Проект «Формирование элементарных математических представлений через сказку»
проект
Детско-родительский образовательный проект «Формирование элементарных математических представлений через сказку»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_-_kopiya_2.docx | 495.31 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждени
« Детский сад №303 комбинированного вида »
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
« ФОРМИРОВАНИЕ
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ»
Автор проекта:
воспитатель группы
С.П.Козина
Г. Новосибирск - 2021
Описание проекта
Автор проекта: воспитатель средней группы С.П. Козина.
Тип проекта: групповой, познавательно-творческий.
Вид: краткосрочный.
Продолжительность: 3 месяца.
Участники проекта: дети 4-5 лет средней группы, воспитатели средней группы, родители.
Проект составлен
в соответствии с требованиями программы МКДОУ, примерной основной образовательной программой дошкольного образования «Мозаика» авт.-сос. В.Ю.Белькович, Н.В.Гребенкина, И.А.Кильдышева, М.:ООО «Русское слово»;
Опираясь на программу «От рождения до школы»под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, одна из основных задач которой -способность развитию познавательной активности ,любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей в наиболее близких и естественных для ребенка-дошкольника видов деятельности: игре, общении со взрослыми и сверстниками, труде. Именно в этих видах деятельности, по мнению авторов программы, происходит становление таких новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтроль, творческое воображение, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения.
Актуальность и значимость проекта
«Учиться можно только весело…
Чтобы переваривать знания,
Надо поглощать их с аппетитом».
А.Франс
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Такие занятия способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса детей, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, расширяют кругозор. Воспитатель должен заботиться о развитии у детей способностей к проведению счетных операций, научить их применять полученные ранее знания, творчески подходить к решению предложенных заданий. Все эти вопросы он должен решать, учитывая индивидуальные особенности детей, проявляющиеся на занятиях по математике.
На занятии используют различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры. При подборе наглядного материала следует строго соблюдать требования, вытекающие из задач обучения и особенностей возраста детей.
Эти требования следующие: достаточное количество предметов, используемых на занятии; разнообразие предметов по размерам (большие и маленькие); динамичность (ребята действуют с предложенном им предметом в соответствии с заданиями воспитателя, поэтому предмет должен быть прочным, устойчивым, чтобы его можно было переставить, перенести с места на место, взять в руки); художественное оформление.
Цель проекта:
создание мотивационных условий для формирования и развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.
Задачи:
- образовательная.
- Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.
- развивающая.
- Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.
- воспитательная.
- Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудится в коллективе.
Воспитывать у детей потребность занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения интеллектуального усилия играми. Расширяет представление родителей об использовании сказки при знакомстве детей с математикой.
Формы и методы:
- познакомить с геометрическими фигурами, телами, цифрами, разнообразными линиями;
- совместная организационная деятельность;
- дидактические игры;
- познавательное развитие;
- наблюдения;
- отгадывание загадок о сказках;
- придумывание загадок о сказках;
- беседы по содержанию сказок;
- рассматривание картин и иллюстраций.
Речевое развитие:
учить описывать геометрические фигуры и тела, составлять рассказы и сказки о фигурах, цифрах, линиях. Составление описательных рассказов о фигурах, предметах заданной формы.
Ознакомление с худ. литературой:
закрепить математические понятия через знакомство с художественными произведениями; умение замечать в текстах сказок предметы заданных форм, цифр, творческого преображения отдельных художественных образов.
Художественно-эстетическое развитие:
закрепить математические понятия через рисование разных предметов, лепку.
Превращение фигур , цифр и линий в предметы.
«На что похожи цифры», составление коллажей.
Игровая деятельность:
через разнообразную игровую деятельность закреплять полученные знания, формировать умение детей играть в разные игры, организовывать их.
- Дидактические игры.
- Подвижные игры.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Театральные игры.
- Словесные игры.
- Строительные игры.
Продуктивная деятельность:
развивать эмоционально-целостное отношение к предметам и образам, творчество детей. Формировать умение создавать что-то новое, интересное и необычное, радоваться результатам своего труда.
- Коллажи.
- Фризы.
- Альбомы детской деятельности.
- Поделки.
- Постройки из конструктора, строителя, песка.
Самостоятельная деятельность:
развивать умение детей самостоятельно организовывать свою деятельность в разных видах деятельности, вовлекать в свою деятельность сверстников.
- Разнообразные игры.
- Исследовательская деятельность.
- Рисование рисунков.
- Продуктивная деятельность.
Работа с родителями:
- познакомить родителей с темой проекта, заинтересовать их;
- развернуть родителей к своим детям, вызвать желание с ними играть, проводить больше времени, совместно создавать что-то новое. Консультация для родителей на тему «Математика и дети».
Этапы работы над проектом :
проект реализуется в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный:
- изучение и подбор методической и художественной литературы, иллюстративного и музыкального материала по теме проекта.
- составление плана работы.
- создание проблемной ситуации. Беседа с детьми по вопросам:
- Что мы знаем о математике?
- Что мы хотим узнать?
-Где найти информацию?
- работа с родителями.
- театрализованные игры, игры-драматизации сказок, режиссерские игры.
- чтение художественной литературы.
Основной:
- презентации, НОД.
- экскурсия по страницам книг.
- организация предметно-пространственной среды.
- консультация для родителей, воспитателей по данной теме.
- сотрудничество педагогов и родителей.
Заключительный:
- презентация проекта.
- анализ , обобщение, представление опыта работы.
- оформление выставки: «Математика и дети».
Совместная деятельность детей и воспитателей:
- чтение сказок: «Три медведя», «Маша и медведь»:
- рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий;
- игры-драматизации по сказкам;
- оформление выставки детских работ по сказкам.
Самостоятельная деятельность детей:
- рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок;
- самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам(рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд).
Совместная деятельность детей и родителей:
- чтение сказок, просмотр мультфильмов,
- художественных фильмов по сказкам;
- заучивание отрывков из сказок;
- совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по сказкам;
- изготовление костюмов для драматизаций.
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- методическое и материально-техническое обеспечение проекта;
- интеграция педагогов.
Сотрудничество с родителями воспитанников в процессе реализации проекта:
- анкетирование;
- папки-консультации;
- родительское собрание: «Читаем детям»;
- совместные творческие работы;
- консультации, беседы;
- изготовление атрибутов, костюмов;
- презентация проекта;
- мастер-класс для родителей;
- создание памятки для родителей: «Читаем детям».
Предполагаемый результат:
- повысить интерес у детей к сказкам;
- необходимо дополнять и усложнять игры;
- родители будут являться непосредственными участниками образовательного процесса, тем самым повысят свою педагогическую компетентность по проблеме приобщения детей к книге, сказке, чтению художественной литературе, развития речи.
Предполагаемый продукт:
- оформление выставки творческих работ по сказкам
- (совместная работа детей и родителей, педагогов);
- презентация проекта;
- изготовление картины по сказкам;
- занятия на темы: «Формирование элементарных математических представлений через сказку».
Практическая значимость проекта:
данный проект может быть использован в работе ДОУ:
- в непосредственно образовательной деятельности;
- в совместной деятельности педагога и детей;
- в интегрированных занятиях с включением музыкальной деятельности, изобразительной, проектной деятельности, чтение художественной литературы.
Методическое обеспечение:
сборники сказок, иллюстрации к сказкам, литература , репродукции картин, рисунков , методическая литература, заставки.
Материально-техническое обеспечение: интерактивная доска, проектор, ноутбук, музыкальный центр.
Список литературы:
1.Колесникова Е.В.Математика для дошкольников 4-5лет. Сценарии учебно-игровых занятий, -М.:«Издательство ГНОМ и Д»,2000.
2. Новикова В.П.Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст.-2-е изд.-М.:Мозаика-Синтез,2006.
3. Шевелев К.В.Дошкольная математика в играх. Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7лет.-М.:Мозаика-Синтез, 2005.
4. «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Вестник образования. Март 2010.Стр.14.
5.Планирование работы в детском саду с детьми 4-5 лет:
6.Интернет сайты.
Формирование элементарных математических представлений через сказку.
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада, тема: «В гостях у Маши и медведя».
Программные задачи:
- формировать умение сравнивать предметы по длине и высоте в возрастающем порядке;
- развивать умение ориентироваться в пространстве, различать и называть треугольник, круг, квадрат, цилиндр, шар, куб;
- закрепить навыки порядкового и количественного счета в пределах 5;
- воспитывать интерес к занятию по математике.
Материал к занятию:
- раздаточный материал - полоски разной длины, елочки разной высоты, карточки для количественного счета;
- дидактический материал - геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг), геометрические тела (шар, куб, цилиндр), картинки «части суток», иллюстрации к сказке «Маша и медведь».
Предварительная работа:
чтение русской народной сказки «Маша и медведь».
Ход НОД:
Воспитатель:
Ребята, вы любите сказки? А какие вы знаете? (Дети называют) Для того, чтобы попасть в сказку, нужно проговорить волшебные слова: крибле, крабле, бус-с! Ой, смотрите, что же это за сказка?( Дети называют героев). Мы сегодня отправимся в путешествие вместе с героями сказки «Маша и медведь», по пути будем выполнять задания. В путь!
С дедушкой и бабушкой, девочка жила,
И одна с подружкам в лес она пошла..
По тропинке в лес идут, дружно песенки поют,
Бабочки летят, на цветочек сесть хотят.
Воспитатель:
Выложите на карточке цветы под каждой бабочкой и проверьте.
-Дидактическое упражнение «Выложи цветы».
Дети:
Цветов хватит всем бабочкам. Бабочек и цветов поровну.
Воспитатель:
Дальше Машенька идет, Вот грибочки здесь растут.
-Дидактическое упражнение «Сосчитай грибы».
Воспитатель:
Посмотрите на картину и сосчитайте, сколько грибов собрала в корзину Машенька?
Дети:
Всего пять грибов.
Воспитатель:
Нужно Машеньке помочь,
Елочки расставить в ряд,
Чтоб стояли все они по высоте,
От самой низкой до самой высокой.
Дети выполняют - дидактическое упражнение «Расставь елочки по высоте».
Воспитатель:
Как вы расставили елочки?
Дети:
Елочки расставили, от самой низкой до самой высокой.
Физкультминутка «Найди свой гараж».
Дети - машины, каждая имеет свой номер (геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник). В разных местах расположены гаражи, также обозначенные геометрическими фигурами, машины возвращаются из
путешествия и находят свой гараж, соответствующий своему номеру машины.
Воспитатель:
В какой гараж приехали ваши машины?
Дети:
Наши машины приехали в гаражи, которые обозначены геометрические фигурами.
- Дидактическое упражнениие «Назови геометрические тела».
Воспитатель:
Назвать геометрические тела, которые стоят на столе и найдите похожие в группе.
Дети:
Цилиндр, шар, куб.
Воспитатель:
Много пирогов медведю, Маша напекла,
Стала думать, как бы ей сбежать?
В короб положила и спряталась сама,
Мишка косолапый по лесу идет,
Песни напевает, Машеньку несет.
Все дорожки разные, длинные слегка.
Много и коротеньких, разложи пока.
-Дидактическое упражнение«Разложи полоски».
Воспитатель:
Разложите полоски по длине, от самой короткой до самой длинной».
Воспитатель:
Как вы разложили полоски?
Дети:
От самой короткой до самой длинной.
Воспитатель:
Мишка наш усталый по лесу идет.
Мышка на дорожке, а за нею зайка,
Ежик на тропинке, рыжая лисичка, а за нею волк.
(Картинки зверей выставляются на доске).
-Дидактическое упражнение«Назови, кто за кем?».
Воспитатель:
Кто же Мишке встретился первым в том лесу?
Дети:
Первой встретилась в лесу Мышка.
Воспитатель:
А кто второй?
Дети:
Вторым встретился зайка.
Воспитатель:
А по счету волк, которым был?
Дети:
Волк был пятым.
Воспитатель:
Сколько на тропиночке, встретилось зверей?
Дети:
Всего пять зверей.
Воспитатель:
До деревни Мишка, миленький дошел.
Вот уж вечер думал он, а может день?
(На столе у детей картинки «части суток»).
-
Дидактическое упражнение«Назови части суток».
Воспитатель:
Когда обедаю все люди?
Дети:
Люди обедают днем.
Воспитатель:
Когда дети делают зарядку?
Дети:
Дети делают зарядку утром.
Воспитатель:
А когда, возвращаются из детского сада?
Дети:
Дети возвращаются из детского сада вечером.
Воспитатель:
Когда все дети спят до утра?
Дети:
Дети спят ночью.
Воспитатель:
Бросил Мишенька свой короб и домой пошел.
Испугался, бедненький лающих собак.
Выскочила Машенька и бегом домой.
Вот и дом, а рядом с ним, что это стоит?
Что стоит справа от дома?
Дети:
Справа от дома стоит дерево.
Воспитатель:
Кто стоит слева от дома?
Дети:
Слева от дома стоит петух.
Воспитатель:
А вверху над домом что?
Дети:
Вверху над домом солнце.
Воспитатель:
Дома бабка, с дедкою, рядышком сидят,
Внучку ждут они, и в окно глядят.
Увидали Машеньку, стали целовать,
Умницей, пригоженькой, стали называть
Воспитатель:
Ребята, давайте для бабушки и дедушки слепим угощенье…(Дети лепят угощения из соленого теста)
Воспитатель:
По какой сказке мы сегодня путешествовали?
Дети:
Мы путешествовали по сказке «Маша и медведь».
Воспитатель:
Вы сегодня все молодцы, справились со всеми заданиями. Дедушка с бабушкой угощают вас вкусными . ароматными пирогами!
Конспект образовательной деятельности в средней группе по ФЭМП «Три медведя». Цель: -Продолжать знакомить с числом 3; -Сравнивать знакомые предметы по величине; - Обозначать словами соответствующие параметры (большой, маленький); -Продолжать различать пространственные направления, от себя (сверху, в низу); Материал к занятию: Демонстрационный материал: - Мягкие игрушки «Три медведя»; -Картинки с изображением кроватей медведей; Раздаточный материал: - На каждого ребенка картинки с изображением кроватей и медведей.
ХОД ЗАНЯТИЯ: Воспитатель: Ребята к нам сегодня должны были придти гости, только я их не вижу где же они? Воспитатель: Влево, вправо посмотрите и под стульчик загляните, где наши гости? Нашли? Дети: Нет. Воспитатель: Я вам сейчас загадаю загадку может она поможет найти вам наших гостей. Возле леса на опушке Угадайте без подсказки Дети: Три медведя. Воспитатель: А вы знаете эту сказку? Дети: Да. Помощник воспитателя: Да вот они за дверью стоят. Заходите. Воспитатель: Здравствуйте. Давайте сними познакомимся поближе. Воспитатель: Сколько всего пришло медведей? Дети: Три. Воспитатель: Какого размера медведи? Дети: Большой, поменьше, маленький. Воспитатель: Правильно молодцы. А самый большой медведь это кто может быть? Дети: Папа медведь. Воспитатель: Кто знает как его зовут? Дети: Михаил Потапыч. Воспитатель: Он какой ребята? Дети: Большой, лохматый, пушистый. Воспитатель: Давайте все вместе повторим: Большой, лохматый,пушистый. Воспитатель: А кто это в платочке? Дети: Мама медведица. Воспитатель: А кто знает как ее зовут? Дети: Анастасия Петровна. Воспитатель: Она какая? Дети: поменьше, лохматая. Воспитатель: Ну а это кто? Дети: Мишутка. Воспитатель: Он какой? Дети: Маленький, смешной. Воспитатель: Посмотрите ребята, они что принесли. Вам интересно, что там? Дети: Да. Воспитатель: Давайте посмотрим да это картинки. Медведи и кроватки.Сколько всего кроватей? Дети: Три. Всего три кровати. Воспитатель: А сколько всего медведей? Дети: Три. Воспитатель: Всего три медведя. Воспитатель: Что можно сказать о количестве кроватей и медведей? Дети: Их поровну. Воспитатель: Правильно медведей, сколько же сколько кроватей. Воспитатель: Какого размера кровати? Дети:Большая, поменьше, маленькая. Воспитатель: Правильно. Молодцы. Сейчас я вам предлагаю поиграть Физкультминутка. Три медведя шли домой, папа был большой, большой. Мама с ним чуть меньше ростом. А малыш малютка просто, очень маленький он был, с погремушками ходил. (дзинь, дзинь) Воспитатель: Ребята у вас на столах лежат рисунки, посмотрите. Там нарисованы медведи и их кровати. Я вижу, ребята к нам сегодня пришли они в гости, где они найдите их? Да вот же они сидят, дожидаются (три мягкие игрушки разного размера) Здравствуйте! А давайте сними, познакомимся. Посмотрите это папа медведь, он какой? (большой, лохматый) Кто знает, как его зовут? Правильно Михаил Потапыч. У него есть голова, на голове уши. Сколько ушей? (два) Большой нос, а если сказать маленький, то как будет звучать? Что это такое? (туловище) Еще есть лапы. Сколько лап? (две лапы) Мама медведица, какая? (поменьше) А кто знает, как ее зовут? Анастасия Петровна. А Мишутка, какой? (маленький, веселый, смешной, задорный) Посмотрите ребята, они пришли с корзинкой. Вам интересно, что там лежит? А хотите узнать? Посмотрите это же картинки. Что нарисовано на картинке? Правильно это кроватки медвежат. Сколько кроватей на картинке? (три) Давайте правильно скажем полным предложением. Всего три кровати. А какие по размеру кровати? (большая Михаила Потапыча, поменьше Анастасии Петровны, маленькая Мишуткина) Сколько всего кроватей? Всего три кровати. Ребята, а где живут медведи? В лесу. (правильно) Медведи ходят по лесным тропинкам. Вот и у нас есть две тропинки. Посмотрите, чем они отличаются друг от друга? - Одна тропинка длинная, а другая короткая. Давайте мы по ним походим. Физкультминутка. Три медведя шли домой, папа был большой, большой. Мама с ним чуть меньше ростом. А малыш малютка просто, очень маленький он был, с погремушками ходил. (дзинь, дзинь) Ребята как вы уже знаете, медведи живут в лесном домике. Хотите сделать медведям приятное? У нас есть геометрические фигуры, давайте мы нашим медведям построим домики из геометрических фигур. Посмотрите я уже построила свой домик. (образец) Из каких геометрических фигур я построила свой домик? (треугольник, квадрат) У вас на столах тоже лежат геометрические фигуры и я предлагаю вам из них построить такой же домик как у меня. Возьмите все квадрат, это у вас будет дом, положите его перед собой. Какого цвета у тебя квадрат? (вопросы индивидуальные) Теперь возьмите все треугольник, что это у нас будет? (крыша) А какого цвета у тебя крыша? Куда мы ее поставим, с низу или с верху? Правильно сверху квадрата и у нас получится крыша дома. Вот какие красивые у нас получились дома. Посмотрите, как весело стало нашим медвежатам, и они хотят подарить вам книгу на память «Три медведя». Молодцы. |
ПРИЛОЖЕНИЕ:
«Три медведя»
«Маша и медведь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект:«Формирование дивергентного мышления дошкольников через использование технологии исследовательской деятельности»
Педагогический проект....
Проект : Формирование нравственных качеств ребенка через экологическое воспитание.
Проект направлен на воспитание в детях дошкольного возраста чувства любви к природе, заботу об окружающем мире, чувства доброты, а также сохранение и укрепление здоровья....
ПРОЕКТ «Формирование духовно-нравственных ценностей через этнокультурное воспитание»
Конкурс на соискание ежегодной премии Губернатора Московской области "Наше Подмосковье"Номинация: «Больше, чем профессия»ПРОЕКТ«Формирование духовно-нравственных ценностей через этнокультурное вос...
Проект: «Формирование экологической грамотности дошкольников через творческую деятельность детей»
Проект: «Формирование экологической грамотности дошкольников через творческую деятельность детей» ...
Познавательно-творческий проект «Формирование нравственных качеств дошкольников через любовь к животным»
Целью проекта является развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса к окружающему миру и формирование нравственных качеств через накопление знаний о многообразии животного мира ...
Проект \'\'Формирование математических способностей детей через театрализованную деятельность\'\'
Формирование математических способностей детей через театрализованную деятельность...
Презентация - проект \'\'Формирование математических способностей детей через театрализованную деятельность\'\'
Формирование математических способностей детей через театрализованную деятельность...