Конспект организованной образовательной деятельности по РЭМП Тема: «Сказка о потерянном времени» в группе № 6 для детей с задержкой психического развития
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Цель: Развивать и систематизировать знания детей о временных и пространственных отношениях посредством игры-путешествия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 14 « г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности по РЭМП
Тема: «Сказка о потерянном времени»
в группе № 6 для детей с задержкой психического развития
Форма проведения: интегрированная.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Возраст детей: 6-7 лет.
Выполнила:
учитель - дефектолог
Якунина Н.П.
г. Туймазы.
Цель: Развивать и систематизировать знания детей о временных и пространственных отношениях посредством игры-путешествия.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
1. Повышать знания детей в области временных понятий: дни недели, сутки и прибора измерения времени (часы), дать представление детям о свойствах времени (текучесть, необратимость), развивать «чувство времени».
2. Продолжать формировать умение детей определять время по часам с точностью до 1 часа.
3. Упражнять детей в порядковом счете дней недели.
4. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги (справа - слева, вверху - внизу, в середине, в углу) по лексической теме «Овощи».
4. Уточнять пространственные отношения на, над, слева, справа, за, перед, вверху, внизу методом мнемотехники.
5. Закрепить порядковый счет предметов в пределах первого десятка, порядок расположения чисел натурального ряда, закрепить цифры.
8. Продолжать изучать, закреплять и активно применять способы нетрадиционной техники в изобразительной деятельности.
Коррекционно - развивающие:
1. Создавать условия для развития логического мышления, сообразительности,
внимания, памяти; способствовать формированию мыслительных операций, раз-
витию речи, умение аргументировать свои высказывания.
2. Развивать пространственное воображение, мелкую моторику пальцев, координацию движений.
Коррекционно - воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать поставленную задачу и
выполнять ее самостоятельно.
2. Пробуждать интерес к математике.
3. Воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи.
4.Вызвать у детей желание помочь сказочным героям вернуть молодость, воспитывать умение работать коллективно для достижения общей цели.
Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие.
Предварительная работа:
Чтение книги Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени.
Работа с цифрами: прямой и обратный счет.
Дидактические игры: «Что лишнее?», «Разрезные картинки», «Неделька, стройся», «Правая и левая сторона», «Совмещение понятий».
Рассматривание картинок с изображением разных видов часов.
Ковролинограф с контуром часов и стрелок;
Игры с блоками Дьенеша (часы разных геометрических форм и цвета).
Сооружение макетов часов.
Работа в тетради в клетку, простыми карандашами.
Рассматривание фотографий человека от младенчества до старости.
Прослушивание звукозаписи боя курантов.
- Методические приемы:
Наглядно - демонстрационные: цифры, карточки с заданиями.
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения, поощрения.
Практические: дидактические игры и упражнения; - Игровые: игры.
- Кинезиологические приемы: релаксация, пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
- Речевой материал: «спереди», «сзади» («слева», «справа», «над», «под», «за» , «между»).
- Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, слайд-презентация, слайды с изображением различных мнемотаблиц математического содержания, книга с письмом, план – схема, конверты с заданиями, квадратный лист бумаги с нарисованными на нём геометрическими фигурами, например: в середине листа синий овал, в левом верхнем углу два жёлтых квадрата, в левом нижнем углу два зелёных треугольника, в правом верхнем углу один красный прямоугольник, в правом нижнем углу один синий круг, плоскостные геометрические фигуры, листочки с примерами; ½ листа в клеточку (для графического диктанта); простые карандаши; материал для художественного творчества: клей, кисточки, салфетки, круги вырезанные из бумаги со стрелками (для часов), фонограммы с записями инструментальной музыки.
Индивидуальная работа:
- уделять внимание застенчивым и малоактивным детям;
- при необходимости увеличить нагрузку более способным и активным детям.
Ход организованной образовательной деятельности.
I часть. Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть! Сегодня нас ждут увлекательные игры и ещё много всего интересного. Желаю вам, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение.
Рефлексивный круг:
Встанем вместе в круг мы дружно,
Поздороваться нам нужно.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй самый лучший друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Улыбнёмся, подмигнём,
И заниматься мы начнём.
Сюрпризный момент. В группу (Под музыку Сергея Никитина на
стихи Юнны Мориц «А мы все время убиваем время») с шумом и криком вбегает бабушка - Наденька Соколова. Она прыгает на скакалке, громко кричит.
Педагог: Это что за безобразие! Пожилая бабушка, а ведете себя хуже, чем ребенок. Вот у Вас, бабушка (обращается к Наденьке Соколовой), волосы седые, а Вы кричите, да еще через скакалку прыгаете, детям мешаете заниматься.
Надя: Какая же я бабушка? Я вовсе и не бабушка. Я Наденька Соколова. (фото на экране – девочка - школьница)
Педагог: Какая же Вы Наденька Соколова. Вы посмотрите на себя в зеркало!
(Сказочный герой смотрит в зеркало...)
Наденька: Что же со мной случилось? Ведь еще вчера я была девочкой, а теперь бабушка. А главное я ничему не успела научиться. А кому я нужна, если я только школьница, да еще училась на двойки. Я ведь ничего не умею. Я время потеряла (Плачет.)
Педагог: (под музыкальный трек на экране появляются картинки детей- бездельников). Вот, ведь как оказывается устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время и сам не замечает, как стареет. А почему? (видеоролик). Время, потерянное ребятами, забирают волшебники себе. И становятся волшебники - детьми, а ребята - старичками.
Наденька: Волшебники не только перевели стрелки часов, но и спрятали цифры на циферблате. Необходимо выполнить задания волшебников, и вернуть цифры на циферблат, а то я навсегда останусь бабушкой. (На экране появляется циферблат без цифр: н-: 2,6,8,4..) Дети, пожалуйста, помогите мне.
Педагог: Дети, поможем Наденьке?
Дети: Да.
Педагог: Нам придется пойти в волшебный лес, выполнить там задания волшебников, чтобы они вернули цифры на циферблат, завести часы и перевести стрелки. Путь будет трудным. Как вы думаете, какими мы должны быть, чтобы преодолеть все препятствия?
Дети: Выносливыми, решительными, смелыми, умными.
Педагог: Дети, но мы не знаем дороги.
Наденька: Я знаю, я вам покажу.
Педагог: Ну, что, вы готовы?
Дети: Да.
Педагог: Тогда – в путь!
2. Упражнение «Змейка».
(Музыка»Тропипочка», автор Крайнов.)
««Раз – два, раз – два,
Путешествовать пора.
Путешествовать начнём,
В лес тихонечко зайдём»
Ветер дерево качает,
Вправо, влево наклоняет.
Вот и нам идти пора,
Есть у нас в лесу дела.»
Педагог: Вот мы с вами и пришли в волшебный лес. (На мольберте стрелочки в разные стороны с цифрами). Давайте посмотрим, какие же задания нам надо выполнить, чтобы вернуть цифры на циферблат часов и добраться до дома злых волшебников. (Педагог показывает стрелочку с цифрой два. Куда указывает стрелка? Направо. Дети идут по направлению стрелки и находят конверт с цифрой один в лесу).
(Дети находят конверт с цифрой один на магнитной доске.)
Задание №1. Педагог зачитывает первое задание.
«Случай странный, Случай редкий,
Цифры в ссоре, Вот те на!
Со своей стоять соседкой,
Не желает ни одна,
Нужно цифры помирить.
И их строй восстановить»
Педагог: Как можно помирить цифры? Что нужно сделать, чтобы они встали в нужном порядке?
Дети: Выстроить числовой ряд.
Педагог: Давайте все вместе вспомним и повторим числовой ряд от 0 до 10. (Хоровое проговаривание.)
Амелия, выстрой числовой ряд от 0 до 10 на магнитной доске.
Посчитай в прямом порядке числа от 2 до 8.
Посчитай в обратном порядке числа от 8 до 3.
Дети, я задумала число, оно меньше 5 на единицу, какое это число? (4)
Дети, я задумала число, оно больше 6 на единицу, какое это число? (7)
Дидактическая игра «Уберём цифры по заданию»
На магнитной доске перед детьми выложен числовой ряд: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.
Педагог: Слушаем задание внимательно. Цифру убираем молча.
Азамат, убери цифру, показывающую, сколько раз в году у человека день рождения (один).
Илья, убери цифру, которая находится между цифрами 4 и 6 (пять).
Мирослав, убери цифру, показывающую, сколько сторон у треугольника (три).
Амелия, убери цифру, показывающую, сколько хвостов у 9 мышей (девять).
Рамазан, убери цифру, обозначающую количество моих хлопков (шесть).
Азат, убери цифру, показывающую, сколько дней в недели (семь).
Азамат, убери цифру, показывающую количество пальцев на руках (десять).
Наденька, убери цифру, о которой говорится в задаче: «Сколько ног у змеи?» (Ноль. У змеи ног нет).
Педагог: А теперь ответьте, какие цифры у нас остались (два, четыре, восемь).
Назовите «соседей» чисел 2, 4, 8.
Молодцы вы отлично справились с этим заданием.
(После выполнения задания на мониторе под бой звук курантов появляется цифра н-р:2.)
Педагог: Вы слышите бой курантов? Это на циферблате появилась цифра 2.
Задание №2.
Педагог предлагает вернуться к дереву, показывает детям стрелку с цифрой 4 и просит детей найти конверт с цифрой 4 в лесу. Все подходят к столу с конвертом под номером 4.
Педагог: Дети, чтобы выполнить это задание нам необходимо присесть на лесные пенёчки. (Дети садятся за столы).
Наденька: Я устала, я кушать хочу. (Плачет).
Педагог: Не плачь, Наденька, мы тебя угостим нашими любимыми овощами.
Дидактическая игра «Сосчитай-ка»
На карточках (грядках) дети пересчитывают овощи и обозначают цифрой количество овощей. (3-4 ребенка отвечают, сколько у них овощей выросло на грядках). Покажите цифрой, сколько овощей на грядке. Наденька выполняет аналогичное задание на мольберте. Выполняет неверно.
Педагог: Рамазан, сколько у тебя огурцов на грядке?
Рамазан: У меня на грядке 9 огурцов.
Педагог: Рамазан, если ты один огурец отдашь Наденьке, сколько огурцов у тебя останется?
Рамазан: У меня останется 8 огурцов.
Педагог: Дети, посмотрите, правильно ли Наденька выполнила задание?
Азамат, исправь ошибки.
Речедвигательное упражнение: «Все умеем мы считать».
Раз, два, три, четыре, пять.
Все умеем мы считать. (Ходьба с выставлением указательного пальца вперед.)
Сколько в комнате углов? (Показать на углы с поворотами туловища.)
Сколько лап у воробьев? (Приподнимать поочередно ноги.)
Сколько пальцев на руках? (Раскрыть пальцы рук.)
Сколько пальцев на ногах? (Присесть, коснуться носков ног.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Можно все пересчитать. (Ходьба с выставлением указательного пальца вперед.)
Дидактическая игра «Разложи овощи»
На столах лежат тарелочки с овощами и лист бумаги, разделенный на 6 одинаковых квадратов.
Педагог: Положите перед собой лист бумаги с шестью окошками.
Разложим овощи:
Например: В центре - синий баклажан; в левом верхнем углу зеленый огурец; в левом нижнем углу красный помидор; в правом верхнем углу красный перец; в правом нижнем углу капуста. (Рассказывают 2 – 3 ребёнка).
Детям переворачивают таблицы, на обратной стороне изображены овощи. Дети рассматривают таблицы, а затем рассказывают, что и где у них расположено.
(После выполнения задания на мониторе под бой звук курантов появляется цифра н-р:4.)
Педагог: Отправляемся дальше.
Задание №3.
Педагог: Идём дальше. Показывает детям стрелку с цифрой 6 и просит детей найти конверт с цифрой 6 в лесу. Конверт находят на ковре. Педагог зачитывает задание. Вспомнить и назвать все дни недели.
Наденька: Я всё знаю о днях недели. Мы это в школе проходили.
Блиц – опрос с Наденькой: Ребята, какой день недели сегодня?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели будет завтра?
- Сколько всего дней в недели?
- Сколько дней вы ходите в детский сад?
- Сколько дней вы отдыхаете?
- Какой день неделю начинает?
- Какой день неделю заканчивает?
Подвижная игра с карточками, под музыку «Живая неделька»
- Сейчас проверим, как вы запомнили последовательность дней недели. Разбирайте карточки с цифрами
Детям раздаётся по одной цифре, которая обозначает день недели.
-Неделя, стройся! (Дети строятся по – порядку.)
-Назовите по – порядку свой день недели!
Семь детей у доски построились и посчитались по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я - понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я - вторник. Какой день следующий?»
-Вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда)
-Пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота)
-Воскресенье, назови своих соседей (суббота, понедельник)
-Суббота, помаши рукой! Назови своих соседей.
(После выполнения задания на мониторе под бой звук курантов появляется цифра н-р:6.)
Наденька: Ну как. Вам понравилась игра. Вы все дни недели запомнили?
Педагог: Спасибо Наденька, ты нам очень помогла.
Педагог: Нас ждёт следующее задание.
Наденька: Я устала, я дальше идти не могу.
Педагог: Отдохнем и выполним упражнение.
Физкультминутка «Тик - так»
Дети проговаривают «тик - так».
Все часы идут вот так:
Тик - так, тик - так. (Наклоны головы в стороны)
Смотри скорей, который час:
Тик - так, тик - так. (Раскачиваться в такт,
руки в противоположную сторону)
Налево - раз, направо - раз:
Тик - так, тик — так. (Повороты в стороны)
Мы тоже с вами можем так:
Тик - так, тик - так. (Наклоны в стороны)
Задание №4.
Педагог: Нас ждёт следующее задание. Рамазан, какая цифра на стрелочке? (8).
Детям навстречу выходит Кикимора.
Кикимора: Чевой-то вы тут делаете? Заблудились что ли?
Наденька: Здравствуйте бабушка.
Кикимора: Какая я тебе бабушка. Ты сама бабушка.
Наденька: Я не бабушка. Я школьница. Мы ищем время, которое я потеряла. (Плачет). А дети мне помогают его найти.
Кикимора: Жалко мне тебя. Ладно, уж помогу. Есть у меня волшебный экран. Он покажет, где волшебники спрятали время.
(Кикимора колдует и на экране появляется блюдце с волшебным яблоком.)
Кикимора: Вижу, что вам нужно расшифровать записки волшебников о том, где они в разные дни недели прячут свои часы. Расшифруете и узнаете, где они сегодня их спрятали.
Наденька: Спасибо Кикимора.
(На мониторе появляется мнемотаблица с зашифрованной записью. Число обозначает день недели, далее идет зашифрованное слово-помощник, а дальше знак, обозначающий место, где их видели.)
«Расшифруй запись» (мультимедиа)
«Где спрятали часы?»
Необходимо расшифровать запись и сказать, в какой день недели и где прячут часы.
Н-р:
В понедельник часы прячут слева от стола.
В воскресенье часы прячут справа от кровати.
В четверг часы прячут между стульями.
Во вторник часы прячут за шкафом.
В субботу часы прячут около тумбочки.
В пятницу часы прячут в тумбочке.
В среду часы прячут под кроватью.
(После выполнения задания на мониторе под бой звук курантов появляется цифра н-р:8.)
Дети вместе с Наденькой благодарят Кикимору.
II часть. (Продуктивная деятельность)
Задание №5.
Наденька: Только как же искать часы, если я даже не знаю, как они выглядят.
Кикимора: Не переживайте. Мой волшебный экран вам поможет.
Вот так выглядит часовой циферблат с цифрами.
Посмотрите внимательно и запомните расположение цифр.
А чтобы ты, Наденька запомнила, как определять время, мы тебе подарим часы, которые сейчас сами сделаем.
Педагог: Кикимора, для того чтобы у нас получились красивые часы, помоги нам сделать пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Часики»
Ходят часики – тик-так (Шагаем пальчиками по столу.)
Они не ленятся, не спят. (Грозят пальчиком.)
Всё бегут, бегут, бегут. (Шлепаем по воздуху ладошками.)
Никуда не убегут. (Разводим руки в стороны.)
(Продуктивная деятельность под музыку О. Понфилова «Тик-так» (финальная к «Сказке о потерянном времени»).
(Педагог руководит практической деятельностью детей, при необходимости повторно показывает приемы работы с бумагой; помогает детям правильно соблюдать последовательность выполнения задания.)
Педагог: Мы с вами выполнили задания волшебников. Вернули на циферблат цифры…..?
Наденька: Спасибо Кикимора за помощь. Теперь никогда не забуду, как выглядят часы.
Кикимора: До свидания. Дарю вам часы.
(На экране появляется изображение часов).
Педагог: Сколько времени показывают эти часы?
Дети: Сейчас три часа.
Педагог: А сколько времени на ваших часах?
Дети называют, сколько времени у них на часах и дарят часы гостям, чтобы гости всегда знали который час?
Педагог: Обратите внимание, мы выполнили все задания волшебников, и вы слышите, происходит какое-то волшебство.
Под звон курантов стрелка на часах передвигается на час назад, и бабушка превращается в школьницу Наденьку Соколову
Наденька: Дети, вы действительно молодцы! Теперь я опять школьница. Вы научили меня определять время по часам. Теперь я смогу во время всё делать и всё успевать!
Вы меня приятно удивили и порадовали своими знаниями.
Хочу вам пожелать: Дорожите каждой минутой своего времени.
На память о нашей встрече, дарю эти песочные часы, которые помогут вам ценить и беречь время, правильно использовать его, планировать свои дела в соответствии со временем.
До свидания!!!
Педагог: Вот и закончилось наше путешествие по сказке о потерянном времени. Мы помогли Наденьке. А вы помните, что человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет!
Подведение итогов: Дети вы очень старались. Рамазан и Илья очень точно и верно составили числовой ряд, Азат с Азаматом лучше всех знают дни недели, Мирослав с Амелией быстрее всех приклеили цифры на циферблат часов. На этом наше знакомство со временем и пространством не закончилось, и на следующих занятиях мы продолжим учиться узнавать что-нибудь новое.
Педагог:
Обученье, обученье,
Словно сладкое печенье,
Быстро кончилось, увы.
Хорошо трудились вы!
Я за это благодарна.
Поработали ударно.
Список использованной литературы
- Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений» в старшей группе. Планы занятий. - М.: Мозаика-синтез, 2012.
- .Шорыгина Т.А. «Беседы о пространстве и времени»,ТЦ «Сфера»,2009.
- Л.С.Метлина. Математика в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия на тему «Откуда хлеб пришел» в подготовительной группе для детей с ТНР (подгрупповое).
Развитие речи, окружающий мир....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/15/picture-644230-1444933996.jpg)
Конспект открытого занятия на тему: "Формирование представления о форме и величине у детей с особенностями развития"
Открытое занятие "Приключения Колобка"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/29/picture-885507-1485695356.jpg)
Конспект НОД, посвященный70-летию Тема: «Славься, День Победы!» (в разновозрастной группе для детей от 3 до 5 лет)
Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны, заботиться о них....
План-конспект занятия по лексической теме «Профессии. Швея» в старшей логопедической группе для детей с ОНР.
План-конспект занятия по лексической теме «Профессии. Швея» в старшей логопедической группе для детей с ОНР....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/02/picture-1005657-1517559293.jpg)
Проект Тема: «Сказки «дедушки» Чуковского» вторая младшая группа (для детей с тяжелыми нарушениями речи)
Формирование знаний детей о значимости книг в жизни человека через творчество детского писателя К.И.Чуковского....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/10/picture-1297244-1607602269.jpg)
Конспект музыкального занятия на тему: «Сказка в музыке» в старшей группе
На занятии детей учатся различать средства музыкальной выразительности, сравнивать пьесы с одинаковыми названиями. Развивается речевая активность, умение выражать свои мысли о прослушанном....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/04/picture-1311330-1612457749.jpg)
Конспект ООД интегрированного вида. РЭМП на тему: «Сказка о потерянном времени». Возрастная группа дети 5-7 лет с задержкой психического развития.
Конспект организованной образовательной деятельности по РЭМП на тему: «Сказка о потерянном времени» для детей 5-7 лет с задержкой психического развития....