Дополнительная общеобразовательная программа "Развивайка"
рабочая программа по математике (старшая группа)
Развитие интеллектуально-познавательных способностей ребенка 5-7 лет на основе использования развивающих технологий З.Дьенеша и Х. Кюизенера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа | 89.04 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КРАСНОГОРСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА»
Рассмотрено на заседании педагогического совета от «___» ___________ 20____г. Протокол № _____________ | «Утверждаю»: Директор МБУДО «Центр творчества» ____________ Е.Е. Сапронова «___» ______________ 20____г. Приказ № |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«РАЗВИВАЙКА»
социально-гуманитарной направленности
(уровень программы – стартовый)
Возраст детей: от 5 до 7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель: Шадская Марина Евгеньевна, педагог дополнительного образования |
г.о. Красногорск, 2021 г. |
Информационная карта образовательной программы
Учреждение | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр творчества» г.о. Красногорск Московской области |
Форма учебного объединения | объединение |
Название программы | «Развивайка» |
Вид программы | Модифицированная |
Цель | Развитие интеллектуально-познавательных способностей ребенка 5-7 лет на основе использования развивающих технологий З. Дьенеша и Х.Кюизенера |
Задачи | Обучающие 1.Формировать представления о множестве чисел, величин, форме, пространстве, времени 2.Закреплять умения и навыки в счете, вычислении, измерении Развивающие 1.Развивать мыслительные умения: умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию 2.Развивать психические процессы: зрительное восприятие, произвольное внимание 3.Развивать любознательность, самостоятельность, сообразительность, стремление к поиску нестандартных решений задач 4.Развивать речь, умение обосновывать суждения, строить простейшие умозаключения 5.Развивать творческое воображение 6.Развивать мелкую моторику рук Воспитательные 1.Воспитывать морально – волевые качества личности: ответственность, организованность, эмоционально-положительное отношение к сверстникам 2.Воспитывать интерес к развивающим играм. |
Направленность | Социально-гуманитарная |
Уровень освоения | Стартовый |
Продолжительность освоения | 2 года |
Возраст обучающихся | Программа может быть реализована для одновозрастных и разновозрастных групп 5-7 лет |
Форма организации образовательного процесса | Групповая/подгрупповая |
Степени реализации программы | Частично реализованная Программы принята на основании решения педагогического совета МБУДО «Центр творчества» Протокол № 2 от 31.08.2020 г. Новая версия программы принята на основании решения педагогического совета МБУДО «Центр творчества» Протокол № 1 от 18.01.2021 г. |
Содержание.
1.Титульный лист………………………………………………………1
2. Информационная карта образовательной программы…………….2
3.Содержание……………………………………………………….......4
3.Пояснительная записка………………………………………………5
4.Учебный план………………………………………………………..11
5.Календарно-тематический план (5-6л.) .………………………….14
6.Календарно-тематический план (6-7л.) ……………………………20
7.Список литературы………………………………………………….31
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Развивайка» (далее по тексту - программа) социально-гуманитарной направленности, является модифицированной.
Сегодня мало дать ребенку определенную систему знаний, очень важно привить ему трудолюбие, коммуникативные навыки, умение творчески мыслить, приучить к самоконтролю. Программа направлена на развитие и саморазвитие неповторимой индивидуальности ребенка в процессе выполнения им различных видов познавательной деятельности. Программа носит ознакомительный характер, содержит минимальный объем информации, доступный для возраста 5-7 лет, что соответствует стартовому уровню сложности.
Актуальность программы:
Познавательное развитие предполагает развитие интересов обучающихся, любознательности и познавательной мотивации; закладывает основы элементарных математических представлений, развивает математическое, логическое мышление, математическая речь, воспитывает ценностное отношение к математическим знаниям и умениям. Изучение математики приучает обучающихся логически рассуждать, воспитывает у них точность и обстоятельность высказываний. Она развивает такие интеллектуальные качества, как способность к абстрагированию, обобщению, способность мыслить, анализировать, критиковать. Насущной стала проблема индивидуально-дифференцированного обучения в игровой форме, учитывающая особенности детского развития и восприятия. В процессе математического образования в детском саду осуществляется математическое развитие обучающихся, результатом такого образования является формирование математической культуры, необходимой для адаптации к процессам информатизации и технологизации, происходящим в современном обществе.
Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. Этот дидактический материал способствует развитию интеллектуальных способностей, логического мышления у обучающихся дошкольного возраста и формируют в комплексе все важные для умственного развития качества на протяжении всего дошкольного обучения, наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Постепенное усложнение материала по принципу «От простого к сложному», дает возможность ребенку легко и безошибочно справляться с заданиями.
Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить обучающихся к школе.
Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей обучающихся, тем самым стимулируя желание детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления.
Новизна программы:
Современные требования к дополнительному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития детей. Чтобы реализовать весь этот замысел в программе были объединены следующие инновационные методики: логические блоки Дьенеша (развивают логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение); палочки Кюизенера(способствуют развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия).
Программа предполагает развитие познавательных и интеллектуальных способностей обучающихся дошкольного возраста в процессе использования развивающих игр и пособий: Блоки Дьенеша, палочки Кюизинера.
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность программы «Развивайка» обусловлена тем, что именно в дошкольном возрасте эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего мира. Реализация программы, принимает занимательный характер, предполагает систему увлекательных игр и упражнений математической направленности.
Цель – развитие интеллектуально-познавательных способностей ребенка 5-7лет на основе использования развивающих технологий З. Дьенеша и Х.Кюизенера
Задачи:
Обучающие
1.Формировать представления о множестве чисел, величин, форме, пространстве, времени
2.Закреплять умения и навыки в счете, вычислении, измерении
Развивающие
1.Развивать мыслительные умения: умение сравнивать, анализировать,
классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию
2.Развивать психические процессы: зрительное восприятие, произвольное внимание
3.Развивать любознательность, самостоятельность, сообразительность, стремление к поиску нестандартных решений задач
4.Развивать речь, умение обосновывать суждения, строить простейшие умозаключения
5.Развивать творческое воображение
6.Развивать мелкую моторику рук
Воспитательные
1.Воспитывать морально – волевые качества личности: ответственность,
организованность, эмоционально-положительное отношение к сверстникам
2.Воспитывать интерес к развивающим играм.
Отличительные особенности программы:
Программа направлена на успешное овладение в дальнейшем детьми основами математики и информатики. Позволяет варьировать использование игр и упражнений на различных этапах обучения. Способствует созданию новых условий для воспитания интеллектуальных способностей ребенка.
Программа предусматривает дифференцированный подход в организации процесса обучения.
Для реализации индивидуального подхода организуется работа с учетом уровня развития логического мышления детей, в т.ч. используются задания разной сложности.
Принципы построения программы:
- Доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
- Наглядность (наличие дидактических материалов).
- Научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).
- «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).
Срок освоения программы и режим занятий:
1-ый год обучения (5 - 6 лет)— 1 раз в неделю по 1 академическому часу, в год 36 часа.
2-ой год обучения (6 - 7 лет)— 2 раза в неделю по 1 академическому часу, в год 72 часа.
Характеристика детей 5-7лет:
5-6 лет
-Проявляют интерес к знаковым системам, моделированию, самостоятельному решению творческих задач.
-Определяют местоположение предметов, их количество, удаленность др. от друга.
-Положительно относятся к взаимоконтролю, активно контролируют действия других детей и оценивают чужие результаты.
-Проявляют способность к целеполаганию (цель, средства, способ достижения, результат), к обобщению.
6-7 лет
- Проявляют интерес к действию с числами, решению арифметических и логических задач.
-Способны осуществлять самоконтроль и самооценку
-Высказываются о сущности явлений, связях и закономерностях.
-Планируют последовательность действий.
-Ищут рациональный способ решения познавательной задачи в игровых и практических ситуациях.
Форма обучения
Непосредственная образовательная деятельность программы проводится в форме совместной игры педагога и детей (игра – сказка, игра – путешествие, игра – экспериментирование, игра – сюрприз). Для создания интереса к игре используются разнообразные сказочные сюжеты, персонажи, загадки. Во время игры дети решают познавательные задачи, исследуют, конструируют, выкладывают изображения, составляют рассказы по картинкам. Используется разнообразный наглядный материал: рисунки, схемы, чертежи, карточки, которые включены в учебно – игровые комплексы к палочкам Кюизенера и блокам Дьенеша. Во время занятия проводится физминутка, которая позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики. Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта. Дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Образовательная деятельность построена с учетом возрастных особенностей детей на доступном детям материале по принципу «от простого к сложному».
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач. В том числе проведения инструктажей по технике безопасности и занятий по ПДД.
Все занятия проводятся в игровой, развлекательной и познавательно развивающей форме. Делятся на теоретическую и практическую части. Наполняемость групп 10-14 человек. В каждой возрастной категории образуются две группы:
5-6лет—8 мин. - теория и 22 минуты - практика
6-7лет— 8 мин. - теория и 22 минуты - практика
Методы и приемы организации образовательного процесса:
- игровые (игровые ситуации, дидактические, подвижные игры)
- наглядные (образцы, таблицы, схемы, карточки )
- словесные (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог)
- практические (упражнения, обследования, исследования)
Информационное изображение:
Фотоматериалы по темам, звуки природы (аудиозапись)
Ожидаемые результаты:
-обучающийся владеет логическим приемам работы с объектом или множеством
(сравнения, обобщения, абстрагирования, деления, анализа, синтеза) на материале
логических блоков Дьенеша, палочек Кюзенера;
-имеет представления о понятиях алгоритма, кодирования и декодирования информации;
-легко видоизменяет созданное им по ситуации, критично оценивает результат;
-задает вопросы взрослому поискового характера; проявляет любознательность,
интерес к экспериментированию;
-может применять самостоятельно новые знания и способы деятельности для
решения различных задач;
- умеет строить свою работу в соответствии с требованиями (критериями), умеет
работать по правилу, по образцу и по простейшему алгоритму;
- слушает взрослого и выполняет его инструкции;
- фиксирует свое затруднение;
-с помощью взрослого может выявить его причины и сформулировать познавательную задачу;
- активно использует различные способы преодоления затруднения.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
Достижение детьми планируемых результатов отслеживается путем наблюдения в процессе деятельности детей и фиксируются в таблице 2 раза в год.
Критерии оценки уровня освоения программы:
Низкий уровень - обучающийся не внимателен, плохо владеет зрительно-моторной координацией, мелкой моторикой рук, не понимает простейших устных инструкций педагога, изготавливает изделие только с помощью педагога.
Средний уровень - обучающийся внимателен, средне владеет зрительно-моторной координацией, мелкой моторикой рук, понимает простейшие устные инструкции педагога.
Высокий уровень-обучающийся внимателен, владеет зрительно-моторной координацией, мелкой моторикой рук, понимает устные инструкции педагога
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
- презентация для воспитателей на педагогическом совете;
-анкетирование родителей;
- презентация для родителей на родительском собрании.
Изучение ПДД
В целях предупреждения дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся, на основании письма Министерства образования Московской области от 28.08.2013г. №10825-13в/07 о решении рабочей группы Министерства образования Московской области по разработке мер, позволяющих обеспечить функционирование непрерывной плановой системы обучения детей основам безопасного поведения на улицах и автодорогах, от 26.06.2013 в дополнительную общеразвивающую программу «Развивайка» включены 7 тем по ПДД для изучения основ безопасности дорожного движения».
Ожидаемые результаты после изучения тем по безопасности дорожного движения
Дошкольник должен быть ознакомлен | Дошкольник должен соблюдать |
Опасные места вокруг сада, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах и находиться только под присмотром взрослых. | Переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам только в сопровождении взрослого |
Типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям | Переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки также с родителями |
Опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением | Ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней |
Места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п. | Определять опасные и безопасные участки дорог и улиц |
Название и назначение некоторых дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей | Дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне транспорта |
Материально – техническое обеспечение программы
Просторный кабинет с посадочными местами по количеству детей в группе.
Интерактивная доска, магнитная доска, детские столы и стулья (стандарты дошкольного возраста), коробки с дидактическими пособиями, расходными материалами для игр.
Учебный план 1-й год обучения (5-6 лет)
№ п/п | Название раздела, темы | часы | Формы контроля | ||
Всего | теория | практика | |||
1 | Знакомство с развивающими играми (БД ) | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
2 | Выявление свойств по 3-м признакам | 4 | 2 | 2 | наблюдение |
3 | Освоение идеи видоизменения, трансформации | 4 | 2 | 2 | Прописать формы контроля |
4 | Освоение свойств декодирования | 3 | 1.5 | 1.5 | |
5 | Умение расшифровывать информацию | 4 | 2 | 2 | |
6 | Ориентировка в пространстве | 2 | 1 | 1 | |
7 | Знакомство с палочками Кюизенера | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | Различие палочек по цвету осваивать эталоны цвета и их название. | 4 | 2 | 2 | |
9 | Работа в альбомах | 3 | 1,5 | 1,5 | |
10 | Развивать представление о цвете, длине; учить сравнивать полоски по длине. | 4 | 2 | 2 | опрос |
11 | Работа по схемам | 3 | 1,5 | 1,5 | |
12 | Упражнения в измерении с помощью условной мерки | 3 | 1,5 | 1,5 | |
ИТОГО: | 36ч. |
Всего 36 академических часа. (включая 7 занятий по ПДД + 4 инструктажа)
Содержание 1-го года обучения
- Тема: Знакомство с развивающими играми (БД ) – 1 ч.
Теория:
Практика:
Учебный план 2-й год обучения (6-7 лет)
№ п/п | Название раздела, темы | часы | Формы контроля | ||
Всего | теория | практика | |||
1 | Освоение способа декодирования. (БД) | 8 | 4 | 4 | |
2 | Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину. (БД) | 8 | 4 | 4 | |
3 | Конструирование по памяти | 4 | 1 | 3 | |
4 | Сравнение предметов по заданным свойствам. (БД) | 6 | 2 | 4 | |
5 | Развитие умения разбивать множества по 1-2-3 свойствам на два подмножества, производить логическую операцию «НЕ» (БД) | 8 | 4 | 4 | |
6 | Закрепление описание блоков по символам (БД) | 3 | 1 | 2 | |
7 | Закрепить умение изображать задуманное с помощью палочек. (пК) | 6 | 2 | 4 | |
8 | Группировка палочек по цвету | 6 | 2 | 4 | |
9 | Упражнение в числовом ряде. Ориентировка в пространстве (п К) | 4 | 1 | 3 | |
10 | Составление числа из двух меньших | 4 | 1 | 3 | |
11 | Закрепить умение работать по схеме, использовать символы | 4 | 1 | 3 | |
12 | Преобразование предметов в уме | 3 | 1 | 2 | |
13 | Увеличение и уменьшение чисел в пределах 10-ти | 4 | 2 | 2 | |
14 | Знакомство с четными и нечетными числами | 4 | 2 | 2 | |
Итого: | 72 часа |
Всего 72 академических часа. (включая 7 занятий по ПДД + 4 инструктажа
Содержание 2-го года обучения
Методическое обеспечение программы
В программе широко используется дидактический и наглядный материал. В каждое занятие включены развивающие игры, дидактические игры, головоломки. Закрепление материала проходит в виде перекрестного и фронтального опросах, самостоятельных, а так, же в коллективных работах.
Образовательный процесс строится так, что каждый ребёнокусваивает столько материала, сколько ему необходимо по его индивидуальнымспособностям в соответствии с условиями развития. В итоге вседети без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего продвижения материал,но при этом не тормозится развитие более способных детей. Это позволяет разработать дифференцированные задания для ребёнка всоответствии с его способностями и возможностями.
Занятие состоит из 3 компонентов:
- специально организованное обучение;
-совместная деятельность педагога с детьми: непосредственная образовательная деятельность, реализуемая в ходе совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов и направленная на решение образовательных задач;
- самостоятельная деятельность детей: свободная деятельность детей в условиях созданной педагогом предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию);
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности);
- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с руководителем);
- исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Алгоритм занятий:
1. Приветствие
2. Мотивация к деятельности (введение в тему постановка проблемы)
3. Игры на развитие мышления, работа с блоками Дьенеша
4. Физкультминутка
5. Решение логических задач, самостоятельная деятельность.
6. Рефлексия.
Методическое обеспечение программы.
1.Цветные счѐтные палочки Кюизенера.
2.Плоскостной вариант палочек Кюизенера.
3.Б.Б.Финкельштейн «На золотом крыльце» Альбом-игра (Палочки Кюизенера)
4.Б.Б.Финкельштейн «Дом с колокольчиком». Альбом-игра (Палочки Кюизенера).
5.Цветные схемы-карточки.
6. Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» (игры и упражнения по обучению математике для детей 3-5 лет).
7. В.Н. Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками
Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет)
8.Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце сидели» (палочки Кюизенера).
9. Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников»
10.Блоки Дьенеша
11. Пособие «Давайте вместе поиграем», «Страна блоков и палочек»
12. Альбом «Спасатели спешат на помощь», «Поиск затонувшего клада».
Интернет сайт: http://doshkolnik.ru/pedagogika/4205-razvitie-doshkolnika.html
Список литературы
- Белошистая А. В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических особенностей// Дошкольное воспитание 2000№2 -с.69
- Белошистая А. В. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание 2004№9 –с.66
- Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет/ Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1991.
- Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша / Б.Б. Финкельштейн. – СПб.: Корвет, 2015.
- Комарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера? Москва ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ 2020.
- Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем: Комплект игр с блоками Дьенеша. – СПб.: Корвет,2001
- Михайлова З.А., Носова Е.А. Логическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. -СПб.: ООО «Издательство «Дестство – Прогресс»,2021.-128с., ил. – (Методический комплект программы «Детство»).
- Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005 – 95 с.
9. Фидлер, М. Математика уже в детском саду: пособие для воспитателя детского сада / М. Фидле; пер. с польск. О. А. Павлович. - Москва : Просвещение, 1981. - 159 с.: ил. - Б. ц.
Интернет-ресурсы:
https://mama.neolove.ru/early_childhood_education/system_denesha/
https://infourok.ru/material.html?mid=113587
Литература для детей и родителей
Приложение №1
Директор МБУДО «Центр творчества»
____________Сапронова Е.Е.
«_____» ________2021г.
Календарный учебный график.
Дополнительная общеразвивающая программа «Развивайка»
(стартовый уровень)
Педагог ДО Шадская М.Е.
Год обучения: 1
Группа: 1
Учебная нагрузка: 1 раз в неделю по 1 часу, в год 36 ч.
Место проведения занятия: МБДОУ детский сад № 10
Расписание: среда 17.00 – 17.30
№ п/п | Месяц | Неделя | Тема | Содержание / Задачи | Материалы и оборудование | Формы контроля |
Сентябрь | 1 | Диагностика «Знакомство с логическими блоками Дьенеша». -найди такие же фигуры, как эта, по цвету и размеру; - найди такие же фигуры, как эта, по форме и величине; -назови, какая это фигура по цвету и форме; - назови, какая это фигура по толщине и по размеру. | Диагностика уровня развития логико – математического мышления детей Рассматривание геометрических фигур; знакомство со свойствами логических блоков; классификация по признакам. | |||
2 | «Посмотри и расскажи, что зашифровано?» | Знакомство с карточками-символами. Развивать способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать свойства. | Карточки - символы | |||
2 | октябрь | 1 | Знакомство с палочками Кюизенера. «Цветик-семи цветик», «Олень» | Различение и называние цвета палочек. Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение. | «На золотом крыльце» стр1,2 | |
2 | «Что какого цвета?». Игровое упражнение «Строим дорожки». | Учить различать и группировать палочки по цвету; осваивать эталоны цвета и их названия; использовать в речи слова «такая же», «одинаковые», «тоже красная» и т.д.; развивать зрительный глазомер. | Л.Д..Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр8 | |||
3 | Логические блоки. Игра «Садовник». | Упражняемся в умении моделировать; декодировать символы свойств логических фигур; умении охарактеризовать свойства своих предметов. | «Давайте вместе поиграем» стр4-5 | 1 | ||
4 | Логические блоки. « Складывание различных предметов» | Дать возможность детям выяснить, что в наборе нет двух одинаковых фигур. Развивать творчество, смекалку. | М.Фидлер. «Математика уже в д/с», с.76. | 1 | ||
5 | Работа в альбомах «Дом с колокольчиком» | Различение и называние цвета палочек. Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение | Альбом «Дом с колокольчикам» стр 1,3;2,4 по выбору детей | 1 | ||
3 | Ноябрь | 1 | «Помоги муравьишкам» (II) | Развитие устойчивой связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр74 | 1 |
2 | «Расскажи и покажи.» | Развивать умение характеризовать признаки определенных геометрических фигур. | Карточки Знаки – символы. | 1 | ||
3 | «Найди клад». (II) | Развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр78 | 1 | ||
4 | «Кораблик» | Упражнять детей в измерении с помощью условной мерки, закреплять умение находить соответствие цвета с числом. | В.П.Новикова стр45 | 1 | ||
4 | Декабрь | 1 | «Угощение для медвежат». | Развивать умение сравнивать предметы по 2-4 признакам; подведение к пониманию отрицания свойств. | «Давайте вместе поиграем» (2,3) | 1 |
2 | Выкладываем из палочек | Группируем палочки по разным признакам, выкладываем по схеме. | «На золотом крыльце» стр 2,3,4 | 1 | ||
3 | «Угадай-ка» (II) | Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер) предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.) | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр75. | 1 | ||
4 | «Моделируем квадрат» | Учить различать палочки по цвету; осваивать эталоны цвета и их название; использовать в речи слова: такая же, одинаковые, одинаковые по цвету и по длине…; развивать представление о квадрате; развивать зрительный глазомер; формировать навык самоконтроля и самооценки. | Л.Д Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр11 | 1 | ||
5 | Январь | 1 | «Я работаю волшебником» | Освоение детьми идеи видоизменения, трансформации. | «Страна блоков и палочек» стр9 | 1 |
2 | Логические блоки «Шерлок Холмс ищет преступников. | Умение рассказать о свойствах блока с опорой на модель. | Страна Блоков и палочек стр2 | 1 | ||
3 | «Собачка» | Учить отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа | Л.Д.Комарова « Как работать с палочками Кюизенера»стр16 | 1 | ||
4 | Логические блоки. «Олимпийские игры или кто лишний» | Освоение способа декодирования. Находить ошибки при группировке | «Страна блоков и палочек» стр4 | 1 | ||
6 | Февраль | 1 | «Моделируем прямоугольник» | Развивать представления о прямоугольнике; развивать зрительный глазомер; формировать навык самоконтроля и самооценки. | Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр12 | 1 |
2 | Логические блоки. «Где чей гараж?». (II). | Развивать способности к абстрагированию, анализу, декодированию. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр84 | 1 | ||
3 | «Печенье» | Упражнять детей в измерении с помощью условной мерки, учить определять , что больше целое или часть | В.П. Новикова. стр36 | 1 | ||
4 | Логические блоки. «Где чей гараж?». (II) | Развивать умение классифицировать. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр85 | 1 | ||
7 | Март | 1 | «Строим мебель для матрешки» | Учить устанавливать соответствие между цветом и числом. | Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр14 | 1 |
2 | «Кошечка» | Учить отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа | Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр16 | 1 | ||
3 | Логические блоки. «Засели домики». Вариант сложности выбирается индивидуально | Развивать классификационные умения | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр87 | 1 | ||
4 | «Журавушка» | Формировать умение моделировать предмет из заданного количества деталей, развивать глазомер. | В.П. Новикова стр38 | 1 | ||
8 | Апрель | 1 | Логические блоки «У кого в гостях Винни-Пух». (I,II) | Развивать способности анализировать, сравнивать.; работать с логическими таблицами. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр100 | 1 |
2 | «Построение лестницы» | Развивать представление о цвете, длине; учить сравнивать полоски по длине. | Л.Д. Комарова « Как работать с палочками Кюизенера» стр19 | 1 | ||
3 | Логические блоки «Помоги фигурам выбраться из леса». | Развитие логического мышления, умения рассуждать. Работать с таблицами. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр103 | 1 | ||
4 | «Составление ковриков» | Учить выбирать палочки указанного цвета. | Л.Д. Комарова « Как работать с палочками Кюизенера» стр21 | 1 | ||
5 | Логические блоки «Загадки без слов» (II) | Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр113 | 1 | ||
9 | Май | 1 | «Коврик для кошки», «Коврик для котенка». | Учить различать полоски по цвету и по длине; учить составлять квадрат из палочек.; развивать зрительный глазомер. | Л.Д. Комарова « Как работать с палочками Кюизенера» стр22-23 | 1 |
2 | Логические блоки «Где спрятался Джерри».(II) | Развивать логическое мышление, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков-символов и декодировать её. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр114 | 1 | ||
3 | «Изменение конструкции дома» | Развивать способность преобразовывать заданную конструкцию, находить признаки сходства и различия, закреплять умение измерять разными мерками | В.П.Новикова стр39 | 1 | ||
4 | Диагностика | Выявление уровня развития логико – математического мышления | Беседы, диагностические задания. | 1 |
Приложение №1
Директор МБУДО «Центр творчества»
____________Сапронова Е.Е.
«_____» ________2021г.
Календарный учебный график.
Дополнительная общеразвивающая программа «Развивайка»
(стартовый уровень)
Педагог ДО Шадская М.Е.
Год обучения: 2
Группа: 2
Учебная нагрузка: 2 раза в неделю по 1 часу, в год 72 ч.
Место проведения занятия: МБДОУ детский сад № 10
Расписание: вторник 17.00 – 17.30; четверг 17.00 – 17.30
№ п/п | Месяц | Неделя | Тема | Содержание/задачи | Материал, оборудования | Формы контроля |
1. | сентябрь | 1. | Логические блоки «Угадай фигуру». (II) | Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию о свойствах. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр117 | 1 |
«Длинные и короткие ленточки для кукол». | Развивать ориентировку в пространстве; учить сопоставлять палочки по длине двумя способами. | Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр27 | 1 | |||
2. | Логические блоки «Построй дом». | Развитие логического мышления, внимания., умение работать с таблицей. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр108 | 1 | ||
Диагностика | Диагностика уровня развития логико – математического мышления детей | Беседа, диагностические задания. | 1 | |||
2. | октябрь | 1. | «Делаем заборчик». | Закреплять умение строить ряд с заданным алгоритмом, закреплять знания о том, что число предметов не зависит от расположения предметов в пространстве. | В.П. Новикова стр41 | 1 |
Логические блоки. «Строители дорог» (II) | Читаем схемы и следуем правилам (учет двух свойств) | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр90 | 1 | |||
2. | Логические блоки. «Строители дорог» (III) | Читаем схемы и следуем правилам (учет трех свойств) | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр93 | 1 | ||
«Выставка скульптуры» | Закрепить умение изображать задуманное с помощью палочек. | В.П. Новикова стр68 | 1 | |||
3. | «Продолжи узор» | Умение видеть закономерность и выкладывать палочки в соответствии с ней. | «На золотом крыльце» стр34 | 1 | ||
«Архитекторы» | Освоение способа декодирования. | Давайте вместе поиграем» стр8 и стр22-23 | 1 | |||
4. | «По – моему хотению, по – моему велению» | Развивать умение кодировать и декодировать информацию о свойствах блоков, согласованно работать в команде. | «Страна палочек и блоков» стр3 | 1 | ||
Логические блоки «Найди такие же фигуры как эта» (III) | Выяснить знания и умения детей выявлять признаки предметов. Дать возможность самостоятельно познакомиться с блоками. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр80 | 1 | |||
5. | «Найди клад». (III.) | Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр78 | 1 | ||
«Строим дорожки». | Учить различать и группировать палочки по цвету; осваивать эталоны цвета и их названия; использовать в речи слова (такая же, одинаковые…) | Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр8 | 1 | |||
3. | ноябрь | 1. | «Выложи по цифрам» | Закреплять умение детей соотносить число с цветом, упражнять в счете, в измерении. | В.П. Новикова стр52 | 1 |
«Кондитерская фабрика» | Развивать умение группировать блоки по 3-4 признакам | «Страна блоков и палочек» стр2 | 1 | |||
2. | «Дружные блоки» | Научить выделять и называть свойства общие для пары предметов | «Страна блоков и палочек» стр6 | 1 | ||
«Выставка цветов» | Закреплять умение конструировать по памяти, название цветов, соотнося их со временем года и местом произрастания. | В.П. Новикова стр55 | 1 | |||
3. | «Лес» | Упражнять детей в конструировании деревьев, сравнение их по высоте с помощью условной мерки. | В.П. Новикова стр56 | 1 | ||
Логические блоки «Угадай-ка», (III) | Развитие умений выявлять и абстрагировать, и называть свойства предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.) | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр76 | 1 | |||
4. | Логические блоки.«Домино», (III) | Развивать умение группировать блоки по 2-3свойствам | Е.А. Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр80 | 1 | ||
«Кто старше» | Формировать представление о возрасте. Развивать умение находить соответствие цвета с числовым значением палочек и цифрой. | В.П. Новикова стр 58 | 1 | |||
4. | декабрь | 1. | «Лягушонок» | Учить детей составлять целое из отдельных предметов , работать по словесной инструкции, сравнивать предметы по разным признакам. | В.П. Новикова стр60 | 1 |
Логические блоки «Магазин» | Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, рассуждать и аргументировать свой выбор. | «Давайте вместе поиграем» стр7 и стр16-17. | 1 | |||
2. | Логические блоки. «Дорожки» (III) | Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам). | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр79 | 1 | ||
«Скорый поезд» | Закрепить умение в сравнении предметов по длине, называть словами результат сравнения, упражнять в счете в пределах заданного числа. | В.П. Новикова стр63 | 1 | |||
3. | «Железнодорожная станция» | Упражнять детей в упражнении числового ряда, умении правильно отвечать на вопросы, упражнять в ориентировке в пространстве. | В.П. Новикова стр69 | 1 | ||
Логические блоки«Где чей гараж». ( III). | Развивать умение классифицировать | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр84 | 1 | |||
4. | Логические блоки «Засели домики» (III). | Развитие классификационных умений. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр89 | 1 | ||
«Как еще растут дома» | Учить детей составлять число из двух меньших чисел, развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу. | Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр43. | 1 | |||
5. | январь | 1. | «Состав чисел из единиц» | Учить детей составлять число из единиц, развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу. | Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр42. | 1 |
Логические блоки «Украсим елку бусами» | Развивать умение выявлять и абстрагировать свойство; умение «читать схему»; закреплении навыков порядкового счета. | «Давайте вместе поиграем» стр 21-22 | 1 | |||
2. | Логические блоки «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок?» (III) | Развивать способности анализировать, сравнивать, обобщать. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр102 | 1 | ||
«Сказки острова Буяна» | Развивать умение работать со схемой., накладывая палочки на изображение, составлять рассказы по сюжетным картинкам. | «На золотом крыльце сидели» стр 19-20. | 1 | |||
3. | «Сказки острова Буяна-2» | Развивать умение работать со схемой., накладывая палочки на изображение, составлять рассказы по сюжетным картинкам | «На золотом крыльце.» стр 21-22. | 1 | ||
Логические блоки. «Раздели блоки- 1» | Развитие умения разбивать множества по 1 свойству на два подмножества, производить логическую операцию «НЕ» | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр118 | 1 | |||
4. | Логические блоки. «Логический поезд» | Умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами, развитие способностей к логическим действиям и операциям. | «Давайте вместе поиграем» стр9 и стр26-27 | 1 | ||
«Цифры» | Закрепить знание цифр, умение работать со схемой, различные способы сравнение по длине (наложение, приложение, на глаз) | «На золотом крыльце.» стр29 | 1 | |||
6. | февраль | 1. | «Выложи по цифрам» | Закреплять умение соотносить число с цветом, упражнять в счете, упражнять в измерении. | В.П Новикова стр52 | 1 |
Логические блоки. «Где чей гараж» (III) | Закреплять умение действовать по схемам. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр84 | 1 | |||
2. | Логические блоки. «Транспорт к выезду готов» | Продолжать закреплять умение выкладывать по схемам, используя знаки - символы | Альбом «спасатели приходят на помощь» стр7 | 1 | ||
Логические блоки «Раздели блоки-2.». | Развитие умения разбивать множества по 2 свойствам на два подмножества, производить логическую операцию «НЕ», «и», «ИЛИ». | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр119 | 1 | |||
3. | «Восстанавливаем разрушенный город» | Закрепить умение работать по схемам, соблюдать правила. | Альбом «Спасатели спешат на помощь» стр8 | 1 | ||
«Логические задачи на цветовую последовательность» | Учить решать задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. | Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр 60 | 1 | |||
4. | «Железная дорога» | Учить решать задачи на основе зрительно воспринимаемой информации | Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр 61 | 1 | ||
Логические блоки «Раздели блоки-3 | Развитие умения разбивать множества по 3 свойствам на два подмножества, производить логическую операцию «НЕ», «и», «ИЛИ», доказательности мышления. | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр120 | 1 | |||
7 | март | 1. | Логические блоки. «Доставка Грузов» | Закрепить умение работать по схеме. | Альбом « Спасатели спешат на помощь» стр9 | 1 |
«Как еще растут дома из чисел?» | Учить составлять число из двух меньших. | Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр43 | 1 | |||
2. | «Выложи из палочек» | Умение работать по схеме., развитие аналитических способностей. | «На золотом крыльце..» стр35-36 | 1 | ||
Логические блоки «Детская площадка». | Развивать умение декодировать информацию и работать в соответствии с алгоритмом. | «Давайте вместе поиграем» стр8 и стр22-23 | 1 | |||
3. | Логические блоки «Поиск камней» | Закрепление описание блоков по символам, умение решать примеры и работать по схеме | Альбом «Поиск затонувшего клада» стр1. | 1 | ||
«Покажи, как растут числа». | Продолжать учить увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа.; учить детей сравнивать смежные числа. | Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр45 | 1 | |||
4. | «Как узнать номера домов на новой улице?» | Закреплять умение составлять число из двух меньших, развивать у детей зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу и решать ее. | Л.Д. Комарова « Как работать с палочками Кюизенера?» стр45 | 1 | ||
Логические блоки. «Мозайка цифр» | Развивать способности декодировать информацию, изображенную на карточке, умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами, закрепление навыков вычислительной деятельности. | «Давайте вместе поиграем» стр9 и стр28-32 | 1 | |||
8 | апрель | 1. | Логические блоки.«Поиск камней-2» | Закрепление описание блоков по символам, умение решать примеры и работать по схеме | Альбом «Поиск затонувшего клада» стр2 | 1 |
«Как белочка и ежик играли числами». | Продолжать учить увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу.; учить устанавливать логические связи и закономерности. | Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр48 | 1 | |||
2. | «Палочки можно складывать» | Учить детей ориентироваться в пространстве, развивать количественные представления детей, учить находить полоски , по сумме равные двум данным. | Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр56 | 1 | ||
Логические блоки. «Принц освобождает заколдованную принцессу» | Развивать способность декодировать информацию, изображенную на карточке; умение выбирать блоки по заданным свойствам; закрепление навыков вычислительной деятельности. | Альбом «Спасатели приходят на помощь» стр10 | 1 | |||
3. | Логические блоки «Поиск камней - 3» | Закрепление описание блоков по символам, умение решать примеры и работать по схеме | Альбом «Поиск затонувшего клада» стр3 | 1 | ||
«Сломанная лесенка». | Продолжать учить увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу; учить устанавливать логические связи и закономерности. | Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр49 | 1 | |||
4. | «Чет-нечет» (четные и нечетные числа). | Познакомить детей с четными и нечетными числами; продолжать учить увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу; учить устанавливать логические связи и закономерности. | Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр50 | 1 | ||
Логические блоки. «Олимпийские игры ли кто-то лишний». | Закрепляем умение группировать объекты по определенным признакам, находить ошибки при группировке. | «Страна палочек и блоков» стр 4 и стр10 | 1 | |||
5. | Логические блоки. «Загадки без слов»(III) | Закрепляем умение зашифровывать и расшифровывать свойства, пользоваться отрицанием и характеризовать блоки | Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр113 | 1 | ||
«Палочки можно вычитать» | Учить детей ориентироваться в пространстве, развивать количественные представления, учить находить разность. | Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр57 | 1 | |||
9 | май | 1. | «Буквы» | Выкладывание букв по схеме, сравнение палочек по длине (разными способами, декодирование- по цифре найди цвет палочки. | «На золотом крыльце.» Стр30-31 | 1 |
Логические блоки. «Поиски клада пиратов» | Закрепление описание блоков по символам, умение решать примеры и работать по схеме | Альбом «Поиски затонувшего клада» стр4-5 | 1 | |||
2. | Логические блоки. «Доставка чая в Англию из Индии» | Закреплять умение работать по схеме. | Альбом « Спасатели приходят на помощь» стр12 | 1 | ||
«Расколдуй сказку» | Освоение операции «декодирования» | «На золотом крыльце.» стр33 | 1 | |||
3. | «Сказочный город» | Умение работать по схеме, создание своих сюжетов. | « На золотом крыльце..» стр 43-44 | 1 | ||
«Гонцы передают важные сообщения» | Закрепить умение работать по схеме, использовать символы, расшифровывать коды. | Альбом «Спасатели спешат на помощь» стр14 | 1 | |||
4. | «Поиск затонувшего клада» | Закрепление описание блоков по символам, умение решать примеры и работать по схеме | Альбом «Поиски затонувшего клада» стр 5. | 1 | ||
Диагностика | Выявления уровня развития логико – математического мышления. | Беседа, диагностические задания. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программa для детей раннего возраста (2 – 3 лет) социально-педагогической направленности
Программа по сенсорике для детей 2-3 лет, на 1год....
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»
Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа Кружок ручного труда «Мастерилка»
Дополнительная образовательная программа «Мастерилка»...
- Мне нравится (1)