Математические ступеньки
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Бабкина Анастасия Сергеевна

Математические ступеньки 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_6-7_let_programma.docx41.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад № 11 «Теремок»

Орловского района поселка Орловского

План-программа

подготовкик школе детей 6-7 лет

(год обучения)

                              «Математические ступеньки»

Реализует программу:

Педагог дополнительного образования (подготовка детей к школе) –

Бабкина Анастасия Сергеевна

Пояснительная записка

Развитие математических способностей детей 6—7 лет, осуществляемое в двух направлениях:

— систематизация и учет математических знаний, полученных из разных источников (игры, общения, предыдущего обучения и т.д.);

— организация работы с детьми Содержание Программы «Математические ступеньки» ориентировано на по освоению содержания Программы.

В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, игры, общении, самостоятельной деятельности детей.

Содержание Программы представляет одно из направлений образования детей 6—7 лет в области «Познавательное развитие», включающее не только первичное формирование знаний о количестве, числе, пространстве и времени, форме, размере, но и предполагающее развитие познавательных интересов, любознательности и мотивации, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта (УМК), который обеспечивает включенность детей в образовательный процесс по формированию математических представлений.

Программа может быть использована в части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, а также возможностей педагогического коллектива, сложившихся традиций ДОО.

При разработке Программы использовались следующие принципы:

— соответствия развивающему образованию;

— сочетания научной обоснованности и практической применимости;

— активности и самостоятельности;

— соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;

— обеспечения единства воспитательных, образовательных, развивающих задач;

— построения образовательного процесса с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;

— решения программно-образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей на занятиях, при проведении режимных моментов, в играх, общении и т.д.;

— создания условий для самостоятельной деятельности детей;

— взаимодействия с семьями по реализации Программы;

— обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка;

— поддержки индивидуальности и инициативы детей;

— развития умения работать в группе сверстников;

— построения Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

— построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на их интересы;

— личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей;  реализации Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы;

— освоения Программы на разных этапах ее реализации;

— признания ребенка полноценным субъектом образовательных отношений;

— формирования познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности.

Методические рекомендации

У детей 6—7 лет повышается физическая и умственная работоспособность. Они могут непрерывно заниматься продуктивной работой 25—30 мин. В психическом развитии важную роль начинает играть новая жизненная позиция, связанная с переходом в подготовительную группу. Дети понимают, что они самые старшие в детском саду и скоро станут школьниками.

Меняются отношения со взрослыми, сверстниками, возникает повышенный интерес к учебной деятельности.

Дети могут сформулировать учебную задачу, ориентируясь на рисунок, планировать и самостоятельно выполнять задание, способны решать в уме многие математические задачи, осуществлять самоконтроль и самооценку каждого задания.

КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

Закрепить:

— умение писать цифры от 1 до 9 и число 10;

— представления о цифрах от О до 9 и числе 10 на основе сравнения двух множеств;  умение делать ив неравенства равенство. Продолжать учить:

— считать по образцу и названному числу в пределах 10;

— понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направлений счета;

— сравнивать группы разнородных предметов;

— отгадывать математические загадки;

— записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр, чисел;

— правильно использовать и писать математические знаки -Е,

— сравнивать количество предметов и записывать соотношения при помощи знаков и цифр;

— устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

— решать арифметические задачи, примеры на сложение и вычитание;

— решать логические задачи.

Учить:

— считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

— определять место того или иного числа в ряду (10—20) по его отношению к предыдущему и последующему числам;

— различать количественный и порядковый счет в пределах 10;

— различать количественный и порядковый счет в пределах 20, правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?•,

— воспроизводить количество движений по названному числу. Продолжать знакомить:

— с составом числа из двух меньших (до 10);

— стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых присутствуют числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года).

Познакомить:

— с числами от 11 до 20 и новой счетной единицей — десятком; — числами второго десятка и их записью.

В данном разделе дети закрепляют знания, полученные в предыдущих группах, используют их в новых ситуациях. Так, при выполнении задания «Кто в каком домике живет» дети должны в уме решить примеры, которые зверюшки держат в лапах, запомнить ответ и соотнести его с цифрой, написанной на домике.

Новой задачей будет ознакомление детей с образованием чисел второго десятка и их записью, отношением в числовом ряду. Дети знакомятся с новой разрядной единицей — десятком.

На данном этапе дети овладевают математической терминологией. Они свободно пользуются такими понятиями, как цифры, знаки, задачи, больше, меньше, равно, дни недели, геометрические фигуры.

Продолжается работа по закреплению знаний о составе числа из двух меньших, это основа дальнейших действий ребенка с многозначными числами.

ВЕЛИЧИНА

Продолжать учить:

— раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, употреблять сравнения (большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, высокий, ниже, еще ниже, самый низкий);

— делить предмет на 2, 4, 6, 8 и более частей и понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

Учить:

— измерять линейкой, определять результаты измерения в сантиметрах;

— изображать отрезки заданной длины с помощью линейки.

Развивать глазомер.

Дети учатся измерять с помощью линейки, изображать отрезки заданной длины. Знакомятся с сантиметром как мерой длины.

При решении логических задач на установление закономерностей закрепляются знания, полученные в предыдущих группах.

Дети способны разложить предметы в убывающем и возрастающем порядке, выразить словами эти отношения (большой, поменьше, еще меньше, самый маленький).

Продолжается работа по делению предметов на 2, 4, 6, 8 и более частей. Дети учатся понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Закрепить:

— знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция);

— умение дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.

Продолжать учить:

 рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку;

— выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры

(квадрат, прямоугольник, треугольник, трапецию);

— преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания).

Учить:

— классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине);

— называть и показывать элементы геометрических фигур (вершины, стороны, углы).

Познакомить с геометрическими фигурами (ромб, пятиугольник, шестиугольник).

Дети знакомятся с элементами геометрических фигур (вершина, стороны, углы), рисуют геометрические фигуры в тетради в клетку, преобразовывают их в предметы, рисуют символические изображения животных из геометрических фигур.

Решение логических задач на анализ и синтез предметов, составленных из геометрических фигур, закрепляет их названия.

К концу года дети называют и различают геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция). Могут назвать и показать, где у геометрических фигур вершина, стороны, углы. Видят геометрические фигуры в предметах окружающего мира, символических изображениях.

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

Закрепить и углубить временные представления о частях суток, днях недели, временах года, месяцах.

Продолжать учить устанавливать различные временные отношения.

Познакомить с часами (стрелки, циферблат).

Учить определять время с точностью до получаса.

Продолжается работа по закреплению и углублению представлений о частях суток, днях недели, временах года. Детей знакомят с названиями месяцев, с тем, что их в году двенадцать, а в каждом времени года — три.

Детям рассказывают о часах (стрелки, циферблат), учат определять время с точностью до получаса. Используются игровые задания. Например, читается шуточное стихотворение про кота Антипку, который в определенный час занимался разными делами. Дети должны, ориентируясь на рисунок, нарисовать стрелки так, чтобы они показывали правильное время (в три сметану ел из миски, в шесть тащил сельдей из каДки, в семь играл с мышами в прятки). Ознакомление с часами хорошо проводить во время режимных моментов (начало занятия, время обеда, сна).

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Закрепить:

— умение ориентироваться на листе бумаги;

— определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу (справа, слева, впереди, сзади).

Упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги.

Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.

Задачи по этому разделу направлены прежде всего на закрепление уже имеющихся у детей знаний и умений.

Ориентироваться на листе бумаги дети учатся, выполняя игровое упражнение «Дорисуй картину». По словесной инструкции педагога они должны нарисовать по центру девочку, солнышко в левом верхнем, а облако в правом верхнем углу, елку слева от девочки, скамейку — справа; шарик в правой руке девочки, а мячик — под скамейкой.

Много заданий дается на ориентировку в тетради в клетку. Детям предлагается нарисовать по клеткам животных, узоры.

Также дети обучаются определять положение предмета относительно себя, другого лица.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Продолжать учить:

 решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез; — устанавливать конкретные связи и зависимости.

Предлагаются логические задачи, способствующие развитию умственной деятельности: на продолжение ряда, поиск недостающей фигуры путем рассуждений, нахождение ошибки, анализ и синтез предметов сложной формы. Для их решения дети используют знания и умения, полученные в предыдущих группах.

Планируемые результаты освоения программы

К концу года дети должны:

— знать числа второго десятка и записывать их;

— понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;

— использовать и писать математические знаки -е,

— решать арифметические задачи и записывать решение;

— сравнивать группы одно- и разнородных предметов по количеству;        

— устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

— дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;

— различать и называть ромб, пятиугольник, шестиугольник;  рисовать символические изображения предметов в тетради в клетку;

— преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (путем складывания, разрезания);

— раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;

— измерять линейкой отрезки, записывать результаты измерения;

— изображать отрезки заданной длины с помощью линейки;

— определять время с точностью до получаса;

— ориентироваться на листе бумаги;

— определять положение предмета по отношению к другому; — решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

— понимать задание и выполнять его самостоятельно; — проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы; — самостоятельно формулировать учебные задачи.

Каждое занятие, предложенное в книге, соответствует федеральным государственным требованиям к структуре обязательной общеобразовательной программы дошкольного образования, так как построено с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Интегрируемые образовательные области

Каждое занятие, представленное в методическом пособии, решает задачи образовательных областей.

«Социально-коммуникативное развитие» направлено на развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование позитивных установок к овладению математическими представлениями.

«Познавательное развитие» включает формирование понятий и представлений о числе, форме, величине, ориентировке во времени и пространстве, а также овладение математической терминологией.

«Речевое развитие» включает:

— обогащение словаря ребенка словами, обозначающими математические понятия и представления (больше, меньше, плюс, минус и т.д.), математические обобщения (число, цифры, математические знаки и т.д.);

— формирование грамматического строя речи (один ежик, одно солнце, одна шишка; один медвежонок, много медвежат и т.д.); — диалогической речи (ответы на вопросы).

«Художественно-эстетическое развитие» включает:

— чтение стихотворений о цифрах, частях суток, временах года, геометрических фигурах;

— отгадывание детьми загадок, в которых присутствуют числа; — заучивание пословиц, поговорок, в каждой из которых обязательно присутствует число («Один раз солгал, навек лгуном стал» и т.д.).

«Физическое развитие» представлено физкультминутками, проводимыми на каждом занятии. Дети выполняют несложные движения по тексту стихотворений, что способствует развитию мелкой моторики, основных движений.

На занятиях обеспечивается единство образовательных, воспитательных и развивающих задач в процессе формирования математических представлений у детей.

Воспитательные задачи формируют:

— умение не мешать товарищам;

— заниматься сообща;

— готовить материалы, необходимые для занятия;

— желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми;

— умение самостоятельно выполнять задание;  интерес к занятиям математикой;

— самостоятельность при выполнении учебно-игровых заданий.

Развивающие задачи направлены на развитие мышления, памяти, внимания, речи, воображения.

Методическое обеспечение Программы

Формы  организации занятий:

- занятие-игра;

- занятие-путешествие;

 - занятие-исследование;

- занятие-праздник;

 - занятие-спектакль;

- занятие-конкурс;

- занятие-соревнование.

     В зависимости от целей и задач занятия применяются различные методы и приемы, основным из которых является игра.  Для достижения поставленных целей используются различные наглядные пособия:наборы кубиков с цифрами и знаками «Учимся — играя!»,набор пластиковых магнитных геометрических фигур. 4. Набор объѐмных тел. 5. Счѐтный раздаточный материал, набор карточек «Времена года», наборы иллюстративного материала по темам «Животные», «Техника», «Овощи», «Фрукты», и др.

Библиография

  1. Арапова-Пискарёва НА. Формирование элементарных математических представлений. М., 2006.
  2. Воронина ЛВ., Суворова НД. Знакомим дошкольников с математикой. М., 2012.
  3. Данилова ВВ., Рихтерман ТД., Михайлова ЗА. Обучение математике в детском саду. М., 1998.
  4. Демина ЕС. Развитие элементарных математических представлений. Анализ программ дошкольного образования. М., 2009.
  5. Ерофеева Т.И., Павлова „Т.Н., Новикова ВЛ. Математика для дошкольников. М., 1997.
  6. Истоки. Комплексная образовательная программа дошкольного образования. М., 2017.
  7. Маханева МД., Ширяева Г.И. Математическое развитие детей 5—7 лет. М., 2012.
  8. Мышковская М. Математика в стихах и картинках. Рига, 1991.
  9. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. М., 2010.
  10. Репина ГА. Математическое развитие дошкольников. Современные направления. М., 2008.
  11. Степанова Г.В. Занятия по математике для детей 6—7 лет с трудностями в обучении. М., 2010.
  12. Стойлова Л.П., Фрейлах НИ. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников. М., 1998.
  13. Тарунтаева Т.В., Алиева Т.И. Развитие математических представлений у дошкольников. М., 2015.
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М., 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Математические ступеньки» (Е.В. Колесникова «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.)

Программа «Математические ступеньки» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет....

ПРОГРАММА «Математические ступеньки» Развитие математических представлений в подготовительной группе кратковременного пребывания

Программа предназначена для работы с детьми подготовительной группы кратковременного пребывания....

Комплексно-тематическое планирование по «Формированию элементарных математических представлений» для воспитанников старшей группы, составленное на основе программы Колесниковой Е.В. «Математические ступеньки»

Комплексно-тематическое планированиепо «Формированию элементарных математических представлений» для воспитанников старшей группы, составленное на основе программы Колесниковой Е.В. «Математические сту...

Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Математические ступеньки»

В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего...

Рабочая программа математического кружка «Математические ступеньки» в подготовительной группе.

Рабочая программа математического кружка «Математические ступеньки» в  подготовительной группе....

Математический проект для детей раннего возраста "Математические ступеньки"

Математический проект "Математические ступеньки"...

Технология формирования элементарных математических представлений «Математические ступеньки» Е.В. Колесникова

Парциальная образовательная программа «Математические ступеньки» и учебно – методический комплект дополнены и переработаны в соответствии с требованиями федеральных государственных о...