Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Математики»
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Методическая разработка данной деятельности может использоваться в практике воспитателей в работе с детьми подготовительной к школе групп ДОО, как основа для конструирования педагогом собственной образовательной деятельности с учётом выбора и индивидуальных особенностей детей конкретной группы. Данная методическая разработка поможет педагогам планомерно и последовательно использовать предложенный материал для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Данная деятельность организована в форме игры-путешествия и нацелена на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребёнка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_krupchan_m.a.docx | 899.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3» пгт. Нижний Одес
Методическая разработка
совместной образовательной деятельности
с детьми подготовительной к школе группе
«Путешествие в страну Математики»
Выполнила:
Крупчан Марина Алексеевна,
воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 3» пгт. Нижний Одес
пгт. Нижний Одес
2021г.
Пояснительная записка
Совместная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группе по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в страну Математики» - это уход от чисто учебной деятельности к игровой с включением в процесс ИКТ.
Данная деятельность организована в форме игры-путешествия и нацелена на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребёнка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.
Методы и приёмы, способствующие повышению познавательной активности:
- наглядные (показ, презентация, демонстрация слайдов)
- словесные (беседа по вопросам, словесная инструкция, указания, поощрения)
- игровые (физкультминутка, игра на плоскостное моделирование, игровое упражнение «Раскрашивание домов»)
- практические (написание графического диктанта, измерение дорог с помощью условной мерки, моделирование человечков из геометрических фигур)
- проблемно-поисковый метод (измерение дороги)
- решение логических задач, круговых примеров
Особенность проведения образовательной деятельности (новизна) заключается в насыщении содержания данной деятельности игровым занимательным материалом: проблемными ситуациями, творческими задачами, игровыми упражнениями, обеспечение наличия ситуации поиска с элементами практического исследованияв рамках интеграции образовательных областей, что полностью соответствует современным требованиям ФГОС ДО.
Цель:формирование элементарных математических представленийдетей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс методов и приёмов, повышающих познавательную активность.
Задачи:
Обучающие:
- закреплять умение ориентироваться в пространстве по отношению к себе, работать на листе бумаги в клетку;
- закреплять умение составлять задачи по картинкам, записывать решение задачи с помощью цифр и знаков, выделяя её составные части (условие, вопрос, решение и ответ);
- продолжать учить измерять длину предмета с помощью условной меры;
- закреплять умение сравнивать числа и пользоваться знаками «больше» и «меньше»;
- познакомить детей с понятием «круговые примеры» на сложение и вычитание;
- закрепить названия геометрических фигур;
- закреплять порядковый и количественный счёт;
- обобщить знания и представления детей о правилах поведения на дороге, о дорожных знаках.
Развивающие:
-развивать логическое мышление, внимание, память, воображение;
- развивать связанную речь, умение строить простейшие выводы, выражать свои действия в речи.
Воспитывающие:
- воспитывать организованность, коллективизм; уважительное отношение к окружающим, желание прийти на помощь;
- воспитывать интерес к занятиям математикой.
Ожидаемые результаты:
- развивается познавательный интереск математике в игровой и занимательной форме,
- расширяется математический кругозор дошкольников,
- активизируются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление,
- умеют аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения,
- повышается качество математической подготовленности к школе,
- более уверенно ориентируются в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее используют знания в повседневной жизни
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Развивающая предметно-пространственная среда
Демонстрационный материал: проектор, компьютер, экран, презентация, магнитная доска, магниты, светофор, макет «Город с короткой и длинной дорогами», условная мерка «Машина», дорожные знаки «Движение прямо», «Дорожные работы», «Круговое движение», «Пешеходный переход», карточки со схемами арифметических задач на сложение и вычитание, карточки с примерами, коробочка с подарком – фликера.
Раздаточный материал:листы в крупную клетку для графического диктанта, простые карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, набор геометрических фигур (на каждого ребенка), смайлики (красный, жёлтый, зелёный) на каждого ребёнка
Предварительная работа: создание презентации с игровыми заданиями к занятию, игры на ПДД, закрепление и повторение ПДД, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные игровые занятия.
Методическая разработка данной деятельности может использоваться в практике воспитателей в работе с детьми подготовительной к школе групп ДОО, как основа для конструирования педагогом собственной образовательной деятельности с учётом выбора и индивидуальных особенностей детей конкретной группы. Данная методическая разработка поможет педагогам планомерно и последовательно использовать предложенный материал для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Основные этапы (краткий план) проведения образовательной деятельности:
1 этап – организационный, состоит из проблемного вопроса и последующей проблемной ситуации, которые способствуют проявлению детского интереса, желание к дальнейшей деятельности.
2 этап – основной, переход к практической части (графический диктант, решение задачи, круговых примеров, решение проблемных игровых ситуаций, моделирование человечков).
3 этап - заключительный, «рефлексия» самооценка деятельности с использованием смайликов.
Сценарий образовательной деятельности:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Посмотрите, пожалуйста, на экран (слайд – с изображением картинок о путешествии).
Воспитатель: Как вы считаете, для чего нужны все эти предметы? (ответы детей)
Воспитатель: А вы любите путешествовать? (ответы детей).
Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по необычной стране «Математика». А на чём мы отправимся путешествовать, вы узнаете, выполнив графический диктант. Подойдите к столам, займите свои места(дети садятся за столы), возьмите листочки и карандаши. Рисовать надо по клеточкам. Слушайте внимательно, найдите точку красного цвета – это будет начало нашего рисунка. Приготовились, начинаем.
- 4 клетки вправо - 2 клетки влево
- 2 клетки вверх - 1 клетка вниз
- 8 клеток вправо - 6 клеток влево
- 2 клетки вниз - 1 клетка вверх
- 3 клетки вправо - 2 клетки влево
- 3 клетки вниз - 1 клетка вниз
- 2 клетки влево - 3 клетки влево
- 1 клетка вверх - 3 клетки вверх
Воспитатель: Все справились с этим заданием? Что получилось? Сравните фигуры на своих листах и на экране (дети соединяют точки, получается машина без колёс). Ребята, а чего не хватает? (ответы детей)
Значит, что нам надо для этого сделать? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, не хватает колес. Дорисуйте машине колёса в квадрате из 4 клеток (дети выполняют задание). Проверьте (на слайде появляется - машина)
Воспитатель: Так на чем же мы отправимся в путешествие? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, путешествовать мы будем на машине.
(4 или 5 слайды - машины пронумерованы не все, цифровой ряд–с 1 по 10, цифры 4 и 7 пропущены)
Воспитатель: Обратите внимание на слайд (картинку). Что вы видите? Чем они отличаются? Назовите, какие вы видите номера на машинах. А каких номеров на машинах нет? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте вместе решим, на машине, с каким номером мы поедем (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вам скоро будет семь лет, и я предлагаю отправиться на машине под номером 7.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, для того чтобы путешествовать на машине, что мы должны знать? (ответы детей - ПДД).
Воспитатель: Молодцы ребята.
А помощником в пути нам будет (6 слайд - Светофорик).
Воспитатель: Ну что, ребята, мы отправляемся в путь (7 слайд – едем по дороге - выполнение движений, имитирующих езду на машине под музыку)
Светофорик предупреждает «Внимание, впереди дорожный знак!» (8 слайд знак « Мост»)
Воспитатель: Этот знак вам знаком? Что он обозначат? ( «Мост»)
Воспитатель: Верно, но проехать по мосту мы можем, решив задачи, так как мост лежит через реку под названием «Задачка». Посмотрите внимательно на экран! Вам нужно составить задачу по картинке.
Составление задач по картинкам:
1. Задача (9 слайд)
На клумбе выросло 3 тюльпана и 5 роз. Сколько цветов выросло на клумбе?
2. Задача (10 слайд)
В реке плавали 7 утят, 4 утенка уплыли. Сколько утят осталось?
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с таким трудным заданием. Мы продолжаем наше путешествие дальше (11 - слайд – едем по дороге - выполнение движений, имитирующих езду на машине под музыку)
Светофорик предупреждает «Внимание, впереди дорожный знак!» (12 слайд знак «Развилка»)
Воспитатель: Посмотрите, перед нами две дороги. Одна дорога длинная, другая короткая. По короткой дороге ехать нельзя, там идут дорожные работы. Проехать можно, только по длинной дороге.
Воспитатель: А, как же нам узнать, какая дорога длинная, а какая короткая? (ответы детей - измерить) Измерение дороги.
Воспитатель: Правильно, а для этого нам надо разделиться на 2 группы. Выбирайте значки. Дети с цифрой «1» – это одна группа, дети с цифрой «2» – это другая группа.
Воспитатель: Чем можно измерить длину дорог (ответы детей - условной меркой)
Посмотрите вокруг, что мы можем использовать в качестве условной мерки?
(ответы детей - машину). Правильно, в качестве условной мерки мы будем использовать машину.
Вместе с воспитателем дети вспоминают правила измерения.
Каждая группа детей договаривается о том, кто, что будет делать и работает на своей дороге.
Воспитатель: Сколько условных мерок поместилось на дороге каждой группы
(ответы детей: группа с цифрой «1» – шесть машин, группа с цифрой «2» – 4 машины).
Воспитатель: Так какая же дорога длиннее, красная или синяя? (ответы детей – синяя) Почему? (ответы детей - потому что 6>4)
Воспитатель: Значит, мы едем по синей дороге. А чтобы другие путешественники могли найти правильную дорогу, нам надо их предупредить. Как мы можем их предупредить (ответы детей - поставить дорожные знаки)
Воспитатель: Какие? (ответы детей - знак «Движение прямо» - около длинной дороги - а около короткой «Дорожные работы»)
Дети расставляют знаки.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Справились с заданием. А теперь едем дальше (13 слайд – едем по дороге)
Светофорик предупреждает «Внимание, впереди дорожный знак!» (14 слайд знак «Круговое движение»)
Воспитатель: Ребята, что это за знак? (ответы детей)
Воспитатель: А вы знаете, в математике есть круговые примеры, с помощью которых мы сможем проехать этот трудный участок, чтобы продолжить путешествие по стране Математика.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое круговые примеры? (ответы детей). Круговые примеры это такие примеры, где ответ первого примера является началом следующего примера. Сейчас с ними познакомимся.
Воспитатель: Внимание на экран, перед вами числовой луч(15 слайд - цифровой луч). Он поможет нам в решении примеров. Когда мы движемся вперёд - вправо, мы выполняем действие - сложение, а когда мы двигаемся назад – влево - вычитание. А теперь попробуем составить круговые примеры.
- И начнем мы вычислять от примера 5-2=3(дети проговаривают: начинаем считать от цифры 5, делаем 2 шага назад и останавливаемся на цифре 3 , записывают ответ и проводят стрелку, к примеру 3+3=6; 6-2=4; 4+3=7; 7-2=5
Воспитатель: Ребята, а к какому примеру мы вернулись? (ответы детей - к первому)
- Получилось у нас круговое движение? (ответы детей)
- Молодцы правильно, теперь снова можем отправляться в путь(16 слайд – едем по дороге - выполнение движений, имитирующих езду на машине).
Светофорик предупреждает «Внимание, впереди дорожный знак!» (17 слайд знак «Пешеходный переход»)
Воспитатель: Ребята, что это за знак?(ответы детей)
- Вы молодцы, что это знаете! Пешеходный переход приведёт нас в город Фигурск. Воспитатель: Страна Математика волшебная и жители в городе Фигурске необычные. Они похожи на геометрические фигуры и каждый день переходят дорогу по этому, пешеходному переходу. Давайте представим себе, как выглядят жители этой страны (моделирование- дети выкладывают из геометрических фигур человечков). В ходе выполнения задания воспитатель задаёт детям вопросы. Затем дети смотрят на экран.
Воспитатель: Молодцы, у вас получились очень веселые и забавные человечки (18 слайд – Геометрические человечки на пешеходном переходе)
Воспитатель: Ребята, давайте, мы с веселыми человечками перейдём по пешеходному переходу и погуляем по улицам города. Посмотрите, в этом городе не только жители, но и дома тоже необычные (19 слайд - город из геометрических фигур)
Воспитатель: Мы попали на улицу Геометрическую. Посмотрите, дома на улице Геометрической бесцветные. Что можно сделать, чтобы дома стали яркими, красивыми и т.д. (19 - слайд – геометрические дома, бесцветные)- ответы детей.
Раскрашивание домов в соответствии с заданием воспитателя:
- Красный дом стоит рядом с домом, у которого самые большие окна;
- Синий дом трехэтажный, стоит вначале улицы с самой высокой крышей;
- Зелёный дом двухэтажный, он стоит рядом с домом, у которого крыша в форме трапеции;
- Какого цвета последний дом.
Воспитатель: Ребята, какие все вы молодцы, помогли жителям города. Наше путешествие подошло к концу, а вот и наш помощник Светофорик
(20 слайд – Светофорик желает успехов дальше в получении математических знаний, соблюдении ПДД и дарит вам подарки ( фликеры)
Воспитатель: Спасибо тебе, Светофорик, за твою помощь, твои подарки. Мы всегда будем соблюдать правила дорожного движения. А теперь нам нужно возвращаться обратно в детский садик. «Садимся» обратно в машину, и отправляемся в обратный путь. (21 - слайд – едем по дороге).
Рефлексия
- А теперь каждый из вас зажжёт свой сигнал Светофорика.
- Если вам понравилось путешествие и все задания вы выполнили – прикрепите на светофорик - зелёный смайлик (весёлый).
- Если что-то показалось трудным, с каким-то заданием не справились – жёлтый (обыкновенный).
- А если сегодня вам занятие не понравилось – красный (грустный).
Дети прикрепляют смайлики
Хочу пожелать вам, чтобы вы в любую погоду, в разное время суток, во все времена года соблюдали правила дорожного движения.
Список литературы:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.
2. Белошистая А.В. кандидат пед. наук. Математика и дети
3. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д. и др. Обучение математике в детском саду. – М.: Академия, 1997.
4. Казинцева Е.А., Померанцева И.В. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2013.
5. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва: Просвещение, 1985 - с.96.
6. Помараева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная группа - М.: Мозаика-синтез, 2012.
Приложение
Презентация с игровыми заданиями
Материал для решения примеров
Светофор для рефлексии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект основной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в страну «Математика».
Конспкт зенятия (открытое занятие)...
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: Волшебная страна «Математика»
Воспитывать интерес к математическим занятиям.Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.Закрепить представления детей о геометрических ...
Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми подготовительного возраста по обучению грамоте «Веселое азбуковедение»
Данная разработка создана с целью реализовать следующие задачи: - Закрепить навыки и умения детей составлять схему слова, выделяя мягкий, твердый согласный и гласный.·...
Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми подготовительного возраста «Комнатные растения»
Конспект совместной деятельности по теме: Комнатные растения....
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы . Тема: «Волшебная страна знаний» (с использованием ИКТ, здоровьесберегающие технологии и критическое мышления)
Непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы.Тема: «Волшебная страна знаний»Цель: развитие познавательной активности, творчества и навыков межличн...
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: Волшебная страна «Математика»
ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:-Упражнять в счете в пределах 12 в прямом и обратном порядке.-Закрепить знания о составе чисел в пределах 12 из двух меньших чисел.-Закрепить знания о последовательности дней недели, ...
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Знаний»
Создание условий для развития познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми....