать использовать разнообразный дидактический материал, игры-самоделки. Например, размещение грибков двух цветов при выборе из 4-х. Учитывая особенности восприятия цвета детьми, использовать сначала хроматические цвета: красный, желтый, синий, зеленый, а потом ахроматические: черный и белый. В затруднительных случаях обращаться к цветному плану. Надо подбирать игрушки и предметы интенсивной окраски[23]. Главная задача дидактических игр состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. В процессе дидактических игр дети овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения. Знания детей, полученные в дидактических играх, закреплять при проведении развивающих игр. Эти игры представляют собой набор логических задач, возрастающей сложности. При выполнении задания предоставлять возможность детям самостоятельно все выполнять. На первых порах, знакомя детей с играми, особое внимание уделяла цветному плану-карте, поддерживать их эмоциональными репликами. Наряду с дидактическими игрушками должны использоваться и настольно-печатные игры «Лото», «Цвета», «В мире сказок», «Наш огород» — рамки-вкладыши. Эти игры хорошо развивает умственные способности, логическое мышление, восприятие хроматических цветов настольная игра «Мозаика». Большой вклад по сенсорным материалам М. Монтессори. Игры, занятия, упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов, распознавать звуки, способствуют развитию речи. Дидактический материал постоянно совершенствуется в практике — это рамки — вкладыши. Ребенок учится соотносить форму с прорезями. Объединение зрительного восприятия и мускульно-тактичного использовала в играх с карточками (цветной план). Ребенок по моей просьбе накладывал определенную форму, нарисованную на карточке, так, чтобы они полностью совпали. Для восприятия хроматического чувства используются шнуровки, застежки, плетение косичек из разноцветных шнурков[13].
Вывод по главе 1.
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, именно играя ребенок учится осязанию, восприятию, усваивает цвет и форму предметов. Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания младших дошкольников. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения младших дошкольников, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения. Игры, занятия, упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов, распознавать звуки, способствуют развитию речи.
ГЛАВА 2. Опытно-практическая работа по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с цветом и формой предметов
2.1. Определение знаний о цвете и форме предметов у детей младшего дошкольного возраста
Опытно-практическая работа по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с цветом и формой предметов проводилась в ГБОУ Школа № 2065 образовательная площадка Д6 в младшей группе в три этапа, которые предполагали:
- Проведение исследования по выявлению знаний у детей младшего дошкольного возраста о цвете и форме предметов.
- Проведение дидактических игр для ознакомления детей младшего дошкольного возраста с цветом и формой предметов.
- Проведение повторного исследования по выявлению знаний у детей младшего дошкольного возраста цвета и формы предметов.
На первом этапе опытно-практической работы было проведено исследование на основе методики «Исследование развития сенсорных эталонов цвета и формы, автор Г.А. Урунтаева «Практикум по дошкольной психологии».
Исследование включало в себя игровые упражнения. Для их проведения необходимо подобрать 2 набора бумаги, по 6 листов разного цвета форматом 10 на 15 см. В первом наборе посредине каждого листа находиться белый квадрат размером 6 на 6. Во втором наборе на белом квадрате нарисован заяц. Сделать квадраты набором 6 на 6 тех же цветов, что и в основных наборах. Для создания игровой ситуации используется игрушечная лисичка.
Исследование проводилось индивидуально и состояло из двух серий.
Первая серия. Перед ребенком выкладывали первый набор и квадраты, предлагали закрыть белый квадрат на большом листе маленьким квадратом, так чтобы они соответствовали по цвету. При этом взрослый не называл цвет.
Вторая серия. Участвуют те же дети. Перед ребенком выкладывают второй набор и квадраты, показывают лису. Затем предлагалась спрятать зайца от лисы, закрыв окошко в заячьем домике квадратиком такого же цвета. При этом взрослый цвет не называл. Результаты исследования знаний детей о цвете представлены в таблице 1.
Таблица 1. Определение знаний детей младшего дошкольного возраста о цвете.
Возраст детей | Выбор цвета по наглядному образцу | Размещение цветов по наглядному образцу | Выбор цвета при называние его взрослым | Самостоятельное название цвета |
1 | - | - | - | - |
2 | + | + | + | + |
3 | + | + | + | - |
4 | + | - | + | - |
5 | - | + | + | - |
6 | - | - | + | + |
7 | + | - | + | - |
Исходя из результатов, видно, что дети недостаточно владеют практическими действиями по отбору и группировки предметов по цвету, не видят сходства и различия основных цветов, размещая цвета по наглядному образцу, дети путают названия цветов, в активном словаре некоторых детей отсутствуют название основных цветов. Дети, выполняя задание, допускали ошибки. Из таблицы видно, что трое детей с заданием №1 - Выбрать цвета по наглядному образцу не справились, несмотря на помощь педагога. С заданием №2 - Разместить цвета по наглядному образцу, не справились четыре ребенка, с заданием № 3 – Выбрать цвет при называние его взрослым, не справился 1 ребенок, а с заданием №4 - Самостоятельное название цвета, не справились 5 детей.
Для второй части исследования, которая включала в себя исследование соотношения зрительного и осязательного восприятия формы.
Подготовка исследования: Подобрали набор из 9 плоскостных фигур и 3 геометрических форм квадратной, треугольной и прямоугольной. Каждая из которых модифицируется в 3 вариантах (путем изменения величины, нарушение четкости очертания углов и контура).
Проведение исследования. Проводится 4 серии с одними и теми же детьми.
Первая серия. Зрительное ознакомление с формой. Познавательные процессы. Ощущение и восприятие. Ребенку в течение 10 секунд показали фигуру определенной формы, затем продемонстрировали весь набор, в котором он должен был найти предъявленный ранее образец. Точно также ребенка познакомили с остальными фигурами. Трогать образцы не разрешили.
Вторая серия. Осязательное ознакомление с формой. Ребенка с начало познакомили с фигурой без участия зрения, а только путем осязательного восприятия, а затем и зрительного. В наборе ребенок узнавал фигуры так же, как и в предыдущей серии. Фиксируются движения глаз и руки ребенка( на что он смотрит, как ощупывается предмет) и время рассматривания образца в процессе зрительного и осязательного восприятия.
Третья серия. Зрительное узнавание формы и осязательный выбор. Цель этой и следующей серии состоит в выявление того, как осуществляется перенос образа и зрительной модальности на осязательную и наоборот. Фигуру ребенку предъявили зрительно, а искал ее ребенок в наборе путем осязательного восприятия.
Четвертая серия. Осязательное узнавание и зрительный выбор. Исходный образец ребенок воспринимал осязательно, а отыскивал его путем зрительного восприятия.
Обработка данных. Вычислялись процентные показатели успешности и не успешности узнаваемость форм, а также и время ознакомления с формами.
Таблица 2. Определение знаний детей младшего дошкольного возраста о форме
Возраст детей | Успешность выполнения задания | ||
правильное | неправильное | отказ | |
1,2,3,4 | 1,2,3,4 | 1,2,3,4 | |
1 | - | 1,2,3,4 | - |
2 | 1 | 2,3, | 4 |
3 | 1,4 | 2,3 | - |
4 | 1,2,3,4 | - | - |
5 | - | 1,2,3 | 4 |
6 | 1 | 2,3 | 4 |
7 | 1,2 | 3 | 4 |
У большинства детей не достаточно сформировано восприятие формы предметов. Двое детей совсем не справились с заданиями. С заданием №1 справились два ребенка. С заданием №3, справился один ребенок. С заданием №4 справились 2 ребенка. От задания №4 отказались четыре ребенка.
2.2. Анализ практической работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с цветом и формой предметов
На основе исследований, проведенных на первом этапе опытно-практической работы, направленного на выявление знаний детей младшего дошкольного возраста с цветом и формой предметов, мы определили, что у многих детей младшего дошкольного возраста ознакомление с цветом и формой развиты не достаточно. Можно предположить, что при активном использовании дидактических игр результаты детей станут лучше.
В исследовании были зафиксированы данные, которые стали исходными для следующего, формирующего этапа исследования. Главная цель на этом этапе – проверка эффективности применения дидактических игр для развития сенсорных способностей младших дошкольников. Формирующий этап длился в течение нескольких месяцев, проводился в виде игр-занятий, концентрированных по своему целевому содержанию, систематизированных в своей последовательности и был направлен на ознакомление с цветом и формой предметов. С этой целью мы избрали индивидуальные и групповые занятия с дидактическими играми. Совместная со взрослым игровая деятельность – основная база развития детей раннего возраста. Активно использовались дидактические пособия и игры, постепенно становясь разнообразнее и сложнее. Каждая последующая степень трудности выполнения заданий включала в себя материал предыдущей с обязательным ее усложнением.
Дидактическая игра «Подбери по цвету»
Задачи: Развивать умение различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный), развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами, учить группировать предметы по определённому признаку, развивать усидчивость, развитие речи.
Атрибуты: Листы картона (цветной бумаги, карточки с изображением цветов, фруктов, овощей, животных.
Ребёнку предлагалось разложить представленные карточки в соответствии с цветом, назвать изображённый предмет и его цвет. Игра проходила как индивидуально, так и в групповых занятиях. В ходе игры дети активно называли цвета и карточки с изображениями.
Дидактическая игра «Веселый паровозик»
Задачи: Закрепление цветов (красный, желтый, синий, зеленый, черный), закрепление геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), закрепление речи и мышления, познание окружающего мира (животные, транспорт).
Вариативность:
1. Подбор колес по их цвету.
2. Подбор колес по цвету вагона.
3. Подбор окошек нужной формы (например игра «Закрой окошечко, чтобы солнышко не светило», «Спрячь собачку»).
4. Игра «В каком вагончике сидит жираф?»
5. Игра «В вагончике, какого цвета сидит кошечка?»
6. «Собери узор правильно» (например чередование колесиков в нужной последовательности – желтый, зеленый, синий).
Правила игры:
Организационные: можно использовать, как настольная игра (дети за столом правильно подбирают геометрические фигуры); а можно использовать, как наглядное пособие при изучении транспорта, цвета, счета. Дети активно играли в предложенную игру, с начало несколько детей задание разложить по порядку выполнили не правильно, но с напоминаниями исправились и больше не допускали ошибок.
Дидактическая игра «Назови свой автобус»
Задачи: упражнять в различении круга, квадрата, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером.
Содержание. Воспитатель ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, круга (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями Педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом. В ходе игры дети были веселые и активные. Все дети были внимательны и справились с задачей.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Задачи: Закрепить умение узнавать на ощупь геометрические фигуры, воспитывать бережное отношение к игровому материалу.
В ходе игры воспитатель предложил детям по очереди опознать игрушку посредством осязания, затем проверить себя, доставая ее и показывая другим детям. Дети активно участвовали в игре, не все дети, по началу, справлялись с поставленной задачей, но частое повторение игры повлияло на развитие детей. Дети стали без ошибочно называть геометрические фигуры.
Дидактическая игра «Построй башню»
Игра «Построим башню»
Задачи: Учить различать детей цвета по принципу «такой не такой», выбирать нужный цвет из целого (красный, воспитывать самостоятельность)
Материал: крупные пластмассовые кубики 2 контрастных цветов (красный, синий, машина, игрушки для обыгрывания).
Ход игры:
1. Воспитатель везет машину за веревочку в ней лежали разноцветные кубики, машина гудит би-би-би!
2. Машина высыпает кубики на пол, и воспитатель предлагает рассмотреть кубик. Показывает детям красный кубик и поставила его на пол: «Давайте построим башню такого же цвета: Найдите такие же кубики»
С помощью воспитателя дети прикладывали кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнивали их «такой, не такой», если кубик такой, поставили его сверху. Если не такой, было предложено ребенку принести другой кубик. В конце игры дети называли цвет баши. В ходе игры дети с интересом раскладывали кубики и правильно называли цвета.
Дидактическая игра «Цвет и форма»
Задачи: развивать у ребенка восприятие цвета, формы, величины; логическое мышление, связанную речь, умение концентрировать внимание; самоконтроль.
Оборудование: пластинка (плотный картон, геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона).
Ход игры: на столе, перед ребенком разложены геометрические фигуры из цветного картона и пластинка, на которой изображены лепестки с прорезями. Воспитатель просит ребенка разложить геометрические фигуры по цвету и форме. Ребенок должен объяснить, почему он выбрал именно эту фигуру, а не другую. А также объяснить, почему другие фигуры не подходят на это место. В ходе игры дети были внимательны и сосредоточенны, двое детей с заданием с начало не справились, но с помощью напоминания исправились и с заданием справились.
Каждая из этих игр дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
Повторное исследование: Таблица №1 результаты исследования знаний детей о цвете.
Возраст детей | Выбор цвета по наглядному образцу | Размещение цветов по наглядному образцу | Выбор цвета при называние его взрослым | Самостоятельное название цвета | |
1 | + | + | + | - | |
2 | + | + | + | + | |
3 | + | + | + | + | |
4 | + | + | + | + | |
5 | + | + | + | + | |
6 | + | + | + | + | |
7 | + | + | + | + |
Суть педагогического исследования заключалась в систематическом и целенаправленном использовании дидактических игр по формированию представлений о сенсорных эталонах цвета у детей участвующих в эксперименте. Таким образом, за период исследования уровень форсированности представлений о ознакомление цвета у детей младшего дошкольного возраста в конце опытно-исследовательной деятельности оказался значительно выше, чем был при первичной исследование.
Повторное исследование: Таблица №2 результаты исследования знаний детей о форме
Возраст детей | Успешность выполнения задания | ||
правильное | неправильное | отказ | |
1,2,3,4 | 1,2,3,4 | 1,2,3,4 | |
1 | 1,3,4 | 2 | - |
2 | 1,2,3,4 | - | - |
3 | 1,2,3,4 | - | - |
4 | 1,2,3,4 | - | - |
5 | 1,2,3, | - | 4 |
6 | 1,2,3,4 | - | - |
7 | 1,2,3,4 | - | - |
Суть педагогического опытно-исследовательной деятельности заключалась в систематическом и целенаправленном использовании дидактических игр по формированию представлений о форме у детей участвующих в исследовании. Таким образом, за период исследования уровень форсированности представлений о форме у детей младшего дошкольного возраста в конце исследовательной деятельности оказался значительно выше, чем был при первичном исследовании.
Результаты этого этапа исследования показали, что дидактические пособия и игры сочетают в себе все обучающие, развивающие и воспитательные функции, с их помощью осуществляются сенсорные операции, обогащающие опыт ребенка, способствующие формированию и развитию знаний о форме предмета.
Анализируя знания воспитанников на данном этапе, мы отмечаем, что дети: успешно выделяют и учитывают цвет, форму при выполнении ряда практических действий; большинство умеют группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, помидор, цыплёнок); отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды); начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и жёлтый, и зелёный предмет), но для достижения устойчивого педагогического и психологического эффекта необходима систематическая работа по сенсорному развитию детей. Успешным результатам способствовало то, что ознакомление детей с цветом и формой предметов детей младшего дошкольного возраста осуществлялось как непосредственно в образовательной деятельности, так и в ходе режимных моментов.
Вывод по главе 2
Подводя итог формирующему исследованию, можно сказать, что дети с интересом выполняли предложенные им задания. За время проведения формирующего исследования был установлен положительный, эмоционально-психологический контакт с детьми. Этому способствовали знания и умения детей, которые они получали в ходе формирующего этапа исследования. На первом этапе опытно-практической работы было проведено исследование на основе методики «Исследование развития сенсорных эталонов цвета и формы, автор Г.А. Урунтаева «Практикум по дошкольной психологии». Исследование включало в себя игровые упражнения. По результатом исследования было выявлено, что у детей плохо развиты знания о цвете и форме предметов. С помощью дидактических игр, дети ознакомились с цветом и формой предметов. Повторное исследование показало, что в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Анализируя знания воспитанников на данном этапе, мы отмечаем, что дети: успешно выделяют и учитывают цвет, форму при выполнении ряда практических действий. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие сенсорного восприятия в дошкольном возрасте влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребенка. Ведь только тонко чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребенок способен по-настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения, а в последствии и создать его самостоятельно.
В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели. Исходя из этого, можно считать, что дидактическая игра является ценным средством ознакомления детей с цветом и формой предметов детей. В ней дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.
Исследование показало, что в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме.
Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания.
Именно сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов форме, цвету.
В нашей работе была проведена диагностика по автору Г.А. Урунтаева «Практикум по дошкольной психологии». Мы определили эффективность влияния дидактических игр на ознакомление с цветом и формой предметов младших дошкольников раннего возраста и необходимость их использования как во время НОД, так и в свободное время. Мы считаем, что выбранная нами тема, достаточно полно раскрыта в нашей работе и подтверждает свою актуальность. Проведенная нами работа по использованию дидактических игр в ознакомлении ребенка с цветом и формой предмета оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание, расширяются знания о цвете и форме предметов. На основании этого можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр в развитии восприятии формы, цвета очень велика. Через дидактическую игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, то есть систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на воспитание младших дошкольников раннего возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. - М., 2008.-С 399.
- Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. cада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 2008-С 144.
- Венгер, Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004 , № 13. – С.424
- Венгер, Л.А.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008. – С. 315
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология/Л.С.Выготский. - М.: Педагогика,IMS 2008.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика - Пресс, 2009- C536.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Тербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2017-С 208.
- Гальперин, П.Я. Введение в психологию. - М., 2009.-С 332.
- Глуханнюк, Н.C. Общая психология/Н.С. Глуханнюк , С.Л.Семёнова , А.А.Печеркина - М., 2012.С 288.
- Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб.: Изд-во «Питер», 2010.С 560.
- Запорожец, А. В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве// Избранные психологические труды: В 2 т. - М., 1986.-Т.1. - URL: http://www.klex.ru/erc*
- Ибука, М. После трёх уже поздно: пер. с англ. - М., 2011.С 91.
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб заведений/C.А.Козлова. - М.,2010.-С 416.
- Лямина, Г.М. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 2011-С 239.
- Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов./В. С. Мухина - М.: Издательский центр «Академия», 2010- С 456.
- Павлова, Л.Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста. / Под ред. Л.Н. Павловой. - М., 2007.-С 226.
- Петровский, В.А. Психология воспитания. / Под ред. В.А. Петровского. - М., 2008- С 288.
- Усова, А.П., Запорожец А.В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника /А.П. Усова, А.В.Запорожец - М.: Просвещение, 1965. – С.160.*
- Тутушкина, М.К. Практическая психология: Учебник. / Под ред. М.К. Тутушкиной. - М., 2008.-С 368
- Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников/Е.И. Удальцова. — Минск: Народная асвета, 2007. – С. 368.
- Урунтаева, Г.А.Практикум по дошкольной психологии./ Г.А. Урунтаева.-М.,-1998.С 304.
- Фролова, А.Н. Игры – занятия с малышами./ А.Н.Фролова, - К., Рад.школа, 2007. – С.368
- Пилюгина,Э.Г. Знакомство детей раннего возраста цветом посредством дидактических игр // Э.Г.Пилюгина,О.Н. Звягина Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 951-953. — URLhttps://moluch.ru/archive/104/24189/06.05.2018
- Фоменко, Т. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры [Текст] / Т. А. Фоменко // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 53-55.
* не переиздавалось
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со скульптурой малых форм
Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста по знакомству с одним из видов изобразительного искусства. Данное занятие опубликовано на сайте Вероссийского интернет-конкурса ...
Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с цветом и формой.
Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с цветом и формой....
Последовательность, усложнение дидактических игр по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами цвета.
Дидактические игры и упражнения...
Дидактические игры по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами цвета
картотека игр...
Познавательный проект с детьми младшего дошкольного возраста «Изучаем цвета и формы»
Цель проекта: закрепить знания детей об основных цветах, формах предметов, через разные виды детской деятельности. Развивать знания о сенсорных эталонах, внимание, восприятие, память, речь....
Дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами цвета.
В младшей группе детского сада (3 - 4 года) при ознакомлении с сенсорнми эталонами цвета используются дидактические игр на группировку и сравнение цветовых объектов, при этом дидактические задачи усло...
Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с миром профессий через использование дидактических игр
Описание опыта работы на тему:Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с миром профессий через использование дидактических игр...