Мастер - класс для педагогов ДОУ «Организация экспериментальной деятельности в ДОУ для развития познавательной активности старших дошкольников»
учебно-методический материал
Мастер класс для педагогов ДОУ«Организация экспериментальной деятельности в ДОУ для развития познавательной активности старших дошкольников» может быть использован педагогами ДОУ с целью повышения уровеня профессионального мастерства педагогов, в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста посредством организации экспериментальной деятельности в ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер - класс: «Организация экспериментальной деятельности в ДОУ для развития познавательной активности старших дошкольников»
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста посредством организации экспериментальной деятельности в ДОУ.
Задачи:
- Ознакомить педагогов с условиями развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.
- Привлечь внимание и заинтересовать педагогов к развитию познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.
- Углубить знания педагогов по вопросам экспериментирования с реальными и абстрактными объектами.
- С помощью мастер – класса передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое.
Ожидаемый результат: Повысится уровень педагогического опыта по экспериментированию.
Материалы для игр – экспериментов: презентация, стаканы: с минеральной водой и обычной, мелкие кусочки пластилина; сосуды разной формы; четверть стакана подкрашенной воды, четверть стакана подсолнечного масла и четверть стакана сиропа; перчатки резиновые и тканевые.
Ход мастера - класса:
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги и гости.
Уважаемые, коллеги, я буду говорить слова приветствия, если они относятся к вам, вы мне помашете рукой.
Добрый день всем участникам конкурса!
Добрый день всем гостям!
Добрый день всем, кто пришел сюда с хорошим настроением!
Добрый день всем тем, кто пришел поддержать участников конкурса!
Добрый день всем, кто находится в этом зале!
Воспитатель: Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется мастер- класс на тему «Организация экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении для развития познавательной активности старших дошкольников»
В течение трёх лет я проводила работу по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности, которая осуществлялась в условиях структурного подразделения «Детский сад» МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2». Формирование опыта происходило в процессе работы с детьми дошкольного возраста.
В соответствии с реализацией ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров стоит именно любознательность. Ребёнок - дошкольник регулярно задаёт вопросы о предметах и явлениях, пытается выдвинуть догадки, свои объяснения явлениям природы и тем или иным поступкам людей, склонен замечать, наблюдать, экспериментировать и проверять опытным путём. Исходя из этого, развитие познавательной активности дошкольников является одной из актуальных проблем, направленной на всестороннее развитие личности ребёнка, которая способна получать полезную и важную информацию.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей развития познавательной активности детей дошкольного возраста, посредством широкого внедрения в образовательный процесс детского сада экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.
Работа над опытом охватывает период с июня 2015 года, когда из детей дошкольного возраста была сформирована средняя группа, по июнь 2018 года и включала в себя три этапа, которые вы видите на слайде.
1 этап - начальный (констатирующий) – сентябрь 2015 – ноябрь 2015года.
2 этап – основной (формирующий) – декабрь 2015 - март 2018 года.
3 этап – заключительный (контрольный) март 2018 – май 2018 года.
Начальный период предполагал обнаружение проблемы, формулировалась тема опыта работы, изучались и анализировались педагогические источники по выбранной проблеме. Осуществлялся подбор диагностического материала для выявления уровня сформированности познавательной активности детей, проведена диагностика по выявлению исходного уровня познавательной активности детей средней группы, использовалась методика «Вопрошайка» М. Б. Шумаковой.
По результатам диагностики в средней группе оказалось только 7 % воспитанников с высоким уровнем познавательной активности, 34 % детей находились на среднем уровне, 59%- на низком уровне.
Таким образом, была выявлена необходимость в создании условий для развития познавательной активности детей, поиска современных методов и приемов в решении данной проблемы. На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является использование экспериментальной деятельности.
На формирующем этапе была проведена проверка эффективности использования метода экспериментирования в процессе развития познавательной активности дошкольников.
На заключительном этапе проводился анализ и обработка полученных результатов работы. Диагностика доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.
Уважаемые коллеги, результаты диагностики представлены на слайде.
Таким образом, положительные результаты по итогам диагностики свидетельствуют об эффективности организации экспериментальной деятельности дошкольников: разработанная и апробированная на практике система доказала свою эффективность в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста.
Воспитатель: Уважаемые коллеги, работа над опытом предполагает создание педагогических условий для познавательного развития дошкольников. Одним из условий является обогащение предметно- пространственной среды. Практика показывает, что хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда имеет большое значение в развитии детской познавательной активности, ведь она стимулирует самостоятельную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.
Поэтому, в группе оформили уголок экспериментирования, где созданы необходимые условия для совместного с педагогом и самостоятельного экспериментирования. В уголке экспериментирования имеется следующее оборудование: различные приборы, сосуды, природный материал, бумага, медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, зеркала, сыпучие материалы, измерительные материалы: метр, линейка, условные мерки и многое другое.
При создании и оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования: безопасность, доступность, мобильность, достаточность материала. Материал, находящийся в уголке, соответствует уровню развития детей, их возрасту, но имеются также материалы и оборудование для проведения и более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей, с более высоким уровнем развития. Оборудование в уголке экспериментирования постоянно пополняется, обновляется в соответствии с темой и временем года.
С детьми 4-5 лет проводились элементарные опыты и простые эксперименты, где ребят знакомили со свойствами воды, солнечных лучей, льда, снега, стекла.
С детьми проводились следующие эксперименты:
- «Лепим колобка», где они получают представления о том, что из влажного песка и глины можно лепить;
- «С кем подружится Капелька», где знакомят детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, нужна для жизни растений, животных и людей;
- «Волшебные тени», детей знакомили с тем, что если светить на предмет, то появляется тень.
- «Разноцветные льдинки», даётся детям представление о том, что лед это замороженная вода, и др..
В процессе экспериментирования ставится цель опыта, совместно с детьми составляется план его проведения, и осуществляются необходимые действия.
В старшей и подготовительной группах работа по познавательному развитию детей в процессе экспериментальной деятельности проводится более углублённо. Проводимые с детьми эксперименты усложняются. Создаются следующие проблемные ситуации: «Утонет ли яйцо в воде?», «Летает ли воздушный шарик?», «Зачем человеку нужен нос?», «Из чего можно сделать лодку?», «Что притягивает магнит?» и другие в процессе которых развиваем умение детей логически мыслить, рассуждать, вырабатывать гипотезы.
Таким образом, в ходе проделанной работы, собрана картотека опытов и игр - экспериментов для детей средней, старшей, подготовительной групп.
Воспитатель: Уважаемые коллеги, с вашей помощью сегодня я хочу продемонстрировать некоторые занимательные опыты, которые можно использовать в работе с детьми. Мы попробуем не только провести опыт, выдвинуть гипотезу и сделать вывод. (Приглашаются коллеги из зала).
Воспитатель: Уважаемые, коллеги, у меня необычный сундучок в котором находится то, с чем мы сегодня будем экспериментировать. А что же в нём, вы узнаете, отгадав загадку.
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?
(Вода)
Воспитатель: Молодцы, сегодня мы с вами изучим некоторые свойства воды. И сейчас я предлагаю вам особо понравившийся детям - научный эксперимент «Цветная жидкость».
Воспитатель: Уважаемые коллеги, перед вами на столе находится жидкость: сироп, подкрашенная вода и подсолнечное масло.
Воспитатель: Скажите, что нам необходимо, чтобы получить сироп? Правильно, мы должны в воде растворить сахар (а если соль – получается рассол), с детьми мы растворяем сахар в воде, тем самым повторяем, что в воде растворяются вещества. Но, так как время нашего мастер –класса ограничено, сироп у меня готовый; для наибольшего эффекта опыта, я со своими детьми подкрашиваю воду в любой цвет и берём подсолнечное масло. Обязательно должны быть одинаковые пропорции.
Воспитатель: Уважаемые коллеги, как вы думаете, что произойдет, если всю жидкость слить в один стакан? (выдвигают гипотезы)
- Проделаем опыт: первым вливаем сироп, затем подкрашенную воду и последнее – подсолнечное масло.
Вывод: сироп, как самая плотная жидкость, осела на дно, посередине подкрашенная вода, а масло всплыло наверх (легкая плотность). Молодцы! Переходим к следующему опыту.
Воспитатель: Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам провести опыт с газированной и простой водой и выявить её свойство. Опыт называется «Пузырьки спасатели».
Воспитатель: Для проведения этого опыта нальём в один стакан газированную воду, а в другой обычную. Возьмём кусочки пластилина, как вы думаете, что произойдёт с пластилином, если его бросить в газированную и обычную воду (Коллеги отвечают) Ну а сейчас проверим. (бросают пластилин)
- Обратите внимание на стакан с обычной водой.
Воспитатель: Что произошло с пластилином?
Коллеги: кусочки пластилина опустились на дно
Воспитатель: Почему?
Коллеги: пластилин тяжелее воды, поэтому тонет.
Воспитатель: А теперь посмотрим на 2 стакан с газированной водой
- Что мы видим?
Коллеги: пластилин поднялся наверх
Воспитатель: - Какой мы сделаем вывод: ……………
Вывод: Вы правы, в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; когда пузырьки воздуха выйдут из воды, пластилин опустится на дно. Молодцы, переходим к следующему опыту.
Воспитатель: Сейчас мы проверим «Проникает ли вода через ткань и резину?» Перед вами на столах перчатки. Возьмите их в руки и скажите, из какого материала они сделаны? (ответы) Как вы думаете, проникает ли вода через ткань? А через резину? (ответы) А сейчас проверим ваши гипотезы.
Я предлагаю вам надеть перчатки (резиновую и тканевую) и опустить руки поочерёдно в воду. Ну, что промокли ваши руки в перчатках? Какой мы сделаем вывод?
Делается вывод: Вода проникает через ткань, а резина воду не пропускает.
Молодцы, спасибо за участие в экспериментах, прошу вас занять свои места.
Воспитатель: Уважаемые коллеги, вы убедились на практике, что занимательные опыты способны много дать для познавательного развития детей дошкольного возраста. В результате ребенок на наглядном примере получает те знания, которые впоследствии будут ему необходимы в школе. Исследуйте, наблюдайте, экспериментируйте! Я благодарю вас за прекрасную работу.
Рефлексия
Воспитатель: Уважаемые коллеги, спасибо вам, я рада, что на протяжении всего мастер класса вы были активны и внимательны. Я предлагаю вам высказать своё мнение о мастер- классе и выбрать, как вы поступите с информацией, которую вы сегодня получили.
Перед вами на столе картинки с изображением чемодана, мясорубки и корзины.
Чемодан означает, что всё, что вы сегодня узнали пригодится вам в дальнейшей работе. Мясорубка – информацию осмыслю и переработаю. Корзина – всё выброшу.
( педагоги выбирают картинки и высказывают своё мнение)
Воспитатель: Спасибо.
Воспитатель: Свое выступление я хотела бы закончить словами:
Любознательные дети,
Все желают знать на свете?
Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладошки долетая?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно надо не лениться
А учиться и учиться.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие познавательной активности старших дошкольников через экспериментальную деятельность»
гТе«Развитие познавательной активности старших дошкольников через экспериментальную деятельность»познавательной активности старших дошкольников через эксТема пма педагогического проекта: «Развитие...
Развитие познавательной активности старших дошкольников через экспериментальную деятельность
Презентация...
МАСТЕР –КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ Тема: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»
данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...
Мастер – класс для педагогов ДОУ Тема: «Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность....
Конкурс "Воспитатель года- 2023". Мастер- класс для педагогов "Использование развивающих игр В. В. Воскобовича для развития познавательной активности дошкольников"
Конспект мастер- класса...
Мастер-класс для педагогов на тему: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов на тему: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»Цель: представление опыта работы с дет...
Мастер-класс для педагогов по использованию дидактической технологии "Дары Фребеля" в развитии позновательных процессов старших дошкольников " Мир в коробке"
В мастер-классе представленна система дидактических игр и заданий для развития позновательных процессов для старших дошкольников....