"Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста"
статья по математике

Пищулина Надежда Ивановна

Статья "Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.37 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста

Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста на ознакомительном уровне имеет большую ценность для интенсивного интеллектуального их развития. Источником познания дошкольника является чувственный опыт, диапазон которого зависит от того, насколько хорошо ребенок владеет суммой специальных действий, влияющих на восприятие и мышление. Развитие математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных способностей. Актуальность исследования на педагогическом уровне вызвана реформированием дошкольного образования на основе взаимодействия рациональной и когнитивной составляющих новой образовательной концепции, которая характеризуется смещением акцентов с социального заказа и требований науки на самореализацию личности ребенка.

Под математическим развитием дошкольников понимают, как правило, качественное изменение в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических (мыслительных) операций. Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой. Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Я уверена, что знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Недаром народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения. С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток мы уточняем и закрепляем представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Игровые ситуации с элементами соревнований, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.
   Формирование у дошкольников элементарных математических представлений является важным направлением работы дошкольных образовательных учреждений. Уже в дошкольном возрасте ребенок знакомится с математикой . В повседневной жизни, в быту , в играх ребенок рано начинает встречаться с ситуациями, требующими применения математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т.д.), знания таких отношений, как "много", "мало", "больше", "меньше", "поровну", умения определить и выбрать количество предметов во множестве.  Сперва с помощью взрослых, далее самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация программы происходит, используя различные формы, специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры.

Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника.

Безусловно одной из современных и эффективных форм поддержки детской инициативы является проектная деятельность, в которой участие родителей всегда актуально. Используя проектную деятельность для развития математических представлений детей, педагоги тем самым активизируют познавательное и творческое развитие ребенка, а также уделяют внимание формированию личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.  В 2017-18 годах реализовали такие проекты по математике, как «Веселая математика» в средней групе, «Занимательная математика» в старшей группе, «Азбука цифр» в подготовительной группе позволили воплотить личностно-развивающий характер взаимодействия взрослых и детей на практике, учитывая их потребности, возможности, желания в образовательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста. Тема: «Геометрические фигуры. Обобщение.»

Материал занятия поможет закрепить и обобщить знания детей о свойствах геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника....

Конспект занятия по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста

Конспект занятия по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста (2 младшая группа)...

Представление собственного педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.

Мною представлены материалы собственного многолетнего педагогического опыта работы  по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста....

Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста на основе дидактического панно "Погода" НОД - "Соотношение двух групп предметов по количеству".

Обучение по данному дидактическому панно носит наглядно-действенный характер и преподносится детям в игровой форме, что способствует лучшему усваиванию учебного материала. Данное панно создано для обо...

Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста

Интерес к математике необходими формировать в дошкольном возрасте,чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным явлением окружающего мира....