Программа кружка « Всезнайки» по формированию пространственных и временных представлений у детей подготовительного к школе возраста
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Программа «Развитие пространственно-временных представлений у детей 6-7 лет») является дополнительной общеобразовательной программой общеразвивающего вида социально-педагогической направленности базового уровня освоения образовательных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_vseznayki.docx | 42.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка « Всезнайки» по формированию пространственных и временных представлений
у детей подготовительного к школе возраста
Пояснительная записка
Программа «Развитие пространственно-временных представлений у детей 6-7 лет») является дополнительной общеобразовательной программой общеразвивающего вида социально-педагогической направленности базового уровня освоения образовательных результатов.
Актуальность.
В дошкольном детстве формируются первичные представления о пространстве и времени.
Ориентация ребёнка во времени и пространстве является необходимым условием его социализации в обществе, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности.
Свободное оперирование пространственными и временными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной деятельности в будущего первоклассника.
Проанализировав данные школ по сформированности у будущих учеников временных и пространственных отношения, можно прийти к не утешительному выводу
- имеют трудности установления временных последовательностей.
- нарушений пространственных представлений
- недоразвитие моторных и графомоторных навыков
- имеют незначительные трудности развития моторных навыков.
- низкий показатель запоминания, снижение объёма и прочности запоминания, наблюдалось вплетение побочных ассоциаций в запоминаемый материал.
- нарушение восприятия (хаотичность фрагментарность).
- низкий темп деятельности.
- трудности понимания и удержания инструкции.
- трудности сосредотачиваемости, отвлекаемости.
Поэтому была разработана дополнительная программа «Всезнайки»
Цель:
Формирование у детей подготовительного к школе возраста единых пространственных и временных ориентировочных действий.
Задачи программы
- знакомить детей с житейскими ситуациями, включающими временные и пространственные компоненты;
- развивать у детей познавательный интерес к ориентировочным действиям в пространстве и времени;
- помогать детям в освоении понятий «пространство» и «время» и их компонентов;
- формировать у детей 6 – 7 лет временно-пространственные
представления.
Назначение программы:
Более углубленное изучение и систематизации информации о времени и пространстве у детей 6 – 7 летнего возраста, что даст возможность ребёнку видеть единство временно-пространственных отношений.
Наиболее доступной формой обучения дошкольников является игровая деятельность, поэтому формирование как пространственных, так и временных представлений эффективно осуществлять через предложенные игры и упражнения.
Программа предполагает использование разнообразных игровых приемов и техник.
Возраст обучающихся: Дети подготовительной к школе группе 6 – 7лет.
Количество обучающихся в группе: не более 15 человек.
Организационные формы обучения – групповые занятия с индивидуальным подходом и созданием соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия. Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возможности, способности и склонности каждого ребёнка.
Срок реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения. (с 1октября до 31 мая)
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут;
Формы занятий:
Изучение основ теоретических знаний в игровой форме и
практических занятий
Структура занятий:
Приветствие.
Игры и упражнения на развитие пространственных представлений.
Игры и упражнения на развитие временных представлений.
Предполагаемые сформированные компетенции у детей:
В процессе реализации программы у детей должны сформироваться следующие предметные компетенции:
- умение распознавать понятия «время» и «пространство» по их характеристикам;
- вербальное обозначение характеристики времени и пространства; владение умениями измерять и сравнивать отрезки времени и параметры пространства;
- развитие чувства времени в разных видах деятельности; умение планировать и соотносить свои действия во времени и пространстве;
- способность анализировать единые временно-пространственные отношения.
Методические рекомендации:
Учить детей ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т д); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед ,за, между, рядом и т д).
Познакомить с планом, схемой, маршрутной картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
Развивать и закреплять умения детей ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений (стрелок - указателей движения), планов, маршрутов и схем; учить определять направления движения объектов, отражать в речи их взаимное расположение. Формировать навыки безопасного поведения на проезжей части улицы, связанного с ориентировкой в пространстве. С этой целью проводят игры и упражнения: "Я - пешеход", "Что нужно помнить при переходе улицы?", "Выбери правильный ответ", "Правильно ли поступил Незнайка?" и др.
Особое место занимает работа по развитию ориентировки на плоскости (листе бумаги, странице книги, тетради и т.п.). Выделять противоположные направления: слева - справа, вверху - внизу. Умение находить верхнюю и нижнюю строчки, правый и левый, верхний и нижний край листа, левый верхний, левый нижний, правый верхний, правый нижний угол. Использовать задания с последующим усложнением, полезно проводить зрительные диктанты на расположение предметов на листе с последующим вербальным обозначением пространственных отношений. Игры: "Кто запомнит и расскажет?", "Что изменилось?", "Чем отличается?", "Парные карточки", "Путешествие по лабиринту", "Опиши путь сказочного героя" и др.
Учить "читать" простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения и направление движения объектов (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки и символы).
Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, о последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
Учить пользоваться в речи словами-понятиями; сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и тоже время. Формировать и закреплять понятия о движении времени, его периодичности, сменяемости и в тоже время необратимости. Закреплять представления о последовательности дней недели, времен года, месяцев, знакомить с тем, что их последовательность постоянна. Давать элементарное представление об изменении времени: семь суток составляют неделю, двенадцать месяцев - год. На основе ежедневных наблюдений формировать понимание временных отношений: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время; учить пользоваться этими понятиями в жизни. Особое место в работе по развитию представлений о времени занимают д/игры: "Что за чем следует?", "Наоборот", "Дни недели", "Продолжай", "Который час?" ,"Вчера, сегодня, завтра , а также словесные игровые упражнения: "Расскажи о времени", "Расскажи о своем распорядке дня", "Дополни предложение словами о времени", "Придумай вопрос о времени" и др., загадки о времени и часах. Организовывать увлекательные занятия и игры с календарем, познакомить детей с часами и циферблатом, научить определять время по часам с точностью до одного часа.
Развивать "чувство времени", умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность определенных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).
Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.
Ожидаемые результаты:
К концу года дети подготовительной к школе группы должны знать:
Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др), обозначать взаимное расположение и направление объектов; пользоваться условными ( знаковыми) обозначениями
Определять временные отношения (день, неделя, месяц), время по часам с точностью до 1 часа.
Знать названия текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года.
Перспективный план по формированию пространственно – временных отношений у детей подготовительного к школе возраста.
месяц | Игры на ориентировку в пространстве | Игры на ориентировку во времени |
сентябрь | Разговор по телефону. Цель. Развитие пространственных представлений. Где сидел воробей? Цель. Формировать у детей понятия, характеризующие положение предмета в пространстве. Что справа? Цель. Совершенствовать умение детей определять пространственное положение нескольких предметов. Кто правильно назовет Цель. Стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами. «Геометрический диктант» Цель: формировать умение ориентироваться на плоскости. | «Времена года» Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах осени. «Назови сутки» Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) «Живая неделя» Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. «12 месяцев» Цель: закрепить понятие о месяцах. «Успей вовремя» Цель: Продолжать закреплять понятие времени. Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом. |
октябрь | « Где чей домик?» Цель. Сравнить числа, упражнять детей в умении определять направление движения(направо, налево, прямо). «На плоту» Цель. Формировать пространственные представления: слева, справа, сзади, впереди. «Кто из детей стоит близко, а кто далеко?» Цель. Закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя». «Угадай, что изменилось?» Цель. Определять положение предметов в пространстве по отношению друг к другу. «Укрась ковер» Цель: совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги | «Времена года» Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах осени. «Назови сутки» Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) «Живая неделя» Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. «12 месяцев» Цель: закрепить понятие о месяцах. «Успей вовремя» Цель: Продолжать закреплять понятие времени. Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом. |
ноябрь | «Где искать?» Цель: формировать умение детей ориентироваться в пространстве; учить выбирать направление поиска. «Отгадай – где?» Цель: формировать умение занимать определенное пространственное положение по заданному условию. «Автогонки» Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами. « Поросята и серый волк.» Цель. Развитие пространственных представлений. Повторение счета и сложения. «Рисуем дорожку к участку» Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем. | «День и ночь» Цель: закреплять знания детей о частях суток. «Живая неделька» Цель: формирование знании о днях недели. «Не ошибись». Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток. «Составь неделю» Цели: Закреплять умение последовательно называть дни недели. Часы «Сутки» Цели: Уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности. |
декабрь | «Добавь слово» Цель: Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе «Контролер» Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения детьми парно противоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека. «Где я сяду?» Цель: формировать умение занимать определенное пространственное положение по заданному условию. «Дорога в детский сад"» Цель: развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память, умение составлять схему пути. «Укрась елку» Цель: формировать умение ориентироваться на плоскости. | «Отгадай - ка» Цели: уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности. «Какой сегодня день» Цель: закрепить знания о последовательности дней недели. Работа с часами «Сутки» Цель: уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности. «Часы» Цели.1. Учить детей делить предметы на 4 равные и неравные части. 2. Познакомить с песочными и обычными часами. 3. Упражнять в воссоздании образа по его частям. «Незнайкина неделя» Цели.закреплять названия и последовательность дней недели |
январь | «Жмурки с колокольчиком» Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов. Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в открытом пространстве, укрепление мышц тела. «Что изменилось?» Цель: формировать умение определять словом положение одного предмета по отношению к другому. «Художник» Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию. «Графический диктант» Цель: Развитие ориентации в пространстве письменного листа, умения внимательно слушать и точно выполнять указания педагога. | «Домики времён года» Цель - закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе, о порядке следования времён года, закреплять названия месяцев. «Вращения Земли вокруг Солнца». Цель: Формировать представление о смене дня и ночи, о смене времен года. «Повтори, не ошибись» Цель – закреплять названия месяцев (по временам года). «Двенадцать месяцев». Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста «Четвертый лишний» Цель: учить исключать лишний предмет из ряда, объяснять принцип исключения. |
февраль | «Корабли» Цель: формировать умение занимать определенное пространственное положение по заданному условию. "Волшебный сундучок" Цель: закреплять навыки ориентировки в микро пространстве, активизировать в речи детей слова "вверху", "внизу", "справа", "слева". «Разведчик» Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве детского сада в процессе передвижения, учить составлять маршрут своего пути, развивать память. «Куда пойдешь и что найдешь?» Цель: формировать умение ориентироваться в движении. Рисование по клеточкам «собачка» Цель: Продолжать упражнять детей в рисовании по клеточкам, закреплять умение отсчитывать нужное количество клеток, вести линию в нужном направлении, чтобы получился рисунок собаки. Развивать ориентировку в тетради в клетку. Воспитывать интерес к данному виду деятельности. Отрабатывать интонационную выразительность речи. | «Календарь» Цель: познакомить детей с календарем. «Часы и время». Цель: - Учить детей определять время на часах. Научить детей ориентироваться во времени. - Совершенствовать навыки определения времени по часам, фиксируя его значение на циферблате. - Развивать у детей внимание, логическое мышление и речь. - Уточнять и развивать у детей временные представления. «Веселый паровозик » Цель: Продолжать знакомить детей с названиями, последовательностью дней недели Календарь Прошлое, настоящее, будущее Цель: Закрепить знания детей о видах календарей. 2. Учить называть «красные» дни календаря, опираясь на свои представления об общественных праздниках, исторических датах. 3. Закрепить представления о непрерывности и необратимости времени |
март | «Синхронное плавание» Цель: формировать умение ориентироваться в движении. «Разноцветное путешествие» Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение. «Адресное бюро» Цель: закреплять умение ориентировать по схеме, ориентироваться на микро плоскости. «Кто позвал?» Цель: при помощи слуха определяют направление, развивать внимание и память. Рисунок по клеточкам крокодила. Цель: закреплять умение детей рисовать по клеткам. Учить изображать под диктовку воспитателя, воспроизводить картинку самостоятельно по образцу. Совершенствовать графические навыки. Пополнять литературный багаж загадками, скороговорками, стихотворениями. | Семья, возраст. Роли в семье Цель: 1. Расширить знания детей о возрастных изменениях. Весна. Весенние месяцы Цель: обобщить и систематизировать знания детей о весне. Закрепить знание названий и последовательности весенних месяцев. Календарь прошлое, настоящее, будущее Цель: закрепить знания детей о видах календарей. учить называть «красные» дни календаря, опираясь на свои представления об общественных праздниках, исторических датах. Закрепить представления о непрерывности и необратимости времени «Часы и время» Цель: Научить детей ориентироваться во времени. Совершенствовать навыки определения времени по часам, фиксируя его значение на циферблате. Развивать у детей внимание, логическое мышление и речь. |
апрель | «Где что лежит?» Цель: развитие внимания, мышления, усвоение словесных пространственных ориентиров. “Давай меняться”. Цель: формирование умения определять свое местоположение по заданным ориентирам. «Новая походка» Цель: формировать умение ориентироваться в движении. “Да-нет”. Цель: формирование умения определять пространственное положение предмета. Рисунок по клеточкам робота. Цель: совершенствовать умение изображать рисунок по клеточкам. Развивать произвольное внимание, сосредоточенность, усидчивость, речь. Воспитывать желание добиваться положительного результата | «Расскажи про свою семью» Цель: Формирование и уточнение понятий о периодах человеческого возраста, о взаимоотношениях и ролях в семье (сын, дочь, мать, бабушка и т.д.) «От минуты к минуте» Цели: Учить определять время по часам. Развивать мышление, внимание, память, ориентировку в пространстве. Упражнять, в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана, частичном мысленном решении задач. «Когда деревья надевают этот наряд?» Цели: формирование знаний о сезонных изменениях в природе. «Повтори, не ошибись» Цели: закреплять названия месяцев (по временам года). |
май | “Волшебное дерево”. Цель: формирование умения отражать пространственные отношения между предметами в речи. «Новоселье» Цель: развитие внимания, мышления, усвоение словесных пространственных ориентиров. «Шашки» Цель: развивать память, логическое мышление, наблюдательность, ориентацию на плоскости. «Догадайся, что на рисунке». Цель: развитие пространственных представлений и воображения; освоение сенсорных эталонов (геометрических форм) и соответствующих понятий. Рисунок по клеточкам кенгуру. Цель: развивать правильную постановку руки, координацию движений; мелкую моторику, речь. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение. Воспитывать аккуратность при работе в тетрадях, усидчивость, самостоятельность в работе. | «В какое время года нужны эти предметы?» Цели: закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе. "Часы" Цель: Учить детей определять время на часах. «Назови времена года, месяцы» Цель: закрепление названий и последовательности времен года, месяцев по сезонам. «Исправь ошибку». Цель: Закреплять название дней недели, частей суток, времен года и их последовательности, «Наоборот». Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени».
Актуальность проекта обусловлена трудностями, возникающими у обучающихся в процессе ознакомления со временем. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ...
Картотека дидактических игр по развитию временных представлений у детей подготовительной к школе группы (6 - 7)
Детям жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать дея...
Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) «Весёлая Математика»
Цель и задачи программыЦель:Создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, через развитие интеллектуальной сферы: мышления, внимания, памяти, восприятия.Задачи:Ра...
Рабочая программа кружка «Мастерская Эльфов» по художественному ручному труду для детей подготовительной к школе группы.
«Дети должны творить необычное, А для этого понадобятся лишь Простые материалы, инструменты и собственные руки!» Пояснительная записка Художественный ручной труд – это творческая работа ребё...
Картотека дидактических игр по ФЭМП по развитию временных представлений у детей подготовительной к школе группы
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. И...
Картотека дидактичекских игр по ФЭМП по развитию временных представлений у детей подготовительной к школе группе
Картотека дидактических игр по ФЭМП в подготовительной группе....
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию временных представлений в группе подготовительного к школе возраста.
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию временных представлений в группе подготовительного к школе возраста....