«Ментальная арифметика, как методика развития творческого и интеллектуального потенциала ребенка»
статья по математике (подготовительная группа)

Выродова Елена Анатольевна

Ментальная арифметика развивает концентрацию внимания, интеллект, умение сосредоточиться, наблюдательность, логику, воображение, слух, творческое мышление, мелкую моторику, несколько видов памяти (кратковременную, долговременную, зрительную, визуальную, слуховую). Развивает способность быстрого и точного счета в уме. Способствует развитию межполушарного взаимодействия у детей (активизирует и синхронизирует работу обоих полушарий головного мозга)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mentalnaya_arifmetika.docx95.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Ментальная арифметика, как методика развития творческого и интеллектуального потенциала ребенка»

Для детей от 4 до 16 лет. Применяется уже 22 года в 57 странах мира. Для достижения результата важна регулярность занятий в течении 2-3 лет.

Развивает концентрацию внимания, интеллект, умение сосредоточиться, наблюдательность, логику, воображение, слух, творческое мышление, мелкую моторику, несколько видов памяти (кратковременную, долговременную, зрительную, визуальную, слуховую). Развивает способность быстрого и точного счета в уме. Способствует развитию межполушарного взаимодействия у детей (активизирует и синхронизирует работу обоих полушарий головного мозга)

Этапы обучения:

  1. Детей учат считать на абакусе. Отрабатываются приемы счета, активно развивается мелкая моторика.
  2. Реальные счеты заменяются на картинку. Развивается абстрактное мышление и память.
  3. Счеты визуализируются в уме. Работает воображение. Подключается правое «творческое полушарие»
  4. Автоматизация счета.

1 блок обучения. Простое вычитание и простое сложение на абакусе. Знакомство с абакусом, набор чисел на абакусе. Работа с верхними и нижними косточками. Отработка простейших тренажеров. Срок обучения 3 месяца.

2 блок обучения. «Состав числа 5». Сложение и вычитание при помощи «состава числа 5». Срок обучения 4 месяца.

3 блок обучения. «Состав числа 10». Сложение и вычитание при помощи «Состава числа 10». Срок обучения 5 месяцев.

Этапы занятия:

  1. Кинезиологическая разминка (развитие умственных способностей через движение): «Ушко-носик», «Кулак-ребро-ладонь», «Приветствие пальчиков», и др.
  2. Отработка тренажеров «1,1,1…», «1-0,2-0,3-0…» поочередно правой, левой рукой и двумя одновременно.
  3. Работа с ментальными картами (развиваем визуализацию) и флэш-картами (развиваем зрительную память и внимание). Таблицы Шульте.
  4. Счет на абакусе.
  5. Новая тема или закрепление предыдущего материала.
  6. Упражнения с использованием занимательных заданий.  

Занятия ментальной арифметикой лучше проводить в небольшой группе, оптимально от 3 до 6 человек.

Методика построения занятия.

1 этап. Приветствие и разминка. Дети здороваются друг с другом и педагогом, далее проводим короткую пальчиковую гимнастику. Она может быть такой:

  1. Вот она пятерка братьев (показываем сначала левую, потом правую ладошку).
  2. Дома все они без платьев, но на улице, зато (пальчиками правой (левой) руки поочередно «снимаем платье» с каждого пальчика правой (левой) руки массирующими движениями от основания пальчика к его подушечке).
  3. Нужно каждому пальто! (пальчиками правой (левой) руки поочередно «надеваем» на каждый пальчик правой (левой) руки пальто, массирующими движениями от основания пальчика к его подушечке). 

2 этап. Тренировка пальцев. Для этого выполняем упражнения- тренажеры на абакусе по теме занятия. Например, это могут быть упражнения на абакусе двумя руками одновременно, написание цифр от одного до четырех и т.д.

3 этап. Новая тема или закрепление уже знакомого материала. Здесь можно ввести новый приём или метод. Например, метод «Помощь брата». «Братья» – это два числа, которые при сложении образуют число пять, например, братья 4 и 1, братья 2 и 3, братья 1 и 4, братья 3 и 2. Педагог спрашивает ребёнка – как помочь первому брату найти своего второго брата? Визуально на абакусе ребёнку сразу понятно, который из братьев должен помочь другому, ведь все 5 братьев находятся на одной спице. Обычно счёт с помощью «братьев» не взывает затруднений. Для проведения вычислений ребёнку необходимо помнить состав числа 5. Пять можно получить путем сложения: 4 и 1, 2 и 3, 3 и 2, 1 и 4 – те самые «братья», которые помогали при первых операциях. Братья приходят на помощь, когда при сложении косточек на спице их становится недостаточно.

4 этап. Решение примеров, работа с тренажёром.  Вместе с детьми выполняем простейшие операции на сложение и вычитание (сколько будет 1+1, 2+1), также можем упражняться в счёте примеров на вычитание на абакусе (сколько будет 2–1, 3–1 и т.д.).

5 этап. Работа с ментальными картами. Выставляем числа на абакусе, как на картинках, вместе считаем, сколько получилось. Можно определить, какое число выставлено сейчас на на абакусе (в пределах 10-ти).

Примеры ментальных карт

Ментальная арифметика: сценарии занятий и примеры заданий

6 этап. Дополнительные задания и игры на закрепление навыков счёта.

Сценарий игры «Живые числа»

Ведущий раздаёт детям карточки с изображением кружочков (от 1 до 10). Дети ходят по кругу. Ведущий говорит: «Числа, встаньте по порядку!». Дети выстраиваются в шеренгу в соответствии со своими карточками, каждый называет своё число. После проверки правильности порядка «чисел» можно начать игру снова, поменявшись карточками.

► Время проведения занятия по ментальной арифметике с детьми 5–7 лет не должно превышать 25 минут. На каждый этап занятия отводим 3–5 минут.

Примеры заданий для детей дошкольного возраста

Пример 1

Задание на вычитание для группы 4–5 лет. Понадобится фланелеграф и фигурки, похожие между собой (например, геометрические). Цель – научить детей сосредотачиваться на изменении количества предметов.

Упражнение. 

1. Педагог выставляет на фланелеграф несколько любых фигурок. Просит детей закрыть глаза и меняет количество фигурок (убирает, добавляет). Задача детей – понять, что изменилось и логически это объяснить: «Было 6 кругов, стало 4. Кругов стало меньше, это означает, что часть из них убрали».

2. Посмотрите, на столе 3 яблока. Закройте глаза. (Убирает 2.) Что я сделала? Составим запись? (Дошкольники составляют запись со знаком «–».) Сколько яблок осталось? (1)

Затем пример отрабатывается на абакусах – сначала на демонстрационном, а после на индивидуальных.

Пример 2

Знакомим детей группы 5–6 лет с символической моделью числа. Цель – научить детей переводить символическое обозначение числа в предметное, и потом – в словесное.

Упражнение. На фланелеграфе ведущий составляет записи выражений (например: 2+1, 4+2, 3+2), а дети – составляют аналогичные записи фигурками у себя на столе, после чего описывают словесно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Ментальная арифметика, как методика для развития интеллектуальных способностей дошкольников, через проектную деятельность"

В современных условиях возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути дополнительного развития умственных способностей детей. Вот и для меня наиболее актуальным стал вопрос - «Как орг...

Развитие речевого, творческого и интеллектуального потенциала у детей с речевыми нарушениями, через театрализованную деятельность.

Анализ ситуации,  сложившийся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей  имеющих отклонения в речевом развитии с каждым годом...

«Ментальная арифметика, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста» (мастер-класс в рамках проведения общего родительского собрания в образовательном объединении «Школа эстетического воспитания»)

В статье  рассказывается  о истории развития ментальной арифметики. Какие способности развивает ментальная арифметика. В каких сферах жизни  они помогают ребенку, а также их родителям. ...

Методическая разработка на тему: «Ментальная арифметика, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»»

Ментальная арифметика – это методика быстрого устного счета (быстрее калькулятора), основанная на вычислении на специальных счетах – соробан. [12] Счеты имеют и второе название – аба...

«Ментальная арифметика, как средство развития интеллектуальной одаренности»

Методика развития интеллектуальных способностей детей, через обучение детей счету на инструменте (абакус)...

Психолого – педагогические подходы к развитию творческого и интеллектуального потенциала талантливых детей на различных возрастного развития.

Одарённость  –  это  системное,  развивающееся  в  течение  жизни качество  психики,  которое  определяет  возможность  достижения чел...