Математические ступеньки
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад № 11 «Теремок»
Орловского района поселка Орловского
План-программа
подготовкик школе детей 6-7 лет
(год обучения)
«Математические ступеньки»
Реализует программу:
Педагог дополнительного образования (подготовка детей к школе) –
Бабкина Анастасия Сергеевна
Пояснительная записка
Развитие математических способностей детей 6—7 лет, осуществляемое в двух направлениях:
— систематизация и учет математических знаний, полученных из разных источников (игры, общения, предыдущего обучения и т.д.);
— организация работы с детьми Содержание Программы «Математические ступеньки» ориентировано на по освоению содержания Программы.
В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, игры, общении, самостоятельной деятельности детей.
Содержание Программы представляет одно из направлений образования детей 6—7 лет в области «Познавательное развитие», включающее не только первичное формирование знаний о количестве, числе, пространстве и времени, форме, размере, но и предполагающее развитие познавательных интересов, любознательности и мотивации, формирование предпосылок к учебной деятельности.
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта (УМК), который обеспечивает включенность детей в образовательный процесс по формированию математических представлений.
Программа может быть использована в части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, а также возможностей педагогического коллектива, сложившихся традиций ДОО.
При разработке Программы использовались следующие принципы:
— соответствия развивающему образованию;
— сочетания научной обоснованности и практической применимости;
— активности и самостоятельности;
— соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
— обеспечения единства воспитательных, образовательных, развивающих задач;
— построения образовательного процесса с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
— решения программно-образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей на занятиях, при проведении режимных моментов, в играх, общении и т.д.;
— создания условий для самостоятельной деятельности детей;
— взаимодействия с семьями по реализации Программы;
— обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка;
— поддержки индивидуальности и инициативы детей;
— развития умения работать в группе сверстников;
— построения Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
— построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на их интересы;
— личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей; реализации Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы;
— освоения Программы на разных этапах ее реализации;
— признания ребенка полноценным субъектом образовательных отношений;
— формирования познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности.
Методические рекомендации
У детей 6—7 лет повышается физическая и умственная работоспособность. Они могут непрерывно заниматься продуктивной работой 25—30 мин. В психическом развитии важную роль начинает играть новая жизненная позиция, связанная с переходом в подготовительную группу. Дети понимают, что они самые старшие в детском саду и скоро станут школьниками.
Меняются отношения со взрослыми, сверстниками, возникает повышенный интерес к учебной деятельности.
Дети могут сформулировать учебную задачу, ориентируясь на рисунок, планировать и самостоятельно выполнять задание, способны решать в уме многие математические задачи, осуществлять самоконтроль и самооценку каждого задания.
КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ
Закрепить:
— умение писать цифры от 1 до 9 и число 10;
— представления о цифрах от О до 9 и числе 10 на основе сравнения двух множеств; умение делать ив неравенства равенство. Продолжать учить:
— считать по образцу и названному числу в пределах 10;
— понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направлений счета;
— сравнивать группы разнородных предметов;
— отгадывать математические загадки;
— записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр, чисел;
— правильно использовать и писать математические знаки -Е,
— сравнивать количество предметов и записывать соотношения при помощи знаков и цифр;
— устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
— решать арифметические задачи, примеры на сложение и вычитание;
— решать логические задачи.
Учить:
— считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
— определять место того или иного числа в ряду (10—20) по его отношению к предыдущему и последующему числам;
— различать количественный и порядковый счет в пределах 10;
— различать количественный и порядковый счет в пределах 20, правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?•,
— воспроизводить количество движений по названному числу. Продолжать знакомить:
— с составом числа из двух меньших (до 10);
— стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых присутствуют числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года).
Познакомить:
— с числами от 11 до 20 и новой счетной единицей — десятком; — числами второго десятка и их записью.
В данном разделе дети закрепляют знания, полученные в предыдущих группах, используют их в новых ситуациях. Так, при выполнении задания «Кто в каком домике живет» дети должны в уме решить примеры, которые зверюшки держат в лапах, запомнить ответ и соотнести его с цифрой, написанной на домике.
Новой задачей будет ознакомление детей с образованием чисел второго десятка и их записью, отношением в числовом ряду. Дети знакомятся с новой разрядной единицей — десятком.
На данном этапе дети овладевают математической терминологией. Они свободно пользуются такими понятиями, как цифры, знаки, задачи, больше, меньше, равно, дни недели, геометрические фигуры.
Продолжается работа по закреплению знаний о составе числа из двух меньших, это основа дальнейших действий ребенка с многозначными числами.
ВЕЛИЧИНА
Продолжать учить:
— раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, употреблять сравнения (большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, высокий, ниже, еще ниже, самый низкий);
— делить предмет на 2, 4, 6, 8 и более частей и понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.
Учить:
— измерять линейкой, определять результаты измерения в сантиметрах;
— изображать отрезки заданной длины с помощью линейки.
Развивать глазомер.
Дети учатся измерять с помощью линейки, изображать отрезки заданной длины. Знакомятся с сантиметром как мерой длины.
При решении логических задач на установление закономерностей закрепляются знания, полученные в предыдущих группах.
Дети способны разложить предметы в убывающем и возрастающем порядке, выразить словами эти отношения (большой, поменьше, еще меньше, самый маленький).
Продолжается работа по делению предметов на 2, 4, 6, 8 и более частей. Дети учатся понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Закрепить:
— знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция);
— умение дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.
Продолжать учить:
рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку;
— выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры
(квадрат, прямоугольник, треугольник, трапецию);
— преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания).
Учить:
— классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине);
— называть и показывать элементы геометрических фигур (вершины, стороны, углы).
Познакомить с геометрическими фигурами (ромб, пятиугольник, шестиугольник).
Дети знакомятся с элементами геометрических фигур (вершина, стороны, углы), рисуют геометрические фигуры в тетради в клетку, преобразовывают их в предметы, рисуют символические изображения животных из геометрических фигур.
Решение логических задач на анализ и синтез предметов, составленных из геометрических фигур, закрепляет их названия.
К концу года дети называют и различают геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция). Могут назвать и показать, где у геометрических фигур вершина, стороны, углы. Видят геометрические фигуры в предметах окружающего мира, символических изображениях.
ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ
Закрепить и углубить временные представления о частях суток, днях недели, временах года, месяцах.
Продолжать учить устанавливать различные временные отношения.
Познакомить с часами (стрелки, циферблат).
Учить определять время с точностью до получаса.
Продолжается работа по закреплению и углублению представлений о частях суток, днях недели, временах года. Детей знакомят с названиями месяцев, с тем, что их в году двенадцать, а в каждом времени года — три.
Детям рассказывают о часах (стрелки, циферблат), учат определять время с точностью до получаса. Используются игровые задания. Например, читается шуточное стихотворение про кота Антипку, который в определенный час занимался разными делами. Дети должны, ориентируясь на рисунок, нарисовать стрелки так, чтобы они показывали правильное время (в три сметану ел из миски, в шесть тащил сельдей из каДки, в семь играл с мышами в прятки). Ознакомление с часами хорошо проводить во время режимных моментов (начало занятия, время обеда, сна).
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
Закрепить:
— умение ориентироваться на листе бумаги;
— определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу (справа, слева, впереди, сзади).
Упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги.
Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.
Задачи по этому разделу направлены прежде всего на закрепление уже имеющихся у детей знаний и умений.
Ориентироваться на листе бумаги дети учатся, выполняя игровое упражнение «Дорисуй картину». По словесной инструкции педагога они должны нарисовать по центру девочку, солнышко в левом верхнем, а облако в правом верхнем углу, елку слева от девочки, скамейку — справа; шарик в правой руке девочки, а мячик — под скамейкой.
Много заданий дается на ориентировку в тетради в клетку. Детям предлагается нарисовать по клеткам животных, узоры.
Также дети обучаются определять положение предмета относительно себя, другого лица.
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Продолжать учить:
решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез; — устанавливать конкретные связи и зависимости.
Предлагаются логические задачи, способствующие развитию умственной деятельности: на продолжение ряда, поиск недостающей фигуры путем рассуждений, нахождение ошибки, анализ и синтез предметов сложной формы. Для их решения дети используют знания и умения, полученные в предыдущих группах.
Планируемые результаты освоения программы
К концу года дети должны:
— знать числа второго десятка и записывать их;
— понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;
— использовать и писать математические знаки -е,
— решать арифметические задачи и записывать решение;
— сравнивать группы одно- и разнородных предметов по количеству;
— устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
— дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;
— различать и называть ромб, пятиугольник, шестиугольник; рисовать символические изображения предметов в тетради в клетку;
— преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (путем складывания, разрезания);
— раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;
— измерять линейкой отрезки, записывать результаты измерения;
— изображать отрезки заданной длины с помощью линейки;
— определять время с точностью до получаса;
— ориентироваться на листе бумаги;
— определять положение предмета по отношению к другому; — решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
— понимать задание и выполнять его самостоятельно; — проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы; — самостоятельно формулировать учебные задачи.
Каждое занятие, предложенное в книге, соответствует федеральным государственным требованиям к структуре обязательной общеобразовательной программы дошкольного образования, так как построено с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Интегрируемые образовательные области
Каждое занятие, представленное в методическом пособии, решает задачи образовательных областей.
«Социально-коммуникативное развитие» направлено на развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование позитивных установок к овладению математическими представлениями.
«Познавательное развитие» включает формирование понятий и представлений о числе, форме, величине, ориентировке во времени и пространстве, а также овладение математической терминологией.
«Речевое развитие» включает:
— обогащение словаря ребенка словами, обозначающими математические понятия и представления (больше, меньше, плюс, минус и т.д.), математические обобщения (число, цифры, математические знаки и т.д.);
— формирование грамматического строя речи (один ежик, одно солнце, одна шишка; один медвежонок, много медвежат и т.д.); — диалогической речи (ответы на вопросы).
«Художественно-эстетическое развитие» включает:
— чтение стихотворений о цифрах, частях суток, временах года, геометрических фигурах;
— отгадывание детьми загадок, в которых присутствуют числа; — заучивание пословиц, поговорок, в каждой из которых обязательно присутствует число («Один раз солгал, навек лгуном стал» и т.д.).
«Физическое развитие» представлено физкультминутками, проводимыми на каждом занятии. Дети выполняют несложные движения по тексту стихотворений, что способствует развитию мелкой моторики, основных движений.
На занятиях обеспечивается единство образовательных, воспитательных и развивающих задач в процессе формирования математических представлений у детей.
Воспитательные задачи формируют:
— умение не мешать товарищам;
— заниматься сообща;
— готовить материалы, необходимые для занятия;
— желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми;
— умение самостоятельно выполнять задание; интерес к занятиям математикой;
— самостоятельность при выполнении учебно-игровых заданий.
Развивающие задачи направлены на развитие мышления, памяти, внимания, речи, воображения.
Методическое обеспечение Программы
Формы организации занятий:
- занятие-игра;
- занятие-путешествие;
- занятие-исследование;
- занятие-праздник;
- занятие-спектакль;
- занятие-конкурс;
- занятие-соревнование.
В зависимости от целей и задач занятия применяются различные методы и приемы, основным из которых является игра. Для достижения поставленных целей используются различные наглядные пособия:наборы кубиков с цифрами и знаками «Учимся — играя!»,набор пластиковых магнитных геометрических фигур. 4. Набор объѐмных тел. 5. Счѐтный раздаточный материал, набор карточек «Времена года», наборы иллюстративного материала по темам «Животные», «Техника», «Овощи», «Фрукты», и др.
Библиография
- Арапова-Пискарёва НА. Формирование элементарных математических представлений. М., 2006.
- Воронина ЛВ., Суворова НД. Знакомим дошкольников с математикой. М., 2012.
- Данилова ВВ., Рихтерман ТД., Михайлова ЗА. Обучение математике в детском саду. М., 1998.
- Демина ЕС. Развитие элементарных математических представлений. Анализ программ дошкольного образования. М., 2009.
- Ерофеева Т.И., Павлова „Т.Н., Новикова ВЛ. Математика для дошкольников. М., 1997.
- Истоки. Комплексная образовательная программа дошкольного образования. М., 2017.
- Маханева МД., Ширяева Г.И. Математическое развитие детей 5—7 лет. М., 2012.
- Мышковская М. Математика в стихах и картинках. Рига, 1991.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. М., 2010.
- Репина ГА. Математическое развитие дошкольников. Современные направления. М., 2008.
- Степанова Г.В. Занятия по математике для детей 6—7 лет с трудностями в обучении. М., 2010.
- Стойлова Л.П., Фрейлах НИ. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников. М., 1998.
- Тарунтаева Т.В., Алиева Т.И. Развитие математических представлений у дошкольников. М., 2015.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М., 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Математические ступеньки» (Е.В. Колесникова «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.)
Программа «Математические ступеньки» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет....
ПРОГРАММА «Математические ступеньки» Развитие математических представлений в подготовительной группе кратковременного пребывания
Программа предназначена для работы с детьми подготовительной группы кратковременного пребывания....
Комплексно-тематическое планирование по «Формированию элементарных математических представлений» для воспитанников старшей группы, составленное на основе программы Колесниковой Е.В. «Математические ступеньки»
Комплексно-тематическое планированиепо «Формированию элементарных математических представлений» для воспитанников старшей группы, составленное на основе программы Колесниковой Е.В. «Математические сту...
Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Математические ступеньки»
В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего...
Рабочая программа математического кружка «Математические ступеньки» в подготовительной группе.
Рабочая программа математического кружка «Математические ступеньки» в подготовительной группе....
Математический проект для детей раннего возраста "Математические ступеньки"
Математический проект "Математические ступеньки"...
Технология формирования элементарных математических представлений «Математические ступеньки» Е.В. Колесникова
Парциальная образовательная программа «Математические ступеньки» и учебно – методический комплект дополнены и переработаны в соответствии с требованиями федеральных государственных о...
- Мне нравится (2)