Мастер класс для педагогов ДОУ «Организация развивающей среды в области познавательного развития»
материал по математике

Козлова Елена Александровна

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в использовании логико-математических игр и головоломок для формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_pedsovet.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов ДОУ

«Организация развивающей среды в области познавательного развития»

Участники: воспитатели МБДОУ № 10 «Алёнушка»

Форма проведения: мастер-класс

Продолжительность мастер-класса: 20 минут

Продукт мастер-класса:  повышение профессиональной компетентности по использованию игр – головоломок.

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в использовании логико-математических игр и головоломок для формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

-создать творческую атмосферу;

-познакомить и обучить внедрению логико–математических игр и головоломок в образовательную деятельность.

Материалы: мультимедийное оборудование, счетные палочки, головоломки:  Танграм, Колумбово яйцо, Игра – головоломка Пентамино, Квадрат Никитина, Головоломка Пифагора, «Монгольская игра»,  маркер для доски, столы и стулья.

Ход мастер - класса

Слайд 1.

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу поделиться с вами опытом работы по организации развивающей среды в области познавательного развития,  а именно в математике. Сразу хочу сказать, что это не вполне может быть новое для вас, в первую очередь именно для меня некоторые игры оказались незнакомыми и этими - то открытиями  я хочу с вами поделиться.

Как всё начиналось. Получив перечень материалов и оборудования рекомендованный ФИРО в области познавательного развития и  ознакомившись с ним, мы с Ингой Константиновной были просто ошарашены тем, какое множество игрового оборудования должно быть в центре математики, для того чтобы обеспечить полноценное развитие математических способностей детей. Некоторые названия игр были даже нам незнакомы, например такие – монгольская игра, пентамино, вьетнамская игра, квадрат Пифагора.  Первое что пришло в голову – где взять столько денег на покупку всего этого материала. Но, немного поразмыслив, сначала решили обратиться к интернету, и познакомится с играми поближе. Оказалось, что многие из перечисленных игр – головоломок можно сделать самим, их ещё называют – картонные. Вооружившись всем необходимым, мы принялись  за дело.

В процессе такой интересной деятельности, заодно пополнили и свои знания. Теперь мы знаем, что все огромное разнообразие головоломок можно условно разделить на несколько типов:

Слайд 2.

1. Объемные головоломки.  Самая известная— это кубик Рубика, змейка Рубика, пирамида.  С такими игрушками и мы играли в детстве.

Слайд 3.

2. Геометрические головоломки на плоскости. Многие из этих игр пришли к нам из глубины веков и основаны на старинных интеллектуальных забавах древнего Китая, Японии и других стран Востока.

Слайд 4.

Например «Вьетнамская игра». Это простая на первый взгляд головоломка состоит из семи геометрических деталей, и в своем правильном объединении представляют собой круг. Первый вариант игры предполагает перемешивание элементов, а затем — поиск верного варианта их объединения на основе. Второй вариант — это сборка из деталей разнообразных фигур: как заданных инструкцией, так и придуманных в свободной импровизации.

Слайд 5.

По типу «Вьетнамской игры» созданы и другие подобные геометрические головоломки: например  «Волшебный круг»,

 Слайд 6.

«Колумбово яйцо».

Слайд 7.

«Монгольская игра».

Слайд 8.

«Танграм».

Слад 9.

Головоломка Пифагора.

Слайд 10.

Квадрат Никитина.

Слайд 11.

Игра – головоломка Пентамино.

Каждая из этих головоломок состоит из оригинальных геометрических деталей, из которых изначально составлена та или иная фигура (квадрат, яйцо, сердечко, фигура человечка и т.д.). Сборка деталей на плоскости поможет детям развить пространственное мышление, глазомер, зрительно-двигательную координацию. 

Слайд 12.

 Головоломки-лабиринты.  Эту игру любят все малыши, а смысл ее, не зависимо от масштабности и уровня сложности остается неизменным: пройти по причудливым переплетениям дорожек, отыскав единственно возможный путь из пункта А в пункт Б.
 

Слайд 13.

5. Головоломки, направленные на решение геометрических задач.

Конструктор из коктейльных палочек.

Слайд 14.

В чем польза таких игр.

Головоломки для ребенка — обучающая игра, в ходе которой все быстро запоминается и усваивается.  Они развивают:

1. Настойчивость

Детские загадки кажутся легкими только взрослым, от ребенка они требуют серьезных умственных усилий. Правильный ответ находится не сразу, приходится перебирать варианты, разбираться в деталях, группировать признаки.

2. Усидчивость и концентрацию внимания

Даже непоседы снижают скорость, когда их мозг занят решением сложной задачи. Он понимает,  что решить задачу можно только, сосредоточившись на ней. Постепенно это войдет в привычку и умение удерживать внимание будет очень полезным, когда ребенок пойдет в школу.

3. Социализация

Если загадки решает группа детей, у них развиваются навыки командной работы, готовность признавать чей-то успех и правильно реагировать на неудачи. Хорошо, если загадку будут обсуждать все вместе, тогда ребенок научится прислушиваться к мнению сверстников.

4. Расширяют кругозор.  Дети интересуются - Почему игра так называется, когда  и кто её придумал?  

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

В игры – головоломки  играют и взрослые.  Что мы сейчас с вами  и сделаем . Я предлагаю вам перенестись в детство и поиграть в эти игры.

Время для игры 5 минут. Затем по звуку колокольчика мы меняемся столами, и игра продолжается, за 15 минут мы можем поиграть в разные виды игр – головоломок.

 Рефлексия:

1 стол. Взяли ли вы для себя, что то новое?

2. стол. Какая основная цель игр – головоломок.

3. стол. В чём заключается ценность игр – головоломок для развития дошкольника?

Слайд 15.

Благодарю вас за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Инновационный подход к организации развивающей предметно-пространственной среды»

Материал для воспитателей, организующих развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС....

Методическая разработка: "Мастер-класс для педагогов по организации в группе детского сада центра развития образной речи"

Цель мастер-класса - познакомить педагогов с ваиантом организации центра развития образной речи как элемента предметно-пространственной среды группы детского сада....

Конспект мастер-класса для педагогов по организации и проведению развивающей игры «Волшебная лупа» в старшей группе образовательная область «Речевое развитие»

В ходе мастер-класса педагоги познакомились с развивающей игрой "Волшебная лупа", с одним из вариантов ее использования....

Презентация к мастер - классу для педагогов ДОУ "Организация развивающей среды в области познавательного развития"

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в использовании логико-математических игр и головоломок для формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Организация экспериментальной деятельности в ДОУ для развития познавательной активности старших дошкольников»

Мастер класс для педагогов ДОУ«Организация экспериментальной деятельности в ДОУ для развития познавательной активности старших дошкольников» может быть использован педагогами ДОУ с целью п...

Мастер – класс для педагогов по теме: «Дидактическая сказка как средство познавательного развития дошкольников»

Знакомство педагогов с разными формами работы со сказкой, с приёмами сочинения сказок...

Мастер-класс для педагогов "Использование технологии Кроссенс в речевом и познавательном развитии детей"

Кроссенс — это загадка, головоломка, ребус. Применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Играть можно как с одним ребёнком, так и с группой детей.Суть метода: нужно раз...