Примеры заданий с палочками Киюзенера
картотека по математике (старшая группа)
В данном материале описывается назначение палочек Киюзенера и приводятся примеры заданий с палочками для развития элементарных математических способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palochki_kiyuzenera.docx | 887.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Цветные палочки Кюизинера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами. На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Цель занятий, с использованием палочек Кюизинера: развитие элементарных математических способностей у детей старшего и подготовительного к школе возраста.
Задачи:
- закреплять понимание геометрических фигур;
- формировать понятие числа и количества, представления об их соотношении;
- закреплять количественный и порядковый счёт;
- формировать понятие «состав числа», обучать навыкам сложения, вычитания;
- формировать элементарные математические понятия: «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и т.д.
- развивать мелкую моторику;
- развивать фантазию, воображение;
- формировать устойчивый интерес к познанию, в том числе к математической науке.
Палочки Кюизенера – это комплект из 116 палочек разного цвета и длины. Всего 10 цветов: белый, розовый, голубой, красный, желтый, фиолетовый, черный, бордовый, синий, оранжевый. Каждому цвету соответствует длина. Белая палочка самая короткая, это кубик длиной 1 см, оранжевая - самая длинная – 10 см. Все цвета образуют собой три семейства: красный, синих и желтых.
Семейство красных | Семейство синих | Семейство желтых |
Розовый – 2 см | Голубой – 3 см | Желтый – 5 см |
Красный – 4 см | Фиолетовый – 6 см | Оранжевый – 10 см |
Фиолетовый – 6 см | Синий – 9 см | |
Бордовый- 8 см | ||
Оранжевый – 10 см |
Числа, зашифрованные в семействе красных кратны двум, в семействе синих - трем, а в семействе желтых - пяти. Белый (1 см) и черный (7 см) цвета – это простые числа - их нет ни в одном семействе. Кроме самих счетных палочек Кюизенера в наборе есть математические знаки основных действий, а также цифры от 1 до 20. Для детей, уже освоивших «цветной счет» могут использоваться классические примеры, как в школе.
Задания для детей старшего и подготовительного к школе возраста
«Кто быстрее» Вы называете число, ребенок должен взять ту палочку, которая соответствует этому числу. Также наоборот вы берете палочку, поднимаете вверх, а его задача быстро сказать число, которое ей соответствует.
«Что изменилось?» Педагог выкладывает перед дошкольником несколько палочек, малыш запоминает их, затем закрывает глаза. Взрослый в это время убирает или заменяет один элемент.
«Продолжи узор» Ребёнку предлагается продолжить узор по образцу (украсить шарфик или полотенце для мамы, соткать красивый коврик котёнку, построить заборчик и т. д.). Для этого он должен понять закономерность в расположении элементов (вначале по цвету или размеру, затем эти свойства комбинируются).
Игра «Слева-справа» Ребенок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: «Положи синюю палочку, справа от нее положи красную, справа – голубую, снизу желтую, сверху – оранжевую» – и т.д.
«Простые примеры» Покажите, что две белых палочки образуют одну розовую. А розовая и белая равны голубой. Сколько белых палочек уложится в синей палочке? Сколько белых палочек надо добавить к голубой, чтобы получилась синяя? Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы) Можно поставить цифры под палочками, чтобы начать проводить ассоциации между написанием цифр и цветом/размером.
«С закрытыми глазами» Поставьте условие определить цвет палочки, только с помощью пальцев, с закрытыми глазами. Объясните, что самая маленькая палочка 1 см, примерно, как ширина пальца. Научите ребенка с помощью пальцев измерять длину палочек.
«Домики в которых живут числа» (состав числа). Сначала сделать крышу из палочек, длинной которых будут числа, состав которых нужно изучить. Затем делаем стену из палочек, сумма которых равна числу «крыши».
Схемы
К основному набору созданы альбомы со схемами для палочек Кюизенера, которые предлагают различные игры и задания, на основе выкладывания палочек поверх рисунков. Так же схемы можно придумать самим. Предлагаем некоторые из них.
Схема «Домик». Распечатайте шаблон и предложите ребенку составить такой же дом из палочек. Можно приговаривать:
Мы с тобой построим домик
Крыша словно треугольник.
Рама будто бы квадрат.
Зайчик домику так рад!
Не забывайте называть цвет и размер, схема для вас подсказка. Дверь больше чем окно, для нее нужна палочка побольше. Хорошо, когда рассказывается технология постройки: сначала надо заложить фундамент, затем возвести стены. Рядом с домом может быть лавка, дерево, пруд. Таким образом, дети могут построить целый город.
В данных схемах уже выбраны конкретные цвета и палочки, их нужно просто положить поверх рисунка, а вот в следующих схемах детям необходимо самим подобрать палочку нужного размера.
В данном задании ребята должны как бы закрасить предметы, подбирая размер палочек.
Следующее задание поможет дошкольникам легче запомнить буквы алфавита, необходимо также заполнить букву палочками, но в задании есть подсказка – это цифра на бесцветной палочке – здесь им поможет знание соответствия цвета и длины палочки.
Цветные счетные палочки Кюизенера отличный дидактический материал. Они дают возможность для безграничного творчества и фантазии. Вы можете придумать множество других игр сами, но, даже играя в те, которые перечислены выше, вы сможете развить у ребенка мышление, воображение, мелкую моторику, память, внимание. Это пособие уже много лет используется педагогами ДОУ (дошкольных образовательных учреждений) всего мира. Взяв его в свой арсенал для развивающих занятий, вы точно не пожалеете. Играйте, обучайте, развивайте! Увлекательных занятий!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми средней группы по ФЭМП с использованием палочек Киюзенера по теме: «Теремок»
КонспектНепосредственно - образовательной деятельности с детьми средней группы по ФЭМП с использованием палочек Киюзинера Тема: «Теремок» ...
Игры с палочками Киюзенера
Я систаматизировала игры с палочками....
Картотека дидактических игр с цветными палочками Киюзенера для детей старшего дошкольного возраста
Картотека используется для развития познавательных и творческих способностей детей....
Взаимодействие логопеда с воспитателями (пример задания на неделю).
В логопедической группе учитель-логопед ведет журнал взаимодествия с воспитателями, в котором дает воспитателям задание на работу с детьми в коррекционные часы по пройденному материалу во второй полов...
Мастер-класс "Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством использования цветных палочек Киюзенера"
Палочки Кюизенера как дидактическое средство развития математических представлений у детей являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятель...
Технологическая карта фрагмента занятия дидактической игры с палочками Киюзенера
Выстраивание цепочки ( поезд) из палочек от самой длинной до самой короткой в процессе действия с дидактическим пособием «Палочки Киюзенера»...
Конспект открытого занятия в средней группе по ФЭМП с палочками Киюзенера и блоками Дьенеша «В гостях у Фиксиков»
Конспект открытого занятия в средней группепо ФЭМП с палочками Киюзенера и блоками Дьенеша«В гостях у Фиксиков»Цель: формирование элементарных математических представлений и интеллектуальн...
- Мне нравится (1)