«Ментальная арифметика, как средство развития интеллектуальной одаренности»
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Курманбаева Айган Аяпергиновна

Методика развития интеллектуальных способностей детей, через обучение детей счету на инструменте (абакус)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet-programma_seminara_2023.docx197.03 КБ
Файл master-klass_seminar.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

 

C:\Users\Admin\Desktop\семинар 2023 выявление одаренных\1620796379_14-phonoteka_org-p-fon-odarennii-rebenok-15.jpg

«Слишком много на свете людей,  

которым никто не помог пробудиться»

                  Антуан де Сент - Экзюпери

                                           

     

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение   «Детский сад №4 п.Новоорск»

Новоорского района Оренбургской области

                Программа  районного семинара

          «Развитие признаков одарённости и  

    самостоятельности у детей дошкольного возраста»                                                         

                           C:\Users\Admin\Desktop\семинар 2023 выявление одаренных\одаренный.jpg

         

                       

                   п.Новоорск, 2023 год

Дата проведения: 1.03. 2023 г

Место проведения:

МДОУ «Детский сад №4 п.Новоорск»

Форма проведения: эстафета педагогических идей

Время проведения : 9ч 30 мин

Участники: воспитатели, старшие воспитатели

 педагоги психологи.

Программа семинара

Дискуссия «Как выявлять одаренных дошкольников? С какого возраста можно проводить диагностику? Как построить работу по данному вопросу в детском саду?»   (старший воспитатель, участники семинара)

2.

 

 «Предметно-пространственная развивающая среда, как средство развития инициативности и самостоятельности у дошкольников»( видео -обзор РППС старший воспитатель Мартьянова М.В.)

 

3.

«Организация  работы с музыкально - одаренными детьми» (музыкальный руководитель высшей категории Ивакина А.Н)

4.

 «Ментальная арифметика, как средство развития интеллектуальной одаренности» (педагог-психолог Мартьянова М.В., воспитатель высшей категории Курманбаева А.А.)

5.

Обмен мнениями по теме семинара.



Предварительный просмотр:

Районный семинар «Развитие признаков одаренности и самостоятельности у детей дошкольного возраста».  

Добрый день уважаемые педагоги. Сегодня я хочу познакомить вас, с уникальной методикой развития интеллектуальных способностей детей, через обучение детей счету на инструменте. Называется эта методика -ментальной арифметикой.

Эта методика развивает

1. Мелкую моторику - межполушарные связи

2. Концентрацию внимания

3. Скорость мышления

4. Память.

 Александр Сергеевич Пушкин писал: "Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь". Именно так и происходило зарождение арифметики, жизнь заставляла наших предков осваивать основы счета, выполняя простейшие вычисления и измерения, необходимые для выживания.

Известно, что у человека правое полушарие мозга отвечает за творчество, восприятие и создание образов, а левое – за логику. Работая левой рукой мы "включаем" правое полушарие, правой рукой – левое. Синхронная работа обоих полушарий дает огромный потенциал для развития ребенка. А задачей ментальной арифметики задействовать весь мозг в образовательном процессе. Это осуществляется благодаря выполнению операций на счетах обеими руками. Если современные калькуляторы расслабляют умственные процессы, то абакус, наоборот, тренирует и совершенствует их.(проще)

Итак, давайте познакомимся с абакусом. (Демонстрирую абакус)

На каждой спице абакуса по 5 косточек, разделенных по всей длине перекладиной (расчетной линейкой). Косточки разделяют на "земные" и "небесные". "Земные" косточки смотрят вниз и имеют значение единицы. "Небесная" косточка смотрит вверх и имеет значение пятерки. Ее мы сравниваем с кулачком, т.к. в нем пять пальчиков.
При счете на абакусе необходимо правильно держать пальчики. Три пальчика зажаты в кулак, работают только два пальца руки – большой и указательный. Детям говорим, пальчики держим "крабиком".

Дети школьного возраста, умеющие писать, всегда держат карандаш в руке, зажимают тремя пальцами (показ), чтобы "крабик" был "свободным" и записывают результат вычисления. Так как мы не обучаем детей письму, я использую кубики с цифрами. (показ) 

Нижние косточки добавляем большим пальцем, вычитаем указательным. Если нам нужно добавить единицу, то мы поднимаем одну нижнюю косточку к перекладине. Если 2, то две косточки, 3 и 4 аналогично. Если нужно вычесть, то опускаем их.

Верхние косточки добавляем и вычитаем только указательным пальцем. Чтобы показать или добавить число пять, то опускаем верхнюю косточку к перекладине. Если вычитаем, то обратно поднимаем вверх.  (Короткий рассказ и показ)

Обучение ментальной арифметике условно состоит из двух этапов. На первом этапе дети осваивают технику счета на косточках. На втором этапе, мы переходим на воображаемые счеты, т.е. представляем спицы, косточки и двигаем их в своем воображении. Теперь числа воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек на счетах. Можно начать работать раньше в старшей группе.

За это время, мы не успели, конечно, достичь больших высот, но основа уже заложена. Дети проявляют интерес к счету на абакусе, стали активнее на занятиях по математике.

Перейдем от слов к практике.

Занятие я строю так:  (ПОКАЗ)

          Мы начинаем с пальчиковых игр, так называемых пальцовок.

  • Используем "Гимнастику для мозга". (кинезиологические упражнения) (ухо- нос)
  • Рисование двумя руками одновременно.
  • "Графомоторные дорожки".
  • Выложи число ( на абакусе)
  • Простой счет (2 числа)
  • Счет на ментальной флэш-карте. (это графическое изображение абакуса)
  • Практическая часть
  • 1.Тренировка набора чисел - косточек на абакусе ( следить за правильностью набора)
  • 2. Игра «рабочие-карты». Сейчас я вам покажу карточки, а вы мне говорите, какое это число.
  • 3.Ментальный счет

1

5

5

4

4

2

1

3

2

2

5

4

3

5

-3

1

5

-2

1

2

1

-3

-2

-3

5

5

2

5

5

5

7

6

6

6

6

8

8

6

8

9

  • 4. Работа в блоке «Таблицы Шульта»

Также использую игры на закрепление арифметических действий на абакусе. Это пазлы, ментальное домино, "Сложи числовой ряд", кубики. Кроме того применяю игры на развитие вычислительных навыков, закрепление знаний о цифрах.

А сейчас я бы хотела показать на видео мою работу с детьми. Как это делают дети. (Показ видео детей при работе на абакусе).

Вы увидели подгруппу детей у которых  выражена интеллектуальная одаренность , но в этой подгруппе есть ребенок обладающий высоким уровнем математических способностей. Для него мы используем интерактивную игру  Флеш-Анзан,  тренажер.

ВЫВОД:

Мой  мастер-класс подошел к концу, и я надеюсь, что вас заинтересовала уникальная методика - ментальная арифметика и вы будете использовать ее в своей работе. Благодарю всех за участие.

Также, я бы хотела получить обратную связь. На этом листе три картинки: чемодан, мусорная корзина и мясорубка.

  • Если вы готовы взять на заметку этот материал и использовать в своей практике, то прикрепляете стикер под чемоданом.
  • Если вам кажется это ненужным и бесполезным, то прикрепляете его под мусорной корзиной.
  • Если вы не готовы пока это использовать в своей работе, вам нужно еще додумать, доработать, "докрутить", то под мясорубкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подбор упражнений для развития интеллектуальной одаренности детей

Подбор упражнений для развития интеллектуальной одаренности детей Используются для развития мышления, логики, памяти, внимания, наблюдательности, восприятия, вербального и невербального интеллект...

Психолого-педагогические условия развития интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. ...

«Ментальная арифметика, как методика развития творческого и интеллектуального потенциала ребенка»

Ментальная арифметика развивает концентрацию внимания, интеллект, умение сосредоточиться, наблюдательность, логику, воображение, слух, творческое мышление, мелкую моторику, несколько видов памяти (кра...

План по самообразованию на тему "Ментальная арифметика, как средство познавательного развития детей".

План по самообразованию для педагогов дошкольных образовательных учреждений  на тему "Ментальная арифметика, как средство познавательного развития детей"....

«Ментальная арифметика, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста» (мастер-класс в рамках проведения общего родительского собрания в образовательном объединении «Школа эстетического воспитания»)

В статье  рассказывается  о истории развития ментальной арифметики. Какие способности развивает ментальная арифметика. В каких сферах жизни  они помогают ребенку, а также их родителям. ...

Методическая разработка на тему: «Ментальная арифметика, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»»

Ментальная арифметика – это методика быстрого устного счета (быстрее калькулятора), основанная на вычислении на специальных счетах – соробан. [12] Счеты имеют и второе название – аба...