Развитие математических представлений у детей через дидактические игры
статья по математике (младшая группа)
Данная статья поможет организовать процесс познания детьми математических отношений, связей и зависимостей, развития интересов и способностей в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями по развитию математических способностей через дидактические игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_matematicheskih_predstavleniy_u_detey_cherez_didakticheskie_igry.docx | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие математических представлений у детей через дидактические игры»
Аннотация:
Данная статья поможет организовать процесс познания детьми математических отношений, связей и зависимостей, развития интересов и способностей в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями по развитию математических способностей через дидактические игры.
Основное назначение дидактических игр — обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, пространственных и временных представлений детей. Усвоение детьми математических представлений продуктивно, если оно идет в контексте практической игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные ранее, становятся необходимы им, так как помогают решить практическую задачу, усваиваться легче и быстрее. Дидактические игры помогают детям проявлять свою сообразительность, смекалку, учат вести самостоятельный поиск при решении задач, являются ценным средством воспитания, умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, воображение и другие), вызывают интерес к процессу познания и облегчают процесс усвоения знаний, способствуют формированию у детей внутренних условий для познавательной деятельности – самоконтроль, что позволяет ребенку видеть, анализировать, исправлять ошибки, корректировать свою деятельность.
Дидактические игры подразделены на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природного материала) настольно-печатные и словесные.
В дидактических играх с предметами используются дидактические игрушки и реальные предметы. С их помощью дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие, знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В таких играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности. По мере овладения детьми новыми математическими знаниями задания в играх усложняются, так детям младшей группы даются резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут найти едва заметные различия между предметами (д\и «найди одинаковые предметы», «подбери пару» и другие). В средней группе разница между предметами становится менее заметной. Дети выполняют задание, требующее сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождение отсутствующего предмета, приобретает умение складывать целое из частей, нанизывать предметы (пирамиды и т.д.), выкладывать узоры из разнообразных форм. Дидактические игры с природным материалом (семена растений, листья, камешки, ракушки, цветы) используются для освоения свойств предметов, классификации по заданному признаку, например, д\и «разложи листья по убывающей величине», «собери букет» и т.д. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино и другие. Современная промышленность выпускает их в достаточном количестве, но дети играют с удовольствием и в игры, сделанные руками педагогов совместно с детьми в старшем возрасте (д\и «доберись до домика», «подбери нужный узор к одежде» и другие). Эти игры требуют от ребенка довольно сложных действий, исполнения, одновременно нескольких правил, (точно следовать в отсчете движения фишки показаниям брошенного кубика, ориентироваться на условно-знаковые сигналы на игровом поле, следить за действиями других играющих), направлены на развитие памяти, закрепляют знания о количественном и порядковом счете, пространственном расположении предметов, учат составлять целое из частей. Словесные дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно важны для старшего возраста, так как способствуют подготовке к обучению в школе, развивают умение слушать педагога, применять знания в соответствии с поставленной задачей, формируют умение существенные признаки предметов (д\и «отгадайка» «да-нет», умение сравнивать, делать умозаключения, обобщать, классифицировать — «назови три предмета»; «назови одним словом» — быстрота мышления, внимание; «кто знает, пусть дальше считает»).
Для проведения дидактических игр определяется наиболее удобное время в течение дня (утренний прием, образовательная деятельность, другие режимные моменты), определяется количество играющих (небольшие группы и индивидуально), подготавливается необходимый дидактический материал, педагог определяет свое место в игре, методы руководства игрой, объяснения детям хода и правил игры. Принцип работы: как можно меньше показа способов действий, как можно больше поисковой деятельности. По мере усвоения математических представлений материал усложняется.
Положительный результат в работе с детьми по усвоению математических представлений достигается за счет разнообразия и эффективности применяемых дидактических игр, в которые дети охотно с удовольствием играют, становятся самостоятельными, появляется сообразительность, находчивость, смекалка, у них вырабатывается усидчивость, планирование своих действий, следование правилам, умение сосредотачивать внимание на содержание деятельности, контролировать себя и произвольно управлять своим поведением.
Используемая литература:
- З,А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»;
- дети у истоков математики» РАО;
- Т.И. Тарабарина «И учеба, и игра: математика».
Планирование д\игр по математике 2 мл. группа
месяц | д\игра | Задачи развития |
октябрь | д\и «найди такой же предмет», «разложи по размеру», «кто в домике живет», «подбери посуду для медведей», «найди и подбери все круглое», «разложи цветы в корзиночку такого же цвета». | Знакомство детей с названиями простейших форм; поиск подобие отличие по размеру большой-маленький, высокий-низкий, геометрическая форма-круг, учить детей понимать слова, означающие различные цвета. Раскладывать предметы по порядку – сериация. |
ноябрь | «подбери пару», «найди одинаковые», «подбери по форме», «чего не хватает», «мелкая мозаика», «подбери шарик к ниточке» | Развивать наблюдательность, искать подобный предмет, знакомить со словами, обозначающими форму треугольник, искать недостающий предмет, различать основные цвета, размер длинный-короткий |
декабрь | «разложи картинку из 4-6 частей», «сложи узор», «разложи по порядку сказка- репка», «светлый-темный» | Учить составлять целое из частей, развивать воображение, учить упорядочивать последовательность, различать свойства предметов, знакомить с контрастными признаками |
январь | «кто знает, пусть дальше считает», «сложи картинку из 8 частей», «сложи узор», «геометрическое лото» | Обучать счету до 5, составлять целое из частей, различать три-четыре-пять предметов, продолжать знакомить с геометрическими фигурами |
февраль | словесные игры – «поставь игрушку», «найди то, что летает», «кто имеет хвост», «подбери кукле платье», «собери в ведерко игрушки такого же цвета» | Знакомить с пространственным расположением предметов, учить обобщать по общим признакам и свойства, размер, величина. |
март | «найди такой же цветок», «дикие домашние животные», «овощи и фрукты», «транспорт», «разложи поп порядку» | Классификация по одному признаку, по заданному признаку, упорядочивать последовательности, раздваивать логическое мышление, знакомство с названиями частей суток. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры
Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников....
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры...
«Развитие математических представлений у дошкольников через дидактические игры»
мастер класс«Развитие математических представлений у дошкольников через дидактические игры»...
Мастер-класс для родителей «Повышение компетенций родителей по развитию простых математических представлений у детей через дидактические игры»
Цель: Повышение профессиональной компетенции родителей по развитию простых математических представлений у детей через дидактические игры.Задачи: 1. Познакомить родителей с дидактическими играми по ори...
«Развитие математических способностей у детей через дидактическую игру»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ «Развитие математических способностей у детей через дидактическую игру»Условие возникновения, становления опытаОпыт формировался и апробировался на базе МБДО...
ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИГРОВОЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»
Актуальность темы«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает на¬стойчивость и упорство в достижении цели» (А.Маркушев...
Формирование элементарных математических представлений у детей через дидактические игры
laquo;Формирование элементарных математических представлений у детей через дидактические игры»...