Проект «Формирование элементарных математических представлений через сказку»
проект

Козина Светлана Петровна

Детско-родительский образовательный проект  «Формирование элементарных математических  представлений через сказку»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_-_kopiya_2.docx495.31 КБ

Предварительный просмотр:

 http://boombob.ru/img/picture/Nov/09/d9ee2e06c0d2a3fe9ce2a03adbc21c17/6.jpg

муниципальное казенное дошкольное образовательное  учреждени

             « Детский  сад  №303 комбинированного вида »

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

« ФОРМИРОВАНИЕ

ЭЛЕМЕНТАРНЫХ

МАТЕМАТИЧЕСКИХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ»

                                                                 

                                                                                 Автор проекта:

                                                                      воспитатель группы

                                                                                        С.П.Козина

                                                 

                                               Г. Новосибирск - 2021


Описание проекта

Автор проекта: воспитатель средней группы  С.П. Козина.

 Тип проекта: групповой, познавательно-творческий.

Вид: краткосрочный.

Продолжительность: 3 месяца.

Участники проекта: дети 4-5 лет  средней группы, воспитатели средней группы, родители.

Проект составлен

в соответствии с требованиями программы МКДОУ, примерной основной образовательной программой дошкольного образования «Мозаика» авт.-сос. В.Ю.Белькович, Н.В.Гребенкина, И.А.Кильдышева, М.:ООО «Русское слово»;

Опираясь на программу «От рождения до школы»под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, одна из основных задач которой -способность развитию познавательной активности ,любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей в наиболее близких и естественных для ребенка-дошкольника видов деятельности: игре, общении со взрослыми и сверстниками, труде. Именно в этих видах деятельности, по мнению авторов программы, происходит становление таких новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтроль, творческое воображение, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения.

Актуальность и значимость проекта

                             «Учиться можно только весело…

                                Чтобы переваривать знания,

                                Надо поглощать их с аппетитом».

                                                                                                А.Франс

Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Такие занятия способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса детей, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, расширяют кругозор. Воспитатель должен заботиться о развитии у детей способностей к проведению счетных операций, научить их применять полученные ранее знания, творчески подходить к решению предложенных заданий. Все эти вопросы он должен решать, учитывая индивидуальные особенности детей, проявляющиеся на занятиях по математике.

На занятии используют различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры. При подборе наглядного материала следует строго соблюдать требования, вытекающие из задач обучения и особенностей возраста детей.

Эти требования следующие: достаточное количество предметов, используемых на занятии; разнообразие предметов по размерам (большие и маленькие); динамичность (ребята действуют с предложенном им предметом в соответствии с заданиями воспитателя, поэтому предмет должен быть прочным, устойчивым, чтобы его можно было переставить, перенести с места на место, взять в руки); художественное оформление.

F:\фото математика\DSCN7778.JPG


Цель проекта:

создание мотивационных условий для формирования и развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • образовательная.
  • Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.
  • развивающая.
  • Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.
  • воспитательная.
  • Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудится в коллективе.

 Воспитывать у детей потребность занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения интеллектуального усилия играми. Расширяет представление родителей об использовании сказки при знакомстве детей с математикой.


Формы и методы:

  • познакомить с геометрическими фигурами, телами, цифрами, разнообразными линиями;
  • совместная организационная деятельность;
  • дидактические   игры;
  • познавательное   развитие;
  • наблюдения;
  • отгадывание   загадок  о сказках;
  • придумывание   загадок  о сказках;
  • беседы по содержанию сказок;
  • рассматривание   картин  и иллюстраций.

Речевое развитие:

учить описывать геометрические фигуры и тела, составлять рассказы и сказки о фигурах, цифрах, линиях. Составление описательных рассказов о фигурах, предметах заданной формы.

Ознакомление с худ. литературой:

закрепить математические понятия через знакомство с художественными произведениями; умение замечать в текстах сказок предметы заданных форм, цифр, творческого преображения отдельных художественных образов.

Художественно-эстетическое развитие:        

закрепить математические понятия через рисование разных предметов, лепку.

Превращение фигур , цифр и линий в предметы.

«На что похожи цифры», составление коллажей.

Игровая деятельность:

через разнообразную игровую деятельность закреплять полученные знания, формировать умение детей играть в разные игры, организовывать их.

  • Дидактические игры.
  • Подвижные игры.

  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Театральные игры.
  • Словесные игры.
  • Строительные игры.

Продуктивная деятельность:

развивать эмоционально-целостное отношение к предметам и образам, творчество детей. Формировать умение создавать что-то новое, интересное и необычное, радоваться результатам своего труда.

  • Коллажи.
  • Фризы.
  • Альбомы детской деятельности.
  • Поделки.
  • Постройки из конструктора, строителя, песка.

Самостоятельная деятельность:

развивать умение детей самостоятельно организовывать свою деятельность в разных видах деятельности, вовлекать в свою деятельность сверстников.

  • Разнообразные игры.
  • Исследовательская деятельность.
  • Рисование рисунков.
  • Продуктивная деятельность.

Работа с родителями:

  • познакомить родителей с темой проекта, заинтересовать их;
  • развернуть родителей к своим детям, вызвать  желание с ними играть, проводить больше времени, совместно создавать что-то новое. Консультация для родителей на тему «Математика и дети».

Этапы   работы   над   проектом :

проект реализуется в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Подготовительный:

  • изучение и подбор методической и художественной литературы, иллюстративного и музыкального материала по теме проекта.
  • составление плана работы.
  • создание проблемной ситуации. Беседа с детьми по вопросам:

                        -  Что мы знаем о математике?

                         - Что мы хотим узнать?

                          -Где найти информацию?

  • работа с родителями.
  • театрализованные игры, игры-драматизации сказок, режиссерские игры.
  • чтение художественной литературы.

Основной:

  • презентации, НОД.
  • экскурсия по страницам книг.
  • организация предметно-пространственной среды.
  • консультация для родителей, воспитателей по данной теме.
  • сотрудничество педагогов и родителей.

Заключительный:

  • презентация проекта.
  • анализ , обобщение, представление опыта работы.
  • оформление выставки: «Математика и дети».

Совместная деятельность детей и воспитателей:

  • чтение сказок: «Три медведя», «Маша и медведь»:
  • рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий;
  • игры-драматизации по сказкам;
  • оформление выставки детских работ по сказкам.

Самостоятельная деятельность детей:

  • рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок;
  • самостоятельная  изобразительная деятельность по сказкам(рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд).

Совместная деятельность детей и родителей:

  • чтение сказок, просмотр мультфильмов,
  • художественных фильмов по сказкам;
  • заучивание отрывков из сказок;
  • совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по сказкам;
  • изготовление костюмов для драматизаций.

Необходимые условия реализации проекта:

  • интерес детей и родителей;
  • методическое и материально-техническое обеспечение проекта;
  • интеграция педагогов.

Сотрудничество с родителями воспитанников в процессе реализации проекта:

  • анкетирование;
  • папки-консультации;
  • родительское собрание: «Читаем детям»;
  • совместные творческие работы;
  • консультации, беседы;
  • изготовление атрибутов, костюмов;

  • презентация проекта;
  • мастер-класс для родителей;
  • создание памятки для родителей: «Читаем детям».

Предполагаемый результат:

  • повысить интерес у детей к сказкам;
  • необходимо дополнять и усложнять игры;
  • родители будут являться непосредственными участниками образовательного процесса, тем самым повысят свою педагогическую компетентность по проблеме приобщения детей к книге, сказке, чтению художественной литературе, развития речи.

Предполагаемый продукт:

  • оформление выставки творческих работ по сказкам
  • (совместная работа детей и родителей, педагогов);
  • презентация проекта;
  • изготовление картины по сказкам;
  • занятия на темы: «Формирование элементарных математических представлений через сказку».

Практическая значимость проекта:

данный  проект может быть использован в работе ДОУ:

  • в непосредственно образовательной деятельности;
  • в совместной деятельности педагога и детей;
  • в интегрированных занятиях с включением музыкальной деятельности, изобразительной, проектной деятельности, чтение художественной литературы.

Методическое обеспечение:

 сборники сказок, иллюстрации к сказкам, литература , репродукции картин, рисунков , методическая литература, заставки.

Материально-техническое обеспечение: интерактивная доска, проектор, ноутбук, музыкальный центр.

Список литературы:

1.Колесникова Е.В.Математика для дошкольников 4-5лет. Сценарии учебно-игровых занятий, -М.:«Издательство ГНОМ и Д»,2000.

2. Новикова В.П.Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст.-2-е изд.-М.:Мозаика-Синтез,2006.

3. Шевелев К.В.Дошкольная математика в играх. Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7лет.-М.:Мозаика-Синтез, 2005.

4. «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Вестник образования. Март 2010.Стр.14.

5.Планирование работы в детском саду с детьми 4-5 лет:

6.Интернет сайты.

Формирование элементарных математических представлений через сказку.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада, тема:  «В гостях у Маши и медведя».

Программные задачи:

  • формировать умение сравнивать предметы по длине и высоте в возрастающем порядке;
  • развивать умение ориентироваться в пространстве, различать и называть треугольник, круг, квадрат, цилиндр, шар, куб;
  • закрепить навыки порядкового и количественного счета в пределах 5;
  • воспитывать интерес к занятию по математике.

Материал к занятию:

  • раздаточный материал - полоски разной длины, елочки разной высоты, карточки для количественного счета;
  • дидактический материал - геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг), геометрические тела (шар, куб, цилиндр), картинки «части суток», иллюстрации к сказке «Маша и медведь».

Предварительная работа:

чтение русской народной сказки «Маша и медведь».

                           Ход НОД:

Воспитатель: 

Ребята, вы любите сказки? А какие вы  знаете? (Дети называют) Для того, чтобы попасть в сказку, нужно проговорить волшебные слова: крибле, крабле, бус-с! Ой, смотрите, что же это за сказка?( Дети называют героев). Мы сегодня отправимся в путешествие вместе с героями сказки «Маша и медведь», по пути будем выполнять задания. В путь!

          С дедушкой и бабушкой, девочка жила,

          И одна с подружкам  в  лес она пошла..

          По тропинке в лес идут, дружно песенки поют,

          Бабочки летят, на цветочек сесть хотят.

Воспитатель:

 Выложите на карточке цветы под каждой бабочкой и проверьте.

-Дидактическое упражнение «Выложи цветы».

Дети:

 Цветов хватит всем бабочкам. Бабочек и цветов поровну.

Воспитатель:

Дальше Машенька идет, Вот грибочки здесь растут.

-Дидактическое упражнение «Сосчитай грибы».

Воспитатель:

Посмотрите на картину и сосчитайте, сколько грибов собрала в корзину Машенька?

Дети: 

Всего пять грибов.

Воспитатель:

Нужно Машеньке помочь,

Елочки расставить в ряд,

Чтоб стояли все они по высоте,

От самой низкой до самой высокой.

Дети выполняют - дидактическое упражнение «Расставь елочки по высоте».

Воспитатель:

Как вы расставили елочки?

Дети:

Елочки расставили, от самой низкой до самой высокой.

Физкультминутка «Найди свой гараж».

Дети - машины, каждая имеет свой номер (геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник). В разных местах расположены гаражи, также обозначенные геометрическими фигурами, машины возвращаются из

путешествия и находят свой гараж, соответствующий своему номеру машины.

Воспитатель:

В какой гараж приехали ваши машины?

Дети:

Наши машины приехали в гаражи, которые обозначены геометрические фигурами.

- Дидактическое упражнениие «Назови геометрические тела».

Воспитатель:

Назвать геометрические тела, которые стоят на столе и найдите похожие в группе.

Дети:

Цилиндр, шар, куб.

Воспитатель:

Много пирогов медведю, Маша напекла,

 Стала думать, как бы ей сбежать?

 В короб положила и спряталась сама,

Мишка косолапый по лесу идет,

Песни напевает, Машеньку несет.

Все дорожки разные, длинные слегка.

Много и коротеньких, разложи пока.

-Дидактическое упражнение«Разложи полоски».

Воспитатель:

Разложите полоски по длине, от самой короткой до самой длинной».

Воспитатель:

Как вы разложили полоски?

Дети:

От самой короткой до самой длинной.

Воспитатель:

Мишка наш усталый по лесу идет.

 Мышка на дорожке, а за нею зайка,

Ежик на тропинке, рыжая лисичка, а за нею волк.

(Картинки зверей выставляются на доске).

-Дидактическое упражнение«Назови, кто за кем?».

Воспитатель:

Кто же Мишке встретился первым в том лесу?

Дети:

Первой встретилась в лесу Мышка.

Воспитатель:

А кто второй?

Дети:

Вторым встретился зайка.

Воспитатель:

А по счету волк, которым был?

Дети:

Волк был пятым.

Воспитатель:

Сколько на тропиночке, встретилось зверей?

Дети:

Всего пять зверей.

Воспитатель:

До деревни Мишка, миленький дошел.

Вот уж вечер думал он, а может день?

(На столе у детей картинки «части суток»).

-

Дидактическое упражнение«Назови части суток».

Воспитатель:

Когда обедаю все люди?

Дети:

Люди обедают днем.

Воспитатель:

Когда дети делают зарядку?

Дети:

Дети делают зарядку утром.

Воспитатель:

А когда, возвращаются из детского сада?

Дети:

Дети возвращаются из детского сада вечером.

Воспитатель:

Когда все дети спят до утра?

Дети:

Дети спят ночью.

Воспитатель:

Бросил Мишенька свой короб и домой пошел.

Испугался, бедненький лающих собак.

Выскочила Машенька и бегом домой.

 Вот и дом, а рядом с ним, что это стоит?

Что стоит справа от дома?

Дети:

Справа от дома стоит дерево.

Воспитатель:

Кто стоит слева от дома?

Дети:

Слева от дома стоит петух.

Воспитатель:

А вверху над домом что?

Дети:

Вверху над домом солнце.

Воспитатель:

Дома бабка, с дедкою, рядышком сидят,

Внучку ждут они, и в окно глядят.

Увидали Машеньку, стали целовать,

 Умницей, пригоженькой, стали называть

Воспитатель:

Ребята, давайте для бабушки и дедушки слепим угощенье…(Дети лепят угощения из соленого теста)

Воспитатель:

По какой сказке мы сегодня путешествовали?

Дети:

Мы путешествовали по сказке «Маша и медведь».

Воспитатель:

Вы сегодня все молодцы, справились со всеми заданиями. Дедушка с бабушкой угощают  вас вкусными . ароматными пирогами!

   Конспект образовательной деятельности

в средней группе по ФЭМП «Три медведя».

Цель:

-Продолжать знакомить с числом 3;

-Сравнивать знакомые предметы по величине;

- Обозначать словами соответствующие параметры (большой,

 маленький);

-Продолжать различать пространственные направления, от себя 

(сверху, в низу);

Материал к занятию:

Демонстрационный материал:

- Мягкие игрушки «Три медведя»;

-Картинки с изображением кроватей медведей;

Раздаточный материал:

- На каждого ребенка картинки с изображением кроватей и медведей.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Ребята к нам сегодня должны были придти гости,

 только я их не вижу где же они?

Воспитатель: Влево, вправо посмотрите и под стульчик загляните,

 где наши гости? Нашли?

Дети: Нет.

Воспитатель: Я вам сейчас загадаю загадку может она поможет

найти вам наших гостей.

Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? 
(Три медведя)

Дети: Три медведя.

Воспитатель: А вы знаете эту сказку?

Дети: Да.

Помощник воспитателя: Да вот они за дверью стоят. Заходите.

Воспитатель: Здравствуйте. Давайте сними познакомимся поближе.

Воспитатель: Сколько всего пришло медведей?

Дети: Три.

Воспитатель: Какого размера медведи?

Дети: Большой, поменьше, маленький.

Воспитатель: Правильно молодцы.

А самый большой медведь это кто может быть?

Дети: Папа медведь.

Воспитатель: Кто знает как его зовут?

Дети: Михаил Потапыч.

Воспитатель: Он какой ребята?

Дети: Большой, лохматый, пушистый.

Воспитатель: Давайте все вместе повторим:

Большой, лохматый,пушистый.

Воспитатель: А кто это в платочке?

Дети: Мама медведица.

Воспитатель: А кто знает как ее зовут?

Дети: Анастасия Петровна.

Воспитатель: Она какая?

Дети: поменьше, лохматая.

Воспитатель: Ну а это кто?

Дети: Мишутка.

Воспитатель: Он какой?

Дети: Маленький, смешной.

Воспитатель: Посмотрите ребята, они что принесли.

 Вам интересно, что там?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте посмотрим да это картинки.

 Медведи и кроватки.Сколько всего кроватей?

Дети: Три. Всего три кровати.

Воспитатель: А сколько всего медведей?

Дети: Три.

Воспитатель: Всего три медведя.

Воспитатель: Что можно сказать о количестве кроватей и медведей?

Дети: Их поровну.

Воспитатель: Правильно медведей, сколько же сколько кроватей.

Воспитатель: Какого размера кровати?

Дети:Большая, поменьше, маленькая.

Воспитатель: Правильно. Молодцы.

Сейчас я вам предлагаю поиграть

Физкультминутка.

Три медведя шли домой,

 папа был большой, большой.

Мама с ним чуть меньше ростом.

А малыш малютка просто,

очень маленький он был,

с погремушками ходил. (дзинь, дзинь)

Воспитатель: Ребята у вас на столах лежат рисунки, посмотрите.

Там нарисованы медведи и их кровати.

Я вижу, ребята к нам сегодня пришли они в гости, где они найдите их?

Да вот же они сидят, дожидаются

 (три мягкие игрушки разного размера)

Здравствуйте! А давайте сними, познакомимся.

Посмотрите это папа медведь, он какой? (большой, лохматый)

Кто знает, как его зовут? Правильно Михаил Потапыч.

У него есть голова, на голове уши.

Сколько ушей? (два) 

Большой нос, а если сказать маленький, то как будет звучать?

Что это такое? (туловище) 

Еще есть лапы. Сколько лап? (две лапы)

Мама медведица, какая? (поменьше) 

А кто знает, как ее зовут? Анастасия Петровна.

А Мишутка, какой?

(маленький, веселый, смешной, задорный)

Посмотрите ребята, они пришли с корзинкой.

 Вам интересно, что там лежит? А хотите узнать?

Посмотрите это же картинки.

Что нарисовано на картинке?

Правильно это кроватки медвежат.

Сколько кроватей на картинке? (три)

Давайте правильно скажем полным предложением.

 Всего три кровати.

А какие по размеру кровати?

 (большая Михаила Потапыча, поменьше Анастасии Петровны,

маленькая Мишуткина)

Сколько всего кроватей?

Всего три кровати.

Ребята, а где живут медведи? В лесу. (правильно)

Медведи ходят по лесным тропинкам.

 Вот и у нас есть две тропинки.

Посмотрите, чем они отличаются друг от друга?

- Одна тропинка длинная, а другая короткая.

Давайте мы по ним походим.

Физкультминутка.

Три медведя шли домой,

папа был большой, большой.

Мама с ним чуть меньше ростом.

А малыш малютка просто,

очень маленький он был,

с погремушками ходил. (дзинь, дзинь)

Ребята как вы уже знаете, медведи живут в лесном домике.

Хотите сделать медведям приятное?

У нас есть геометрические фигуры, давайте мы нашим медведям

построим домики из геометрических фигур.

Посмотрите я уже построила свой домик. (образец)

Из каких геометрических фигур я построила свой домик?

 (треугольник, квадрат)

У вас на столах тоже лежат геометрические фигуры

 и я предлагаю вам из них построить такой же домик как у меня.

Возьмите все квадрат, это у вас будет дом, положите его перед собой.

Какого цвета у тебя квадрат? (вопросы индивидуальные)

Теперь возьмите все треугольник, что это у нас будет? (крыша)

А какого цвета у тебя крыша?

Куда мы ее поставим, с низу или с верху?

Правильно сверху квадрата и у нас получится крыша дома.

Вот какие красивые у нас получились дома.

Посмотрите, как весело стало нашим медвежатам, и они хотят

подарить вам книгу на память «Три медведя». Молодцы.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

     

«Три медведя»

F:\фото математика\DSCN7769.JPG

F:\фото математика\DSCN7770.JPG

         F:\фото математика\DSCN7771.JPG

F:\фото математика\DSCN7772.JPG

     

F:\фото математика\DSCN7773.JPG

F:\фото математика\DSCN7774.JPG

   F:\фото математика\DSCN7775.JPG

   

 

F:\фото математика\DSCN7776.JPG

«Маша и медведь»F:\фото математика\DSCN7777.JPG

 

F:\фото математика\DSCN7780.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект : Формирование нравственных качеств ребенка через экологическое воспитание.

Проект направлен на воспитание в детях дошкольного возраста чувства любви к природе, заботу об окружающем мире, чувства доброты, а также сохранение и укрепление здоровья....

ПРОЕКТ «Формирование духовно-нравственных ценностей через этнокультурное воспитание»

Конкурс на соискание ежегодной премии Губернатора Московской области "Наше Подмосковье"Номинация: «Больше, чем профессия»ПРОЕКТ«Формирование духовно-нравственных ценностей через этнокультурное вос...

Проект: «Формирование экологической грамотности дошкольников через творческую деятельность детей»

Проект: «Формирование экологической грамотности дошкольников через творческую деятельность детей» ...

Познавательно-творческий проект «Формирование нравственных качеств дошкольников через любовь к животным»

Целью проекта является развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса к окружающему миру и формирование нравственных качеств через накопление знаний о многообразии животного мира ...

Проект \'\'Формирование математических способностей детей через театрализованную деятельность\'\'

Формирование математических способностей детей через театрализованную деятельность...

Презентация - проект \'\'Формирование математических способностей детей через театрализованную деятельность\'\'

Формирование математических способностей детей через театрализованную деятельность...