Конспекты, разработки, консультации, брошюры, опыт работы
план-конспект занятия по математике

Поляницына ЮлияПетровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Теремок»

Коллективный просмотр в подготовительной группе «Медвежонок»1

Тема: «Организация работы  по интеллектуальному развитию детей, через познавательно-исследовательскую деятельность на занятии по ФЭМП»

Воспитатель: Поляницына Ю.П

с.Бичура, декабрь 2021г

Цель: организация работы  по интеллектуальному развитию детей, через познавательно-исследовательскую деятельность на занятии по ФЭМП

Задачи:

1.Продолжить знакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей, через познавательно-исследовательскую деятельность

2.Формировать навык счета по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов

3.Развивать представление о времени, познакомить с песочными часами, посредством познавательно-исследовательской деятельности

4.Способствовать  интеллектуальному развитию детей, через познавательно-исследовательскую деятельность на занятии по ФЭМП (решение логических задч, головоломок)

Воспитатель произносит скороговорку вместе с детьми:

– Расскажите про покупки.

– Про какие про покупки?

– Про покупки, про покупки,

Про покупочки свои.

-Какие покупки вы делаете вместе с родителями в разных магазинах?

-Чем рассчитываются за покупки?(Деньгами.)

-Какие виды денег берут взрослые с собой в магазин? (Монеты и купюры.)

-Какие монеты вы знаете?

-На что указывает герб на монете? (Герб страны, из которой эта монета.)

-Как называются монеты в нашей стране?(Копейки, рубли.)

-На что указывает цифра на монете? (На достоинство монеты.)

Дети рассматривают монеты-рубли и называют их достоинство.

-Посмотрите, в каком магазине мы можем купить эти предметы? (Канцелярские товары.)

-Как вы думаете, для чего нужны эти предметы?» (Для учебы в школе.)

Около каждого предмета воспитатель ставит ценник (от 1 до 10 рублей) и объясняет, что цена указывает на стоимость предмета.

- Предлагаю вам купить школьные принадлежности, но сначала послушайте, как это сделать: посмотреть на ценник для определения стоимости предмета и подобрать соответствующие монеты.

(Во время покупки дети поясняют свои действия: называют выбранный предмет, его стоимость и достоинство монеты, необходимой для осуществления покупки).

-Игровое упражнение «Считаем по-разному».

На магнитной доске 10 кругов одного цвета.

Дети определяют количество кругов.

-Считая круги, вы пересчитывали все фигуры. За меру счета мы принимали один предмет. В школе для быстроты счета учатся считать по-разному: по два, по три, по пять предметов.

Под первым рядом кругов кладутся 2 круга другого цвета.

-Теперь нашей мерой будет число два.

На некотором расстоянии воспитатель размещает еще 2 круга и вместе с детьми считает: «Два, четыре», показывая жестом количество кругов.

Вызванный ребенок выкладывает на расстоянии еще 2 круга и вместе с детьми называет количество кругов: «Два, четыре, шесть».

Таким образом, дети считают до 10. Затем вместе с воспитателем они еще раз пересчитывают круги: «Два, четыре, шесть, восемь, десять», – каждый раз круговым жестом указывая на количество кругов, соответствующее числу.

Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А теперь их разведём

И к себе скорей прижмём

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, топай веселей.

III. Игровое упражнение «Сосчитай квадраты».

У детей по 10 квадратов.

- Предлагаю сосчитать фигуры, а затем расположить и пересчитать их парами.

IV часть. Игровое упражнение «Успей вовремя».

Вчера было,

Сегодня есть,

Завтра будет.

(Время)

-Человек всегда хотел измерить время. Для этого он придумывал разные приборы, например песочные часы.

(Воспитатель демонстрирует песочные часы с разными интервалами: 1 минута, 2 минуты, 5 минут. Затем предлагает выложить несколько флажков с помощью счетных палочек (каждый флажок должен состоять из 5 счетных палочек) и закончить задание через минуту, когда пересыпается весь песок в песочных часах).

- Сколько флажков получилось, и определим вместе, кто сделал больше всего флажков.

5 часть.

Соберем «Колумбово яйцо»

6часть

«Логические задачи»

1.«У Аленки и Тани по 4 конфеты. Алена отдала Тане 2 конфеты. Сколько конфет стало у каждой девочки?» (2 и 6)

2. «В семье 5 сыновей. У каждого из них одна сестра. Сколько всего детей в семье?» (6)

3. На берёзе три толстые ветки, на каждой толстой ветке по три тоненькие веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (на березе яблоки не растут)

4.  У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Один)
5. Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (Два разреза)
6. Что легче 1 кг ваты или 1 кг железа? (Одинаково)
7. Грузовик ехал в деревню. По дороге он встретил 4 легковые машины. Сколько машин ехало в деревню? (Одна)
8. Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый мальчик? (2 часа)
9. На дереве сидели 7 воробьёв, одного из них съела кошка. Сколько воробьёв осталось на дереве? (Ни одного: оставшиеся в живых воробьи разлетелись)



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Теремок»

Консультация

Тема: «Развитие элементарных математических способностей детей через познавательно-исследовательскую деятельность »

Воспитатель 1 кв.категории: Поляницына Ю.П

с.Бичура, декабрь 2021г.

Использование исследовательской деятельности в процессе развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!» Ральф У. Эмерсон. Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность. В педагогической деятельности существует множество технологий. Более интересной является проблемно-исследовательская познавательная  технология, целью которой является: развитие элементарных математических представлений на основе познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Задачи:

 • Формировать активное отношение к собственной математическо - познавательной деятельности.

• Развивать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения.

 • Создавать условия для проявления детской активности в математических проблемно – поисковых ситуациях.

• Развивать потребность в интеллектуальном общении.

• Создавать условия для активной и самостоятельной познавательно-исследовательской детской деятельности.

• Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

• Развивать индивидуальность каждого ребенка, инициативность, стремление использовать имеющиеся знания и умения в новых условиях.

Условия 1. Обеспечение активности ребенка в математической деятельности через мотивацию. 2. Участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий. 3. Выражение сущности этих действий в речи. 4. Проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных.

5. Использование экспериментирования, игровых ситуаций, решения задач, их варьирования с целью освоения детьми средств и способов познания (сравнения, измерения, классификации и др.) и применение их в математической деятельности. 6. Необходимость взаимодействия ребенка и образовательного пространства.

Данная технология реализуется, создав специальное образовательное пространство в группе, которое состоит из следующих компонентов:

 • предметная среда • содержание образования • взаимодействие педагог - ребенок – дети. Выстроенные цели и задачи позволили определить средства такие, как: • Математические игры и сказки • Проблемные ситуации, вопросы • Экспериментирование и исследовательская деятельность • Творческие задачи, вопросы и ситуации.

Приемы исследовательской деятельности: прием наложения и приложения, зрительный, с помощью условной мерки (стакан, ложка, линейка и др.) Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность. Экспериментирование на непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений представляется тем способом обучения, который помогает ребенку «открыть новое знание» за счет сравнения, измерения, выводов. Так, например, взяв, два одинаковых по величине и цвету мяча, но изготовленных из разных материалов или наполненных разным материалом, ребенок проводит эксперимент, в котором он сравнивает мячи, выявляя признаки их сходства и различия. Аналогично, можно установить, что при одинаковой форме большего размера предмет, может быть легче, меньшего; или разного размера предметы могут иметь одинаковую массу. Проводя такого вида эксперименты, отрабатываются такие математические понятия, как форма, величина, измерение массы. Хорошим материалом для экспериментирования может быть вода. Например, при изучении раздела «Форма» экспериментальным путем можно установить, что такое вещество как вода не имеет формы. Другой эксперимент с водой может быть направлен на изучение свойства сохранения объема воды в независимости от формы сосуда. При измерении сыпучих и жидких материалов использую следующие эксперименты: «В какую бутылку быстрее нальется вода?». Дети переливают воду из бутылочек разной величины (высокая узкая и низкая широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить объем воды; «Сколько ложек крупы в чашке?» (кукольных, чайных, десертных, больших). Детям предлагается самостоятельно выполнить опыт по схеме, по заданию на рабочем листе. Одной из программных задач по ФЭМП является деление предметов на равные части, реализовать которую возможно с помощью экспериментирования. Например, предложив детям установить экспериментальным путем, сколькими различными способами можно разделить квадрат (прямоугольник, круг) на 2 (4) равные части и какой формы получатся части. При представлении о цвете и оттенках используются игры « Рисуем рассказ» (разложить картинку с помощью разноцветных кружков), « Нарядим елку» (соотносят елки и игрушки), «Компот», (используются две банки, в одной банке светло-красный компот, а в другой темно-красный). Подводят  детей к самостоятельному открытию, предлагают самим сварить компот. Для закрепления понятия «Величина» создаю мотивационную ситуацию, игра «Магазин», в магазине перепутались ленточки, нужно их разложить по длине от самой длинной до самой короткой. «Размотай ленту», дети одновременно начинают медленно разматывать ленты, но оказывается, что одни сделали это быстрее, чем другие. Вывод: ленты разной длины. Для того чтобы убедиться раскладывают их на полу, сравнивают. Измеряя длину или ширину заданных предметов, дети используют разные предметы мерки: карандаш, тетрадь, шарфик, ладонь и только потом измеряют длину (ширину) при помощи сантиметра и линейки. «Измерь длину стола разными мерками» (кукольного, детского и стол воспитателя). Дети измеряют, считают количество мерок, сравнивают. Анализируют и делают выводы. Также знакомят детей с геометрическими фигурами: круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник; геометрическими телами: куб, цилиндр, конус, призма, пирамида. Для этого применяю игровые ситуации: «Магазин» (находят предметы геометрических форм), «Прямоугольник и квадрат», «Необычный детский сад» (знакомство с конусом), «Найди паспорт» (подбирают к карточке геометрические тела). «Прокати в ворота», детям предлагается прокатить через ворота два предмета. В результате собственных действий с предметами они устанавливают, что шар катится, потому что он «круглый», без углов, а кубу мешают катиться углы. Для развития у детей навыков обследования формы предмета, организуют дидактические игры и упражнения: «Волшебный мешочек», «Назови геометрическую фигуру», «Домино фигур» и другие.

Наиболее эффективным методом, позволяющим использовать все средства, является метод проектной деятельности. Он позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми формировать практический опыт, добывать его путем поиска и эксперимента, анализировать и преображать, т.е. другими словами, добывать знания самостоятельно. А это и заложено в основу любой исследовательской деятельности, которая является прочным фундаментом к успешному обучению в школе. У детей сформированы математические представления.

ВЫВОД: Таким образом, экспериментирование на непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП пробуждает интерес, познавательную активность и любопытство ребенка к изучению программного материала, развивает мыслительные операции, умение анализировать, классифицировать и обобщать. Используя экспериментирование и исследовательскую деятельность, ребенка не нужно будет заставлять учить математику, он сам будет стремиться узнать новое, главное создать условия, заинтересовать ребенка и дать возможность самому ответить на свои вопросы. Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад                     «Теремок»

Итоговое открытое занятие в старшей группе по образовательной области «Познание ФЦКМ»

«Путешествие в мир знаний»

Воспитатель: Поляницына Ю.П

с.Бичура, май 2019г.

Цель: выявить уровень выполнения целевых ориентиров ФГОС ДО по образовательной области познание ФЦКМ.

Задачи:
1. Развитие и расширение объема словаря, диалогической речи, речемыслительной деятельности.

2. Развитие наблюдательности, памяти, мышления, познавательного интереса, восприятия
2. Закрепление знаний о растительном мире; о  птицах и о диких животных, их жизни и деятельности в разные времена года.
3. Закрепить название родного села, страны, ее столицу, республику и их символику.
4. Закрепить знания о воздушном, наземном и водном транспорте, о профессиях, связанных с транспортом и других профессиях.

5.Закрепить признаки различных материалов
6. Закрепление умения устанавливать простейшие причинно-следственные связи между природными явлениями.

7.Закрепить время года, дни недели, части суток
8. Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к окружающему миру, родной природы.


Предварительная работа: Просмотр презентаций   «Береги живое», дидактические игры- «Времена года», «Прилетели птицы», «Доскажи слово», «Назови детенышей», «Кто где живёт»; загадывание загадок, заучивание пословиц, чтение художественной литературы о природе, беседы, прослушивание музыкальных произведений.


Ход занятия:
Дети входят в группу под музыку, встают в круг.

Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня пришли к нам на занятие. Давайте поздороваемся.

Круг широкий вижу я

Встали все мои друзья

Мы сейчас пойдем направо

А теперь пойдем налево

В центре круга соберемся

Все друг другу улыбнемся.

 А теперь повернитесь ко мне и скажите:
 Если на улице идёт снег, значит наступила…

Дети: Зима

Если тает снег и бегут ручьи, значит пришла…Дети: Весна

 Если солнце светит ярко и на улице жарко, значит наступило…

Дети: Лето

Если с деревьев падают листья, значит наступила…

Дети: Осень

Воспитатель: Сколько времен года вы знаете? (4) Молодцы ребята!

А какое сейчас время года? (весна)
- С какого месяца начинается весна?(март)

-Сколько весенних месяцев вы знаете? (3)

-Назовите их (март, апрель, май)
- Какой сейчас месяц?(май)

-Сколько дней в неделе?(7)

-Какой сегодня день недели?(Четверг)

-Какое время суток сейчас?

- Вы любите приключения? Я вас приглашаю в путешествие. Но прежде чем отправиться в путь, надо определить, а где же находимся

-Как называется наша планета? (Земля) Какую форму имеет наша планета?(шарообразную)

-А какие еще планеты Солнечной системы вы знаете?

– Как называется наша страна? (Россия)
- Как называется столица России? (Москва)
-Как называется республика, в которой вы живёте? (Бурятия)
-Как называется село в котором мы живем?(Бичура)

-Назовите мне символы нашей страны(флаг, герб, гимн)

-Покажите мне флаг России, Бурятии, села Бичура
- Правильно, ребята.

В:А на чём люди отправляются в путешествие? (Транспорт)

- Какие виды транспорта вы знаете? (воздушный, наземный, водный, подводный, подземный)

Физминутка: игра «Летает, ездит, плавает»
(летает –руки в стороны, ездит –изображаем водителя с рулём, плавает –вращение рук вперёд)
Воспитатель показывает транспорт, а дети выполняют движения.
- Молодцы, справились все.

-А чтобы узнать на чём мы поедем отгадайте загадку:
Он по рельсам быстро мчал-
Шпалы все пересчитал (поезд).

-Чтобы быстро добраться мы поедем на поезде. А кто водит поезд? А автобус? Самолёт? Корабль? (машинист, шофер, летчик, капитан)  Сегодня у нас машинистом будет? (Назар).Дети заходят в поезд и едут под музыку.

Чтобы нам отправиться в путешествие нужно определить профессию человека:

-Каска, шланг, вода…(пожарный)

-сцена, роль, грим…(артист)

-читальный зал, книги, читатель…(библиотекарь)

-весы, прилавок, товар…(продавец)

-ножницы, ткань, швейная машина..(портной)

-топор, пила, гвозди..(плотник)

-ножницы, фен, модная прическа…(парикмахер)

-небо, самолет, аэродром…(летчик)

-доска, мел, учебник…(учитель)

Сейчас вы должны вспомнить все, что вы знаете о различных материалах.
 «Назови признаки»

Воспитатель:   Стол из дерева…

Дети: деревянный стол

Воспитатель: Мяч из резины…

Дети: резиновый мяч

 Воспитатель:  Дом из кирпича…

Дети: кирпичный дом…

 Воспитатель:  кубик из пластмассы, то…

Дети: пластмассовый кубик

Воспитатель: сумка из кожи

Дети: кожаная сумка

Воспитатель:  ваза из стекла…

 Дети: стеклянная ваза

Воспитатель:  носки из шерсти…

 Дети: шерстяные носки

Воспитатель:
-Всё, ребята мы приехали. Как вы думаете, куда вы приехали? (в лес).
- Но прежде чем продолжить своё путешествие, давайте вспомним правила поведения в лесу.
- Лес- это дом для животных, насекомых и птиц, а человек- гость в этом доме. Чтобы не беспокоить жителей леса и не навредить им, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Показ презентации.Работа со знаками. (Надо кормить птиц. Запрещается рвать редкие цветы, уносить животных домой, разорять гнезда,муравейники,слушать громкую музыку, ломать ветки, мусорить. Разрешается дышать свежим воздухом, приходить на экскурсию, знакомиться и любоваться красотой и богатством леса, ходить по тропинкам.)
Воспитатель показывает иллюстрации «Береги лес» и озвучивает, а дети отвечают.

В:А что растет в лесу?(деревья, кустарники, грибы, ягоды, трава)

В: А кто в этом лесу живёт, мы сейчас узнаем, отгадав загадки.
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)

Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык! (Заяц)

В одежде богатой, а сам слеповатый.
Живет без оконца,
Не видывал солнца. (крот)

Воспитатель: - Молодцы ребята. Правильно все отгадали.
Как мы можем назвать всех этих животных одним словом? (дикие)
А почему они так называются? (потому что живут в лесу)

Воспитатель: - Молодцы, вы справились и с этим заданием. Но у меня для вас есть ещё одно задание, оно называется «Что не так». Найдите ошибку, скажите правильно.
- У волка – лисята. Они живут в логове.
- У лисы – медвежата. Они живут в норе.
- У ежа – бельчата. Они живут в норке.

- Молодцы, вот мы с вами и справились. Медведи просыпаются после зимней спячки, появляется потомство, прилетают птицы. Откуда они прилетают? (Птицы прилетели из теплых стран)
- Как называют этих птиц? (Это перелетные птицы)

(Каких перелетных птиц вы знаете?(ласточка, соловей, грач, скворец, кукушка) Каких зимующих птиц знаете?(снегирь, сорока, ворона, воробей, голубь, дятел, галка)

(Еще есть птицы и животные которые занесены в Красную книгу)


Итог:

- Наше путешествие подходит к концу, вам понравилась наша прогулка?

Вы все молодцы.
Награждение медалями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы старшего воспитателя МКДОУ «ЦРР – Д/С №41» Никуловой Е.Г. по разработке «Учебно-методического пособия. "Развитие конструктивных умений и коррекция зрительного восприятия детей с сенсорными нарушениями средствами конструктора MRT1 HAND (слабо

Представлен опыт работы по разработке методического комплекса к новому робототехническому конструктору для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения....

Мультимедийная разработка "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ" (опыт работы)

Адаптация – это процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, а также выработка умений и навыков в повседневной жизни.  Для этого нужно обеспечить внутреннее эмоциона...

Опыт работы на тему "Методические разработки родительских собраний."

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДОУ  возрастает в несколько раз, возрастает ответственность родителей за результативность воспитательного процесса в ДОУ. Цел...

Методическая разработка по теме: Организация работы по профилактике детского-дорожно-транспортного травматизма опыт работы ГБДОУ детский сад № 10 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка по проведение педагогического совета в дистанционной форме для воспитателей ДОУ по теме: "Организация работы по профилактике детского-дорожно-транспортного травматизма опы...

Учебно-методическая разработка. Мнемотехника — опыт работы. Описание опыта работы

Учебно-методическая разработка.Мнемотехника — опыт работы. Описание опыта работыПроблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давн...

Методическая разработка: ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом».

laquo;Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России»....