Мастер-класс «Инновационный подход к организации развивающей предметно-пространственной среды»
методическая разработка на тему
Материал для воспитателей, организующих развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нет такой стороны воспитания, на которую
обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребёнка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку,
облегчит свой труд в высшей степени.
Среди неё ребёнок будет жить – развиваться
собственной самодовлеющей жизнью,
его духовный рост будет совершаться
из самого себя, от природы…»
Е.И. Тихеева
Слайд№1.
В связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ стоит особо актуально. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно - пространственной среды ДОУ.
Слайд№2.
Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития». Многие выдающиеся философы и педагоги предлагают рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности, считают, что, через предметно-пространственную среду ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Слайд№3
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде :
- Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
- Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
- Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
-реализацию различных образовательных программ;
-в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
-учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
-учет возрастных особенностей детей.
4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Слайд№4.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
- 1. Среда должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
- 2. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
- 3.Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
- 4.Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
- 5.В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
- 6. Необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
- 7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
- 8. Необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
- 9.Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Слайд№5.
Создавая ПРС в своей группе, я руководствовалась следующими принципами:
- дистанции, позиции при взаимодействии ,
- активности, самостоятельности, творчества ,
- стабильности–динамичности,
- комплексирования и гибкого зонирования,
- эмоциогенности среды,
- эстетической организации среды,
- открытости – закрытости,
- гендерных и возрастных различий.
Слайд№6.
Я считаю, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть современной, отвечающей критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей детской деятельности, обеспечивающей достижение нового, перспективного уровня в развитии детей. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. При построении предметно-развивающей среды соблюдала принцип зонирования.
Слайд №7.
Центр театрализованной деятельности: «В гостях у сказки».
В центре имеются разные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, теневой театр, фигур и масок, элементы костюмов, парики, атрибуты для постановки сказок. Реквизиты и театры выставлены на полки или разложены в маркированные цветные коробки, что удобно в использовании детьми. Имеются напольная и несколько настольных ширм, которые служат и как декорации. Проявлять интерес, желание к театральному искусству помогает медиатека: сказки по программе, мелодии, детские песни, звуковые эффекты, информация о детских писателях и многое другое.
Слайд№8.
Центр искусства
В группе отведено место для изобразительной деятельности детей. Здесь мои воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. На полочках расположены дидактические игры, альбомы с разными видами жанров. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.
Слайд№9.
Центр занимательной математики
Созданию центра занимательной математики предшествовал подбор игрового материала, что определялось возрастными возможностями и уровнем развития детей. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.
Слайд№10.
Уголок природы «Мир экологии»
Для развития экологически грамотного и бережного отношения к окружающему в нашей группе оборудован природный уголок. Здесь представлены дидактические игры по темам: климат, растительный и животный мир, природные зоны земного шара и т. д. В этом уголке дети наблюдают за изменениями в процессе роста растений. Гербарий позволяет детям получить представления о многообразии мира природы родного края. Расположены макеты природных зон: Антарктида, Африка; дикие и домашние животные; мир насекомых, подводный мир.
Слайд№11.
Центр науки «Хочу все знать»
Большой популярностью у детей моей группы пользуется центр науки. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для экспериментирования создан ценр воды и песка. Так же имеются коллекции почв, семян, тканей. Для познавательного развития подобрана специальная детская литература, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. Особое место отведено мини-музею «Воздух-Невидимка». Вместе с детьми собраны экспонаты, которые непосредственно связаны с воздухом. Мной собран и систематизирован материал: конспекты занятий, картотеки опытов, подборка пословиц и стихов о воздухе, набор иллюстративного материала.
В данный момент начата работа по созданию мини-музея «Лекарственные травы».
Слайд№12.
Центр речевого творчества.
В центре представлена возможность воспитанникам действовать индивидуально. Мною накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Я считаю, что речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Книжный уголок, размещённый рядом, способствует приобщению к художественному чтению, формированию запаса литературных, художественных впечатлений, развитию литературной речи. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой и тематическим планом.
Слайд№13.
Игровой центр
Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра. Атрибуты к играм мною были подобраны так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность в оформления, современность материалов вызывают у детей желание играть. Подобранный игровой материал позволяет детям комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Идею мобильности и динамичности я воплотила с помощью трехстворчатой ширмы для мальчиков. Дети могут действовать сами в зависимости от игрового замысла. Ширма позволяют менять предметно-пространственное окружение, вносить в него новое в соответствие с интересами детей. Все любимые мальчиками предметы легко крепятся и кладутся в карманы: часы, рация, фонарик, карта, бинокль. В них также легко размещаются плотницкие и столярные инструменты: ножовка, молоток, отвертка.
На мобильной платформе можно легко создать макет дороги. «Дорога» -способствует закреплению и воплощению личного социального опыта детей в игре, погружению в игровую ситуацию, проявлению изобретательности в использовании предметной среды, совершении разнообразных игровых действий, дополнению игровой обстановки по ходу игры.
Для игр девочек создан трёхуровневый дом «Барби» и платформа для создания домашней обстановки. Этот девичий уголок отделён лёгкой прозрачной вуалевой занавеской и позволяет вырваться из мира взрослых и поселиться в своем «гнездышке». В пластиковом камоде легко найти атрибуты для маленькой барышни: шляпки, бусики, платочки и т.п.).
Слайд№14.
Центр физической культуры и спорта.
«Смелые, сильные, ловкие»
Яркий, веселый, физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство нашей групповой комнаты. Он реализует потребность детей в двигательной активности. Здесь дошкольники занимаются и закрепляют разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья наших детей. Имеется большое количество нестандартного оборудования, а так же массажных дорожек для закаливающих и профилактических мероприятий.
Слайд№15.
Центр строительно-конструктивных игр.
В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы. В центре ещё есть мягкие модули. Они обогащают детскую игру, обеспечивают трансформируемость, полифункциональность игрового пространства. На усмотрение играющих это может быть ракета, бассейн, дворец, автобус и т.д.
Слайд№16.
Центр безопасности.
С целью научить наших детей безопасному поведению на дороге мною был создан центр дорожной безопасности. Данный центр оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм; дидактическими и настольными играми для закрепления знаний правил дорожного движения. Хорошим дидактическим пособием служит мобильная платформа с разметкой улиц и дорог. Имеются так же настольно-печатные и дидактические игры. Наборы иллюстративного материала по пожарной безопасности. Я думаю, что создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.
Слайд№17.
Для поддержания у дошкольников интереса к школе выделена учебная зона. Обстановка в ней должна быть приближена к учебной (, школьная доска и расстановка столов на занятии рядами, как парты).
Слайд№18
У ребёнка необходимо развивать представления о собственных возможностях и силах, учить познавать себя, анализировать своё настроение и поведение. Для этого имеется экран настроения. А на шкафчиках в раздевальной комнате прозрачные кармашки. В них дети получают жетоны, накапливают их за определённый период и подводят итоги конкурсов: «Самый лучший помощник», «Самое примерное поведение» и т.д.
Слайд№19
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию моих воспитанников. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Мною было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой моих детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды детского сада.
ФГТ- условия изменения предметно-развивающей среды детского сада. В данной презентации рассматриваются центры развивающей активности детей....
Презентация "Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ"
В настоящее время вновь наблюдается повышенный интерес к данной проблеме в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного ...
Консультация на тему: «Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды»
Предметно-пространственная среда – это организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ребенка,...
Инновационный подход к организации предметно - развивающей среды детского сада
Основные функции развивающей среды детского сада...
Консультация для педагогов "Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Консультация для педагогов по совершенствованию РППС в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО....
Консультация на тему: «Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».
Консультация на тему: «Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»....
Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды в различных образовательных учреждениях, прежде всего дошкольных: меняются требования общества к подрастающей личности, на ...