Познавательно-творческий проект «Формирование нравственных качеств дошкольников через любовь к животным»
проект по окружающему миру (средняя, старшая группа)
Целью проекта является развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса к окружающему миру и формирование нравственных качеств через накопление знаний о многообразии животного мира нашей планеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zhivotnye.docx | 36.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 967
Структурное подразделение № 3
Познавательно-творческий проект
«Формирование нравственных качеств дошкольников через любовь к животным»
Разработали и провели:
Воспитатели гр. 2
Юманова В.А.
Старостина А.В.
г. Москва
2019 г.
Проект «Формирование нравственных качеств дошкольников через любовь к животным» имел долгосрочный характер с октября 2018г. по март 2019г., проведен среди детей средне-старшей группы (слайд 2).
Проект построен на основе принципов развивающего образования, практического применения, самостоятельности и активности, социального и партнерского взаимодействия.
Особенностью проекта является построение его с учетом интеграции образовательных областей: социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической, познавательной, здоровье.
Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, доброго, чуткого и заботливого ребенка, способного гармонично ощущать себя в окружающем мире. По нашему мнению, одна из основных задач родителей и педагогов состоит в формировании нравственных чувств и моральных оценок ребёнка. Необходимо способствовать развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Наш проект направлен на решение этой задачи через знакомство ребёнка с животным миром.
Актуальность данного проекта (слайд 3) состоит в том, что необходимо заложить первые ориентиры ребёнка в мире животных, сформировать элементарные знания и навыки правильного взаимодействия с животными, бережного отношения к ним. Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное отношение к животным, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам. Проект способствует формированию у ребёнка интереса к животным, знакомит с миром зверей и птиц, дает представления о среде их обитания, способствует развитию кругозора, воспитанию любви и уважения к природе. Ребенок, полюбивший животных и достаточно узнавший о них, не станет разорять гнезда и муравейники, обижать животных и птиц.
Целью проекта (слайд 4) является развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса к окружающему миру и формирование нравственных качеств через накопление знаний о многообразии животного мира нашей планеты.
Задачи проекта представлены на слайде 5: образовательные, воспитательные, развивающие.
Среди основных образовательных задач можно выделить следующие:
- расширить знания детей о диких животных лесов России, жарких стран, Севера: их образ жизни, повадки, жилища, приспособленность к среде обитания;
- расширить, обобщить и углубить знания детей о домашних животных;
- стимулировать стремление детей (при помощи взрослого) получать знания из разных источников;
- закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе;
- стимулировать стремление ребёнка отражать полученные знания в своей художественно-продуктивной деятельности (рисунки любимых животных, изготовление поделок на тему животного мира);
- обогащать словарный запас детей новыми терминами.
К воспитательным задачам можно отнести: воспитание гуманизма, бережного отношения к животным, доброты, отзывчивости; способствовать формированию у ребёнка добрых чувств, интереса и любви к животным; формирование у детей экологически осознанного отношения к природе; воспитывать умение слушать друг друга.
Основными развивающими задачами являются развитие любознательности и стремление изучать природу и окружающий мир; развитие и поощрение в детях познавательной активности, интереса к познанию нового; формирование связной речи детей – диалогической (при пересказывании сказок) и монологической (при составлении описательных рассказов по картинкам и при составлении рассказов по серии сюжетных картинок); развитие творческой активности, внимания, воображения, памяти.
К планируемым результатам проектам (слайд 6) относятся получение детьми первичных представлений о многообразии животного мира планеты, их местах обитания, значении и знать их условия обитания; улучшение связной речи и её выразительности; появление привычек бережного и заботливого обращения к животным; формирование активности и заинтересованности в образовательном процессе детей у родителей, а также продуктивное взаимодействие родителей с детьми.
Перед началом работы по проекту проводились с детьми беседы, занятия о животных. Была проведена оценка знаний детей (слайд 7) по следующим вопросам:
- Как называются детеныши животных?
- Какие части тела есть у животного?
- Где живут дикие и домашние животные?
- Почему их так называют?
- Чем питаются животные?
- Как они себе добывают пищу?
- Как они передвигаются?
- Для чего нужны животные?
По результатам были выявлены представления детей о животных, их отношение к ним. Уровень сформированности знаний составил 70%. Высокий уровень составил 10%, средний уровень - 55%, ниже среднего - 35%. В ходе проведенных мероприятий выяснилось, что у большинства детей некоторые животные вызывают негативное отношение, они их боятся, считают их некрасивыми. Поэтому темой для проекта мы выбрали тему о животных. Выяснилось, что у детей накопилось много вопросов.
В рамках проекта нами было выделено 3 этапа: подготовительный, продуктивный, обобщающий этапы.
В рамках подготовительного этапа (слайд 8) организован подбор наглядных и дидактических материалов, поиск, анализ, систематизация, имеющейся по данной теме литературы, разработка методов и приемов работы по теме проекта. Наметили, что необходимо подготовить для реализации проекта, определили сроки работы, распределили задания. Познакомили родителей с целями и задачами проекта с целью их вовлечения в проект.
Продуктивный этап (слайд 9) представлен следующими видами деятельности: игровой, социально – коммуникативной, познавательной, художественно-эстетической деятельностью, речевым развитием и чтением художественной литературы, работой с родителями.
Социально – коммуникативная деятельность выражена театрализованной деятельностью – дети показывали театр с помощью кукл Би-Ба-Бо на сказку «Теремок», драматизировали сказку «Теремок». Слушали детские песни: «Про жирафа», «Крокодил», «Кенгуру», «Оранжевый верблюд». Также обсуждали проблемно-игровые ситуации: «Что было бы, если белый медведь оказался в пустыне?», «Что произойдет, если у овечки не отрастет шерстка?».
Здесь игровая деятельность была раскрыта в дидактических играх, например, «Кто где живёт», «О животных», «В зоопарке», «Найди и угадай», и сюжетно-ролевых играх «Мы идём в зоопарк!», «Путешествие в теплые страны».
В пределах речевого развития и чтения художественной литературы (слайд 10) было чтение художественной литературы по теме, например, «Белка и волк» Л.Н. Толстого, «Про птиц и зверей» М. Пришвина. А также чтение стихов таких как «Воробышки» О. Беляевской; «Гонялся кот за воробьями» Б.Корнилова; «Про зайца» Н.Рубцова. Также заучивание поговорок, пословиц, загадок. Кроме того, дети играли в словесные игры, «Что лишнее?», «Угадай по признаку», «Назови детёнышей».
В рамках речевого развития проводились тематические беседы, например, «Животные и птицы холодных стран»; «Наших лесов»; «Жарких стран»; «Перелётные птицы», «Каких птиц мы видим в городе, в наших парках, а каких в лесу»; «О правилах поведения в лесу»; «Кто как зимует»; «Беседа о способах защиты животных»; «Кошка и собака – наши соседи».
В рамках познавательной деятельности (слайд 11) мы занимались чтением художественной литературы по соответствующей тематике, читали пословицы и поговорки о животных, отгадывали загадки, разбирали образовательные ситуации: «Может ли лев жить в Арктике»; «Чей голос?».
Художественно - эстетическая деятельность (слайд 12) проекта представлена рисованием мышки, белочки, дымковских лошадок, кошки, сюжетным рисованием с элементами аппликации «Кто как зимует», а также раскрашиванием животных.
Были проведены занятия по лепке из природного материала «Осенний лес», лепили зайчика, медвежонка, животных жарких стран (жирафа и слона), дети были заняты пластилинографией, лепили морских обитателей.
Кроме того в рамках проекта были проведены занятия по аппликации и конструированию из бумаги: аппликация «Ёжик», «Медвежонок», «Зверята», «Аквариум с рыбками», аппликация из геометрических фигур разной величины «Наша ферма». Дети сконструировали «Теремок для зверей».
Работа с родителями заключалась в помощи сбора фотоматериала для альбома «Дети и животные». Родители помогали детям в изготовлении поделок животных для оформления совместного альбома «Эти интересные животные», также в разучивании стихов.
Физическое развитие (слайд 13) включает игровую деятельность, которая раскрыта в подвижных играх таких как, к примеру, «Дикие и домашние животные», «Лиса и зайцы».
На обобщающем этапе проекта (слайд 14) был оформлен альбом детских работ «Эти интересные животные» (слайд 15), организована выставка коллективных работ (слайд 16), также оформлена фотовыставка «Дети и животные» (слайд 17).
Итогом проекта стало обобщение результатов работы. Контрольный эксперимент (слайд 18) выявил уровень сформированности знаний, который составил 90%. Высокий уровень составил 40%, средний уровень - 50%, ниже среднего - 10%. По всем диагностированным параметрам наблюдается повышение уровня знаний детей, что доказывает результативность данного проекта.
На 19 слайде представлены фотографии, где дети играют в подвижные и театрализованные игры.
Также дети играли в дидактические игры, фотографии представлены на 20 слайде.
На 21 слайде изображен рассказ Богдана про его любимого кота Графа.
Фотография оформленного книжного уголка «О животных» представлена на 22 слайде.
Осенью ребята собирали семена для птиц и зимой подкармливали птиц (слайд 23).
С 24 по 26 слайд представлены фотографии творческих моментов на занятиях по лепке. С 27 по 29 слайд представлены фотографии с занятий по аппликации и конструированию из бумаги. С 30 по 32 слайд представлены фотографии с занятий по рисованию. Важно отметить, что каждому занятию аппликацией, лепкой, рисованием предшествовало тематическое занятие по окружающему миру и экологии с обязательным просмотром наглядного материала и обсуждением увиденного с детьми. Всё это дало возможность сделать процесс познания для детей увлекательным, чтобы впоследствии ребенок смог передать полученные впечатления и отношение к животному или птице в своем декоративно - прикладном творчестве. Ведь сначала ребенок должен накопить определенное количество знаний и умений, а потом уже учиться ими управлять.
По итогам проведенной работы (слайд 33) отмечено, что в рамках нашей проектной деятельности дети погрузились в удивительный мир животных и птиц. Произошел перенос полученных знаний в творчество. И что очень важно, даже относительно пассивные дети включились в активную творческую деятельность.
У детей появилась потребность свободно разговаривать друг с другом, сосредоточившись на конкретной теме. Проект позволил детям углубить и накопить знания, расширить представление о повадках и потребностях животных, развить внимательное, чуткое отношение ко всему живому.
По результатам проектной деятельности дети получили ответы на интересующие их вопросы. Совместно с воспитателями были составлены рекомендации, как надо относиться к животным: не приносить из леса животных, не разжигать костры, оказывать помощь раненным животным, не ломать ветки деревьев, не сдирать кору с деревьев, не кричать в лесу.
В результате проведенной работы дошкольники понимают и знают, что животные и птицы играют в жизни человека важную роль; как ухаживать за ними, где они живут, чем питаются, какую приносят пользу.
Реализованный проект позволяет сделать вывод, что наблюдая за животными, у детей пробуждается живой интерес и любознательность, что способствует развитию их эмоциональной сферы, познавательных способностей и мышления, определенный эмоциональный настрой у детей, возникающий при общении с животными, также способствует обучению.
Благодаря проекту произошло укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом, они активно принимали участие в педагогическом процессе работы над проектом.
Таким образом, запланированные результаты, цель проекта достигнуты, поставленные задачи проекта выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через любовь к родному краю"
Родина, Россия, родная природа – эти слова неотделимы. Любовь к своей стране невозможна без любви к природе своего края. Мы живем в очень красивом и непохо...
Духовно – нравственное воспитание дошкольников через любовь к родному краю
Духовно – нравственное воспитание одно из важнейших направлений нашей работы. « Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая...
План по самообразованию "Нравственное воспитание дошкольников через любовь к семье"
quot;Нравственное воспитание дошкольников через любовь к семье"...
План по самообразованию «Нравственное воспитание дошкольников через любовь в семье»
Цель:Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме самообразования.Задачи:Рабо...
Проект «Формирование духовно- нравственных качеств старших дошкольников, средствами приобщения к народной культуре».
-Развитие духовно нравственных качеств, на основе изучения традиций культуры народов проживающих на территории Республики Калмыкия.-Формирование у воспитанников толерантного отношения к представ...
Презентация проекта «Формирование духовно-нравственных чувств дошкольников через ознакомление с народными промыслами России"
laquo;Формирование духовно-нравственных чувств дошкольников через ознакомление с народными промыслами РоссииАктуальность проекта: Обусловлена большой значимостью воспитания духовно -нравственных...
Педагогический проект. Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников на основе проведения праздников и инсценировки сказок на английском языке»
Данный проект направлен на приобщение детей к духовно-нравственным ценностям, любви к национальной культуре через знакомство со значимыми религиозными праздниками и инсценировкой сказок на иност...