«Развитие математических представлений у дошкольников через дидактические игры»
материал по математике по теме
мастер класс«Развитие математических представлений у дошкольников через дидактические игры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 473.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
на тему:
«Развитие математических представлений у дошкольников через дидактические игры»
Подготовила:
воспитатель
МКДОУ № 18
Бугдаева Д.И.
Элиста, 2015 г.
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами своими наработками по теме « Развитие элементарных математических представлений у дошкольников».
Математика – наука
Хороша и всем нужна
Без нее прожить нам трудно
Без нее нам жизнь сложна.
Математику недаром называют «царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает логическое мышление, формирует мыслительные операции. Занимаясь математикой, дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Никто не сомневается и не оспаривает роли математики в развитии человечества. Однако математика в школе продолжает оставаться одним из наиболее трудоемких предметов. Как же быть? Как сделать изучение математики более привлекательным и доступным, как облегчить переход от дошкольного обучения к школьному образованию?
Воспитатели не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит цель воспитателя научить ребенка играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию. Пусть дети не видят что их чему – то обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры, дошкольники учатся считать, складывать и вычитать – более того они решают разного рода логические загадки, учатся мыслить творчески. А роль взрослого в этом процессе – поддерживать и направлять интерес детей.
Начиная работу с новой группой детей было бы неплохо изучить эмоциональное самочувствие ребенка, его отношение к математике.
Один из тестов предполагает определить предпочтение ребенка в выборе деятельности. Воспитатель показывает ребенку таблицу с изображение пяти домиков, на каждом из них схематично изображено то, что подчеркивает принадлежность к определенной сфере:
- «Математический домик» - украшен цифрами
- Домик для грамоты – буквами
- Карандаши на домике показывают, что он предназначен для изобразительной деятельности.
- Книга – здесь можно послушать сказки.
- Игрушка – здесь можно играть.
Воспитатель спрашивает ребенка:
«Перед тобой домики – в одном можно рисовать, в другом – слушать сказки, в третьем – заниматься математикой, в четвертом – учиться читать, в пятом – играть. В каком домике тебе будет интереснее всего? Почему? В какой еще домик тебе хотелось бы зайти? В какой домик тебе заходить совсем не хочется? Почему?»
Этот простой тест определяет предпочтения ребенка, его интерес к определенному виду деятельности. Становится ясно, кто из детей тяготеет к математическим занятиям, а кто не стремиться «посетить» этот домик.
Как показывает опыт, дети в первую очередь выбирают сказочный и игровой домики. И так первый домик, который выбирают дети - сказочный. В сказке так много привлекательного для малыша – и сюжет, и персонажи, и счастливый конец, которому ребенок бывает очень рад. Слушая сказку, он хочет повлиять на события, помочь героям преодолеть преграды, соучаствовать в происходящем.
Эту особенность сказки можно использовать в дидактических целях, соединяя сказочные перипетии и проблемно – познавательные ситуации. Помогая сказочному герою, дошкольник вовлекается в решение задач на сообразительность, где необходимо применять математические знания.
И второй домик. это домик, где можно играть..
Естественно – игра – ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте.
Сейчас я расскажу о том, какие игры я использую для формирования математических представлений у детей. Знакомя детей с цифрами, можно использовать такие игры, например, как «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». Дети учатся отгадывать загадки математического содержания, учат стихи о цифрах, знакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры. При знакомстве с какой-либо цифрой предлагаю детям такие задания, как: назвать пословицы, поговорки, крылатые выражения, название сказок, где бы присутствовала цифра («один в поле не воин», «7 раз отмерь и один раз отрежь», «2 жадных медвежонка» и т.д.). Я часто использую такую игру, как «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» - здесь дети могут нарисовать лицо человека, узор, снеговика или какой-нибудь другой предмет, что развиваю фантазию детей. Также детям очень нравиться игра «Изобрази цифру». Дети показывают цифры пальцами, руками, используя свое тело, парами
Все дидактические игры я разделила на группы:
I. Игры с цифрами и числами
II. Игры путешествие во времени
III. Игры на ориентировку в пространстве
IV. Игры с геометрическими фигурами.
Приведу примеры некоторых игр, которые я провожу, обучая детей математике.
I. Игра «Выложите из геометрических фигур изображение животных»
Цель: учить складывать из геометрических фигур изображения животных( по образцу). Подбирая детали по форме и цвету.
2. «Зоркий Глаз»
Цель: игры тренировка зрительных анализаторов, опознавать изображения пересчитывать, обводить пальцем или фломастером или через кальку.
3. «Веселые браслеты»
4.разминка задание назовите пословицы, поговорки, крылатые выражения, название сказок, где бы присутствовала цифра 3
(три поросенка, три медведя, три богатыря, Бог троицу любит», «От горшка – три вершка», чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научится лени - только три дня), (Обещанного три года ждут.) Один льет, другой пьет,Третий зеленеет, да растет. (Дождь, земля, растения).
ЦИФРА 7.
Пословицы и поговорки.
Семь бед - один ответ.
Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Загадки.
Приказало солнце: "Стой, семицветный мост крутой!" (Радуга)
Семь ребят на лесенке заиграли песенки. (Ноты)
Белоснежка и 7 гномов. Волк и 7 козлят, Белоснежка и 7 гномов, Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях, Цветик-семицветик...
4 П\И «Созвездия и звезды»
Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса
И в заключении моего мастер-класса, представьте, что сегодняшний день вы провели в ресторане и теперь директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов:
– Я съел бы еще этого…
– Больше всего мне понравилось…
– Я почти переварил…
– Я переел…
– Пожалуйста, добавьте…
Кто готов к общению с директором ресторана?
Таким образом, я могу смело утверждать: математика – это совсем не сложно.
Особенно, если знаешь ключик к детскому сердцу. Ключик этот – игры!
Но распахивая перед детьми волшебные двери в математическую страну, я не только знакомлю их с математикой, но и учу их доброте, любви, взаимовыручке, доверию к миру, умению преодолевать трудности, любознательности.
Я– воспитатель. Воспитываю я?
Любовь дарю.
И я судьбу благодарю за то,
Что мне даёт то детское тепло.
И от него мне так светло.
Учу считать, творить, красиво говорить,
Любить природу, старость уважать,
А в дружбе – друга понимать.
Ценить добро, не помнить зло,
Учу их человеком быть и просто – жить!
Благодарю за внимание!
Приложение
– Я съел бы еще этого… – Больше всего мне понравилось… – Я почти переварил… – Я переел… – Пожалуйста, добавьте… Кто готов к общению с директором ресторана? |
– Я съел бы еще этого… – Больше всего мне понравилось… – Я почти переварил… – Я переел… – Пожалуйста, добавьте… Кто готов к общению с директором ресторана? |
– Я съел бы еще этого… – Больше всего мне понравилось… – Я почти переварил… – Я переел… – Пожалуйста, добавьте… Кто готов к общению с директором ресторана? |
– Я съел бы еще этого… – Больше всего мне понравилось… – Я почти переварил… – Я переел… – Пожалуйста, добавьте… Кто готов к общению с директором ресторана? |
– Я съел бы еще этого… – Больше всего мне понравилось… – Я почти переварил… – Я переел… – Пожалуйста, добавьте… Кто готов к общению с директором ресторана? |
– Я съел бы еще этого… – Больше всего мне понравилось… – Я почти переварил… – Я переел… – Пожалуйста, добавьте… Кто готов к общению с директором ресторана? |
Презентация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры
Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников....
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обуче...
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения....
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры...
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры.
Значение дидактической игры : - помогает сделать любой учебный материал увлекательным;- облегчает процесс усвоения знаний;- создает радостное настроение;- вызывает у детей удовлетворе...
Статья для воспитателей ДОУ «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры» ( из опыта работы)
« Без игры нет и не может быть полноценного умственнго развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это ис...
ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИГРОВОЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»
Актуальность темы«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает на¬стойчивость и упорство в достижении цели» (А.Маркушев...